Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Течения в литературе на рубеже 19 и 20 веков. Характерные черты натурализма( во Франции и США), неоромантизм, декаданс и др




 

 

ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Рубеж XIX—XX вв. — начало Новейшего времени, которое стало эпохой перехода от региональных культур к общемировой культу­ре, эпохой расцвета цивилизации, но также временем мировых войн и революций.

Периодизация. Новейшее время включает в себя три периода: рубеж XIX—XX вв. — переходный период в истории культуры; собственно XX в. — период стабилизации социокультурного и ли­тературного процесса; рубеж XX—XXI вв. — переходный период в развитии культурного и литературного процесса сегодняшнего дня.

Социокультурные факторы эпохи. Можно выделить следующие наиболее значимые социокультурные факторы Новейшего време­ни: начало перехода от индустриальной к информационной ци­вилизации; выход на историческую арену прежде бесправных и необразованных слоев общества, наций, стоявших у обочины ис­тории; успехи образования, приведшие к качественному скачку в формировании читательской аудитории; глобализация и тоталь­ная переоценка ценностей; качественное усиление значения ком­мерции и моды в культуре; исключительно важная роль средств массовой информации, компьютеризации в развитии цивилиза-ционных процессов.

К этому периоду относится формирование мирового литера­турного процесса как единого целого; контраст интеллектуализа­ции и иррационализации, психологизации и дегуманизации, эс­тетизации и дисгармонизации, экспериментаторства и обраще­ния к традициям многовекового культурного наследия в парадиг­ме художественной литературы «культурного запроса» («концеп­туально-авторской», если ее рассматривать с точки зрения авто­ра, литературы как творчества); противостояние этой парадигме ее антипода — литературы «массового спроса» (литературы как ре­месла, литературной индустрии) с ее ориентацией на коммер­ческий принцип, развлекательность, использование готовых схем и клише, однозначность, сенсационность, потребительскую пси­хологию читателя (эти парадигмы развиваются параллельно и, не­смотря на свое противостояние, постоянно взаимодействуют).

Отличительные черты литературы рубежа XIX —XX вв. Рубеж XIX —XX вв. — переходный период в мировом литературном раз­витии. В 1827 г. Гёте в разговоре со своим секретарем Эккерманомпервые отметил, что начинает складываться всемирная литера­тура. На рубеже веков эта отмеченная Гёте тенденция становится ведущей. Второй промышленный переворот и интернационализа­ция духовной жизни — факторы глобального характера. Формиро­вание мировой литературы выражается в усилении взаимодействий крупнейших литературных регионов — Европы, США, Востока, России, вхождении в их число Латинской Америки. Все это при­водит к необходимости по-новому описывать историю литерату­ры: не по региональному, национальному признаку, а в соответ­ствии с получившими международное развитие и признание на­правлениями (течениями, школами).

Среди отличительных черт периода в первую очередь нужно выделить мозаичность картины литературной жизни, которая про­является во множественности направлений, течений, школ, от­сутствии магистрального направления, открытости границ раз­личных художественных систем, множественности влияний и тра­диций; а также расширение литературной «географии» (включе­ние в европейский литературный процесс литератур Скандина­вии, славянских народов, «возвращение» итальянской и испан­ской литератур и др.).

Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы. Пре­одоление региональное™ отражается на освоении Востоком и другими регионами, раньше закрытыми для европейского влия­ния, крупнейших достижений европейской литературы. В то же время и европоцентристское сознание начинает расширяться, осваивать творчество писателей разных эпох и литератур, в том числе неевропейских. В качестве примера можно назвать вхожде­ние индийской литературы, прежде всего творчества Р.Тагора, в мировой литературный процесс.

Тагор. Рабиндранат Тагор (1861 — 1941) — крупнейший пред­ставитель новой индийской литературы, писавший на бенгальском языке. Он родился в Калькутте в семье крупного землевладельца, учился в Калькутте и Лондоне. Творчество Тагора 1875— 1882 гг. носит подражательный характер. Первые произведения, в кото­рых он заявил о себе как о самобытном писателе, — сборники «Вечерные песни» (1882), «Утренние песни» (1883).

С 1891 г. начинается новый этап творчества Тагора. В его расска­зах 1890-х гг. об индийской деревне закладываются основы крити­ческого реализма. Вершина поэтического творчества Тагора этого периода — сборник «Чойтали»1, который включает стихотворения 1895—1896 гг. Тагор выступает как философ, занимается обще­ственной деятельностью (особенно во время подъема освободитель­ного движения против владевших Индией англичан 1905— 1908 гг.). Вершина литературной деятельности этого периода — философ­ский и социально-психологический роман «Гора», публиковав­шийся в 1907— 1910 гг. В романе изображена борьба неоиндуистов и сторонников усвоения европейской цивилизации в 1870-х годах.

В поэтических произведениях Тагор продолжает развивать тра­диции древнеиндийской поэзии и философии, сочетающиеся с романтическими настроениями, с философским взглядом на мир. Наиболее значительный свой сборник — «Гитанджали»1 (1910) Тагор перевел на английский язык. В книге поэт обращается к неназываемому многоликому божеству-творцу, образ которого сливается с образом природы. Философская лирика Тагора изла­гает его концепцию «джибон-дебота» («божество жизни»), создан­ную им в конце XIX в. на основе учения упанишад (древних ин­дийских религиозно-философских трактатов) о единстве Брах­мана (Вселенной как объективного начала) и Атмана (человека как субъекта). В 1913 г. за «Гитанджали» Тагор получает Нобелев­скую премию. После Первой мировой войны начинается новый этап деятельности писателя. Вклад Тагора в индийскую культуру, во всемирную литературу рубежа веков был очень значителен.

Декаданс. Глубочайшая трансформация мирового литературно­го процесса (прежде всего в Европе) внешне выражается как кри­зис литературы и литературных традиций. Кризис охватил многие сферы жизни. Для характеристики кризисного мироощущения эпохи выработано понятие «декаданс» (в переводе с французско­го — «упадок») и производные от него — «декаденство» как об­щее обозначение представителей декадентской культуры. Первым декадентом объявил себя еще Ш. Бодлер.

Один из ранних источников декаденства — знаменитый труд философа-анархиста Макса Штирнера (1806—1856) «Единствен­ный и его собственность» (1844). Штирнер утверждал: всё (Бог, нация, государство) утверждает свое дело на ничем, на самом себе, в то время как история человечества — это история его закабале­ния. Первая задача, стоящая перед человеком, — отыскать себя: «Ищите не свободы, которая вас отчуждает от самих себя, приводя к «самоотречению», ищите себя самих, станьте эгоистами, и пусть каждый из вас обратится во всесильное Я. Или, говоря яснее, по­знайте самих себя; познайте, что вы такое в действительности, и откажитесь от ваших лицемерных стремлений, от вашей безумной, страсти быть не самим собой». Идеи Штирнера были развиты не­мецким философом Фридрихом Ницше (1844— 1900). В своих про­изведениях «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» Ницше исходил из социал-дарвинистской концепции, в которой идея «борьбы видов», «естественного отбора» переносилась на об­щество. Для Ницше борьба каждого против всех за выживание ивозвышение стала не правом эгоистической личности, а священ­ной обязанностью: чтобы выжило человечество, в нем должны ос­таться лишь сильные личности, руководствующиеся идеалом «сверх­человека». Ницше изменил сам стиль философствования, сблизив его со стилем мифов, священных книг, художественной литерату­ры. Его философские идеи нередко высказаны в форме афоризмов, насыщенных парадоксами. Среди них особенно популярными ста­ли такие афоризмы, как «Бог умер», «Живи опасно». Ницше при­зывал к тотальной переоценке традиционных ценностей.

Влияние декаданса на литературу рубежа XIX—XX вв. огромно. Воплощением декадентских настроений стал роман французского писателя Шарля Мари Жоржа Гюисманса «Наоборот» (1884) — своеобразная «библия декаданса».

Декаданс особенно ярко проявился в символизме, эстетизме и в таком популярном, но применительно к литературе пока мало­исследованном явлении эпохи, как модерн. Для декадентского мироощущения характерны мотивы болезни, смерти, разруше­ния, бегства от действительности в мир искусственной красоты, вытеснение этики эстетикой. Декадентское мироощущение нашло отражение в поисках стиля. Декадентская литература пронизана музыкально-поэтическим началом особого рода: на первый план выходят вялые, убаюкивающие ритмы, неясные, зыбкие образы, символы, указывающие на иной, эфемерный и хрупкий мир, во всем противоположный действительности, недосказанность, мечта о том, чего не бывает. Искусство декаданса воплотило изыскан­ный пессимизм и в то же время ницшеанское разочарование в ценностях, вырабатывавшихся культурой в течение тысячелетий, это «пир во время чумы».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1496 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.