Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Неравнодушие многих юристов к этой тематике, однако, легко объяс­нить тем, что без товарности не может быть и права и защита товарности одновременно служит защите права





В рамках самого права свобода является аксиомой' и едва ли может быть объяснена. Для ее понимания нужно выйти, сле­довательно, за пределы права.

Ближайшим образом свобода —- это свобода выбора пове­дения. Очевидно, что это индивидуальная свобода, свобода ин­дивида (лица^. Достаточно сложным и спорным остается во­прос о свободе общества в целом, но мы избавлены от необходимости его обсуждать, поскольку правовая свобода — это исключительно свобода лица, единичная, частная свобода. О ней и пойдет речь.

Свобода или случайность обычно противопоставлялись не­обходимости (закономерности). Это противоречие считалось Трудноразрешимым и попало в разряд проклятых вопросов. Наи^ более популярным способом снятия противоположности счи­талось, как известно, познание необходимости, позволяющей принимать хотя и свободные, но необходимые решения2.

Шеллинг довел известные всем рассуждения до конца и заметил, что совершенная свобода, которой обладает Бог, ис­ключает выбор3. Этот парадокс, который можно (и так будет правильно) понимать в том смысле, что человеческая (небо­жественная) свобода несовершенна и потому всегда предпола­гает выбор, таит в себе и иное толкование: любой субъект, узурпировавший божественность (например, тоталитарное го­сударство), может запретить лицу выбор по тем основаниям, что единственные и необходимые решения уже найдены.

Практическая несостоятельность тоталитаризма совпала с нарастающей критикой классического детерминизма, о чем имеет смысл подумать, поскольку тоталитаризм всегда крайне враждебно относится к частной свободе, оправданно считая ее своим антиподом, а нам особенно потому, что им именно на этой почве были совершены титанические усилия по искоре­нению обмена и рынка.

' "...Удобнее считать, что свобода дана как факт сознания и что в -нее надо верить" (Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 67).

Но приэтом единичное поведениевсе равнооказывается в стороне, ведь оно всегдаслучайно; в противном случае придетсяпризнать справедли­вость крайнего детерминизма, согласно которому любое частное событие(на­пример, то, что вы читаете эту книгу) было предопределено в моментвоз­никновения мира.

Шеллинг Ф.В.Й. Соч. В 2 т. Т. 2. М.. 1989. С. 142. Аргументация кажется вполне корректной: если Бог совершенен, он не может ошибаться, каждое его решение совершенно. Но выбор предполагает несколько решений, из них одни будут менее, а другие более правильны. Однако Бог не может прини­мать хоть сколько-нибудь несовершенных решений; следовательно, свобода Бога лишена выбора.


Прежде всего вспомним, почему вообще ранее господство-вашее мировоззрение пыталось элиминировать рынок и право, Эта идеология, имеющая ясно прослеживаемые основания в духе просвещения, достигла высшей точки развития в середине про­шлого века, на гребле впечатляющих успехов классических ес­тественных наук, основанных на Ньютоновой механике, рисо­вавших картину мира, в которой любое событие однозначно определяется исходными условиями, в которой всюду царству­ют "железная необходимость" и всеобщие бесспорные законы, когда при достаточной полноте знаний можно предсказать лю­бое событие будущего'. И на самом деле, естествознание пред­сказывало — и предсказания сбывались. Трудно было в этих ус­ловиях не поверить, что можно исчислить, предугадать, рассчитать абсолютно все.

Обществоведение не имело никаких средств долго проти­востоять триумфу естествознания и занялось выработкой "ес­тественно-научных методов" постижения человека и общест­ва, отринув "противоестественные представления о какой-то противоположности между духом и материей, человеком и при­родой, душой и телом"2, sl

Но как только обществоведение восприняло уверенность механистического естествознания в своих выводах, исполни­лось пафосом научности, в новом качестве возродились древ­ние утопии справедливого переустройства общества централи­зованной волей.

В основание новойутопии была помещена, как известно, точная схема будущего общества, чтовозможно лишь при уве­ренности в том, что вообще могутсуществовать точные расче­ты и предсказания.

"Научность", кроме того, дала право настаивать на приме­нении насилия к несогласным. Действительно, если заранее известно все, что произойдет, то любое сопротивление бес-осмысленно и вредно, а его подавление оправдано наукой.

1 Неошибающийся Бог Шеллинга — точное отражение этой картины мира. В известном смысле это и Бог Эйнштейна, не играющий в кости (т.е. не ставящий свои решения в зависимость от случая).

2 Маркс К., Энгельс. Ф. Соч. Т- 20. С. 4%. Никак нельзя винить в этом осно­вателей марксизма, если до сих пор "подавляющее большинство социальных наук, в особенности экономика, все еще находятся во власти механистиче­ской парадигмы". (См. предисловие О, Тоффлера к кн.: Лрчгожын И., Стен- герс Э. Порядок из хпоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. С- 16.) Только в начале XX века, после открытии Больиманн и Гиббса, с термоди­намикой стали считаться; только тогда исчезла почва для претензий на абсо­лютное знание будущего, а тоталитарные утопии продолжали существовать лишь по инерции, правда оказавшейся очень сильной.


В вычисленной картине будущего особое значение придавалось прекращению товарного обмена. Главным аргументом здесь было то, что товарный обмен — опосредованный, а лучше вести непосредственный, "прозрачный" обмен деятельностью. Мож­но, однако, предположить, что товарный обмен раздражал не только досадным отсутствием прозрачности, но и своим оче­видно стихийным, "хаотичным", непредсказуемым характером. Было очевидным, что при наличии этой стихии устроить об­щество по "железным законам" затруднительно. Гигантские усилия были затрачены на то, чтобы обнаружить в товарном обмене пороки, в конце концов он был уличен в несправедли­вости как способ присвоения прибавочной стоимости'. Сама по себе аргументация была все же не так уж и важна. В любом случае устройство общества по придуманным законам обяза­тельно потребовало бы прежде всего устранения рынка. Поэто­му мы должны сейчас не разбирать доводы против товарности (в конце концов, жизнью уже доказана несостоятельность за­претов рынка), а попытаться понять, правомерно ли строи­тельство общества по заранее заданным схемам и правилам, ведь при этом первой жертвой всегда становится право.

Как уже отмечалось, уверенность в праве научно предска­зать, точно рассчитать будущее общества коренилась в Ньюто-новом естествознании с его расчетом движения планет на мил­лионы лет вперед и неизменными законами, действующими вечно. Все погрешности и ошибки, возникающие при этом, были только следствиями недостатка исходных данных и не­точностей в расчетах, т.е. в принципе были устранимы. При­чинность понималась так, что при определенном воздействии на любой известный объект последует точно известный результат. Триумф науки как раз и состоял в том, что эти следствия все более и более точно рассчитывались и предсказывались. (Эта картина мира и была воспроизведена в марксистском "естест­венно-научном" понимании человека и общества.)

1 Сразу отметим, что отношение к товару не было свободно от эмоций, питавшихся архаичным, дотоварным отталкиванием от рынка. (Немарксист­ские формы тоталитаризма (фашизм и др.) не скрывают это подсознательное неприятие рынка и цивилизации и даже не стараются его осознать, вполне удовлетворяясь возбужденными эмоциями. В этом главным образом и состоит их отличие от марксизма, как и связь с ним.)

На самом деле обмен товарами, совершаемый свободными лицами, всегда случаен, живо откликается на любые внешние Д»акторы, ему свойственны спон­танные реакции, стихийные возмущения, он ведет себя в точности, как явле­ние природы, а природа лишена справедливости (по словам Платона, "спра­ведливого вовсе нет по природе"; ему вторит Гегель: "Природа,- не может быть ни справедливой, ни несправедливой" {Гегель Г.В.Ф. Философия права. С- 107.).


Но с развитием термодинамики в течение всего нескольких десятилетий нашего века представления о природе и живом мире как части природы' кардинально изменились, что еще не всеми осознано. Выяснилось, что любая упорядоченность всегда со­провождается усилением хаоса, энтропии (т.е. необратимым рас­сеянием энергии в пространстве) в другой части Вселенной2. Тем самым было поставлено под сомнение представление о рав­номерно действующем в линейном направлении, т.е. устремлен­ном вперед, прогрессе3. Кроме того, оказалось, что лишь в не­которых, исключительных случаях отдельные объекты природы могут действовать как механизмы.

Это — замкнутые системы, не обменивающиеся с окружаю­щим миром веществом и энергией. Только для этих систем мож­но составить точный сценарий их жизни и заранее предсказать все происходящие в них события. Время в этих системах обрати­мо, процессы могут идти в обратном направлении (движение маятника и т.п.). Но таких систем ничтожно мало в природе.

Большинство же объектов, в том числе все явления живой природы и, без сомнения, социальные системы относятся к открытым, т.е. обменивающимся вещеотром, энергией, инфор­мацией с окружающей средой. А это значит, что "любая по­пытка понять их в рамках механистической модели заведомо обречена на провал"4.

Далее, установлено, что любая закрытая система не спо­собна к развитию, она постепенно приходит в состояние пол­ного внутреннего равновесия, энергия в ней распределяется равномерно, всякое изменение прекращается, а если в ней берут

' А тем самым и о человеке, ведь уже общепризнано, что "в системе человек — природа первичное начало представлено природой" (Вейнберг ff-П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986. С, 20). Традиция объяснения социального из природы идет от древности до наших дней (вспом­ним, напр., Л. Гумилева).

2 Порядок "создается локально за счет возникновения неупорядочен по­сети где-то в ином месте" (Эткынс П. Порядок и беспорядок в природе, М.;

Мир, 1987. С. 126. В книге имеется отечественная библиография по проблемам термодинамики и синергетики на момент издания).

3 Это представление, хорошо известное нам из марксизма, как и других теорий, па самом деле лежит в основе христианства- В свою очередь, христиан­ство заимствовало его из первобытного мышления, "представляюшего округ­лое время и округлое пространство в виде обратно-симметричной гармонии. Эта гармония достигается встречей и борьбой двух противоположных сил; ка­тастрофа и гибель заканчиваются обратным переходом в возрождение" (Фрей-денберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 163—164). Как видим, при переходе от цикличности к линейности (прогрессу) замены обратной симмет­рии не нашлось, но именно здесь сплелись все противоречия как познаватель­ного и мировоззренческого плана, так и лично эмоциональные.

* См-предисловие О. Тоффпераккн.: Пригожим И., СтенгерсЭ. Указ-соч. С-17.


вверх инерциальные связи, то она переходит в режим функ­ционирования, ведущий к гибели'.

В то же время открытая система развивается, меняется. Она находится в отличие от закрытой в состоянии неравновесия, что ведет к постоянному движению, изменению этой систе­мы, в том числе к ее упорядочению. Все процессы в ней необ­ратимы (представьте себе процесс жизни — самое яркое явле­ние открытой системы), но именно необратимые процессы — источник порядка2.

Наконец, одно из важнейших открытий И. Пригожина со­стоит в выявлении особой причинности, особой связи в жи­вых, открытых системах. Он обнаружил, что элементы систе­мы, функционируя в обычном режиме и подчиняясь обычной причинности, постепенно накапливают в себе отклонения, воз­мущения и переходят в режим флуктуации (колебания). Вся система, колеблясь, оказывается в так называемой точке би­фуркации, откуда она должна начать новое движение, реши­тельно изменяясь. Так вот, в этой точке бифуркации даже не­значительное внешнее воздействие вызывает неожиданно мощный ответ всей, системы, но совершенно в непредсказуе­мом направлении, наступает результат, абсолютно неадекват­ный внешнему воздействию3. Это означает, что система, по­пав в точку бифуркации (а эту точку каждая система проходит многократно), ведет себя принципиально случайно, не подчи­няясь известным образом причинности (детерминизму). Когда же энтропия достигает максимума, объекты ведут себя всецело случайным образом4.

Между точками бифуркации (пока система не накопила возмущений и не колеблется) действует обычная причин-

' См.: Пригожим П.. Стенгерс Э. Порядок из хаоса. С. 270.

2 См. там же. С. 24—25.

3 Это позволяет понять, почему, например, в нашей прежней экономи­ке, попавшей в ситуацию колебания (кризиса), крупные инвестиции (в_ ча­стности, в сельское хозяйство) давали ничтожно малый результат или не давали его вовсе. Общество, оказавшись в точке перелома (бифуркации), уже не может адекватно отвечать на любые воздействия. По этой же причине попытки постепенных преобразований "малыми шагами" вызывали бурные спонтанные реакции (медленные реформы, видимо, уже невозможны в сис­теме, достигшей точки бифуркации).

* Следуя философской традиции, нужно было бы сказать, что эти взгля­ды диаметрально противоположны строгому детерминизму, основателем ко­торого считается Декарт. Но не все так однозначно и у Декарта. М. Мамарда-швили в "Картезианских размышлениях" особо выделял дискретность, прерывистость времени у Декарта именно в связи с причинностью. В нашем контексте эти мысли приобретают особое значение.


ность. Но как замечает И. Пригожий, невозможно знать точ­но, достигнута в данный момент точка бифуркации или нет'.

Принципиальное признание случайности как фундаменталь­ного принципа живой и неживой развивающейся природы3 (слу­чайности нет лишь в не имеющих развития закрытых систе­мах) коренным образом меняет взаимоотношения с наукой. Теперь уже никто не может претендовать на сколько-нибудь точное, достоверное знание о будущем, формулировать непре­ложные законы, в том числе "общественного развития"; мож­но говорить лишь о вероятности.

Случайность оказывается не помехой "грандиозным пла­нам", которую нужно во что бы то ни стало искоренять, а естественным способом существования всякой жизни, спут­ником всякого развития и, главное, способом упорядочения любой системы.

Представлению об обществе как живой, саморазвивающейся системе в наибольшей степени отвечает опора его на рынок, товарный обмен3, который в этом отношении выступает и как живая, природная стихия, несомненно,подверженная случай­ностям. Через это множество случайностей система обменива­ется энергией с окружающим миром, именно эти локальные взаимодействия обеспечивают устойчивость системы, а не-ее | функциональная иерархия4. Теперь понятно, почему случай­ность — необходимый, существенный признак права5. Самый главный акт товарного обмена — договор — результат случай-

I Пригожин И,, Стенгерс Э. Указ. соч. С. 218—228, 346. 1 Примечательно, что Э- Борыашенко, оспаривая некоторые мысли И. Прн- гожина о времени, отмечает все же, что "случай присущ мироустройству, а не является причиной нашего незнания начальных условий" (см.: Бурмашенко Э. Век в поисках времени // Знание—сила. 1994. № 4. С. 100).

' Тем самым речь идет и о праве. Сила и мошь права состоят, как извест­но, не в стоящем за ним принуждении, а в точном отражении им жизни, А поскольку речь идет о гражданском праве — в точности отражения товарного обмена.

4 Пригожий И., Стенгерс Э. Указ. соч. С. 268. Для понимания роли товарно­го обмена к сути права очень существенно, что локальные взаимодействия имеют большее значение, чем иерархия системы.

Поскольку "товарный обороттребует персонифицированного владель­ца" (Венедиктов А.В.Правовая природа государственных предприятий. Л., 1928. С. 41), то конкретно проблема выступаеткак случайность, представленная в свободе единичного(локального) субъекта, чьесвободное поведение оказы­вается решающим дляустойчивости системы.

5 Гегель отмечал "случайность и произвол права" (Гегель Г.В.Ф. Феноме­нология духа // Соч. Т- 4. М., 1959. С. 259). В другом месте он говорил, что в беконе "справедливость обретает характер случайности" (Гегель Г.В.Ф. Фило­софия религии: В 2 т. Т. 1. М.. 1976. С. 121).


ности, произвола обменивающихся сторон. Как только договор пытаются навязать принудительно, право гибнет'.

Случайность в этом смысле, как легко убедиться, — (^юрма проявления частной свободы, свободы лица. Именно его право делать выбор, т.е. свобода и есть способ существования случай­ности. Следовательно, свобода лица обеспечивает связь всего общества как открытой, развивающейся системы с окружаю­щей средой2, опосредует обмен энергией по законам природы, наконец, свобода лица в акте товарного обмена (локальное взаи­модействие) — способ обретения устойчивости системы, ее упорядочения.

Найденное в самом естествознании подтверждение бедно­сти и поверхностности детерминизма позволяет понять много­кратно описанное крушение права, как только оно практиче­ски, а не в речах идеолога или пророка подчиняется иного рода внешней необходимости, становится из самоценности средством.

Предоставим место одному из таких описаний рассматри­ваемого нами процесса; "...союз естественного права" и религии прогресса пошатнулся тотчас, как последняя приняла жесткие историцистские формы, провозгласив свои "закономерные ста­дии", "диалектические отрицания", а главное — "неумолимую

Самьш очевидным образом случайность воплощена, конечно, в жребии. Но если вспомнить замечание Монтсня о том, что переход к республиканской форме правления увеличивает роль жребия, мы можем заметить связь между формальным равенством (по этому признаку республика противостоит монар­хии. поскольку речь идет об эпохе Монтеня), а значит, и усилением правово­го начала, и официальным признанием случая в принятии решений.

1 Например, известная по 60—80-м годам так называемая хозяйствен­но-правовая концепция, исходящая не только из принудительности самого акта обмена посредством "плановых предпосылок"— фондов, лимитов и т.п., но и из принудительного определения содержания договора, влекла резкое ограничение сферы действия гражданского, основанного на свобо­де- права (в свое время в соответствующей дискуссии участвовали все вид­ные юристы). Очень характерно, что хозяйственно-правовая концепция ис­ходила из понимания экономики как единого и, главное, замкнутого меха­низма, все действия участи иков*кйторого наперед известны и рассчитаны (иначе план утрачивал смысл). У.-Е. Хойер совершенно верно говорил о "замкнутой регулирующей системе, как это обосновывается в теории хо­зяйственного права" (см.; Хойер У.-Е. Право к управление экономикой при социализме. М., 1988. С. 163).

Очевидно, что переход к замкнутой системе влечет отмену права (и слу­чайности) и позволяет приступить к единому жесткому централизованному регулированию. Но теперь также ясно, что замкнутая система неизбежно де­градирует и обречена на гибель.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 404 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.