Исследования речи, языка и коммуникации занимают сейчас большое место в мировой психологической науке. Психолингвистика стала мощным и авторитетным научным направлением. Практически в каждой цивилизованной стране наряду с психологическими существуют психолингвистические общества. Образовано Международное общество прикладной психолингвистики (International Society of Applied Psycholinguistics), издающее свой бюллетень. При поддержке Японского общества речевых наук (The Japan Society of Speech Sciences) издается Международный психолингвистический журнал («International Psycholinguistics»). Регулярно проводятся конгрессы, конференции, симпозиумы. Кроме того, материалы соответствующей и близкой проблематики публикуются в общепсихологических журналах и в большом количестве ежегодно выходящих книг.
Особенность представления материалов рассматриваемой области в журналах, книгах, на конференциях состоит в том, что они постоянно включаются в различные рубрики. Их можно видеть как в разделе «Психолингвистика» («Psycholinguistics»), так и во многих других: «Язык и коммуни-
кация» («Language and Communication»), «Речь и язык» («Speach and Language»), «Язык и познание» («Language and Cognition»), «Развитие языка» («Language Development»), «Приобретение языка» («Acquisition of Language»), «Языковые нарушения» («Language Disorders»), «Язык и чтение» («Language and Reading»), «Дискурсивная психология» («Discoursive Psychology»).
Такое положение дел свидетельствует, с одной стороны, о востребованности психолингвистических знаний, их использовании для развития разных аспектов психологической науки. С другой стороны, в нем можно видеть продолжающееся движение по накапливанию разноаспектного эмпирического материала, начавшееся еще в начале века (см. с. 269-272). Наконец, обращает на себя внимание обилие и разнообразие разрабатываемых тем, которые во многом повторяют и развивают идеи, предложенные в ходе исторического развития представлений о психологии речи, языка, общения (см. разд. 3.8.2). Отличительная особенность современного состояния области состоит, однако, в том, что на фоне широкого потока психолингвистических исследований формируется несколько крупных тем и направлений, являющихся как бы зонами притяжения для различных исследователей. На сегодняшний день можно выделить три такого рода направления. Это — коммуникативный, когнитивный и генетический подходы. Они во многом пересекаются друг с другом.
Коммуникативный подход: речь и язык в коммуникации
Развитие науки имеет определенную логику, связанную как с продвижением в познании предмета, так и с эпохой, в которой рождается знание. Как ни самобытны иные концепции, их возникновение не случайно: оно подготавливается предшествующими исследованиями и познавательными установками своего времени. Одной из таких крупных установок в наши дни стал системный подход, согласно которому явления должны рассматриваться наукой в их существенных взаимосвязях и взаи-
3.8. Речь, язык, коммуникация
мозависимостях. Неоправданное выведение исследуемого феномена из его реального контекста ведет к неадекватным и искаженным научным представлениям.
Язык и речь обслуживают коммуникацию — этот факт никогда не подвергался сомнению. Тем не менее вплоть до 80-х гг. язык и речь исследовались изолированно от коммуникации. Только в последние десятилетия лингвистика, а затем и психолингвистика начали рассматривать свой объект в контексте коммуникации. Возник «коммуникативный подход», который оказал большое влияние на развитие области. Обращение к проблемам коммуникации подготовлено развитием системной методологии. Оно связано также с потребностями семантического анализа: описание закономерностей последовательного развертывания содержания текста (см. разд. с. 279—280) подводит к тому, чтобы характеризовать само это содержание, как оно формируется и от чего зависит. Данный вопрос потребовал выхода за рамки текста, изучения речи в ее обращенности к конкретному собеседнику, в соотнесении с ситуацией общения и целями коммуникации.
С формированием коммуникативного подхода текст начал рассматриваться не изолированно, а в рамках того взаимодействия, в котором он возник, т. е. как продукт и компонент коммуникативного процесса. Такой «погруженный в коммуникацию» текст стали называть дискурсом (от франц. discours — речь). Дискурс — это различные виды разговорной практики, бытовой диалог, интервью, лекция. С одной стороны, дискурс обращен к ситуации речи. Собеседники, вступая в коммуникацию, имеют определенные цели, и дискурс — это целенаправленное действие, предпринятое для их достижения. Дискурс обращен к ситуации также в том смысле, что различный жизненный контекст задает правила ведения разговора и адекватные формы выражения (ср. экзаменационный диалог, светскую беседу, публичный диспут). С другой стороны, дискурс обращен к говорящим. Собеседники вступают в социальное взаимодействие, оказывают воздействия, реализуют власть. Дискурс отражает представление человека о мире,
его мнения, установки, интенции. В понятие дискурса включаются также когнитивные факторы, необходимые для его создания и понимания.
Дискурс стал основным объектом исследований последних лет. К его изучению привлечены сейчас не только психолингвистика и лингвистика, но также социальная психология (Р. Харре, Дж. Поттер), социология (Дж. Гилберт, М. Малкей). При всем различии школ и направлений эти исследования имеют немало общего и как целое обозначаются термином «анализ коммуникации», или «дискурс-анализ». Исследования обращены к изучению способов организации дискурса, интерактивных, прагматических, контекстных аспектов вербальной коммуникации. Что обеспечивает согласование действий и высказываний собеседников? Как в вербальном взаимодействии реализуются намерения участников? Каковы особенности речи в разных условиях общения? Эти вопросы находятся сегодня в центре внимания.