Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Может быть, напротив, Гегель заслуживает упрека в слиш­комбуквальном следованиивполне позитивистской триадесоб­ственности




Действительно, начинает он с владения, затем упоминает пользование и заканчивает распоряжением, заменив его,прав­да, договором (то,что договор здесь взят как распоряжение, безусловно, не вызываетсомнений). Конечно, для юриспру­денциидоговор толькоодин из возможных способов распоря­жения, и заслугаГегеля в том, чтоон произвел этузамену, сразу перевернув всю конструкцию и сделав возможным ото­ждествлениесобственности и договора.

Естественно после этого, что лежащее в основе граждан­ского права деление на вещные и личные права Гегель называ­ет "нелепостью и бессмысленностью'4. Там же, правда, он

' Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 100.

Этот выпад Гегеля направлен не столько против позитивного права, сколько против Канта с его делением прав на вещные, личные и всщно-личпые (к последним он относил право "владения предметом как пещью и пользования им как личностью", что вызывало особенно резкие возражения (подробнее см.:

Баскин Ю.Я. Кант. М., 1984. С. 27; Кант И. Метафизика нравов. С. 42 и ел.).

Тройственного деления придерживался в соответствии с юридическими реальностями времени и Д. И. Мейер (Русское гражданское право- Ч. 1.С. 139,225 и ел.), хотя обнаруживал заметные колебания в части выделения "пряв на лица".


делает вполне тривиальное замечание, что "только личность имеет право на вещи, и поэтому личное право есть по существу вещное право... объективно право, основанное на договоре, есть право не на лицо, а лишь на нечто ему внешнее или право на нечто отчуждаемое от него — всегда право на вещь"'. Пробле­ма дуализма гражданского права, тесно связанная с сущно­стью права собственности, поэтому только обозначена, но не решена.

Признанию за концепцией Гегеля качеств универсально­сти мешает не только игнорирование ею дуализма права (при­чем одной оговоркой о случайном" историческом возникнове­нии дуализма здесь нельзя ограничиться как потому, что сильно чувствуется глубинная онтологическая основа этой дихотомии, так и потому, что вообще Гегель достаточно чуток к фактам истории, т.е. реального развития), но и, может быть, еще в большей степени то, что Гегель исходит из равномерно атоми­стического общества, которое скорее идеальный конечный продукт юридического развития, но, конечно, не действитель­ное состояние, в котором происходил генезис права.

Интересно, что Ницше, в общем находясь на той же пози­ции договорного отношения как "рассадника мира моральных понятий'^, заметно углубляет, и, конечно, эмоционально уси­ливает аргументацию Гегеля: "Чувство вины, личной обязан­ности проистекало, как мы видели, из древнейших и изна­чальных личных отношений, из отношения между покупателем и продавцом, заимодавцем и должником; здесь впервые лич­ность выступила против личности, здесь впервые личность ста­ла тягаться с личностью. Еще не найдена столь низкая ступень цивилизации, на которой не были бы заметны хоть какие-либо следы этого отношения,

Устанавливать цены, измерять ценности, измышлять экви­валенты, заниматься обменом — это в такой степени предвос­хищало начальное мышление человека, что в известном смыс­ле и было самим мышлением... Купля и продажа, со всем их психологическим инвентарем, превосходят по возрасту даже зачатки каких-либо общественных форм организации и свя­зей: из наиболее рудиментарной формы личного права зача­точное чувство обмена, договора, долга, права, обязанности, уплаты было перенесено впервые на самые грубые и изначаль­ные комплексы общины"3.

'Гегель 1.В.Ф. Философия права. С. 100.

1 Ницше Ф. К генеалогии морали. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.. 1990. С. 445.

3 Там же. С. 449-450.


Но эти высказывания Ф. Ницше не только повторение Ге­геля, В них обнаруживается и попытка устранить одну из геге­левских трудностей — выпадение первичных общинных связей из генезиса собственности и договора. Ницше переносит дого­вор на самую раннюю стадию становления человека, который становится в соответствии с этой логикой "оценивающим жи­вотным"'• Но ведь это само по себе не значит, что община не участвовала в этих договорах, тем более что из них она форми­ровала и свои "изначальные комплексы" воздаяния и справед­ливости.

Возможно, поэтому Ницше не рассматривает договор как продукт свободной воли, а, напротив, подчеркивает, что "ма­териальное понятие "долги" предшествует вине (моральному "долгу"), а возникшее из договора возмездие (как эквивалент) никак не связано со свободой воли2.

В такой интерпретации, внешне повторяющей подходы Ге­геля (это, конечно, не случайно), открывается возможность устранения детерминистских крайностей "Философии права", в том числе и в части важнейшего для системы права дуализма гражданских прав.

При сколько-нибудь внимательном прочтении в рассужде­ниях Ницше обнаруживается больше исторической правды. Ведь если архаичный договор предшествовал всякой дифференциа­ции сознания, был только носителем материальной возмездно-сти, то его становится непросто нагружать сложным волевым содержанием» той развитой рефлексией, которая приводит— через взаимность — к признанию собственности. Соответствен­но и сами эти идеальные продукты договора становится воз­можным перенести на позднюю ступень, как это и вытекает из конкретного исторического материала, остающегося главным арсеналом аргументов, размывающих гегелевскую теорию.

Дихотомию, по-видимому, нужно увязывать с той пропус­каемой Гегелем сферой, в которой сосредоточено сопротивле­ние становящемуся праву архаичных форм социально-вещной общности, "независимых сакральных и потестарных центров", границы между которыми размывались, взламывались, когда "чужая вещь, прежде недоступная из-за сакральной опреде­ленности ее бытия"3, вовлекалась в обменную сделку.

Приведем, например, наблюдение Д.В. Дождева о фидуци­арных, дружеских контрактах, которое интересно как тем, что в

' Ницше Ф. К. генеалогии морали. С. 450.

2 Там же. С. 443 и ел.

3 Дождев Д.В. Основание зашиты владения в римском праве. С. 160.


силу своего резюмирующего характера приобретает общее зна­чение, так и тем, что по конструкции перекликается с форму­лировками из "Философии права": "Цивильная форма, в кото­рой устанавливается обязательство, в древности представляла собой ритуал социально значимого обмена ролями в связи с вещью. Проявление интереса к вещи служит средством введения ее в сферу гражданского интереса; внимание к распорядитель­ным способностям ее хозяина конституирует властные полно­мочия собственника, в этом контексте претензия на роль распо­рядителя понимается как подчинение, готовность признать значение воли другого, отказ от самого себя. Согласование воль по поводу веши ведет к взаимной утрате независимости по от­ношению к веши. Переход держания из рук в руки внутри такого союза оказывается иррелевантным для социума"'.

Здесь хорошо видно,как в условиях нераспавшихсяформобщноститот же процесс взаимного обменаролями, которыйрождает и собственность,и договор у Гегеля, приводит к со­всем другому результату —установлению иной зависимости,поглощающейв значительной мере и вещныйэффект.

В еще меньшей степени в гегелевские конструкции вписы­ваются вещные взаимоотношения с чужаками, которые по са­мой своей сути не могли иметь ни юридической, ни тем более предшествовавшей ей сакральной оболочки.

Отсюда неизбежно возникает предположение, что и дуа­лизм права, по-видимому, коренится в этих первичных, арха­ичных отношениях, тогда как в абсолютно атомистическом обществе (остающемся идеальной моделью конституций и ко­дексов, но не точным отражением какой-либо из известных реальностей) могло бы осуществиться и показанное Гегелем тождество собственности и договора.

Дождев Д. Я. Основание защты владения в римском пранс. С- 174.


Глава 4

Право собственности и дуализм гражданского права

Может быть, ни одна другая проблема не важна так для пони­мания собственности и права в целом, как проблема дуализма гражданского права, т.е. деления его на вещные и обязательст­венные права и институты'.

Суть дуализма — в его непреклонной строгости, в невоз­можности любого наличного права быть одновременно и тем и другим. Судьба каждого права, каждого спора изначально зависит от того, какое это право — вещное или обязательст­венное. Нередко предпринимаемые с частными целями по­пытки примирения этих прав, устранения их дискретности приводят к трудностям, не сопоставимым с получаемым эф­фектом.

' Вещное право, как принято считать, предоставляет непосредствен кое господство над вещью, т.е. дает возможность воздействовать на вещь и (или) исключать чужое воздействие.

Обязательственное же право направленона конкретное лицо, это право требования, правона исполнение, на удовлетворение имущественного инте­реса.Хотя часто обязательство имеет в видуесть, но непосредственно на вещь оно не направлено, это всегда требованиек лниу.

Недавно мне пришлось возражать против иска "о признании обязатель­ственных прав на имущество общества", которое к моменту предъявления иска уже не существовало; впрочем, имелось правопреемство. Истец, не желая обсуждать обязательства существующего правопреемника, настаивал на своей формулировке, несмотря на то что имущество в отсутствие лица никак не может совершать действий, как то требуется понятием обязатель­ства (ст. 307 ГК РФ). Иск был, конечно, судом отклонен, а дело может служить хорошим пособием для усвоения того, что с исчезновением лица обязательство также исчезает, а слова "личный характер обязательства" нужно понимать буквально.


Разделение гражданского права прослеживается во всех правовых системах, начиная с римского права с его делением на права (иски) in rem и in personam'.

Но для всякого права, и эяесь common Jaw не исключение2, остается незыблемым положение, что на одну вещь имеется только одно тождественное право, тогда как к лицу одинако­вых прав можно предъявлять сколь угодно много. Является ли это, кажется, предпосланное праву различие следствием неис­черпаемости человека в пространстве и времени (по крайней мере, право воспринимает человека без ограничений, как кос-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 331 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2395 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.