Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гегель Г.В.Ф. Философия права.С. 115





мым); такое основание тогда выступает в значении контекста, который, как известно, и придает смысл знаку; отсутствие контекста лишает и знак всякой силы (не будем здесь касаться любимой культурологами темы инверсин),~тем самым вполне объясняется и утрата эффекта "голой" традицией.

То, что содержание традиции всегда одно и то же, позво­ляет задаться вопросом: получается ли оно из самой системы права и, в частности, из системы традиции, или из конкрет­ного основания традиции (договора и др.), поскольку оно все­гда затрагивает переход собственности? В ответе на этот вопрос не исключены колебания, поэтому не исключены колебания в оценке силы ** голой" традиции, как это будет видно.

Передача требует следующего: правомочия передающего (традента) на перенесение права собственности; совпадения воли традента и получателя относительно перехода господства над вещью; переноса владения". "Под именем передачи пони­мается вручение одним лицом другому вещи с намерением пе­ренести право собственности"2.

Несобственник не может передать собственность, самое большее, что от него может приобрести получатель, — это фак­тическую позицию владения для давности. Впрочем, в силу § 932 ГГУ добросовестный приобретатель движимого имущест­ва становится собственником, даже получив вещь от несобст­венника, (Как известно, в ст. 183 ГК РСФСР 1922 г. имелся аналог этой нормы.)

В отличие от германского права установленный п. 3 ст. 302 ГК РФ запрет на виндикацию от добросовестного приобретателя денег и ценных бумаг на предъявителя не может быть в букваль­ном смысле истолкован как возникновение собственности на эти вещи у приобретателя, хотя в практическом плане есть ос­нования приравнять в этом случае позицию приобретателя с положением собственника. (Нужно заметить, что многие отече­ственные цивилисты до введения института приобретательной давности прямо говорили о возникновении права собственно­сти у добросовестного приобретателя при отсутствии оснований для отсуждения веши по ви иди кацион ному иску.)

Что касается иного движимого имущества, то по прямому смыслу нашего закона добросовестный приобретатель тем бо­лее не может получить на него собственность, если получил вещь от несобственника.

' Дернбург Г. Указ. соч. С. III. 2 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С. 183.


В отношении традиции можно сказать то же, что часто го­ворят и о владении, обсуждая, является ли оно правом: в тра­диции воля выражена, но в незначительной мере. "Для перене­сения права собственности путем передачи требуется, с одной стороны, воля традента передать господство над вещью, с дру­гой — воля получающего приобрести это господство — взаим­ное соглашение о перенесении права собственности"'. Воля должна совпасть по трем пунктам: передается право собствен­ности; данному лицу; на данную вещь2.

Передача сначала считалась односторонней (для передаю­щего), а затем двусторонней сделкой, вещным договором, од­нако "спорно, зависит ли переход собственности через пере­дачу от действительности вызвавшего эту передачу основания, например от действительности купли, или же достаточно воли контрагентов перенести право собственности, хотя бы основа­ние ее было недостаточно или просто в действительности не существовало, другими словами, спорно, должно ли основа­ние передачи обладать объективной реальностью (действительно существовать) или достаточно субъективного мнения, что оно существует. Сторонники последнего взгляда любят называть традицию абстрактным вещным договором"3. Абстрактности не мешает то, что традиция имеет в виду определенные условия, поскольку эти условия относятся к будущему. В то же время "большие трудности" представляет вопрос: "достаточно ли для перехода права собственности по традиции, чтобы стороны со­гласились о том, что^путем передачи владения вещью перено­сится именно право собственности на нее, или же следует тре­бовать еще, чтобы были согласны относительно той causa, той цели, для которой право собственности переносится?" Юлиан приводит пример, когда вещь передается с целью дарения, а принимающий считает, получая деньги, что устанавливается заем. Поскольку в этом случае собственность переходит в лю­бом случае — и при дарении, и при займе, — постольку неза­висимо от разногласий по causa традиция приобретает силу аб­страктного договора: получатель становится собственником, а зашита прежнего собственника вещи осуществляется обязатель­ственными средствами (кондикцией). Правда, в любом случае

Дернбург Г. Указ, соч. С. 112. Автор здесь же уточняет, что относительно именно титула собственности воля может иметь и незначительные отклоне­ния, например, приобретатель имел в виду получить суперфиции, а оказа­лось, что налицо собственность. Обобщая, можно говорить о намерении "по­лучить возможно неограниченное господство над вещью".

; Хвостов В.М. Указ. соч. С. 239.

3 Дернбург Г. Указ. соч. С. 112—114.


цель должна быть законной (justa causa traditionis), иначе собст­венность не возникает'.

Впрочем, классики в основном разделяли позицию Уль- пиана: "Никогда голая передача не переносит собственности, но только в тех случаях," когда ей предшествует продажа или иное какое-либо основание, в силу которого последовала пе­редача"2. При таком подходе, приемлемым и современным пра­вом, традиция утрачивает качества абстрактной сделки.

Дернбург полагает, что передача "считается абстрактной тогда, когда она совершается во исполнение сделки, заклю­ченной в прошлом или относимой к прошедшему. Вследствие этого ошибочная уплата несуществующего долга не дает права на виндикацию, которую можно было бы предъявить и против третьих приобретателей, а только на кондикцию, по которой отвечает лишь получатель"3. Утрата виндикации означает то, что собственность на переданное имущество перешла, хотя основания в действительности и не было.

Нужно отметить, что в любом случае признание традиции сделкой не означает, что передаваемое по традиции владение вещью тем самым становится правом, раз любая сделка на­правлена на возникновение (прекращение) права. Из приве-» денных рассуждений классиков видно, что традиция считается сделкой постольку, поскольку влечет переход собственности, а не владения. Понятно, что трудность связана с отпадением или просто сомнительностью основания, в котором на самом деле и коренится источник собственности. Но в этом случае после весьма характерных колебаний был сделан вывод в поль­зу перехода собственности и по голой традиции (nuda traditio, по выражению Ульпиана), не лишенный, впрочем, проблема­тичности. Представить же дело так, что традиция переносит владение, которое при наличии основания становится собст­венностью, что, например, на первый взгляд следует из такого вполне обычного рассуждения: "Передача права собственно­сти состоит как бы из двух частей — из передачи владения на вещь и из соглашения о переходе права собственности"4, мож­но, лишь если исходить иЗ искаженного понимания смысла "триады" правомочий собственника, которая и сама по себе, как известно, неадекватно отражает содержание собственно­сти, и, кстати говоря, неизвестна и германскому праву, т.е. из

' Хвостов В.М. Указ. соч. С. 240—241.

г Римское частное право. М., 1948- С. 204.

^ДернбургГ. Указ. соч. С. 114.

4 Шапп Я. Основы гражданского права Германии. М., 1996. С. 66.


понимания, допускающего возможность изолированного бы­тия "правомочия владения", которое путем добавлений других правомочий может превратиться в "полную" собственность". "Лишь передача владения как фактическое действие и согла­шение о переходе права собственности как договор вместе обу­словливают наступление правового последствия перехода соб­ственности"*.

Передача вещи "как фактическое действие", как "непосред­ственный физический захват"2 (по выражению Гегеля) без со­глашения о собственности не порождает никакого юридиче­ского эффекта, в том числе и возникновения эффекта на стороне получателя владения, в том смысле, в каком с ним связываются какие бы то ни было юридические последствия.

Традиция, стало быть, является сделкой постольку, посколь­ку она направлена на вещный результат, условия которого оп­ределяются за пределами традиции и всегда предполагаются, раз традиция состоялась, ведь не может иметь юридических последствий передача вещи "просто так" — такую ситуацию нужно еще измыслить. На этой почве возникла имеющая силь­ный казуистический оттенок тема передачи без вещного эф­фекта, находящая свое оправдание в том, что возвращает нас к происхождению традиции и особенно к тому обстоятельст­ву, что своё волевое содержание, пусть незначительное и все­гда одно и то же, традиция получает извне — из иных отноше­ний сторон, обычнсьпредваряющих ее, иногда следующих или предполагаемых (в этом случае у предполагаемого основания больше причин считать внешним источником содержания тра­диции саму систему права).

Известна классическая задача, когда собственник кольца передал его другу, но не для Оценки (оценка или осмотр имели юридическое содержание) или иного юридически значимого дей­ствия и без намерения передать в собственность, а друг уронил кольцо в реку. Возникает вопрос о последствиях, который в то же время есть вопрос о вещном результате такой передачи, ведь риск случайной гибели вещи следует за правом на вещь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 438 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.