Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О психологической природе речи




И языка

Ранний этап

Загадка природы человеческой речи давно будоражила пытливые умы. Дошед­шие до нас источники обнаруживают, что уже античные ученые обсуждали вопросы о том, как связаны между собой звук и значение, чем слово отличается от обозна­чаемой вещи, можно ли через имя воздей­ствовать на его носителя, каким образом говорящий человек выражает себя в речи. Многие из этих вопросов остались труд­норазрешимыми и в наши дни; для древ­них же ученых они были загадками без ответов.

Высокого уровня достигала у них прак­тика использования речи в жизненных ситуациях. С древности дошли до нас имена знаменитых ораторов — таких, как Демосфен, Цицерон, — владевших умени­ем убеждать, способных увлечь за собой аудиторию. Тогда же были заложены ос­новы специальной науки — риторики как области знаний и приемов красивой, убеж­дающей речи. В сочинениях Платона, Аристотеля мы находим рецепты построе­ния такой речи. Платон сравнивал публич­ную речь с живым существом, у которого должны быть соразмерны голова, туловище, конечности. Аристотель выделил четыре ее нормативные части: предисловие — в нем содержится основная тема («мелодия»); рассказ — последовательно по частям представляются факты; доказательство — дает их толкование; заключение — оратор напоминает о цели выступления и стре­мится добиться к себе расположения.

Античная риторика была истинно
практической, так как ориентировалась на
нужды общества, ценившего красноречие.
Впоследствии практическая направлен­
ность интереса к речи была утрачена, и
риторика трансформировалась в отвлечен­
ное исследование специальных речевых
форм — риторических фигур. Она превра­
тилась в схоластику и надолго потеряла
свое значение. : >


Идея рациональности

Рациональное понимание речи и языка отразилось в появившемся в XVII в. ис­следовании под названием «Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля». В Пор-Рояле, недалеко от Парижа, нахо­дился монастырь, где двое молодых уче­ных А. Арно и К. Лансло, философ и линг­вист, соединили свои усилия для создания труда по теории языка. Вскоре этот труд появился; в нем была последовательно выражена рационалистическая идея. Язык изобретается, придумывается людьми, в нем они проявляют операции своего рас­судка. Каждому акту сознания — созерца­нию, суждению, умозаключению — соот­ветствует своя грамматическая операция. Грамматика призвана выражать логику. Рассматривая последовательно разные сто­роны языка: буквы, слоги, слова, включив лексику, синтаксис, авторы стремились проследить эту связь. Поскольку ее не об­наружили в ряде моментов, было предло­жено объяснение: логика образует высший рациональный слой языка, однако в процессе его использования возникают «испорченные» формы, которые создают низкий слой повседневного языка (см. [Арно, Лансло, 1990]).

ЯЗЫК и дух

На смену рационализму XIX в. принес «романтическую» идею: язык — проявле­ние человеческого духа. Секрет языка со­стоит в том, как дух обнаруживает себя в нем. Крупнейшим представителем этой позиции стал немецкий ученый Вильгельм Гумбольдт (1767-1835). Знаток многих языков, он исследовал, какими путями языки разных типов образуют слова, каковы способы обозначения их родства, как слова связываются в предложении и каким образом обозначается эта связь. Он пришел к мысли, что эти операции необходимы человеческому духу для само­выражения, они представляют собой «чисто умственную» сторону языка, его внутрен­нюю форму. Внутренняя форма языка тесно связана со сферой понятий человека, его видением мира. Даже при, казалось бы,


 

3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


простом наименовании предметов человек выражает не сам предмет, а свой взгляд на него. Давая имя, человек относит предмет к системе, затрагивает общие отношения и логические понятия.

По мысли Гумбольдта, язык выражает дух не только отдельного человека, но и целого народа. Существуют языки реалис­тические (например, греческий) и субъек­тивные (например, немецкий). Нацио­нальный характер языка проявляется в словосочинении, речевых периодах. Богат­ство понятий увеличивает их сложность. Народы с сильным поэтическим и фило­софским духом имеют развитой и слож­ный язык (см. [Гумбольдт, 1985]).

Гумбольдта принято считать языко­ведом, лингвистом. Однако его глубокое проникновение во внутреннюю структуру языка в ее связи с человеческим духом дает все основания рассматривать его работы как психологические или, быть может, психо­лингвистические. Не удивительно, что мно­гие его последователи развивали именно психологическую сторону его учения.

Наряду с этим многие последующие лингвистические разработки развивались по линии чисто объективного изучения своего объекта, глубоко проникая в при­роду языка (с. 270-272). Тем не менее в наши дни наука приходит ко все больше­му пониманию значения субъективного фактора в языке — позиции, составившей основу теории Гумбольдта.

Язык и мысль

Среди последователей Гумбольдта вид­ное место принадлежит нашему сооте­чественнику А.А. Потебне (1835-1891). Он, как и Гумбольдт, использовал в иссле­довании свое знание многих языков. Глав­ная тема его труда — вопрос о соотно­шении языка и мысли. Эта тема, по его мнению, исчерпывает все языковедение. Основная идея Потебни состояла в том, что язык формирует мысль, является ее порождающим механизмом. Отсюда воз­никает возможность увидеть в языкозна­нии материал для изучения развития мысли. Так, грамматические категории дают воз­можность развиться основным катего-


риям мысли. Построение предложений можно рассматривать как взаимодействие понятийных категорий. Рост предикатив­ности в языке связан с эволюцией созна­ния, когда идея процесса, т. е. динамики, становится ведущей (см. [Потебня, 1976]). В этих общих воззрениях Потебни на при­роду языка можно видеть далекое предвос­хищение тех идей, которые в наши дни оформились как гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа.

Язык и природа

В. Вундт (1832-1920) - крупнейший ученый на границе веков, разрабатывав­ший вопросы психологии языка и речи. С его именем связывают начало психоло­гии как самостоятельной науки, имеющей свои экспериментальные основания. Среди многих изученных им психологических вопросов проблема языка и речи рассмот­рена не только в психологическом, но и естественнонаучном аспекте. Он интере­совался происхождением человеческого языка и объяснял его присущей людям общей способностью выражать свои чувства и аффекты. Язык, по мнению Вундта, имеет то же происхождение, что и жесты, крики радости или горя, являясь средст­вом выражения психологических состоя­ний и эмоциональной сферы. Он анали­зировал язык жестов маленьких детей и глухонемых, сравнивал жесты первобыт­ных народов и европейцев. Большое зна­чение Вундт придавал использованию в речи природных звуков, считая, что звуко­подражание и звуковые жесты составляют натуральную основу человеческого языка. Наблюдаемую изменчивость языков он объяснял сдвигами в звуковой структуре, которые вызваны причинами физиологи­ческого и психологического характера: затруднениями в произнесении, смеше­нием звуков, заимствованиями одного языка из другого, влиянием социального окружения, культуры.

Основная работа Вундта, посвященная проблеме языка и речи, издана в 1900 г. и, к сожалению, не переведена на русский язык. Кроме многих ценных мыслей и наблюдений, она представляет естественно-


 

3.8. Речь, язык, коммуникация


 


ориентированный подход к рассматрива­емой проблеме, что оказывается актуаль­ным и в наши дни.

Аналитическая установка

До XX в. исследования по интересую­щей нас тематике носили глобальный характер. Ставились и обсуждались вопросы наиболее общего свойства: происхождения языка, его природы, связи с рациональной или эмоциональной стороной психики. Такого рода подход соответствовал совре­менному уровню развития естественных и гуманитарных наук. Он сохраняет свою ценность и в наши дни. В то же время для дальнейшего развития области было необ­ходимо накопление конкретных факти­ческих данных, проверка и уточнение ги­потез, порой сужение сферы исследования для достижения более точных результатов.

Именно это и произошло в начале XX в., когда в науке активно развивался экспе­римент, возникали подходы к формирова­нию психологии как позитивной науки, опирающейся на объективные факты. В области исследования речи появились темы конкретно-эмпирического харак­тера. Поначалу исследователи пользова­лись первым доступным объективным методом — наблюдением. Стали накапли­ваться описания развития детской речи (ее онтогенеза). Собирались и издавались словари речевых ошибок типа оговорок. Привлекли внимание формы речевых на­рушений, патологий речи, наблюдаемых при недоразвитиях, мозговых травмах. Несколько позднее появились темы взаимо­отношения речи и мышления, речевой памяти, внутренней и эгоцентрической речи, биологического и социального в языке и речи. Возник поток исследований по от­дельным, порой частным проблемам. Здесь следует сказать об этапе эмпирической многоаспектности исследований (как это квалифицируется Я.А. Пономаревым).

Большое значение в науке первой по­ловины XX в. приобрела аналитическая установка. Образцом для подражания стали естественные и точные науки. Их идеалы и нормы определили представле-


ние о научном результате, доказательности, организации научного знания. Аналити­ческая установка ориентирована на изуче­ние таких аспектов речи и языка, которые поддаются объективной регистрации и измерению, являются устойчивыми, по­вторяющимися, допускают классифика­цию. Школа И.П. Павлова, бихевиорист­ский подход, структурная теория языка, другие работы, относящиеся к этому пе­риоду, выражали стремление ученых по­дойти к предмету изучения так, чтобы избегать всякого рода субъективных, «мен­тальных» составляющих, связанных с опе­рированием смыслами, сознанием говоря­щего человека. Результатом развития в этом направлении стали знания, относя­щиеся к системе языка, активное прове­дение экспериментальных исследований. Наряду с достигнутыми успехами полез­ными оказались и те поражения, которые испытала наука, встав на этот путь.

Вторая сигнальная система •>•'''•••

Развивая физиологическую теорию высшей нервной деятельности, И.П. Павлов ставил задачу раскрытия законов психи­ческой деятельности, в том числе в самых сложных ее формах, — таких, как речь человека. По Павлову, «слово благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внутренними и внешними раздражителями, приходящими в большие полушария, все их сигнализи­рует, все их заменяет»; оно допускает от­влечение и обобщение и свидетельствует о «чрезвычайной прибавке» в механизмах высшей нервной деятельности человека по сравнению с животными. У человека фор­мируется вторая сигнальная система, ко­торую Павлов понимал как сложнейший физиологический механизм, осуществляю­щий речеязыковую деятельность. Идея второй сигнальной системы была выдви­нута в конце жизни ученого и не получила серьезного развития при его участии. Однако она обладала большим внутренним потенциалом, поскольку способствовала укреплению естественнонаучной позиции, ориентации на изучение механизмов речи


 

ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


и соблюдение объективности анализа. С этой точки зрения есть основания счи­тать, что павловский подход подготовил почву для появления когнитивного на­правления в психологии нашего времени, который как раз и направлен на точное описание скрытых механизмов познания.

Идея второй сигнальной системы по­влияла и на конкретные исследовательские разработки. Они оказались ценными, по­скольку показали возможность исследова­ния внутренних механизмов речи и вос­произведения в эксперименте некоторых сторон их организации. Наиболее ранними в этой области были эксперименты Н.И. Красногорского и А.Я. Федорова (1935), в которых выявлялись межсловес­ные временные связи — те, которые в пси­хологии называются ассоциативными. Опыт состоял в том, что детям для заучи­вания давался ряд слов, обозначающих птиц («воробей», «грач» и др.), и между этими словами устанавливались ассоциа­ции. Затем лишь на одно из слов («воро­бей») путем подкрепления его безусловным раздражителем вырабатывался условный рефлекс. После закрепления условно-рефлекторной реакции каждое слово из ассоциативного ряда стало вызывать ту же реакцию, что и слово «воробей». Далее вво­дилась проба на обобщающее слово «птица». Оно без специальной выработки, «с места», вызвало условно-рефлекторную реакцию. Данный факт с очевидностью свидетель­ствовал о возможности устанавливать в опыте межсловесные временные связи, а также выявлять те, которые сложились в прежнем опыте детей.

Позднее ряд авторов в нашей стране и за рубежом в разных формах воспроизве­ли аналогичную экспериментальную ситу­ацию (Г. Разран, Б. Рис, Л.А. Шварц, О.С. Виноградова, Т.Н. Ушакова и др.). Было накоплено много свидетельств тому, что слова языка хранятся в нервной сис­теме человека в виде связанных структур, получивших названия «вербальные сети», «семантические поля». Позднее эти дан­ные оказались ценными при разработке проблемы организации вербальной па­мяти человека. Выяснилось, что все слова человеческого лексикона включены в


структуру вербальной сети (рис. 3.28). Этой структуре принадлежит важная роль в об­щем речеязыковом механизме.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 762 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2295 - | 2057 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.