Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ГеикинД.М. Правй собственности вСССР. С- 197. 1 страница




Д Дигесты Юстиниана/В пер. И.С. Псретсрского. XX. 1.16. М„ 1984. С. 331.(Далее:Дигесты. В дальнейшемссылки на "Дигесты" даютсяпо этомуизданию).

) Гаи. Институции / Пер- Ф- Дадынского; Под рея- ЛЛ. Кофанова, ВА Савель- епа. М-, 1997- С- 255- Далее ссылки на "Институции" даются по этому изданию.


Данное Гаем объяснение опирается на следуемое из самой природы прав различие; если вещь уже нам принадлежит, мы не можем требовать снова ее передачи в собственность (dare). Значит, защита должна носить иной характер.

Такое объяснение, конечно, не может считаться исчерпы­вающим, и мы должны пойти дальше, особенно отметив, что происхождение, возникновение дихотомии пока не затрону­ты, и, возможно, именно там будут видны более глубокие ее причины.

Известной истиной социального а значит, и правового раз­вития является первоначальная нерасчлененность, гомогенность впоследствии разделившихся форм'.

Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "в начальную пору обяза­тельственные правоотношения еще мало отличаются от вещ­ных. Отличие права на действие от права на вещь тем менее сознается, что не существует ясного представления о свободе личности и у большинства нет имущественной обеспеченно­сти. Для верителя, за отсутствием у должника имущества, един­ственной гарантией исполнения является лицо обязавшегося".

Кунце полагал, что первым этапом в становлении обяза­тельства было "господство над должником, подобное праву соб­ственности", и только впоследствии оно возвысилось "на сте­пень идеальной власти"3.

Если есть основания считать, что архаичное право трактует юридическую связь как личную, то тем самым возникает необ­ходимость обсудить, хотя бы как умозрительную, конструк­цию, согласно котброй вещные права — это отклонение от первоначальной парадигмы.

Но ближайшее рассмотрение заставляет прийти к выводам иного свойства. В раннем римском обществе "все обязательства покоились на fides, т.е. клятве, приносимой богам, согласно которой поклявшийся обязан был что-либо дать или сделать... Невыполнение обязательства вело к посвящению должника и его имущества богам, либо требовало немалых искупительных жертвоприношений", ведь невыполнение клятвенного обеща­ния (vota nuncupata), в том числе и обещания дать "названные деньги" (nuncupata pecunia), влекло угрозу божественного гне­ва. "Договорные обязательства между частными лицами также имели в архаический период чисто сакральную форму"3.

' Идее синкретизма противостоит концепция архаичного параллелизма, многократных уподоблений. Не обсуждая всех сторон этой концепции, отме­тим, что она никак не противоречит идее дихотомии, а только усиливает ее.

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С. 271.

3 Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме. М., 1994. С. 63-65.


К. Хюбнер также отмечает: "Боги принимали участие в ка­честве свидетелей во всех правовых ситуациях, будь то на суде или в экономических отношениях товаров, денег и земельного владения. Любая ссуда, любой договор о купле-продаже, кото­рый не предполагает немедленного введения в действие, тре­бовал клятвы"'.

Очевидно, что налицо сплетение, синкретизм архаичных правовых отношений: на первом плане — религиозный, имею­щий общее (публичное) значение элемент, которому полно­стью подчинены и личные, и вещные связи, если их удается заметить2. Соответственно трудно обнаружить саму возможность их конкуренции. Индивид слит с социальной общностью — семьей, родом, племенем, причем в эту общность включены и вещи3, приобретающие тем самым личные качества, переда­ваемые вместе с их движением.

Посмотрим, как эти черты проявлялись при заключении цивильных сделок per aeset ИЬгат (посредством меди ивесов),воплощавшихнаиболее характерные чертыархаичного права. Имеются в виду манципация (продажа) и пехшп (заем),хотя относительно их соотношения полной ясности нет. Л. Кофановпоказывает, например,что nexumможно понимать и как куп­лю-продажу, покоторой приобретаются важные для покупате­ля (должника) вещи (земля и др.) —resmancipi, но оплата им сразуне осуществляется, а устанавливаетсяобязательство. Ав­тор полагает, чтоmancipium — "обязательственный договор междугражданской общинойв целом и отдельными ее группа­ми, будь то род,племя, коллегия или соседская община"4, а nexum — отношениетолько между частными лицами в форме купли-продажи(условного отчуждения) основных средств про­изводства (resmancipi)5.

' Хюбнер К. Истина мифа. С- 117.

Конечно, обращает на себя внимание подтверждение приведенного да­лее взгляда Л. Кофанова на nexum как сделку с обязательственным эффек­том, суть которого в перенесении действия на будущее.

2 Д. Дождев отмечает как общее явление "синкретизм вещноправовьгх и обязательственных субъективных юридических ситуаций в древности" (Дож-деаД.В. Римское частное право. М., 1996. С. 464.).

Более подробно об"изначальном представлении о некоем нерасчлепен-"ом единствелиц и вещей" наматериале familiaсм.: СмиринВ.М.Патриара-хальные представленияи их роль в общественном сознании римлян //Культу-рл Древнего Рима: В 2 т. Т. 2 /Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.,1985. С. 72 и ел.

4 Такой подход согласуется с утверждением Е.М. Штаерман о том, что процедура манципаиии показывает, что переход имущества "от.одного граж­данина к другому был поставлен под контроль" общины. (Штаермач Е.М. Римская собственность на землю//Древние цивилизации. Древний Рим. Вест­ник древней истории. М., 1997. С. 339.)

5 Кофанов Л. Обязательственное право в архаическом Риме. С. 100, 186,


Не обсуждая тонкостей вопроса, принадлежащего романи­стике, отметим, что "коллективные" черты манципации, ко­нечно, мало способствуют формированию в ее рамках абсо­лютного права индивида.

Обшим для манципации, а также виндикации и произ­водной от нее формы in iure cessio — а эта общность весьма важна, раз мы говорим об общих чертах возникающего из этих актов права на вещь — было наложение руки на вещь (тпапи сареге). В этом жесте демонстрировалось "отсутствие границ между собой и вещью", а его результатом становилось "един­ство persona контрагентов". "Акт гпапи сареге устанавливает непосредственный контакт виндиканта с вещью так, что пред­шественник остается связанным с нею в общественном вос­приятии"'.

Но наложение руки являлось следствием либральной сдел­ки, по которой, как известно, с соблюдением строгого ритуа­ла передается "чужая медь" (aes alienum), которая становится средством установления той или иной формы личной зависи­мости. Об этом пишет Д. Дождев: "Долг (в том числе и присуж­денный на основе damnatio) служит лишь контекстом <либ-ральной> сделки, а ее предметом, которому в символическом плане соответствует aes, является личность должника.

С этой точки зрения получает объяснение и такая гипотеза manus iniectio (и последующей личной расправы), как неис­полненное судебное определение — iudicatio. Sacramentum, ко­торым связывают себя тяжущиеся, — это не pecunia, a aes... Предоставление praedem sacramenti в процессе legis actio sacra-mento in rem2, очевидно, тоже связано с утратой субъектом соб­ственного социально релевантного лица в том объеме, кото­рый символизирует aes".

Передача aes была связана с утратой собственной субъект-ности, а акт nexum соответственно не Приводил к переносу ча­стной собственности, а означал утрату "новым (со)хозяином"

' Дождев Д. Основание зашиты владения в римском праве. С. 93, 94. 95-96.

1 Л. Кофанов приводит толкование вытекающего из manus iniectio (нало­жения руки) умерщвления посвященного в жертву богам (sacratum) как про­явление "права собственности <mancipium) богов" (Кофанов Л.Указ.соч.С- 72). Тогда применение sacramenlum, смысл которого состоял в искупительном жертвоприношении, позволяло избежать принесения нарушителя клятвы в жертву богам, в чем выразилась общая тенденция смягчения раннернмского права (там же. С. 76). Отмечу, что эта идея о праве собственности богов оказы­вается ключевой и для обоснования собственности в классический и особен­но постклассический период, когда боги уже не нуждаются в вещах и не участвуют в их присвоении и потреблении.


личности, так как ассоциировался социумом с тем лицом, ко­торое прежде выступало в обороте в связи с этой вещью.

Эти юридические формы автор вводит в более широкий контекст и заключает, что установление на почве либральной сделки связи usus auctoritas — "особого отношения... сразу двум господам" означает возникновение "не вещного права, но права личного и относительного"', что не мешает его защите.

Установление личной связи, ведущей к утрате приобрета­телем собственной субъектности, результат не активности или даже присутствия другой стороны сделки, а именно получения имущества, подпадания под его силу. Это видно, например, из того,- что владелец чужого наследства (pro herede), "овладевая чужой familia и действуя в качестве ее главы, утрачивает в от­ношении внешнего мира свое собственное лицо (во всяком слу­чае насколько это касается захваченной familia), приобретая роль покойного домовладыки"2.

Основой установления такого рода связи можно, по-видимо­му, признать содержащуюся в вещах силу, переносимую вместе с вещью на приобретателя. Эти представления, а точнее, основан­ные на них формы социальных отношений имели, конечно, по­всеместное распространение, что позволяет конкретный тип свя­зи, возникающей в силу архаичной манципации — usus auctori­tas, — считать одним из их проявлений и следствий (потому существующие оттенки в оценках auctoritas не должны влечь пе­ресмотра тех общих выводов об установлении личной связи из древней продажи, которые сделаны Д. Дождевым, считающим auctoritas "нематериальным аспектом принадлежности")3.

Например, К. Хюбнер пишет о данном Зевсом Телемаху даре — kydos, причем "кидос Телемаха находится не только в нем, а также в его имении, в его подданных, в его роде". Род­ственна кидосу и тиме, она также "действует в имуществе, родственниках и подданных". Тиме не просто сила, а сама суть человека (царя)4.

' Дождев Д.В. Основание зашиты владения в римском праве. С. 125, 126— 127, 134.

2 Там же. С, 90.

Там же. С. ]30.

Auctoritas образуется от auctor —. лицо, производящее отчуждение, в на­шем праве мы можем так обозначить то лицо, от которого приобретается получателем (successor) право в правопреемстве {Хвостов В.М. Система рим­ского права. М., 1996. С. 140); может быть, эта модернизация позволит уве­реннее оперировать этим понятием, хотя общая направленность наших рас­суждений нисколько не изменится, если даже окажется, что приведенное эдссь понимание auctoritas далеко от общепринятого в романистике.

" Хюбнер К. Истина мифа. С. 106—107.

Тиме находится и в царском скипетре, который не подлежит обмену.

3-3191 65


Таким образом получает объяснение тот известный из мифа факт, что важно не только взять жизнь у врага, но и захватить его имущество, а "похищение оружия героя является похище­нием его сущности"'. По мнению Гомера, "не тот теряет дос­тоинство, кто грабит, а тот, кто ограбил"; "субстанция тиме находится и в подарке". Можно лишить достоинства, взяв по­дарок (вместе с тиме), но "можно дать кому-нибудь тиме через подарок и этим даже привязать его к себе"2.

Еще более отчетливо проявляется вещественно-личная связь в понятии "семья" (хорошо известном и по римской familia). "Се­мейство — это постоянная мифическая субстанция, которая од­нажды перелилась от божественного существа в человека и теперь передается из поколения в поколение. К поколению, по мнению греков, принадлежат не только родственники и их владения3, но нередко и все то, что стоит в тесной связи с ними, особенно через обмен подарками...Владение семьи защищается как жизнь, потому что члены семьи идентифицируются с ним. Так нераз­рывно были связаны друг с другом имущество и человек, так сильно жила в обоих одна и та же мифическая субстанция, что их даже хоронили вместе... Тесная, почти родственная связь возни­кает через обмен подарками и собственностью"4.

А-Я. Гуревич отмечает, что "термин eigen (в современных германских языках — корень слова "собственность". — К.С.) первоначально обозначал не собственность на предметы, но принадлежность человека к коллективу". Касаясь семейного вла­дения, он отмечает: 'Щодобно тому как человек владеет усадь­бой, так и она им "владеет""3.

"Не иметь рода... значит вообще не иметь собственного лица... а род живет в доме и собственности, как и в принад-

' Хюбнер К. Истина мифа. С. 239.

2 Цит. по: Хюбнер К. Указ. соч. С. 107.

Можно привести пример, знакомый самому широкому современному читателю. Вспомним, как мудрые герои толкиновской трилогии (а "Власте­лин колец" вдохновлен, как известно, представлениями, свойственными кругу северных саг) опасались пользоваться кольцом Врага, полагая, что тем са­мым попадут в зависимость и утратят свою личность.

3 Применительно к Египту Э. Матье пишет, что "оба египетских терми­на, которыми обозначалась семья, имеют обшие корни со словами, так или иначе относящимися к скоту или владению им" (Матье М.Э. Из истории семьи и рода в Древнем Египте // Древние цивилизации- От Египта до Китая. Вестник древней истории/Сост. А.И. Павловская и др. М., 1997. С. 75). Ср. со стихом Гесиода: "Дом прежде всего и супруга, и бык-землепашец". Аристотель приводит его для обозначения понятия "семья" (Аристотель. Политика// Соч.:

В 4т. Т. 4. М., 1983. С. 377).

< Хюбнер К. Указ. соч. С. 108.

5 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 60, 62.

Бб


лежащих к нему людях'". Не только первобытный австралий­ский абориген, оторванный от "своей земли", "перестает быть личностью"2, но и человек европейского средневековья нахо­дится со своим вешным окружением, прежде всего — землей, двором, домом, в "еще не расчлененном единстве понятий, характеризующих наследственные признаки лица и его про­исхождение, принадлежность к роду и поземельные отноше­ния"3.

Именно эти причины предопределяют подчеркнутую Д. До->кдевым "принципиальную неотчуждаемость familia", которая является главной идейной основой ^го подробно изложенного выше вывода об установлении одной лишь личной связи в ре­зультате либральной сделки. Ведь отчуждение самого себя, пе­редача части себя другому может привести только к усвоению, присвоению другого, и ни к чему иному.

Понятно, что и присужденное в силу сделки имущество, т.е. долг, лишь следует за изменениями положения должника, тогда как именно его личная зависимость ~ непосредственный продукт сделки, а передаваемая "медь" — aes — не эквивалент имущества, а способ установления этой зависимости, в основе которой лежат сакральные отношения и представления, в ча­стности установление взаимной связи, родства путем прелом­ления или передачи металлического прута, жезда\ Важно так­же то, что, как отмечает автор, sacramentum, совершение ко-

' Хюбнер К, Указ. соч. С. 109-110.

2 Артемьева О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987. С. 38.

Гуревич A.SL Категории средневековой культуры. С- 60, Историческая длительностьявления — свидетельство егоколоссальнойустойчивости, аэто заставляетзаново оценить мошь римскогоправа, нашед­шего силы противостоять этой инерции; впрочем,с позиций консерватив­ной критики катоновскоготолка этамощь оказалась фатальной.

4 Д. Дождев ссылается на соответствующие выводы О. Фрейденберг, Леви-Брюля и др. (Основание зашиты владения в римском праве. С. 123). Ср. также с сообщением И.М. Дьяконова о том, что в Вавилонии жезл был символом власти на землю и передавался при передаче земли в другие руки. На это сообщение опирается М. Матьс, понимая поя жезлом в египетских надписях "право, силу" (А/атье М.Э, Указ. соч. С. 76).

В другой работе Д. Дождев пишет: "Sacramentum" означает "священная клятва"; в древности она сопровождалась выдачей символической сущности лица — медного бруска (sacramentum aes).— что означало утрату свободы личности и определяло полную психологическую зависимость от авторитета храма. Сходную функцию aes играл в актах per aes et Ubram" (см.: Дождев Д. В, Омское частное право. С. 173).

Л. Кофанов отмечает особую роль царского жезла в совершении правосу­дия (см.: Кофанов Л.Л. Роль коллегии авгуров в разработке римского архаиче­ского права//Древнее право. 1997. № 1 (2). С. 19—20).


торого требуется в первом известном процессе о веши (винди-кационном) — legis actio sacramento m rem (l.a.s-i-г.), — также выступает как aes, а следовательно, основа присуждения в этом архетипе вещного процесса та же, что и в процессе о долге- На этом этапе мы можем, следовательно, заметить единство осно­ваний вещного и личного (обязательственного) исков, хотя само различие исков говорит о начавшейся дифференциации. Еще более важный вывод состоит в,том, что главные цивиль­ные юридические средства — либральные сделки — создают различные формы личной зависимости и не дают оснований для возникновения прав исключительного, абсолютного зна­чения. В этом плане следует указать также на проводимые Е.М. Штаерман с большой настойчивостью взгляды о мень­шей, чем это было принято считать, "связи собственности с правом отчуждения", в том числе и путем манципаций'.

Нет смысла обсуждать предположение, что процесс l.a.s.i.r. использовал форму sacramentum искусственно и она, следова­тельно, не отражала его сути. Ведь это означает, что спор о вещи не имел собственных юридических форм (такое сужде­ние, в частности, может вытекать из замечания Гая, что сакра­ментальная форма применялась для тех дел, относительно ко­торых закон не определял специальной исковой формулы)2, что само по себе уже достаточно содержательное суждение в нашем контексте, означающее, что вещные права и иски не могли предшествовать архаичным сакральным формам права.

' Штаерман Е.М. Римская собственность на землю. С. 343. Автор противо­поставляет праву, возникающему из сделки, право собственности, основан­ное на обработке земли, как более сильное. Такой подход, продиктованный, конечно, самим предметом статьи, не может быть универсальным уже из-за ограничения темы только землей, вовлеченной в оборот, как известно, в последнюю очередь и потому не всегда удобной при обсуждении проблем раннего генезиса. Однако те идеи Е-М- Штаерман, которые связаны с крити­кой представлений о происхождении права собственности исключительно из обмена, конечно, заслуживают внимания и поддержки. При этом нужно иметь в виду, что в строгом проведении в трудовой теории заложен сокрушитель­ный потенциал, который в состоянии не только поколебать взгляды на веду-•щую роль обмена в становлении собственности, но и практически разрушить весь оборот: ведь если единственным оправданием права на вещь становится труд, то продажа и приобретение по сделке утрачивают основания и стано­вятся вне права, восходящего к труду. На самом деле такие ригористические взгляды, объявлявшие полученное путем торговли, откупов и другими по­добными путями имущество бесчестным, позорным, не доходили, однако, до того, чтобы считать его полученным не по праву. Историки любят отме­чать, что самый знаменитый пропагандист отеческой простоты и преиму­ществ аграрного труда Катон был известным скрягой, накопителем денеж­ного богатства и сутягой.

2 Гай. Институции- С. 259.


Однако процесс l.a.s.i.r. уже имеет свое лицо, ему присущ соб­ственный ритуал, символика которого позволяет обнаружить своеобразие спорного права, его несомненные отличия от обя­зательственных прав, возникших из манципаций (или nexum). Хотя сохранение l.a.s.i.r. как. относительно сильного (что харак­терно для личных прав) элемента и позволило М- Казеру выде­лить "относительную собственность" *. Не обсуждая обоснован­ности этой широко известной среди романистов теорий, отметим этот пункт как период начавшегося разделения прав при сохранении ими еще черт единства.

Если это так, то дальнейшее разделение прав на вещные и обязательственные должно было разворачиваться на следую­щем этапе, для которого характерно ослабление архаичных форм общности и отказ от идеи обращения силы права на само лицо.

Перед нами стоят Проблемы обнаружения источника таких понятий, как вещное право, с его характерными качествами, а также владение, выделение которого в отдельный институт не могло не повлиять на институт вещных прав.

Но сначала придется вновь вернуться к процессу La.s.i.r.2 Согласно описанию, стороны, делая торжественные заявле­ния о принадлежности им вещи, возлагали на нее древко (прут, фестуку), которое "употребляли вместо копья, как символ за­конного доминия, так как полагали, что самая бесспорная

' Как это обычно подчеркивается (см., напр.: Diosdi С. Ownership in ancient and preclassical Roman law. Budapest, 1970), сам процесс о вещи в условиях небольшой соседской общины проходил в условиях тесных личных связей и непосредственной публичности, а это не позволяет считать, что уже в это время он мог приобрести те вещные черты, суть которых в исключении личного момента из сути этого права.

Аналогичные выводы могут быть сделаны н из известного "Русской Прав­де" правила о закличи как предварительном условии свода. Придание отыска­нию веши посредством публичного акта закличи (после которого незаконный владелец веши, отказавшись выдать вешь, становился уже нарушителем'ц ча­стного права, и публичного порядка, как и ори нарушении клятвы) в извест­ной мере личного характера также не позволяет говорить применительно к этой процедуре о чисто вещном, бездичном характере права.

2 Такая его черта, как спор через пари, была известна и русскому праву (заклад) {Влвдимирский^Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 587 и др.), имеются и неко­торые другие обшие признаки, что позволяет допустить достаточно широкий контекст проблемы.

В.М- Хвостов отмечает такое свойство процессов с применением жребия (в классическом праве жребием устанавливался истец в иске о разделе), как одинаковость положения сторон (judicium duplex). (Хвостов В. M. Система рим­ского права. С. 72.)

И. Хейзинга связывает жребий с идеей состязания равных соперников, в которое может вмешаться и высшая сила (см. Хейзинга И. Нолю Ludens- Статьи по истории культуры/Пер. исост.Д.В. Сильвестров. M., 1997. С-90 н ел.).


собственность та, которую захватили у врага"'. Л. Кофанов, комментируя это место у Гая и ссылаясь на Цицерона, отмеча­ет, что "военная Сила всегда признавалась римлянами основ­ным источником приобретения собственности"2.

Это объяснение, на наш взгляд, имеет ключевое значение для всей проблемы вещных прав. Устранение личного, относи­тельного элемента из права на приобретенную вещь, явленно­го в непременном участии предшественника (например, через форму usus auctoritas) в процессе о вещи, полученной посред­ством манципаций, оказалось возможным только указанием на получение вещи военной силой (таким образом обозначена и снята оппозиция "получение у своего, не приводящее к "бес-­спорному" праву, — получение у чужого"). Приобретенная у врага собственность действительно "самая бесспорная" уже хотя бы потому, что юридический спор с врагом невозможен. Воз­никает абсолютная сила права, его независимость от всех дру­гих прав и лиц.

Об. Институции. С. 261. Значение тахого началаспора возрастает, если учесть присущую римскому праву(не утраченную вполнеи современнымправом)симметрию правовых формул. Согласно такой логике (демонстри­руемойв установлений власти (макцн нации) и освобождении от власти (эман-ципации). вустановлении обязательства (стнпуляция)и освобождении от обязательства (акцептиляция) и-др.), качества спорного права, продемонст­рированныев начале процесса,должны оказаться теми же и в его результате. То же вытекает и из соображений тождественности предмета спора.

См. также замечание Дцождева о "свойственном римскому праву прин­ципе зеркальности акта установления и акта прекращения" (Основание за­щиты владения в римском праве; С. 102.)-

1 Кофанов Л. Обязательственное право в архаическом Риме. С. 88.

Л. Кофанов уточняет, что возложение Юпья означало "ритуальное убие­ние жертвы", что позволяло установить манпипий (там же. С. 106 и др.).

Д. Дождев замечает, что "схватывание веши связано с древними сакральны­ми обрядами, выражающими установление личной связи, непосредственного контакта с объектом. Захват (или господство) — это... частное и производное значение жеста". (Основание зашиты владения в римском праве. С. 98). Можно заметить, >по такое объяснение противоречит предыдущему истолкованию.

Обращаясь к работе О.М. Фрейденберг, мы видим, что "орудием разре­зания служит копье, и священник "пронзает" ии "тело" хлеба*', имитируя "разрывание, расчленение, разкятис по частям с целью вкушения тотемного бога-животного" (см.: Фрейдеяберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. С. 59). Убие­ние тем самым предстает не только в естественном (впрочем, остается во­прос, когда установилась эта "естественность") значении борьбы "на смерть" и отчуждения, но н & значении усвоения, присвоения, особенно если учесть, что вкушение жертвы понималось как установление личной связи с тоте­мом, а "рука служила главным производственным орудием", что выражено в обряде "совокупного разрывания" тела жертвы (там же. С. 60).

Хорошо заметная здесь двойственность значений, даже если они возник­ли не одновременно, исключает, очевидно, абсолютизацию любой из вер­сий генезиса.


Выпадение из права новейшего времени такого способа приобретения' несколько затрудняет восприятие этого обстоя­тельства, но среди идейных оснований архаичного права, в том числе и римского, оно занимало одно из ведущих мест.

Чужие (hostes)2 воспринимались за пределами права (вне закона)3 и, следовательно, не могли считаться ни стороной в договоре, ни вообще субъектом, лицом (или иным аналогом этого понятия), а были равны предмету природы, т.е. подлежа­ли захвату, как и охватываемое ими их вещное окружение4.

И еще "в средние века, — отмечает Г. Шершеневич, — по­ложение иностранцев в Западной Европе было почти бесправ­ное. Иностранец, как дикий, мог быть обращен в рабство"5.

Захват врагов в качестве добычи можно считать известным прогрессом по сравнению с предшествовавшей эпохой, когда допускалось только их уничтожение. Вспомним библейское пре­дание о том, как израильтяне, победив мидианитян, перебили воинов, но оставили себе женщин и детей. Узнав об этом, Моисей велел убить также мальчиков и женщин, оставив только деаушек. Объяснение этого распоряжения видится в том, что "превращать врага из объекта мести в ценность, в товар каза­лось безнравственным"6. При сомнительной исторической дос­товерности события здесь, по-видимому, передана рефлексия на переход от уничтожения врагов к их пленению.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 435 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2471 - | 2351 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.