Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Покровский И.А. Основные проблемыгражданского права.С. 118





новления полномочий публичным актом'. Простое опублико­вание учредительных документов не может отождествляться с публичностью в смысле презумпции известности третьим ли­цам ограничений полномочий руководителя2.

Впрочем, можно встретить и такой подход, согласно которо­му наличие в договоре ссылки на то, что полномочия директора основаны на уставе, вводит презумпцию ознакомления третьего лица с уставом и следовательно, с действительным объемом пол­номочий. Этот подход критикуется, например, с тех позиций, что он "противоречит деловым обыкновениям, принятым в Рос­сии, где не принято при заключении договора требовать устав контрагента и анализировать компетенцию его руководителя"3.

' Такая практика применялась по отношению к сделкам, совершенным руководителями акционерных обшеств, созданных в процессе приватизации и подчиненных типовому уставу (см.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 2, С. 93—94). В других аналогичных случаях сделки признавались, впрочем, незаконными (ст. 168 ГК, РФ), (см.: Вестник Высшего Арбитражно­го Суда РФ. 1996. №9. С. 104-105; 1996. № i0. С. 106-107; 1996.№ 11.С. 72-74;

1997. № 1, С, 62—63). Такое изменение позиции, видимо, объясняется тем. что можно говорить, как об отсутствии полномочия, заведомо известном треть­ему лицу, так и о нарушении правового акта, установившего ограничения полномочий руководителя. '

Комментируя это различие в подходах, М, Брагинский и В. Витрянский справедливо отмечают, что возможна аргументация в пользу применения как ст. 168, так и ст. 174 ГК РФ, но "с точки зрения признания роли договора и обеспечения стабильности договорных отношений последний вариант <т,е. по норме ст. 174 ГК> бцп бы предпочтительнее" {Брагинский М., Витрянский В. Договорное право. С. 6^7).

Большое количество споров, возникших на этой почве, свидетельству­ет, как представляется, об остроте проблемы, которая ищет выхода там, где может найти.

2 Ср. с положением французского корпоративного права: "В отношениях с третьими лицами общество связывается также сделками президента адми­нистративного совета, которые н6 входят в предмет деятельности общества. если оно только не докажет, что третье лицо знало, что сделка выхолит за рамки этого предмета, или что названное третье лицо с учетом обстоятельств не могло этого не знать; при атом одно лишь опубликование устава не счита­ется достаточным тому доказательством" (Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сборник нормативных актов / Под ред. В.К. Пучинского, М.И. Кулагина. М., 1987. С. 28).

3 Каган Е. Сделки, совершенные от имени акционерного общества с пре­вышением полномочий // ЭЖ-Юрист. 1997. № 2. С. 5. Аналогичную позицию занимает С.А. Денисов. См.: Заключение договора неуполномоченным лицом (обзор судебно-арбитражной практики) // Комментарий судсбно-арбитраж- ной практики. Вып. 4/Отв. ред. В.Ф. Яковлев-М.. 1997, С. 133—134.

Оценивая этуаргументацию, нужноучесть, что принятые вРоссии де­ловые обыкновения не предусматривают получения от руководителей реаль­ных гарантий возмещения причиненногоими обществу вреда и вследствие этого все механизмыкомпенсации убытков засчет руководителей оказыва­ются бездейственными-Этот последний обычайхорошо известен судам,как и всемпрактикующим юристам.


Это, надо полагать, один из наиболее далеко идущих спо­собов решения проблемы, возможных на почве формального толкования полномочия. Он свидетельствует о наличии в су­дебной практике тенденции поиска выхода из кризиса, но в то же время показывает и ограниченность формального подхода к определению полномочия. Достаточно задаться вопросом: как быть, если третье лицо по обстоятельствам сделки видело, что она клонится к получению личной выгоды руководителем, но при этом формального выхода за пределы полномочий нет?

Только содержательный подход, сосредоточенный на ана­лизе соответствия сделки общему интересу учредителей, по­зволяет и даже заставляет одновременно решать и вопрос о добросовестности третьего лица. Чтобы убедиться в этом, об­ратимся вновь к приведенным выше делам.

В первом случае, когда речь шла о продаже акций третьему лицу вопреки интересам учредителей, истцы доказывали, что покупатель тесно связан с директором и их совместные дейст­вия направлены на получение контроля над АО "Элеватбрмель-маш", акции которого стали предметом спорной сделки. Оче­видно, что доказательство того обстоятельства, что сделка была совершена именно с такой целью, будет означать и доказа­тельство недобросовестности покупателя.

В том деле, где спор шел о получении директором муници­пального предприятия "Радуга" наличных средств у должника в обход установленного порядка, истец доказывал, что долж­ник имел все возможности исполнить свое денежное обяза­тельство надлежащим образом, т.е. путем платежа через банк, и умышленно пошел на нарушение, чтобы содействовать ди­ректору в незаконном получении средств. И здесь доказатель­ство того, что директор действовал вопреки интересу учреди­теля, одновременно повлечет признание недобросовестности третьего лица.

Наконец, когда учредитель Т. оспаривал сделку директора Р. по продаже недвижимости К. — родной сестре Р., он не толь­ко ссылался на то, что имущество продано в 10 раз дешевле его стоимости, но и на то, что даже эта заниженная сумма на счет общества не поступила. Нет сомнений, что и в этом случае доказывание факта выхода директора за пределы своих полно­мочий, которые состоят в деятельности в интересах общества, в то же время — доказывание недобросовестности другой сто­роны оспариваемой сделки.

Можно заметить, что все дела могли бы быть разрешены прямо на основании ст. 174 ГК (при обсуждении полномочия с


точки зрения его содержания) и именно в этом случае возник­шие конфликты получили бы наиболее точную квалификацию. Однако такой путь, требующий от суда сойти с почвы фор­мального понимания полномочия, пока остается проблематич­ным, так как встречает препятствия, обычно основанные на том, что такого понимания полномочия нет в Гражданском кодексе РФ (как будто ГК РФ вообще определяет, что такое полномочие руководителя)'. В практических целях приходится искать другие основания, которые и были указаны вначале, при изложении сути судебных споров.

Конечно, внутренняя логика закона, требующая его непро­тиворечивости, позволяет обычно найти иные доводы, веду­щие к тем же следствиям, но они менее адекватны, в извест­ной мере случайны, поскольку не описывают саму суть спора — действие органа вопреки интересам учредителей (общества). До сих пор суды крайне неохотно идут на аннулирование сделок, совершенных органами юридического лица, хотя вся описы­ваемая проблематика обычно неплохо чувствуется в суде. Объ­ясняется это тем, что суд опасается вторгнуться в сферу права, полагая, что аннулирование сделки по основанию направлен­ности вопреки интересам общества одновременно означает ревизию общих норм, согласно которым вся дееспособность юридического лица воплощена в его органе и, следовательно, орган тем самым может все, что может и юридическое лицо. Из этого вытекает впечатление опасности лишения юридического лица дееспособности. На самом деле такая опасность только видимая, мнимая. Суть проблемы в том, что каждый раз, анну­лируя сделку по мотиву совершения ее вопреки интересам об­щества, суд остается на почве факта и ни в коем случае не предрешает вопросов права: если точно такая же сделка в иных обстоятельствах окажется направленной к выгоде общества, то и оснований ее аннулировать не окажется. Эти трудности, как во многих других сходных случаях, проистекают не столько из сложности вопроса, сколько из его упрощения.

Остается лишь привлечь внимание к этой проблеме, кото­рая может быть разрешена и без изменения закона, но требует достаточно решительного разворота судебной практики.

1 Норма п. 3 ст. 53 ГК РФ, обязывающая руководителя действовать "в интересах представляемого им юридического лица добросовестно к разумно" (подразумевая, конечно, полномочие), прямо указывает только одно послед­ствие нарушения указанной обязанности — возмещение причиненных убыт­ков.


Глава 14

Переход права собственности и передача вещи

Следуя известной истине экзистенциализма, любое явление об­наруживает высшее напряжение в своем бытии в погранич­ных, крайних состояниях, которые одновременно, конечно, и являются переходами в другое качество. Соответствуя этой ло­гике, и собственность, и владение демонстрируют самые су­щественные свои черты в моменты перехода. Конечно, не слу­чайно процедура перехода вещи из одного царства этого мира (а значит, и мира вещей) в другое — мытарство, всегда высту­павшая как допрос и испытание (и до сих пор таможенный досмотр сохраняет это, пусть ослабленное, качество), была ис­пользована для описания самых драматичных переживаний воз­носящейся души во время пребывания ее в переходном между вещественным и духовным миром состоянии. Переход вещи — пересечение лично-вешественной границы, возмущение само­достаточного атома субъекта собственности — всегда значил больше самого себя и нес повышенное смысловое значение, получаемое извне. Это постоянно ускользающее от внимания несовпадение знакового (сначала воплощенного в ритуале) и непосредственного, очевидного смысла акта передачи состав­ляет одну из основных трудностей.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у при­обретателя вещи по договору возникает с момента ее переда­чи, если иное не предусмотрено законом или договором.

- Следовательно, передача вещи приобретает особое значе­ние не только в смысле установления момента возникновения собственности, но и в смысле самого способа ее перехода, ведь увязывание момента перехода права применительно к проце­дуре передачи вещи позволяет считать, что не что иное, как сама эта передача, и есть переход собственности.

То место, которое передача вещи заняла с формированием системы традиции в праве, нельзя объяснить только здравым


смыслом (наоборот, скорее отсюда могут последовать уводя­щие от правильных решений догадки). Здесь заключено уже за­вершенное историческое развитие, и в видимом результате, как это всегда бывает, отзываются едва ощущаемые предшест­вующие явления.

Попробуем бегло коснуться наиболее известного из них — манципации. Согласно описанию Гая, манципация (воображае­мая продажа) состояла в следующем: в присутствии не менее чем пяти свидетелей и несодержателя ириобретатель схватывал рукой приобретаемую вещь, держа в другой медь (aes), и про­износил формулу покупки (nuncupatio): "Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен счи­таться купленным за этот металл и посредством этой меди и этих весов"1.

Д. Дождев обращает внимание на то, что в этой формуле, если использовать ретроспекцию, присутствуют как реальный (вещноправовой) эффект, выраженный в словах "meum esse aio" (мой), так и "обязательственноправовой", которому соот­ветствует "mihi emptus esto" (куплен). При этом, по свидетель­ству Феста, в древности елпеге (покупать) означало accipiere (приобретать) с "ограниченным реальным эффектом" (по сло­вам Ульпиана, "взять — и в том случае, если кто-то приобре­тает не так, чтобы получить в собственность"),

Тем самым римская купля-продажа не имела реального эффекта, как и не выло обязанности dare (передать в собствен­ность) у продавца2.-

Хотя уже Гай понимал манципацию как абстрактную сдел­ку, создающую реальный эффект независимо от правового ос­нования (causa) (imaginaria venditio — воображаемая продажа), существует устойчивое мнение, считающее такое понимание вторичным, а первоначальную манципацию, — куплей-прода­жей за наличные с реальным эффектом.

Представлен и взгляд на манципацию как на ритуал симво­лического исполнения договора о возмездием отчуждении вещи3.

Широко распространенные представления о манципации как о воображаемой продаже опираются главным образом на доказательства условности взвешивания меди.

' Гай. Институции. С. 57; см. также: Покровский. И, История римского пра­ва. Пг„ 1918. С. 253.

1 Дождев Д. В. Основание зашиты владения в римском праве. М., 1996. С. 105—106- Автор приводит суждение Ф. Мэйлана, пришедшего к выводу о вторичности "реальной" формулы meum esse aio в nuncupatio покупателя.

^амжс.С. 107.


Возражения против такого подхода состоят в том, что если манципация — воображаемая продажа, то, значит, предпола­гается и невоображаемая — консенсуальная сделка продажи, и юридическое значение должно придаваться-и мен но предшест­вующему неформальному соглашению, а это предвосхищает и опережает реальное историческое развитие. Поэтому манципа­ция сама по себе должна быть продажей'.

Другой подход демонстрирует Казер, который вслед за Ие-рингом выводит первоначальное значение манципации (manu сареге) из акта одностороннего присвоения2, даже открытого заквата; затем прибавлением процедуры взвешивания меди этот акт становится продажей и, наконец, приобретает качества акта переноса права.

Эта позиция оспаривается Диошди, который считает мало­убедительным предположение, что грабитель после похище­ния вещи стал бы прибегать к ритуалу для укрепления своего права. Не больше оснований увязывать манципацию с оккупа­цией, которая вовсе была лишена формы, а также с выкупом захваченного трофея и др. В итоге он считает манципацию в ее первоначальной форме продажей товара за металл. В своих су­щественных чертах (присутствие свидетелей, использование сырых металлов, подлежащих взвешиванию, односторонняя активность покупателя) первоначальная манципация, как счи­тает автор, была аналогична продаже в вавилонском, еврей­ском, греческом, вообще средиземноморском праве3.

Различия стали обнаруживаться позже, с появлением ман­ципации nummo uno (одной монетой), т.е. с выплатой симво­лической цены. Тем самым акт утратил характер продажи и

' Diosdi G. Ownership in ancient and preclassical Roman law. Budapest. 1970. P. 66-67.

2 При манципации активной и говоряшей — объявляющей о присвое­нии — стороной был только покупатель, что наряду с этимологией и дает иногда повод выводить манципацию из одностороннего (и даже насильст­венного) присвоения (хотя, как подчеркивает Диошди, пассивность продав­ца присуща вообще неразвитым правовым системам). Однако, по классиче­ским представлениям, активность говорящего лица должна быть истолкована иначе, если учесть, что слово обязывает говорящего, а не другого: "Мы мо­жем улучшить положение другого лица даже без его ведома и волн, но не можем ухудшить его" (Дигесты. Указ. изд. С. 79). Конечно, здесь продавец при­сутствует, тем самым предполагается и его воля, но аргументация, подчер­кивающая пассивность продавца, идет дальше в архаику, когда "слово гово­рится для говорения, но не для слушания" (Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. С. 166).

Впрочем, эти доводы непосредственно затрагивают только обязательст­венный, а не всшный эффект манципашш-

) Diosdi G. Op, cil. Р. 68-72.


стал актом передачи права на вещь, ведь он больше не зависел от уплаты цены.Получаемое право (сначала mancipium, затем dominium) теперь опиралось не на оплату, а на сам акт манци-пации.

Если "в греческом и семитском праве собственность пере­ходила к покупателю только после уплаты цены' и тем самым переход собственности и передача веши были разделены, то в Риме переход права и продажа были разграничены в ранний период с созданием mancipatio nummo uno, Т.е.путем уплаты символической цены. Как следствие акт постепенно утратил природу продажи и стал актом передачи права"2. Тем самым был устранен характер mancipatio как продажи и она стала пригодной для других юридических целей. "Этот шаг оказался событием громадного исторического значения. Отважные пон­тифики, конечно несознательно, создали первый тип акта пе- jNfaaeH права, независимый от договорного обязательства"3.

''Пафос Диошди будет иметь меньше оснований, впрочем, если не считать первоначальную манципацию куплей-прода­жей без предшествующей causa (небезынтересно также, что и после возникновения mancipatio nummo uno медный брусок как элемент процедуры сохранялся)4. Ведь в этом случае ман-ципация и раньше имела абстрактные, отвлеченные черты и переворот, стало быть, не был столь радикальным,

Д. Дождев связывает использование меди не с замещением цены, а с установлением личной связи (auctoritas) посредст­вом манципации. Тем самым проблема приобретает заметно большую сложность, не сводясь только к выделению абстракт­ного акта передачи права из архаичной продажи. Возникает и второй план развития — вытеснение личного характера отно-

' Д. Дождев приводит классическое обоснование: "Проданная же и пере­данная вешь приобретается покупателем только в том случае, если он упла­тит продавцу иену или удовлетворит его каким-либо иным образом, напри­мер предоставив поручителя или залог. Это предусматривается даже Законом XII таблиц, однако правильно говорится, что этого требует и всеобщее, т.е-естественное, право". Далее автор подчеркивает, что и купля-продажа (emp- tio venditio) — институт права народов, а не специфически римский (поэто­му ссылку на Закон XII таблиц в указанной цитате многие считают ложной) {Дождев Д.В. Основание зашиты владения в римском праве. С. 111—112).

Соответственно и "утверждениев посткласснческувд эпохуправила об уплате цены как условии переходасобственности", являясьпроявлением вульгаризации римского права (Дождев Д.В.Указ. соч. С. 114),свидетельствует о том. что этот широко распространенный взгляд вообщеприсущ менее раз­витому (т.е.вульгарному) правовому сознанию.

Diosdi G. Op.cil. P. 73.

' Ibid. P. 74.

* Дождев Д. Основание защиты владения в римском праве. С- 111.


шений при архаичной продаже вещным — тогда оригинальная манципация не могла иметь вещно правового эффекта раньше, чем возникли вещные права.

Но здесь важно, что результатом этого сложного развития стала концентрация различных способов передачи права на вещь в одном: "При манципации в классическую эпоху собствен­ность переходит независимо от causa"'. "Манципация исполь­зуется для исполнения обязательства, установленного предше­ствующей сделкой или иным юридическим событием (напри­мер, решением суда), но стороны в любом случае вынуждены имитировать исполнение договорЗ купли-продажи. Иными сло­вами, манципация в классическую эпоху обладает causa для са­мой себя и переносит право собственности независимо от дей­ствительности основания. Ее реальный эффект опирается на древнюю силу ритуала, синкретичность которого со временем дифференцировалась на способ.производного приобретения права собственности (когда результирующее право приобрета­теля зависит от юридической позиции отчуждателя)2 и источ­ник штрафной ответственности неправомерного отчуждателя перед утратившим вещь приобретателем"3.

Тем самым была создана почва для дальнейшего развития, в котором на первое место выходит традиция.

Поскольку traditio в это время4 имела и не могла не иметь подчеркнутое качество нелегитимности, постольку ее значение было чисто негативным — это была неманципация, но, под­черкнем, это уже было значение, а не еще более ранние пусто­та, "бесцветность".Речь идет о сравнительно позднем периоде, когда, по крайней мере, произошли описанные изменения ман­ципации. Соответственно можно говорить об известном проти-

' В этом смысле манципация была сильнее традиции, для которой нали­чие соглашения, т.е. основание, "существенно" {Дождев Д.В. Основание за­щиты владения в римском праве. С. 116).

2 В древности "ритуальный характер акта per aes el tibram приводил к тому, что даже при манципации вещи несобствснником по прошествии года или двух истинный собственник утрачивал свое право и не мог истребовать вещь у приобретателя" {Дождев Д.В. Римское частное право. С. 387).

3 Дождев Д.В. Римское частное право. С- 388—389. Под штрафной ответст­венностью имеется в виду ответственность в двойном размере покупной цены за эвикцию.

4 "Несомненно, что традиция как факт, — пишет Диошди, — существо­вала всегда" (как и владение, добавим мы). Отсюда высказанное Гаем пред­ставление о принадлежности традиции к праву народов и ее соответствии "естественной справедливости" {Дождев Д.В. Римское частное право. С. 380). Но "в древнем праве традиция еще не была актом, обеспечивающим юриди­ческий эффект... Традиция была, пользуясь выражением Казсра. "бесцвет­ной фазой" {Dtosdi G. Ор. сЧ. Р. 140).


востоянии манципации и традиции, которые привели к воз­никновению бонитарной собственности в отличие от квирит-ской. Само по себе проводимое, например. Гаем противопос­тавление традиции как отчуждения "по естественному праву" и манципацин — по цивильному праву' означает приобретение традицией значения, указывая также и ту сферу, в которой ей суждено развиваться, — вытеснение и замещение манципации.

Затем, как указывает Диошди, под влиянием негативного примера греческого права, не признававшего передачу как не­зависимый юридический акт, значение традиции начинает воз­растать.

Автор относит этот период к III—II вв. до н.э.: "Очевидно, что traditio может быть признана как юридический акт, только если оборот достиг того пункта, когда договор о продаже и момент его исполнения уже не должны обязательно совпадать. Такое положение, несомненно, уже существовало в последние века Римской республики". Варрон, писавший в I в. до н.э., объяснял, что договор продажи стада позволяет покупателю требовать по суду передачи животных, а продавцу — покупной цены. Стипуляция, выплата цены еще не приводят к получе­нию собственности — нужен и акт передачи2.

Итак, когда под давлением экономики был настоятельно поставлен вопрос, какой из трех актов — договор продажи, выплата цены или передача вещи — передает собственность, выбор был сделан в^дользу третьего, поскольку этот путь уже был показан манцилацией nummo uno3.

В конечном счете манципация была поглощена традицией, и уже "по Юстинианову праву передача есть общая и необходимая форма добровольного отчуждения телесных вещей". Всеобщность и необходимость традиции Дернбург объясняет тем, что, во-пер­вых, "нормальным считается, чтобы собственник владел своей вещью" и, во-вторых, при этом обеспечивается и гласность, важ­ная для отношения, обычно затрагивающего и третьих лиц4.

Установление системы традиции, стало быть, означает, что весь гражданский оборот сориентирован на фактическую при­надлежность вещей и исходит из законного предположения, что владелец вещи является ее собственником,

' Гай. Институции. 2,65. С. 103.

1 Комментируя этот текст, Д. Дождев обращает внимание на то, что тра­диция производит реальный эффект после установления causa — покупки (Дождев Д.В. Основание зашиты владения в римском праве. С. 113).

* Divsdi С. Ор. cit. P. 141—143.

< См.: Дернбург Г. Пандекты. Т. I. Ч- 2: Вещное право. СПб., 1905. С. ]09— 110; Хвостов В.М. Указ. соч. С. 238.


Всеобщность традиции, концентрация в ней всех до тех пор возможных путей переноса собственности заставили выделить традицию из целостного но своей природе взаимоотношения отдающего и получающего вещь лиц, оставив содержательно­му, отражающему все стороны волеизъявления сторон, пред­шествующему процессу значение предваряющего основания, а самой традиции — качество знакового "реального" действия:

"те сделки, в которых стороны только выражают свое намере­ние перенести право собственности, сами по себе собственно­сти не переносят"'; "договору, по существу его, чуждо уста­новление вещной связи — он создает лишь право требования и таким путем подготовляет вещное право"2.

Следствием этого стало известное однообразие, стандартизи-рованность, содержания (впрочем, небогатого) традиции, конеч­но, отличное от той ее архаичной "бесцветности",, которая была результатом сосредоточения всего правового эффекта в форме и ритуале, прежде всего — манципации. Теперь допущение в тради­цию минимального волевого содержания (только о передаче соб­ственности вообще) — это способ сохранить ее универсальность, ее надежный механизм, который придает устойчивость всему раз-нонаправпенному и пестрому обороту вещей. Но традиция не утра­тила совсем и качеств ритуала, состоящих в том, что он всегда направлен на "поддержание в дееспособном состоянии, а если потребуется, то в периодическом "возрождении" структуры. Ины­ми словами, дело идет о мерах антиэнтропийного характера, пере­секающих накопление неблагоприятных факторов, возникших вследствие "износа", стирания сущности явления3.

Павлов-Сильванский пишет об известных древнему русскому праву (и имеюших аналоги в иных системах права) символиче­ских действиях, сопровождавших передачу вещи. Например, пе­редача собственности на землю (а также установление межи) требовала передавать или удерживать комок земли, дерн. Отсю­да возникло выражение "продать одерень" как обозначение права высшей юридической силы.

Был известен также обряд передачи вещи из рук в руки, тождественный передаче из полы в полу (иногда заменялся обер-тыванием вещи тканью, что впоследствии, видимо, привело к переносу символического значения на перчатку)4. Эти наблю-

' Хвостов В.М. Система римского права. С. 238.

3 Шершеневич Г.Ф, Учебник русского гражданского права. С. 183.

* КуббельЛ.Е. Очерки потестарно-полнтической этнографии. М-, 1988. С. 95.

4 Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1988- С, 486—496. Аналогичные сведения приводятся Д.И. Мейером, полагавшим значение юридической символики в необходимости "сохранить след" произведенного юридического действия (МейерД.И. Русское гражданское право-Ч. 1. С. 253).


дения, конечно, подтверждают наделение передачи вещи до­полнительной, знаковой силой.

Со временем традиция почти утратила внешние признаки ритуала, которые теперь стали вытесняться на ее периферию (например, записи в поземельных книгах, совершение нота­риальных актов, заявления перед судом и пр.), где, кстати, обнаруживалась живучесть форм архаичных ритуалов, предше­ствовавших традиции, но, видимо, это всегда питавшее тради­цию противостояние и не позволило ей приобрести вновь эти формы. Однако суть ритуала, возвращение с его помощью пер­воначального смысла и содержания всему явлению — а здесь речь идет о собственности, которая между передачами обычйо выбывает из юридического оборота и действительно может ут­ратить определенность, подвергнуться энтропии — остается, поскольку остается и сам переход. Главное состоит в том, что знаковые, как у любого ритуала, функции традиции приводят к получению ею дополнительного содержания системного зна­чения.

Обсуждая "вступление во владение посредством обозначе­ния"', Гегель заметил, что хотя "это вступление во владение очень неопределенно по предметному объему и значению", оно "есть наиболее совершенное из всех, ибо и другие виды вступ­ления во владение содержат в себе в большей или меньшей степени действие знака"2.

Понимание традиции в качестве знака позволяет увязать ее действие с основанием (предшествующим или предполагаем

: ' Эта форма, несомненно, достаточно древняя, так как личные печати, накладывавшиеся на имущество, находятся при раскопках в значительных количествах и относятся к глубокой древности. Как отмечает Л. Вулли, печати для обозначения собственности появились раньше письменности (Вулли Л. Забытое царство. М., 1986. С. 23). Трудно не заметить связь таких печатей (клейм) с еще более древним обычаем татуировки как способом обозначения при­надлежности человека к определенной обшности-

Интересно, что по вавилонским, сравнительно более поздним правилам клеймение раба влекло за собой запрет на его последующее отчуждение- Если эта норма имеет рациональное объяснение, оно, видимо, состоит в том, что наличие более чем одной печати (клейма) не укрепляет, а запутывает во­прос о принадлежности.

Этот обычай хорошо прослеживался еще в начале века у русских помо­ров. Различались клейма семейные, деревенские, артельные. "Клеймение ве­щей и продуктов промысла было в Поморье чрезвычайно развито: неклсймс-ная вещь все равно, что не твоя". При этом самая богатая добыча, брошенная где-нибудь на берегу или в промысловой избушке, если только она имела метку, знак собственности, была "более безопасна от вора, чем за десятью замками" (Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX — нача­ле XX в. Л.: Наука, 1983. С. 83).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 427 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.