ного успеха!
Конечно же, деньги сами по себе не яв- ляются злом. В Библии сказано, что их осквер- няет только любовь к ним.10 Нет ничего плохого в том, чтобы усердно трудиться, зара- батывать на жизнь, копить средства, повышать благосостояние собственной семьи, инвестиро-
вать в будущее и, кроме всего этого, жертвовать на благо окружаю- щего нас мира. Все мы хотим, чтобы наши дети жили лучше, чем мы. Если мы достигли успеха, смогли избавиться от кредитных долгов, отложили что-то себе на старость, не забывали о помощи нуждаю- щимся, и после этого у нас еще и остались в запасе какие-то деньги, то мы необычайно благословлены.
Г Л А В А 5
У меня много друзей, построивших успешный бизнес и скопив- ших немалое состояние, но я заметил, что самые счастливые из них — это те, кого не контролирует собственное богатство. Один из таких людей — мой близкий друг Дойс Россер, автомобильный дилер из Тайдуотера, штат Вирджиния. В возрасте шестидесяти пяти лет, когда большинство мужчин уже уходят на покой, Дойс на собствен- ные средства основал служение и начал строить по всему миру церкви — от Кубы до Вьетнама, от Индии до Африки. Прошло уже почти двадцать лет, но он все так же продолжает перелетать с кон- тинента на континент.
После одного особо изнурительного путешествия Дойс решил, что настало время обсудить будущее со своей семьей, и потому они с женой пригласили к себе на выходные своих троих дочерей с мужь- ями. В первый же вечер Дойс объявил, что определился со своими планами в отношении имущества и объяснил дочерям, на какую часть наследства может рассчитывать каждая из них, если только они не решат оставить все благотворительному фонду, чтобы служение их отца могло работать и дальше.
Для принятия решения хватило единственного семейного со- брания. Дочери и их мужья единодушно согласились с тем, что все состояние отца должно быть пожертвовано на строительство церк- вей.
Никто и никогда не смог бы сказать, что Дойс одержим день- гами или что они контролируют его. Ему доставляло удовольствие умножать богатство, но еще больше ему нравилось отдавать это бо- гатство нуждающимся людям. Деньги, власть и слава — это лишь ин- струменты, которые можно применить как на добро, так и на зло. Только в том случае, если мы считаем их самоцелью, они подавляют нашу человечность.
В пользу утверждения о том, что материализм не может поро- дить истинное счастье, есть множество доказательств. Современные американцы — самая процветающая нация в истории человечества. Следовательно, если деньги открывают путь к удовольствиям, а удо- вольствия порождают счастье, то мы должны были бы считаться самым счастливым народом из всех когда-либо живших на нашей планете.
Но факт заключается в том, что это не так. В чем же причина? Именно этот вопрос рассматривает в своей провокационной книге «Парадокс прогресса: Когда жизнь становится лучше, но людям становится хуже» редактор журнала «New Republic» Грег
С Ч А С Т Л И В А Я Ж И З Н Ь
Истербрук. Он отмечает выдающийся прогресс, достигнутый со вре- мен наших прапрадедов. Значительно увеличилась средняя продол- жительность жизни; мы стали намного здоровее и забыли об угрозе таких ужасных болезней, как полиомиелит и оспа; покупательная способность среднестатистического американца в два раза превышает ту, которой обладали его родители в 1960-е годы, при этом несрав- нимо повысилось качество жизни.11 Нам бы следовало быть очень счастливыми — приходит к заключению Истербрук, — тем не менее, по данным одного из социологических исследований, американцы за- нимают лишь шестнадцатое место в списке самых счастливых наро- дов на земле. (На первом месте оказались нигерийцы.)12 Американцы сказали интервьюерам, что страна движется ошибочным курсом, что их родители жили лучше, что они испытывают невероятные стрессы. Все больше людей глотает таблетки «прозака», «золофта» и других антидепрессантов. За период после Второй мировой войны число клинических случаев депрессии возросло в десятки раз. Помните, мы с вами говорили о парадоксах? Что ж, вот вам еще один. Жизнь стала лучше, но мы чувствуем себя хуже.
В корне этого парадокса лежат наши ошибочные убеждения об источнике счастья, что подтверждается одним потрясающим иссле- дованием. В 2003 году профессор психологии из Гарварда, Даниэль Гилберт, при поддержке других исследователей: психолога Тима Уил- сона из Виргинского университета, экономиста Джорджа Лоэн- штайна из Университета Карнеги-Меллон и психолога, лауреата Нобелевской премии по экономике Даниэля Канемана из Прин- стона, — провел научное исследование, призванное выяснить, что же является источником счастья. Перед учеными стояла задача понять, каким образом мы принимаем решения, формирующие наше благо- получие; что мы считаем средством обретения счастья и что, в дей- ствительности, ощущают люди, достигая намеченных целей. Другими словами, исследование должно было ответить на вопрос: «Насколько эффективно наши жизненные решения приводят к ожидаемым эмо- циональным результатам?»
Выводы исследователей, опубликованные в нашумевшей статье в журнале «New York Times Magazine», заставили их всерьез заду- маться, «что все ваши представления о жизненных решениях и о счастье были в лучшем случае наивными, а в худшем — в корне оши- бочными».13 Гилберт и его помощники обнаружили, что люди завы- шают ожидания о силе и длительности эмоциональных реакций. В качестве примера исследователи приводят уверенность некоторых людей в том, что покупка автомобиля «BMW» сделает их жизнь иде- альной. Подобные приобретения всегда приносят меньше радости, чем вы ожидали, и восторг от обладания такой вещью длится меньше,
Г Л А В А 5
чем вы предполагали. По словам Гилберта, проблема не в том, что вы не всегда получаете желаемое. Достижение желаемого зачастую не приносит той радости, которую вы предвкушали. Кроме того, вы
«не всегда знаете, чего хотите», поскольку ваши желания имеют мало отношения к тому, что действительно ведет к счастью.14
По данным исследования, все больше свидетельств указывают на тот факт, что количество накопленных денег, превышающее уро- вень комфорта среднего класса, никак не влияет на наше счастье. Материальные приобретения не порождают счастья, а вот социаль- ное взаимодействие и дружба, как обнаружили исследователи, при- носят долговременное удовольствие.
Исходя из этого, можем ли мы сделать вывод о том, что наша человеческая природа сформирована особым, уникальным образом? Исследователи явно согласны с этим, доказывая, что наше поведение следует предсказуемой модели. Вот почему для нас так важно пони- мать, в чем заключается эта модель, которую данная книга называет естественным порядком жизни.
Все мы осознаем присутствие сражения внутри себя. Одна часть нашей природы говорит, что у жизни есть некая высшая цель, а другая хочет потакать всем нашим
прихотям. Мы жаждем мгновенного
удовлетворения желаний. В наш потре- бительский век, когда счастливую жизнь неизменно определяют в терминах иму- щества и благ, эти искушения оказывают на нас сильное давление.
Проблема в том, что, уступая своим примитивным желаниям, мы все глубже скатываемся в сибаритство, — и при этом чувствуем себя все хуже и хуже. Это то же самое, что пить соленую воду: чем больше вы пьете, тем сильнее