ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
Рубеж XIX—XX вв. — начало Новейшего времени, которое стало эпохой перехода от региональных культур к общемировой культуре, эпохой расцвета цивилизации, но также временем мировых войн и революций.
Периодизация. Новейшее время включает в себя три периода: рубеж XIX—XX вв. — переходный период в истории культуры; собственно XX в. — период стабилизации социокультурного и литературного процесса; рубеж XX—XXI вв. — переходный период в развитии культурного и литературного процесса сегодняшнего дня.
Социокультурные факторы эпохи. Можно выделить следующие наиболее значимые социокультурные факторы Новейшего времени: начало перехода от индустриальной к информационной цивилизации; выход на историческую арену прежде бесправных и необразованных слоев общества, наций, стоявших у обочины истории; успехи образования, приведшие к качественному скачку в формировании читательской аудитории; глобализация и тотальная переоценка ценностей; качественное усиление значения коммерции и моды в культуре; исключительно важная роль средств массовой информации, компьютеризации в развитии цивилиза-ционных процессов.
К этому периоду относится формирование мирового литературного процесса как единого целого; контраст интеллектуализации и иррационализации, психологизации и дегуманизации, эстетизации и дисгармонизации, экспериментаторства и обращения к традициям многовекового культурного наследия в парадигме художественной литературы «культурного запроса» («концептуально-авторской», если ее рассматривать с точки зрения автора, литературы как творчества); противостояние этой парадигме ее антипода — литературы «массового спроса» (литературы как ремесла, литературной индустрии) с ее ориентацией на коммерческий принцип, развлекательность, использование готовых схем и клише, однозначность, сенсационность, потребительскую психологию читателя (эти парадигмы развиваются параллельно и, несмотря на свое противостояние, постоянно взаимодействуют).
Отличительные черты литературы рубежа XIX —XX вв. Рубеж XIX —XX вв. — переходный период в мировом литературном развитии. В 1827 г. Гёте в разговоре со своим секретарем Эккерманомпервые отметил, что начинает складываться всемирная литература. На рубеже веков эта отмеченная Гёте тенденция становится ведущей. Второй промышленный переворот и интернационализация духовной жизни — факторы глобального характера. Формирование мировой литературы выражается в усилении взаимодействий крупнейших литературных регионов — Европы, США, Востока, России, вхождении в их число Латинской Америки. Все это приводит к необходимости по-новому описывать историю литературы: не по региональному, национальному признаку, а в соответствии с получившими международное развитие и признание направлениями (течениями, школами).
Среди отличительных черт периода в первую очередь нужно выделить мозаичность картины литературной жизни, которая проявляется во множественности направлений, течений, школ, отсутствии магистрального направления, открытости границ различных художественных систем, множественности влияний и традиций; а также расширение литературной «географии» (включение в европейский литературный процесс литератур Скандинавии, славянских народов, «возвращение» итальянской и испанской литератур и др.).
Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы. Преодоление региональное™ отражается на освоении Востоком и другими регионами, раньше закрытыми для европейского влияния, крупнейших достижений европейской литературы. В то же время и европоцентристское сознание начинает расширяться, осваивать творчество писателей разных эпох и литератур, в том числе неевропейских. В качестве примера можно назвать вхождение индийской литературы, прежде всего творчества Р.Тагора, в мировой литературный процесс.
Тагор. Рабиндранат Тагор (1861 — 1941) — крупнейший представитель новой индийской литературы, писавший на бенгальском языке. Он родился в Калькутте в семье крупного землевладельца, учился в Калькутте и Лондоне. Творчество Тагора 1875— 1882 гг. носит подражательный характер. Первые произведения, в которых он заявил о себе как о самобытном писателе, — сборники «Вечерные песни» (1882), «Утренние песни» (1883).
С 1891 г. начинается новый этап творчества Тагора. В его рассказах 1890-х гг. об индийской деревне закладываются основы критического реализма. Вершина поэтического творчества Тагора этого периода — сборник «Чойтали»1, который включает стихотворения 1895—1896 гг. Тагор выступает как философ, занимается общественной деятельностью (особенно во время подъема освободительного движения против владевших Индией англичан 1905— 1908 гг.). Вершина литературной деятельности этого периода — философский и социально-психологический роман «Гора», публиковавшийся в 1907— 1910 гг. В романе изображена борьба неоиндуистов и сторонников усвоения европейской цивилизации в 1870-х годах.
В поэтических произведениях Тагор продолжает развивать традиции древнеиндийской поэзии и философии, сочетающиеся с романтическими настроениями, с философским взглядом на мир. Наиболее значительный свой сборник — «Гитанджали»1 (1910) Тагор перевел на английский язык. В книге поэт обращается к неназываемому многоликому божеству-творцу, образ которого сливается с образом природы. Философская лирика Тагора излагает его концепцию «джибон-дебота» («божество жизни»), созданную им в конце XIX в. на основе учения упанишад (древних индийских религиозно-философских трактатов) о единстве Брахмана (Вселенной как объективного начала) и Атмана (человека как субъекта). В 1913 г. за «Гитанджали» Тагор получает Нобелевскую премию. После Первой мировой войны начинается новый этап деятельности писателя. Вклад Тагора в индийскую культуру, во всемирную литературу рубежа веков был очень значителен.
Декаданс. Глубочайшая трансформация мирового литературного процесса (прежде всего в Европе) внешне выражается как кризис литературы и литературных традиций. Кризис охватил многие сферы жизни. Для характеристики кризисного мироощущения эпохи выработано понятие «декаданс» (в переводе с французского — «упадок») и производные от него — «декаденство» как общее обозначение представителей декадентской культуры. Первым декадентом объявил себя еще Ш. Бодлер.
Один из ранних источников декаденства — знаменитый труд философа-анархиста Макса Штирнера (1806—1856) «Единственный и его собственность» (1844). Штирнер утверждал: всё (Бог, нация, государство) утверждает свое дело на ничем, на самом себе, в то время как история человечества — это история его закабаления. Первая задача, стоящая перед человеком, — отыскать себя: «Ищите не свободы, которая вас отчуждает от самих себя, приводя к «самоотречению», ищите себя самих, станьте эгоистами, и пусть каждый из вас обратится во всесильное Я. Или, говоря яснее, познайте самих себя; познайте, что вы такое в действительности, и откажитесь от ваших лицемерных стремлений, от вашей безумной, страсти быть не самим собой». Идеи Штирнера были развиты немецким философом Фридрихом Ницше (1844— 1900). В своих произведениях «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» Ницше исходил из социал-дарвинистской концепции, в которой идея «борьбы видов», «естественного отбора» переносилась на общество. Для Ницше борьба каждого против всех за выживание ивозвышение стала не правом эгоистической личности, а священной обязанностью: чтобы выжило человечество, в нем должны остаться лишь сильные личности, руководствующиеся идеалом «сверхчеловека». Ницше изменил сам стиль философствования, сблизив его со стилем мифов, священных книг, художественной литературы. Его философские идеи нередко высказаны в форме афоризмов, насыщенных парадоксами. Среди них особенно популярными стали такие афоризмы, как «Бог умер», «Живи опасно». Ницше призывал к тотальной переоценке традиционных ценностей.
Влияние декаданса на литературу рубежа XIX—XX вв. огромно. Воплощением декадентских настроений стал роман французского писателя Шарля Мари Жоржа Гюисманса «Наоборот» (1884) — своеобразная «библия декаданса».
Декаданс особенно ярко проявился в символизме, эстетизме и в таком популярном, но применительно к литературе пока малоисследованном явлении эпохи, как модерн. Для декадентского мироощущения характерны мотивы болезни, смерти, разрушения, бегства от действительности в мир искусственной красоты, вытеснение этики эстетикой. Декадентское мироощущение нашло отражение в поисках стиля. Декадентская литература пронизана музыкально-поэтическим началом особого рода: на первый план выходят вялые, убаюкивающие ритмы, неясные, зыбкие образы, символы, указывающие на иной, эфемерный и хрупкий мир, во всем противоположный действительности, недосказанность, мечта о том, чего не бывает. Искусство декаданса воплотило изысканный пессимизм и в то же время ницшеанское разочарование в ценностях, вырабатывавшихся культурой в течение тысячелетий, это «пир во время чумы».