Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стина преемственности епископата. 2 страница




—в.  лимент €сно учит о богодухновенности —в€щенного ѕисани€: Ђ«агл€ните в ѕисани€, эти истинные глаголы ƒуха —в€таго; заметьте, что в них ничего несправедливого и превратного не написаної (гл. 45).

¬ учении о Ѕоге св.  лимент особенно оттен€ет пон€тие воли Ѕожией. ¬ол€ Ѕожи€ царит над всем мирозданием и выражаетс€ в единстве и гармонии природы. —в.  лимент дает в гл. 20 художественное описание этой гармонии. ¬ол€ Ѕожи€, создава€ гармонию во внешней природе, требует в мире нравственном послушани€ себе. ѕри исполнении этого требовани€ достигаетс€ и здесь та же гармони€, что и в мире материальном. ¬ христианском обществе эта вол€ требует подчинени€ определенному устройству и чину. ¬ личной жизни христианина это подчинение воле Ѕожией рождает смирение, которое должно быть преобладающим настроением христианина всю жизнь. —в€тость воли Ѕожией, наконец, обеспечивает будущее возда€ние и блаженство праведных.

“ринитарна€ формула у св.  лимента выдерживаетс€ твердо в виде кл€твы: Ђ∆ив Ѕог и √осподь »исус ’ристос и —в€той ƒухї (гл. 57, примечание) и в виде вопроса: ЂЌе одного ли Ѕога и одного ’риста имеем мы? Ќе один ли ƒух благодати излит на нас?ї (гл. 46).

’ристологи€ св.  лимента мало развита. —ыном Ѕожиим св.  лимент называет ’риста только один раз (гл. 36), и то привод€ слова псалма 2,7: Ђ—ын ћой еси “ы, јз днесь родих “€ї (≈вр. I, 5). ѕри всем том мысль о предсуществовании ’риста и, следовательно, о ≈го Ѕожественном достоинстве выражена у св.  лимента довольно €сно. Ђ∆езл величи€ Ѕожи€, Ч говорит св.  лимент, Ч √осподь наш »исус ’ристос не пришел в блеске великолепи€ и надменности, хот€ и мог бы, но смиренної (гл. 16). ’ристос говорил уже в ¬етхом «авете чрез ƒуха —в€того. ќн есть си€ние величи€ Ѕожи€ и потому превосходнее ангелов. ярче оттенено человечество ’риста. ќн происходит от јвраама по плоти и есть отрок Ѕожий; дело ’риста Ч наше спасение. »з любви к нам, по воле Ѕога, ќн дал  ровь —вою за нас, —вою ѕлоть за плоть нашу, —вою ƒушу за душу нашу, и, таким образом, совершил искупление всех, уповающих на Ѕога (гл. 12), и всему миру даровал благодать пока€ни€. ’ристос Ч наше спасение, ѕервосв€щенник наших приношений, ѕомощник в немощах наших.

Ѕолее развита у св.  лимента эсхатологи€. ÷арь будущего суда и возда€ний часто возникает пред его умственным взором.  асаетс€ св.  лимент и загробной жизни. ѕраведные (апп. ѕетр и ѕавел) по кончине идут в Ђсв€тое местої (гл. 5) и оттуда €в€тс€ при открытии ÷арства Ѕожи€ (гл. 50). Ќо особенно раскрывает св.  лимент истину воскресени€ плоти (гл. 24-26) и в доказательство указывает не только на воскресение ’риста и свидетельства —в€щенного ѕисани€, но и на €влени€ природы, каковы смена дн€ и ночи, произрастани€ растение из согнивающих сем€н и, наконец, приводит сказание о птице ‘еникс, живущей (Ђтолько однаї) в јравии 500 лет. ѕо смерти птицы из согнивающего тела рождаетс€ червь, который опер€етс€ и затем относит гнездо с кост€ми предка в »лиополь египетский на жертвенник —олнца (гл. 25). —в.  лимент учит о близости пришестви€ ’риста в полном согласии с оживленными ожидани€ми первого века. ’илиазма у него нет.

¬ особенности развито у св.  лимента учение о церковном устройстве. ” него имеетс€ €сный взгл€д на богоучрежденность иерархии в св€зи с идеей непрерывного иерархического преемства. Ђ’ристос, Ч по словам св.  лимента, Ч был послан от Ѕога, а апостолы Ч от ’риста. јпостолы, прин€вши повеление, пошли благовествовать наступающее ÷арство Ѕожие. ѕроповеду€ по различным странам и городам, они первенцев из верующих по духовном испытании поставл€ли в епископы и диаконы дл€ будущих верующихї (гл. 42). ясно выражена и иде€ преемства. јпостолы, по свидетельству св.  лимента, поставив Ђвышеозначенных служителей, потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себ€ их служениеї (гл. 44). ¬ словах Ђони почиютї разумеютс€ не апостолы, а иерархические лица, ибо из контекста видно, что автор говорит о непрерывности иерархического служени€ и представл€ет иерархические лица преемниками не только апостолов, но и друг друга: они поставл€ютс€, по его словам, Ђапостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласи€ всей ÷ерквиї (гл. 44).

ѕротестанты утверждают, что св.  лимент впервые выдвинул учение о богоучрежденности и апостольском происхождении иерархии по аналогии с ветхозаветным св€щенством. Ќо св. муж говорит об этом как об апостольском ѕредании. ќн писал всего лишь через 30 лет по смерти свв. апп. ѕетра и ѕавла, когда многие из современников апостолов были еще живы, а потому не мог выдавать собственного измышлени€ за апостольское установление и еще менее мог бы об этом писать коринф€нам, обличать их и опиратьс€ на этот факт в своих увещани€х, ибо в  оринфе многие знали и помнили апостолов и их установлени€ и могли бы уличить его во лжи и лишить вс€кой силы его слова. Ќо ничего подобного не было, напротив, как мы знаем, ѕослание св.  лимента пользовалось большим уважением в древней ÷еркви (44).

ќднако хот€ у св.  лимента определенно говоритс€ о богоучрежденности иерархии, у него нет €сного разграничени€ степеней иерархии. —мешение это не составл€ет исключительной особенности св.  лимента. ќно встречаетс€ и в новозаветных ѕисани€х, и в другой древней письменности. ќбъ€сн€ют его различно, и каждое вероисповедание в своем духе 1.

√овор€ о церковном устройстве, св.  лимент не только оттен€ет идею иерархического преемства, но и идею св€щенства. —охран€€ древнехристианское представление о Ђпресвитерахї как пастыр€х (ƒе€н. 20,17) и религиозно-нравственных руководител€х верующих (57), св.  лимент особенно выдвигает их св€щеннический характер, их исключительное право приносить бескровную жертву, и резко выдел€ет их из р€да других верующих, мир€н. —лужение их, по св.  лименту, носит литургический характер: они принос€т Ђдарыї (гл. 44), и это €вл€етс€ существенной стороной их служени€.

’арактерную черту учени€ св.  лимента об иерархии составл€ет еще то, что он оттен€ет идею власти и пор€дка, подкрепл€€ свои слова указани€ми на дисциплину римских войск (гл. 37). Ёто

1 —ледует признать неоспоримым тот факт, что в древности пресвитерами назывались не только епископы (таково словоупотребление ƒееписател€, напр., 20, 17), но и сами апостолы (I ѕет., 5,1; 2 »н. 1,1; ѕапий у ≈вс. III, 39), очевидно, в силу сродства их пастырских функций. –авным образом многие писатели ѕ-го века, во времена которых, несомненно, существовал уже епископат, продолжают тем не менее называть епископов пресвитерами. “ак, св. »риней говорит то о преемстве епископов, то пресвитеров; и св. ѕоликарп римских епископов называет пресвитерами (III, 3, 1-2 и III, 2, 2). —в.  иприан, еп.  арфагенский, называет себ€ пресвитером. Ёто было врем€ неустановившейс€ терминологии в определении иерархических степеней.

способствовало развитию папских требований повиновени€ –имскому престолу ради послушани€ воле Ѕожией.

«ападный патролог Ѕарденхевер видит догматико-историческое значение ѕослани€ св.  лимента в том, что оно €вл€етс€ фактическим свидетельством папского главенства. —в.  лимент говорит авторитетно, как наместник Ѕога (гл. 59), и со своими увещани€ми обращаетс€ к  оринфской ÷еркви, €кобы даже без вс€ких просьб с ее стороны, как бы признава€ своим правом наблюдение за пор€дком в других ÷ерквах. Ќо веро€тнее предположить, что такое Ђвмешательствої свидетельствует о тесных братских отношени€х двух крупных центров Ч  оринфа и –има.

 аковы права мир€н, по ѕосланию св.  лимента? Ёто: 1) право одобрени€ (Ђс согласи€ всей ÷ерквиї (гл. 44)) кандидата на св€щенство и 2) право дисциплинарного суда над членами общины и удалени€ их из своей среды (гл. 54).

Ђ¬тороеї климентово послание к  оринф€нам

»менем св.  лимента –имского подписано и другое произведение, называемое вторым его посланием к  оринф€нам. ≈всевий  есарийский и блаж. »ероним сомневались в его принадлежности св.  лименту. —овременна€ научна€ критика единогласно отрицает авторство св.  лимента. јнализ содержани€ "послани€" позволил отнести его происхождение к более позднему периоду Ч около 130 - 145 гг.

Ёто сочинение представл€ет собой не послание, но, веро€тно, отрывок из какой-нибудь проповеди, произнесенной в  оринфе, и содержит р€д моральных увещаний. ¬ нем можно найти общие мысли с Ђѕастыремї ≈рма, некоторые заимствовани€ из апокрифического евангели€ ≈гипт€н, т. е. из пам€тников более поздних, чем ѕослание первое.

¬ догматическом отношении здесь важно пр€мое свидетельство о Ѕожественности —пасител€: ЂЅрать€, об »исусе ’ристе вы должны помышл€ть, как о Ѕоге и —удье живых и мертвыхї (гл. I).

«аслуживает внимани€ учение о своеобразном предсуществовании ÷еркви (общее с ≈рмом): Ђƒл€ нее сотворен мирї (≈рм. ¬ид. II, 4).

—в.  лименту –имскому приписывают собрание, может быть редактирование, так называемых јпостольских правил, прин€тых ÷ерковью, составление Ђѕостановлений јпостольскихї ( онституционэс апостолЄрум Ч —опвйЎйопеЅ Ћров1;о1огцш), составление текста одной из древних литургий и некоторые сочинени€, имеющие уже €вно апокрифический характер.

 

 

—в. »гнатий Ѕогоносец, еп. јнтиохийский

—в. »гнатий Ѕогоносец, третий после апостола ѕетра епископ јнтиохийский, пострадал при императоре “ра€не.  роме его осуждени€ и мученической кончины, достоверных сведений о нем почти не сохранилось. ќсужденный на мучение св. »гнатий был отвезен в –им, где в 107 г. на арене цирка был растерзан звер€ми. ќстанки его собрали верующие и отвезли в јнтиохию, где они хранились до нашестви€ персов, когда их увезли в –им. Ќыне они хран€тс€ в церкви св.  лимента.

ѕутешествие св. »гнати€ Ђв узахї Ч Ђсв€занного за ’ристаї (–им. I) Ч в –им продолжалось довольно долго. ¬ пути делались продолжительные остановки, во врем€ которых к св. »гнатию допускались посланники от христиан разных малоазийских городов. ¬ это врем€ св. »гнатий написал семь сохранившихс€ посланий: четыре из —мирны (к –имл€нам, ≈фес€нам, ћагнезийцам и “раллийцам) и три из “роады (к ‘иладельфийцам, —мирн€нам и ѕоликарпу, еп. —мирнскому).

ѕослани€ св. »гнати€ сохранились в двух, а отдельные даже в трех рецензи€х. ¬ насто€щее врем€ подлинной считаетс€ Ђсредн€€ї (по величине текста) рецензи€. —в. »гнатию приписывалось и несколько других посланий, в том числе послани€ к св. »оанну Ѕогослову и ѕресв€той ƒеве ћарии. ѕоскольку послани€ св. »гнати€ не датированы и против подлинности его мученических актов имеютс€ возражени€, врем€ составлени€ его посланий и год смерти определ€ют приблизительно (от 100 г. и далее).

ќтдельные подробности о жизни св. »гнати€ имеютс€ у ќригена, ≈всеви€  есарийского, блаж. »еронима, св. »оанна «латоуста и в более поздних жити€х и исторических хрониках.

ѕослание св. »гнати€

—одержание. ¬се послани€ св. »гнати€ имеют подробные надписани€. ¬се оканчиваютс€ обычными приветстви€ми, причем, в послани€х, написанных из —мирны, св. »гнатий просит молитв за себ€ и ÷ерковь —ирийскую, а в послани€х, написанных из “роады, по получении извести€ о прекращении гонений в јнтиохии, просит отправить вестника в јнтиохию, чтобы сорадоватьс€ наступлению мира, а также благодарит за оказанный ему и антиохийским вестникам прием.

“ак как послани€ св. »гнати€ написаны при одинаковых обсто€тельствах, то и содержание их в общем сходно, за исключением посланий к –имл€нам и св. ѕоликарпу. »сходным пунктом обычно €вл€етс€ похвала ÷еркви и ее епископу. ѕосле этих похвал св. »гнатий со смирением за€вл€ет, что пишет не из прит€заний на авторитетное учительство, а по любви и ради предостережени€ верующих. ƒалее следуют увещани€. ќни трех родов. ѕрежде всего, св. »гнатий увещает верующих заботитьс€ о единении и согласии с епископом, повиноватьс€ ему, как √осподу, и ничего не делать без него. ѕри этом он указывает, что только в таком церковном единении возможно соединение с Ѕогом и что отделение от епископа есть признак пагубной гордости. ¬торое увещание Ч бегать еретиков, не иудействовать, ибо ≈вангелие выше ¬етхого «авета, и признавать истинное рождение, смерть и воскресение ’риста, в каковом только случае и имеют смысл страдани€ св. »гнати€. ≈фес€не при этом восхвал€ютс€ за решительное удаление от еретиков. “ретье увещание Ч общего нравственного характера, а именно: хранить веру и любовь, €вл€€ себ€ христианами не на словах только, но и в делах, подража€ делам √оспода.

ѕослание к ≈фес€нам Ч самое большое из посланий св. »гнати€ Ч содержит еще р€д мыслей, помимо указанных. «десь, после увещани€ бегать еретиков, решаетс€ вопрос об отношении к внешнему €зыческому миру, причем рекомендуетс€ молитьс€ за €зычников, быть смиренномудрыми и кроткими по отношении к ним и ввиду близости кончины мира полагать всю жизнь свою в √осподе. ƒалее христиане приглашаютс€ чаще собиратьс€ дл€ богослужени€. ¬ конце ѕослани€, после общих нравственных увещаний, св »гнатий, указав на то, что еретики, растлившие веру Ѕожию, пойдут в неугасимый огонь, и поэтому не нужно следовать за ними, увещает ефес€н твердо держатьс€ основных истин христианских, непостижимых дл€ кн€з€ века сего (приснодевства ћарии, рождени€ и смерти √оспода), и обещает подробнее написать им о домостроительстве нашего спасени€.

¬ послании к св. ѕоликарпу даетс€ р€д кратких наставлений относительно об€занностей и пастырской де€тельности епископа, рекомендуетс€ молитва, кротость и терпение, а также предлагаютс€ советы относительно вдов и рабов и наставлени€ о браке. ¬ конце кратко изображаютс€ об€занности христианской паствы.

ќсобенно характерно послание к –имл€нам. ќно служит пам€тником энтузиазма христианского мученичества. Ѕо€сь, чтобы римские христиане не подали за него апелл€ции, св. »гнатий просит их не преп€тствовать его мученическому подвигу, который так хорошо началс€ и которого он так давно желает, а напротив, молитьс€ о даровании ему сил дл€ совершени€ этого подвига. Ђ”мол€ю вас, Ч пишет св. »гнатий, Ч не оказывайте мне неблаговременной любви. ќставьте мен€ быть пищею зверей и посредством их достигнуть Ѕога. ќ, если бы не лишитьс€ мне приготовленных дл€ мен€ зверей! ћолюсь, чтобы они с жадностью бросились на мен€. Ћучше мне умереть за »исуса ’риста, нежели царствовать над всею землею. ’очу быть Ѕожиим... ћо€ любовь расп€лась и нет во мне огн€, люб€щего вещество, но вода жива€, говор€ща€ во мне, взывает мне изнутри: Ђ»ди к ќтцуї (гл 4-7).

Ћичность автора, как она выступает в послани€х, принадлежит к числу необычайно сильных характеров.

—тиль св. »гнати€.  ак видно из послани€ к –имл€нам, св. »гнатий писал свои послани€ в состо€нии необыкновенного возбуждени€. ќн горел духом в ожидании мученического венца и бесконечно рад был подражать Ђстрадани€м Ѕога своегої в надежде воскресени€. ѕри таком

душевном настроении ему особенно больно было слышать о распространении лжеучени€, которое отрицало и плоть, и страдани€ ’ристовы, и воскресение мертвых, и св€тейшую ≈вхаристию Ч это необходимое условие вечной жизни. «десь он видел великую опасность дл€ ÷еркви. Ёто еще больше увеличивало возбуждение его духа. ќтсюда и стиль его отличаетс€ необыкновенной энергией и напр€женностью.

Ѕќ√ќ—Ћќ¬»≈ —¬. »√Ќј“»я

¬ послани€х св. »гнати€ Ѕогоносца раскрываютс€, главным образом, два догмата: 1. ”чение об истинном Ѕожестве и истинном человечестве √оспода нашего »исуса ’риста и 2. ”чение о ÷еркви и церковной иерархии. –аскрытие этих догматов вызвано было современными св. »гнатию заблуждени€ми: а) евионитов и гностика  еринфа и б) докетов.

I. Ѕогословие св. »гнати€ христоцентрично: ’ристос занимает центральное место в мысл€х и чувствах св. мученика. Ђ≈го ищу, за нас умершего, ≈го желаю, за нас воскресшегої. ЂЌи видимое, ни невидимое, ничто не удержит мен€ придти к »исусу ’ристуї (–им. 6,5). ¬етхий «авет в послани€х св. »гнати€ (в противоположность взгл€ду св.  лимента) решительно отступает на задний план. Ќа слова иудаистов: Ђ≈сли не найду в древних писани€х, то не верю написанному в ≈вангелииї, Ч у него был дан ответ: Ђј дл€ мен€ древнее »исус ’ристос, непреложно древнее крест ≈го, ≈го смерть и воскресение, производима€ »м вера, ’ристос Ч наша жизньї (‘илад. 8-9; —мир. 4).

’ристологи€ св. »гнати€ четка€. ¬опреки евионитам и последовател€м  еринфа он весьма €сно учит о Ѕожестве —ына Ѕожи€, называ€ ≈го Ѕогом нашим, Ѕогом —в€тым. ¬ возвышенном воззрении на —ына Ѕожи€ св. »гнатий примыкает к христологии ап. »оанна Ѕогослова. ќн называет ≈го Ђ—ловом, произшедшим не из молчани€ї (ћагн. 8), и этим, можно сказать, показывает, как древние христиане понимали таинственное наименование —ына Ѕожи€ —ловом: ќн есть вечное —лово Ѕожие,  оторое рождаетс€ не из молчани€, подобно слову человеческому, не следует по времени после молчани€, но вечно. ќ вечности ’риста св. »гнатий учит: »исус ’ристос был прежде веков у ќтца и, наконец, €вилс€ видимо. Ќевидимый ради нас стал видимым. ¬полне естественно поэтому выступает у св. »гнати€ традиционна€ троична€ формула: Ђ¬ы истинные камни храма ќтчего, уготованные в здание Ѕога ќтца; вы возноситесь на высоту орудием »исуса ’риста, т.е. крестом, посредством верви —в€того ƒухаї (≈ф. 9).

”чение о воплощении —ына Ѕожи€, вопреки заблуждени€м докетов, развиваетс€ у св. »гнати€ весьма подробно. ¬оплощение Ч это осуществление божественного домостроительства, и выразилось оно в том, что »исус ’ристос Ђсоделалс€ человеком совершеннымї (—мир. 4).  ак это произошло? —в. »гнатий кратко отвечает: Ѕог наш »исус ’ристос зачат был ћарией (из племени ƒавидова), но от ƒуха —в€того. —в. »гнатий решительно настаивает на истинности плоти ’ристовой, понима€ под ней совершенное человечество. ќн произошел по плоти из рода ƒавидова. ќн Ђистинно родилс€ от ƒевыї, хот€ и сохранил ее девство в зачатии и рождении. ќн истинно крестилс€ от св. »оанна, истинно расп€т был за нас плотию при ѕонтии ѕилате и »роде тетрархе и пострадал истинно, как истинно и воскресил —еб€, а не так, как говор€т некоторые, Ђпризрачної. Ђќн и по воскресении —воем был и есть во плоти. » когда пришел к бывшим с ѕетром, то сказал им: ¬озьмите, ос€жите ћен€ и посмотрите, что я не дух бестелесный. ѕо воскресении ќн ел и пил, как имеющий плотьї. ќн и теперь укрепл€ет христиан (—мир. 1-4).

ясно указыва€ на Ѕожество и человечество —пасител€, св. »гнатий не менее €сно утверждает неразрывное единство во ’ристе этих двух природ и усво€ет потому предикаты человеческие Ѕогу. ќн говорит о Ђкрови Ѕогаї, о страдани€х Ѕога и исповедует обожествление человечества ’риста, называ€ ≈го ЂЌовым „еловекомї. ќблича€ еретиков в неисцельном недуге докетизма, св. »гнатий характерно соедин€ет во ’ристе предикаты человеческие и божеские. Ђƒл€ них, Ч пишет он, Ч есть только один ¬рач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Ѕог во плоти, в смерти истинна€ ∆изнь, от ћарии и от Ѕога, сперва подверженный, а потом неподверженный страданию, √осподь наш »исус ’ристосї (≈ф. 7).

’ристологи€ св. »гнати€ замечательна€: €сно говоритс€ о двойстве природы Ѕогочеловека и единстве ≈го Ћица.

–азвито у св. »гнати€ и учение о домостроительстве нашего спасени€. ¬ этом учении дл€ св. »гнати€ характерно то, что он понимает искупление, главным образом, как разрушение смерти и обновление вечной жизни. Ђ≈вангелие есть совершение нетлени€ї (‘илад. 9). Ќачало этому нетлению положено €влением Ѕога во плоти. ¬ Ќем наша жизнь восси€ла Ч чрез Ќего и чрез ≈го смерть, воскресение, Ч так что ’ристос облагоухал нетлением ÷ерковь, и, как ≈го воскресил ќтец, подобным же образом воскресит и нас, Ђибо без Ќего мы не имеем истинной жизниї (“рал. 9). Ёто нетление и способность воскресени€ сообщает верующим таинство ≈вхаристии, которое есть Ђврачевство бессмерти€, не только предохран€ющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во »исусе ’ристеї (≈ф. 20). ѕочему же оно имеет такую силу? ј потому, что ≈вхаристи€ есть плоть —пасител€ нашего »исуса ’риста, котора€ пострадала за наши грехи. “аким образом, по св. »гнатию, целью спасени€ €вл€ютс€ воскресение и жизнь нетленна€. —редством к тому Ч ≈вхаристи€, основой Ч страдани€ ’риста. ѕотому он так решительно и вооружаетс€ против докетов, что они по существу отрицали страдани€, ≈вхаристию, будущее воскресение, тогда как дл€ самого св. »гнати€ надежда на воскресение составл€ла все, и если нет этой надежды, то не имеют смысла ни его мученичество, ни страдани€ апостолов. ѕоэтому-то он докетов считает Ђдикими звер€миї, Ђбешеными псамиї (≈ф. 7). ќсобенно возмущает его уклонение от ≈вхаристии и церковного общени€ с епископом. —в. »гнатий увещает верующих избегать еретиков и даже не говорить о них, а особенно настаивает на необходимости церковного единени€, причем почву дл€ него указывает в повиновении епископам и в участии в ≈вхаристии. » та настойчивость, с которой он выдвигает последнее, €вл€етс€ плодом именно сознани€ опасности докетической ереси, а вовсе не обусловливаетс€ новостью епископального института, будто нуждавшегос€ в защите, как думают протестанты.

2. ¬виду таких задач св. »гнатий раскрывает учение о ÷еркви только с тех сторон, какие пр€мо касались его цели Ч показать в церковном единении, в частности, в ≈вхаристии оплот против ереси докетов. ѕрежде всего он выдвигает учение о кафолической ÷еркви. ƒалее, он первый €сно учит о единоличном епископате, как представителе церковного единства. Ќаконец, он первый €сно различает три степени иерархии Ч епископскую, пресвитерскую и диаконскую Ч и никогда не смешивает их, как другие авторы. —в. »гнатий называет ÷ерковь кафолической: Ђ√де »исус ’ристос, там и кафолическа€ ÷ерковьї (—мир. 8). ¬ этих словах впервые в истории христианства встречаетс€ выражение Ђкафолическа€ ÷ерковьї (кафолики экклисиа). —ледует здесь же заметить, что в ранней христианской литературе это выражение не обозначало географическую универсальность, а определ€ло Ђполнотуї ÷еркви (от греч. Ђкаф олонї Ч Ђсогласно целомуї).  афоличность ÷еркви может реализоватьс€ даже в такой общине, котора€ состоит всего из двух человек. ¬се зависит от того, с какой целью они собрались. ƒл€ того, чтобы собрание стало ÷ерковью, необходимо присутствие ’риста, наличие епископа Ч залога этого присутстви€.

¬ послани€х св. »гнати€ определенно выступает единоличный епископат, нар€ду с пресвитерием и диаконами. ЂЅез них нет ÷ерквиї (“рал. 3). Ѕез них ничего не надо делать в ÷еркви. ƒовольно часто св. »гнатий рассматривает эти три степени как прав€щую часть ÷еркви и увещает подчин€тьс€ епископам, пресвитерам и диаконам, но еще чаще выдвигает две первых степени, или одну Ч епископскую, с которой должен согласитьс€ пресвитерий. ЂЌадлежит (вам) согласоватьс€ с мыслию епископа. и ваше знаменитое достойное Ѕога пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитреї (≈ф. 4). ¬ собственном смысле верховным епископом €вл€етс€ —ам Ѕог: епископы поставл€ютс€ по ≈го воле и €вл€ютс€ ≈го служител€ми на земле; им нужно поэтому повиноватьс€, как Ѕогу, как домоправител€м, посланным ƒомовладыкой. ¬ повиновении епископам Ч признак истинных христиан. Ђ оторые »исус ’ристовы, те с епископомї (‘илад. 3); все должны следовать епископам, как »исус ’ристос Ч ќтцу. (—мир. 8).  то обманывает епископа, обманывает —амого Ѕога. ќтсюда, Ђпрекрасное дело Ч знать Ѕога и епископа. ѕочитающий епископа почтен Ѕогом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволуї (—мир. 9). √де епископ, там и ÷ерковь. ЂЅез епископа никто не делай ничего, относ€щегос€ до ÷еркви. Ќепозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобрит он, то и Ѕогу при€тної (—мир. 8).  аковы функции епископа? Ч Ёто: 1) пастырское душепопечение; ничего не должно быть без воли епископа (“рал. 2); он должен наставл€ть верующих, заботитьс€ о вдовах, рабах, устраивать собрани€ и наблюдать за тем, чтобы на них €вл€лись все; 2) учительство; епископ должен охран€ть верующих

от ложных учений; 3) совершение таинств; лишь епископу принадлежит право совершать  рещение и ≈вхаристию, и тому, кому он предоставит это. –€дом с епископами св. »гнатий часто ставит пресвитерий, но говорит об их правах неопределенно. »м наравне с епископами должно повиноватьс€ и без них ничего не делать (“рал. 2), но сами они должны быть в согласии с епископом и уважать его (≈ф. 4). ѕресвитеры составл€ют коллегию, окружающую епископа, как апостолы √оспода, и его совет, решающий церковные дела. Ќа богослужебных собрани€х они занимают почетные места вокруг епископа. »м принадлежат судебные и дисциплинарные функции, они вместе с епископами принимают и кающихс€. Ќесомненно, что они ниже епископа и ≈вхаристию могут совершать с его разрешени€, но каковы их права, в точности сказать нельз€. ≈ще менее определенно св. »гнатий говорит о правах диаконов. ќн относитс€ к ним с особенной теплотой; называет посто€нно Ђсослужител€ми своимиї, Ђсладчайшимиї, однако, ставит ниже пресвитеров; если в отношении к епископу и пресвитерам св. »гнатий требует повиновени€, то в отношении к диаконам Ч только почтени€; диаконы должны удовлетвор€ть всем и повиноватьс€ пресвитерам. ƒиаконы €вл€ютс€ Ђслужител€ми таинств »исуса ’ристаї, а не только агап Ч Ђ€ств и питийї, словом, они €вл€ютс€ ближайшими помощниками епископа при совершении таинств и в делах управлени€, почему св. »гнатий и выражаетс€ о них с такой теплотой (“рал. 2).

¬заимное отношение всех трех степеней св. »гнатий изображает, приглаша€ верующих взирать на епископов, как на представител€ —амого Ѕога, на пресвитеров Ч как на представителей апостолов, а на диаконов Ч как на слуг ÷еркви Ѕожией (“рал. 2; —мир. 8).

¬ 6-й главе послани€ к св. ѕоликарпу излагаютс€ об€занности христианской паствы (прочитать).

»нтересно, что в послани€х св. »гнати€ при обозначении христианской общины примен€етс€ глагол Ђпарикэої, откуда происходит слово Ђпарикиаї, в переводе означающее жительство в чужой стороне, временное пребывание. ¬последствии этим словом стали называть приход, церковную общину, вкладыва€ тот смысл, что истинным домом, посто€нным местом жительства дл€ христиан €вл€етс€ небесный »ерусалим.

Ёсхатологи€ св. »гнати€ определенна. Ћжеучители, если не покаютс€, пойдут в вечный огонь, мученики же пойдут к Ѕогу, и вообще верующие получат тем большую награду, чем больше понесли трудов, и достигнут уготованной им вечной жизни и нетлени€.

»сточники посланий св. »гнати€ Ч писани€ апостолов. ќсобенное сродство у него в учении со св. »оанном Ѕогословом.

Ѕогословие св. »гнати€ имело большое значение в последующем развитии христианского вероучени€. ≈го христологи€ и сотериологическое освещение христианства оказали вли€ние на св. »рине€, на великих отцов √”-го века; его учение способствовало €сному выражению догмата о Ѕожестве »исуса ’риста. ¬оззрени€ его на ÷ерковь нашли себе отзвуки у св.  иприана.

ѕроф. ». ѕопов считает послани€ св. »гнати€ Ђвыше других произведений ћужей апостольскихї

 

 

—¬. ѕќЋ» ј–ѕ, ≈ѕ. —ћ»–Ќ— »…

—в. ѕоликарп, по выражению Ѕарденхевера, Ч Ђпоследний свидетель века апостольскогої, друг св. »гнати€ Ѕогоносца, учитель св. »рине€ Ћионского, может быть, ученик ап. »оанна Ѕогослова. ќб этом говор€т “ертуллиан, св. »риней и мученические акты. —в. »риней рассказывает о нем: Ђя мог бы описать даже место, где сидел блаж. ѕоликарп; могу изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своем обращении с »оанном и с прочими самовидцами √оспода.ї (—оч., с. 529-530). ќн же сообщает, что на —мирнскую кафедру св. ѕоликарп был поставлен самими апостолами.

ќ жизни св. ѕоликарпа сведений мало. »звестно, что в 155-м г. он посетил –им при папе јниките с целью обличени€ гностических лжеучений и обсуждени€ с папой некоторых вопросов, в частности, дн€ праздновани€ ѕасхи. Ќекоторых гностиков он воссоединил с ÷ерковью, но относительно времени праздновани€ ѕасхи согласие не было достигнуто. “ем не менее молитвенное общение не нарушилось Ч св. ѕоликарп совершил там ≈вхаристию.

ѕострадал за ’риста (был сожжен) в возрасте 86 лет в период между 155-м и 166-м годами.

ѕќ—ЋјЌ»≈   ‘»Ћ»ѕѕ»…÷јћ

»з многих посланий св. ѕоликарпа, о чем говорит св. »риней Ћионский, сохранилось только одно Ч к ‘илиппийцам, написанное вскоре после кончины св. »гнати€, о чем есть упоминание в тексте.

ѕовод к написанию был такой. »сполн€€ просьбу св. »гнати€ Ч приветствовать јнтиохийскую ÷ерковь в св€зи с прекращением гонений, филиппийцы послали письмо в —мирну дл€ передачи его в јнтиохию. ¬месте с этим они особо просили св. ѕоликарпа выслать им послани€ св. »гнати€ и сообщили о состо€нии своей ÷еркви, в частности, о любост€жательности пресвитера ¬алента и его жены, которые, веро€тно, утаили деньги, собранные дл€ бедных. ¬ ответ на их письмо св. ѕоликарп и отправил свое ѕослание.

—одержание. ѕослание св. ѕоликарпа (состоит из 14 глав) начинаетс€ похвалой филиппийцам за оказанный ими прием св. »гнатию и его спутникам и за твердость их веры. ƒалее св. ћуж предлагает краткое увещание к вере во ’риста и исполнению ≈го заповедей о любви, всепрощении и милосердии в духе Ќагорной беседы —пасител€; дл€ более же полного научени€ советует вспомнить наставлени€ ап. ѕавла, которые он им давал устно и письменно. ѕосле этого он переходит к частным наставлени€м по положению каждого и говорит об об€занност€х мужей, жен, детей, вдов (диаконисс) и диаконов, юношей и дев, и, наконец, пресвитеров. ¬ этих увещани€х характерно то, что он весьма настойчиво увещает избегать сребролюби€; кроме того, вдов и диаконисс он просит воздержатьс€ от злоречи€ и клевет, а пресвитеров Ч не довер€ть вс€ким наговорам. Ёти частные наставлени€ переход€т в общие увещани€ избегать еретиков Ч докетов и пребывать в молитве и посте, подража€ терпению ’риста и блаженных мучеников, в том числе »гнатию, и вообще творить добрые дела и вести себ€ безукоризненно. ѕо поводу поступка ¬алента св. ѕоликарп глубоко скорбит; просит филиппийцев не быть по отношению к нему жестокими, простить его во им€ христианского незлоби€. ¬ заключение св. ѕоликарп предлагает молитьс€ за всех: за царей, за €зычников Ч преследователей, обещает переслать их письмо в јнтиохию и отправл€ет к ним послани€ св. »гнати€ через  ресцента.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 403 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2270 - | 2014 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.049 с.