Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Моо), либо оно носиттакже исторический характер, нооно,безусловно,фундаментально




Я. Шапл сопровождает утверждение о том, что "данное раз­личие, существующее более 2000 лет, выполняет очень важ­ную упорядочивающую функцию в разрешении конфликтов", ссылкой на суждение М. Казера: "Противопоставление actio in

rem u actio in personam следует рассматривать как естественное состояние"3.

Онтологически4 дихотомию можно, по-видимому, вывес­ти из принципиального несовпадения, нетождества человека и вещи (это отражено в одном из наиболее универсальных юри­дических определений вещи как всего, что не является челове-

' В английском праве дуализм выражен слабее, как и вообще слабее определена система права. В. Ансон в своем классическом "Договорном пра­ве" цитирует высказывание Блекстона о том, что договорное право скорее часть права собственности, которое едва ли говорит в пользу признания

дуализма, если только таковым не считать само различение договора и соб­ственности.

Но слабоартикулированная система английского права и соответствую­щая ей теория, избегающая обобщений в силу свойственного протестантиз­му эмпиризма, позволяют обходить эту проблему в целом. Если, однако, когда-то окажется, что возможно выстроить обобщенную систему common law (обшсго права), то тогда едва ли удастся избежать ее двойственного рас­членения, равно как и дихотомии отдельных прав, если выводить их из такой системы.

2 См., напр.. гл. IV части VII "Договорного права" В. Ансона, названную "Вещные средства зашиты"(А/соя В. Договорное право. М-, 1984).

) Шопп Я. Основы гражданского права Германии. М., 1996, С. 42.

4 Именно онтологически объясняет "деление гражданских прав на вещ­ные и обязательственные" А.И. Бибиков, полагая их основанием "материаль­но-вещественное ограничение права собственности" миром вещей. (См. Прин­ципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по

российскому законодательству и международному праву: Материалы кругло­го стола // Государство и право- 1998. № 8, С. 59).


ком, хотя перевернуть это определение, надо заметить, не уда­ется)'.

Тогда отсутствие дуализма будет предполагать либо персо-нализацию вещи, либо овеществление личности — процесс, действительно наблюдаемый в истории и в общем совпадаю­щий с периодом нерасчлененности прав.

Давление фактических, онтологических различий не мо­жет, однако, полностью объяснить специфику реально сло­жившихся форм и тем самым вытеснить заложенные в генезисе архетипы, оставаясь лишь последним доводом, восполняющим пробелы в фактическом материале.

Историческая сторона проблемы нередко приобретает форму обсуждения приоритета или субординации вещных и обязатель­ственных прав, причем как исходное часто принимается ут­верждение, что "право собственности — право первостепен­ное, господствующее над всеми другими имущественными правами"2. Общепринятый взгляд на приоритет, пожалуй, вы­сказан Г.Ф. Шершеневичем: "Момент появления в истории пра­ва обязательственных правоотношений представляется значи­тельно позднейшим в сравнении с моментом возникновения вещных правоотношений".

И действительно, обращение к системе права позволяет предположить, что вещные права предшествуют обязательст­венным (личным). Однако трудно понять, является ли это об­стоятельство случайным, повторяя лишь не вполне, впрочем, строгий порядок изложения, принятый некогда в преторском эдикте (и предопределивший систему его комментариев клас­сическими юристами)3, или просто удобным для понимания (но ведь удобство означает уже имеющуюся, возникшую вне права логику развертывания понятий).

' Действительно, нельзя сказать, что человек — это все, что не является вещью. Такая необратимость по видимости симметричного высказывания объ­ясняется тем, что в первом случае указанием на вешь определение относится к миру вещейи тогда человек выступает телесным образом (отсюда проис­текает известная юридическая проблема права собственности на тело и орга­ны, находящаяся под понятным в данном контексте подозрением в бесчело­вечности), а во втором, когда высказывание имеет посылкой не вещь, а человека, обнаруживается, что раз сущностью человека не является его те­лесность, то и все определение должно разворачиваться в мире идеального, т.е. по определению невешного. Такое несовмещение сфер бытия веши и лица — не только постоянная логическая трудность, но и отражение, проявление указанной дихотомии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 423 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.