Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


См.: Правоведение- 1990- № I- С. 40—45




1 См.: Шкредов В.11. Метод исследования собственности в "Капитале' Маркса. М„ 1973. С 59; Он же. Экономика и право. М-. 1990. С. 222 и ел.


Идеи экономического детерминизма в той или иной степе­ни определяли работы цивилистов, развивших учение о собст­венности в русском гражданском праве'.

Это обстоятельство в известной мере усложняет безогово­рочное применение любого высказывания, особенно общего плана, но конечно, не дает права ни отказываться от предше­ственников, ни тем более увлекаться их критикой-

Когда Диоген увидел, что сын гетеры бросает камни в тол­пу, он предостерег его: "Осторожней, ты можешь попасть в своего отца!" Конечно, энергичная критика в адрес старшего поколения цивилистов не может не напоминать поведение та­кого не помнящего родства отрока,

Еще менее удобна полемика с теми учеными, которые ли­шены возможности ответить.

К. Краковский, рассказывая историю принципиального спора между М.Ф. Владимирским-Будановым и Н.П. Павловым-Силь-ванским, замечает, что острая полемика была прервана пер­вым, когда другой участник не смог уже ответить на критику2.

Но если мы можем и должны отказаться от апелляции к экономическому базису как обязательному зачину правового исследования, то первым результатом сразу после обнаруже­ния того удобного факта, что собственность и право собствен­ности можно теперь употреблять как синонимы3, получаем не­привычное зияние в начале работы.

' Кроме ставших основополагающими трудоп А.В. Бенедиктова (Венедик­тов А,В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948, и др.) были написаны и другие книги, см.: Карасе А.В. Право государственной социалистической собственности. М., 1954; Толстой Ю.К. Содержание и гра­жданско-правовая зашита права собствен] юстив СССР. Л., 1955; Корнеев С.М. Право государственной социалистической собственности в СССР. М., 1964;

ГенкинД.М, Право личной собственности. М.,,1964. Состояние проблемы пе­ред началом реформ представлено о сборнике: Право собственности в СССР. / Под ред. Ю.К. Толстого, В.Ф. Яковлева. М„ 1989.

SCм. предисловие к кн.; Владимирский-Буданов Af-Ф. Обзор истории рус­ского права. Ростов н/Д: Феникс. 1995.

1 Если название книги лишено демонстративности, а продиктовано лишь нежеланием в обороте из четырех слов дважды употребить "право", то в даль­нейшем они так и понимаются: нигде, кроме изложения в некоторых случаях чужих взглядов, собственность не понимается иначе, как феномен юридиче­ский- Это позволяет избежать неразрешимых трудностей, останавливающих многих исследователей. Например, А-Е- Черноморец, считающий, что "собст­венность есть социально-экономическое явление действительности", уличает текст раздела Гражданского кодекса РФ о собственности в неразрешенных проблемах "логико-лингвистического характера". По мнению автора, закон не дал определения собственности, которая не право, а "нечто иное", и потому и впал в "неадекватное обозначение" своего предмета (Черноморец А.Е. Неко­торые теоретические проблемы права собственности в свете Гражданского ко­декса РФ // Государство и право. 1996- № 1- С. 96—99). Легко представить,


Попробуем его восполнить некоторыми замечаниями об­щего порядка.

Прежде всего, конечно, нужно определиться с понимани­ем права.

Начало реформ было ознаменовано впечатляющими побе­дами теории, отрицающей тождество права и закона. Хотя эта теория (главным образом в варианте естественного права) из­вестна мировому праву, у нас она приобрела особое значение, и ряд лет играла роль одного из главных средств эмансипации права. Направленность такого подхода очевидна. В свое время А. Вышинский говорил, что право — это и есть советские зако­ны. Тем самым исключались всякое обсуждение содержания и смысла законов, проверка их с точки зрения соответствия об­щеправовым ценностям и сами эти ценности. Между тем к тому времени было уже общепризнанным, что право не результат воли законодателя, а продукт развития общества, отражение и закрепление сложившихся отношений между людьми. Можно утвердить закон, вступающий в противоречие с основами пра­ва, со справедливостью, но тогда это будет уже не право, а произвол. Закон — это всегда более или менее точное, более или менее полное отражение права, и только суд при рассмот­рении конкретного спора может дать оценку соответствия за­кона праву применительно к данному случаю. Наиболее после­довательно идея права проводится в общем (англо-саксонском) праве, основанном на деятельности суда и судебном прецеден-

сколь путаным и двусмысленным оказалось бы любое "социально-экономи­ческое" определение собственности в законе и сколько бы горя оно принес­ло судьям, пока бы они не догадались просто игнорировать его. Вспомним скепсис Г. Шсршсиевича по поводу дефиниций, употребляемых законодате­лем, и согласимся, что отсутствие в законе наряду с и без того сомнитель­ным юридическим определением собственности еще и социально-экономи­ческого, безусловно, благая весть.

Не думаю, что опасность экономической дефиниции еще нависает над ст. 209 ГК по причине как исходящих от нее явных угроз практике, так и •— еще в большей степени — отсутствия сколько-нибудь общепризнанного мне­ния относительно содержания и форумы такой дефиниции.

Приводимые автором примеры неадекватности" норм Гражданского кодек­са РФ в основном сводятся к тому, что в одном случае говорится о собственности как о праве, а в другом — как об имуществе. Я не вижу здесь проблем, еслк только не запутываться в тенетах схемы "собственности экономической и юридической". Выявленное А.Е. Черноморцем, не без триумфа, двойственное обозначение соб­ственности — как права и как вещей — вообще свойственно русскому (и не только) языку и отражает фундаментальное качество этого явления, состоящее в том, что собственность, являясь правом, в то же время выступает главным усло­вием и способом существования лица и в этом качестве переносится на все его имущество, "coumly". Обозначая вещи как собственность, мы тем самым выры­ваем его из косной материальности и вводим в юридическую, идеальную сферу. показываем его способность быть присвоенным по праву.


те. Здесь считается, что каждый договор, каждое дело имеет "свое право"' и задача суда — отыскать это право-

Но и правовые системы, не основанные на прецеденте, не отказываются от общего понятия права, не совпадающего с законом, как критерия и в законодательной деятельности, и в правоприменительной2. В частности, на идее права базируется применение норм по аналогии и оценочных норм, критериев "разумного хозяина" и других весьма распространенных и эф­фективных механизмов.

Противопоставление права неразумным и произвольным за­конам становится главным мотивом пересмотра законодатель­ства в переходные эпохи3. Неудивительно, что в период ре­формирования идея о несовпадении права и закона сохраняет большой потенциал.

Впрочем, опыт последних лет дал интересный материал в этой части. Хотя конкретных исследований, кажется, не про­водилось, эмпирически можно все же заметить распределение предпочтений в соответствии с принадлежностью юристов к той или иной ветви власти. Если судьи и ориентированные на суд практики и теоретики чаще склоняются к приоритету пра­ва как высшей ценности и.вытекающеЙ^из этого способности права противостоять нормативному акту, то среди законодате­лей и особенно исполнителей права отступление от позитив­ного права нередко воспринимается как в принципе недопус­тимый способ правоприменения'1.

' В английской практике суд отыскивает "закон, свойственный данному договорному обязательству (the proper law of the contract)" (Луни, Л.А. Денеж­ное обязательство н гражданском и коллизионном праве капиталистических стран. М., 1948. С. 135).

2 Знаменательны возникшие па почве отправления правосудия и питае­мые, как указывает сам судья, представлениями о "справедливости" присут­ствующих в зале сомнения в совпадении права и закона: право никак не уловить, "а закон — на виду", хотя многие нормы закона "вошли в явное противоречие с объективной действительностью" (Анисимов Д. Законно? Да. А справедливо ли?// Рос, юстиция. 1994. № 6. С. 1).

Очень важно и закономерно, что проблема вполне адекватно осознается именно как проблема правосудия, именно здесь обнаруживается несовпаде­ние права и закона, причем это несовпадение всегда носит частный харак­тер, оно всегда обнаруживается применительно к конкретному случаю и по­тому не может быть разрешено раз и навсегда в обшсм виде.

J При спокойном течении дел стимулом к ревизии законов служат част­ные нужды и отдельные противоречия внутри сложившемся системы права.

4 А. Эрделевский отмечает параллельные различия в "судейском мента­литете" в разных системах- Если английские и американские судьи далеки от категоричности, склонны к сомнениям, колебаниям, о которых они прямо пишут в своих решениях, носящих характер рассуждения, то у германских, а также и российских их коллег "подобное не наблюдается" (Э{м)елевский А. Моральный вред в прапе Франции // Хозяйство и право. 1948. № 5. С. 107).


Мне, конечно, ближе понимание права как предшествую­щего закону явления, его причины, а не следствия-

Прн известной потаенности, "мистериозности" собствен­ности, скупости ее определений законом иной подход в изуче­нии собственности едва ли мог бы достичь каких-либо серьез­ных результатов.

В вопросах генезиса собственности мне придется касаться некоторых теорий ее происхождения. Таких теорий можно было бы найти, учитывая оттенки, немало, но эта задача в книге не ставилась. Впрочем, следуя Цицерону, полагавшему, что соб­ственность может возникнуть не по природе, а из оккупации, или победы, или по договору, или жребию, получаем все же тройственный вариант генезиса, полагая за оккупацией смысл трудового освоения, за победой — насильственный захват, а за договором — производные, "меновые" основания. (Жребий был применим в общей собственности, уже, следовательно, воз­никшей.)

Действительно, в обоснование своего права на вещь, в ко­нечном счете, можно привести либо приобретение вещи от другого лица, либо ее изготовление собственным трудом, либо, наконец, захват силой. Другие известные основания (находка, оккупация и пр.) по своему смыслу тяготеют к: одному из ука­занных, оставаясь вместе с тем преимущественно случайны­ми, поэтому они не могут дать надежной почвы для понима­ния сути собственности.

В дальнейшем будут чаще всего упоминаться, впрочем без деталей, трудовая теория, идущая от Дж. Локка, и меновая в интерпретации Гегеля. Генезису собственности из захвата по­священа отдельная глава-Происхождение права собственности непосредственно или даже опосредованно из базиса по изложенным причинам обсу­ждаться не будет.


Глава 1

Превратности метода

Отказ от доктрины отмирания права, всегда ставившей наше правоведение в двусмысленное положение, не привел, как вы­яснилось, к полному торжеству права и правового менталитета. Пренебрежение правом (правовой нигилизм), культ насилия нисколько не ослабли, а, утратив свою идеологию отмирания, несущественности права в "преобразовании общества" и со­средоточившись в подсознании, психолсегии, даже укрепились, став недоступными критике, основанной на логических аргу­ментах'.

Поэтому любое правовое исследование вынуждено всту­пать в неявную обычно полемику о ценности самого права, В условиях бесспорно существующего у нас глобального рас­кола сознания право2, конечно, ассоциируется с тем нача­лом, которое представлено как рациональность, активность, ответственность, приобретательство, универсальность, аб-

' Приведем наблюдения социолога: "Здешняя колхозно-хозяйственная жизнь замешана на нерациональности, на лукавстве, на ненормальной тру­довой отваге, которая на поверку лишь средство для веселен казачьей пи-•рушки или каких-то "левых" льгот. Хозяйственная жизнь на Кубани —• толь­ко ли здесь?! — основана на причудливой морально-аморальной экономике, на комбинации совести и бессовестности, Крестьянин чужой всему: рацио­нальности. демократии, рынку, писаной законности, 'правилам среднеста­тистической цивилизованности" (Виногродский В.Г. Колхоз и крестьянский двор//Знание-сила, 1996. № 10. С. 17).

2 В этом смысле право не может отождествляться с юриспруденцией и тем более с юристами. Само собой разумеется, что идеология и практика, обслуживавшие неправовос законодательство и представленные соответст­вующими специалистами, часто достаточно квалифицированными, приво­дят к возникновению антипраиовой позиции и среди юристов. Иными слова­ми, раскол проходит не только через сердце поэта, но и через юридический корпус.


страктность и индивидуализм' и противостоит иррациональ­ному, праздному, безответственному, расточительному, кон­кретному и неформальному, коллективному, консерватив­ному началу2.

Свой пафос это второе начало черпает прежде всего в весь­ма мифологизированном манихейском3 представлении о товар­ности-Дискуссии о содержании и перспективах рынка, или, при идеологическом обострении, капитализма, сегодня совершен­но бессмысленны как в связи с обнаружившейся неопределен­ностью этого понятия, так и потому, что эти дискуссии обыч­но бывают бесплодными из-за отказа от логики одной, а иногда и обеих сторон.

Но дело не в этом. Право отнюдь не синоним и даже не порождение капитализма. Достаточно напомнить, что класси­ческое право — продукт римской (античной) цивилизации, гораздо более архаичной, чем даже большинство современных традиционалистских обществ.

Причем такая характерная черта права, как его рационализм, скорее была ослаблена капитализмом. "Рационализация частно­го права, например, если понимать под этим упрощение юри­дических понятий и расчленение юридического материала, дос^-тигла своей высшей формы в римском праве поздней античности и была наименее развитой в ряде достигших высшей экономи­ческой рационализации стран, в частности в Англии'4.

* Ср.: "Мощный дух легальности, Трезвости и уверенности в своей пра­воте, который был свойствен мирской аскезе протестантизма" (Вебер М. Про­тестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Про­гресс, 1990.. С. 192). В своей знаменитой работе М. Вебер выводит дух аскетического энергичного капитализма из протестантского сознания, про­тивопоставляя ему "традиционное" (архаичное), в том числе католическое, сознание.

Н.А. Бердяев отмечает, что "в протестантском восстании личности и ут­верждении свободы зачался новый человек, человек новой истории" (при том, что "протестантизм в начале своем был мистичен") (Бердяев Н.А. Фило­софия свободы. Смысл творчества. *М., 1989. С. J66).

' Хотя с этими качествами и свойствами связаны устойчивые ассоциа­ции, и о них постоянно ведется полемика, в этом контексте им не дается никакой этической оценки, тем более что оба начала, хотя и в разных соот­ношениях, присуши сознанию каждого из нас.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 367 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.