Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стина преемственности епископата. 1 страница




 урс ѕатрологии

¬ведение

ѕатрологи€ как Ќаука.

“ермин Ђпатрологи€ї (т. е. Ђучение об отцах ÷ерквиї) был впервые употреблен протестантским ученым …. √ерхардом (J. Gerhard; ум. 1637), написавшим сочинение под названием Ђѕатрологи€, или произведение о жизни и трудах учителей древнехристианской ÷ерквиї, которое увидело свет после его смерти в 1653. ”же в этом названии намечаютс€ характерные черты зародившейс€ науки, €вл€ющейс€ одновременно и наукой церковно-исторической, и наукой богословской. ≈е предметом становитс€ изучение жизни, творений и богослови€ отцов и учителей ÷еркви, которое, естественно, предполагает понимание культурно-исторического и церковно-исторического контекста, определ€вшего во многом житие и миросозерцание того или иного св€того отца и церковного писател€. ѕоэтому патрологи€ находитс€ в неразрывной св€зи с р€дом исторических и богословских дисциплин, прежде всего с историей ÷еркви.
“акже в XVII в. по€вл€етс€ термин Ђпатристикаї Ч практически одновременно и у католических, и у протестантских писателей, подраздел€вших всю богословскую науку (Ђтеологиюї) на Ђбиблейскуюї, Ђпатристическуюї, Ђсхоластическуюї, Ђсимволическуюї и Ђспекул€тивнуюї. ’от€ оба указанных термина долгое врем€ (вплоть до наших дней) часто употребл€лись в качестве взаимозамен€емых, их всЄ же следует дифференцировать.
–азличие двух пон€тий весьма €сно сформулировал замечательный русский патролог Ќ. ». —агарда: патристика, будучи по преимуществу наукой богословской, Ђсобирает рассе€нные в творени€х отцов ÷еркви доказательства дл€ догмы, морали, церковного стро€ и церковной дисциплины и стремитс€ изложить их по их внутренней св€зи. ѕоэтому ее можно определить, как систематическое изложение заимствованных из отеческих творений доказательств, которые служат дл€ исторического обосновани€ христианских истин. ќна не даЄт образа жизни и литературной де€тельности богословских писателей, опуска€ биографию и библиографию, группирует догматическое содержание их творений по основным точкам зрени€, излагает в св€зи и таким образом создает систему традиционного религиозного учени€. —ледовательно, в Ђпатристикеї индивидуальные особенности того или другого церковного писател€ лишаютс€ обычной ценности, иногда получа€ характер даже случайного отклонени€ от нормы, причем вс€ сила сосредотачиваетс€ на принципиальном тожестве нравственного и догматического учени€ с библейско-христианскими первоосновами. ќт этой науки существенным образом отличаетс€ Ђпатрологи€ї, заключающа€ не только биографический и библиографический отдел, но и экзегетический, в котором излагаетс€ содержание отдельных произведений того или другого писател€ и цельный образ его учени€, с оттенением именно его индивидуальных особенностей, характерно отличающих данного писател€ и определ€ющих его место в истории богословской мысли, и эта сторона признаетс€ существенной составной частью науки, которую она не может передать Ђистории догматовї, так как в последней историческа€ сторона представл€етс€ не так подробно и обсто€тельно, и совершенно в другой форме, чем в патрологии.
¬ патрологии истори€ христианских догматов представл€етс€ хронологически, в св€зи с самою жизнью древней ÷еркви и в том самом пор€дке, в каком христианские догматы раскрывались в действительности. — другой стороны, в патрологии каждый христианский догмат рассматриваетс€ в св€зи со всей системой вероучени€ тех церковных писателей, у которых раскрываетс€ этот догмат; между тем как Ђистори€ догматовї оставл€ет эту св€зь в стороне и берет из учени€ известного отца только то, что он говорит о том или другом догмате в отдельностиї. ¬ этом определении Ќ. ». —агарды область патрологической науки весьма четко отграничиваетс€ и от сферы Ђпатристикиї, и от Ђистории догматовї Ч дисциплины, распространенной преимущественно в среде протестантов.

ѕредмет изучени€ патрологии Ч церковна€ письменность: творени€ св. отцов ÷еркви и церковных писателей. ¬ этих творени€х, как и в жизни их авторов, раскрываетс€ церковное учение о вере и жизни.

«адачи науки.

÷ерковна€ письменность €вл€етс€ предметом научного изучени€ с двух сторон: со стороны ее содержани€ и литературной формы. ¬ажнейша€ сторона церковной письменности Ч это ее содержание. ќно ценно дл€ нас как в историческом отношении, поскольку отражает состо€ние церковного сознани€ в области христианского вероучени€, нравоучени€ и церковной практики в определенный период, так и в догматическом, поскольку сохран€ет в себе —в€щенное ѕредание. ¬ последнем отношении ценность церковной письменности особенно велика. ƒл€ догматических определений она €вл€етс€, с одной стороны, источником содержани€, а с другой Ч критерием, устанавливающим непрерывную нить ѕредани€ между каждым отдельным —обором и апостольским временем; дл€ церковных установлений она своими упоминани€ми о них служит основанием их точной хронологической датировки.

“аким образом, церковна€ письменность преимущественно поставл€ет материал, относ€щийс€ к —в€щенному ѕреданию, хранимому в кафолическом вселенском церковном сознании. ѕоэтому задача патрологии заключаетс€ в оценке содержани€ церковной письменности по степени верности и точности выражени€ в нем —в€щенного ѕредани€.

—о стороны формы церковна€ письменность изучаетс€ как вс€кий литературный пам€тник, на основе обычных принципов историко-литературного исследовани€: определ€етс€ объем рассматриваемой литературы, врем€ ее возникновени€, устанавливаетс€ подлинность отдельных сочинений и правильность дошедшего до нас текста.

ƒл€ верного понимани€ произведений церковной литературы нужно изучить услови€ и обстановку, в которых они возникли, в частности. ознакомитьс€ с личностью авторов, их жизнью, характером, духовной атмосферой, в которой они жили, и вли€ни€ми, под которыми они находились. Ёто задача церковно-историческа€. ¬ св€зи с этим при изучении каждого писател€ выдел€ютс€ три главных момента: 1) биографический (жизнь его), 2) библиографический (творени€) и 3) систематический (воззрени€).

ћетод патрологии Ч историко-критический: каждый литературный факт должен быть точно установлен, с указанием степени его достоверности и исторической ценности.

«начение науки обусловливаетс€ важностью ее предмета Ч церковной письменности. ƒл€ св. отцов ÷еркви и церковных писателей христианство не было чем-то повседневным, обычным; они живо чувствовали и сознавали всю его благодатность, а потому их творени€ помогают лучше пон€ть силу и величие христианства и проникнутьс€ его духом; чтение их творений всел€ет дух церковный, развивает привычку жить и мыслить в согласии с »стиной.

ќгромное значение церковна€ письменность имеет и дл€ богословских дисциплин Ч она €вл€етс€ их источником. ¬ ней, прежде всего, можно найти богатый материал дл€ экзегетики, истолковани€ —в€щенного ѕисани€ как в смысле буквально-грамматическом, так и в духовно-аллегорическом. ¬ажна, далее, церковна€ письменность дл€ систематического богослови€ (догматического и нравственного), в частности, на ней зиждетс€ истори€ догматов, котора€ знакомит нас с выражением церковного учени€; в ней сохран€етс€ —в€щенное ѕредание. ¬ажно также изучение церковной письменности дл€ церковной истории, ибо церковна€ письменность проливает свет на внутреннюю духовную жизнь ÷еркви.

Ќаконец, и практическое богословие во всех своих разветвлени€х (церковное право, пастырское богословие, гомилетика, литургика) пользуетс€ также произведени€ми церковной письменности

ќтношение патрологии к другим богословским наукам

»з всех богословских наук наибольшее родство патрологи€ имеет с догматикой и церковной историей. ќднако ее нельз€ смешивать с упом€нутыми науками. ƒогматика излагает христианское вероучение в систематическом пор€дке, осуществл€€ свою задачу главным образом теоретически. ѕатрологи€ в своей догматико-исторической части показывает, как постепенно раскрывалось

христианское вероучение, как воспринималось и в какой степени усваивалось оно церковным сознанием. ƒалее, в патрологии отводитс€ место не только общеприн€той кафолической догме и постепенному закреплению ее в церковном сознании в виде определенных формул, как это делаетс€ в догматике, но и вообще богословию церковных писателей с его характерными особенност€ми, частными мнени€ми и философскими воззрени€ми. Ќаконец, в патрологии св€тоотеческие творени€ не подбираютс€ отдельными отрывками к каждому определенному догмату, как в догматике, а рассматриваютс€ в целостном единстве и органической св€зи с богословием того или другого писател€.

„то касаетс€ церковной истории, то она рассматривает главным образом внешнюю сторону жизни ÷еркви (эпоха гонений, ¬селенских —оборов, догматические споры, богослужение). ѕатрологи€ же изучает внутреннюю религиозно-нравственную жизнь ÷еркви, ее сознание.

ѕон€тие о св. отцах ÷еркви и авторитете их творений

Ђќтцами ÷еркви, Ч говорит ѕатриарх ћосковский и все€ –уси —ергий, Ч признаютс€ не те из писателей церковных, которые были наиболее учены, наиболее начитаны в церковной литературе, но писатели св€тые, т.е. воплотившие в себе ту жизнь ’ристову, хранить и распростран€ть которую ÷ерковь получила себе в уделї.

“аким образом, первым признаком, который позвол€ет считать того или иного церковного писател€ св€тым отцом, €вл€етс€ св€тость его жизни. ѕочему круг церковных писателей, относимых к категории отцов, не может быть ограничен каким-либо хронологическим пор€дком (также и курс патрологии). ∆изнь ÷еркви едина во все периоды ее истории, и потому всегда возможно достижение состо€ни€ св€тости ее членами, сочинени€ которых будут иметь особый авторитет и могут быть предметом соответствующего исследовани€ и изучени€.

¬торой признак Ч чистота догматического и нравственного учени€, определ€юща€ достоинство творений св. отцов.

“ретий признак Ч свидетельство ÷еркви. ќно €вл€етс€ той необходимой проверкой чистоты жизни и учени€ отдельного писател€, после которой его творени€ получают высокий авторитет дл€ православного богослови€.

„етвертый же критерий (древность), выдвигаемый католическими богословами, не признаетс€, как отмечалось выше, православными патрологами. »сход€ из него, католические ученые завершают собственно патрологию на греческом ¬остоке св. »оанном ƒамаскиным (начало VIII в.), а на латинском «ападе Ч »сидором —евильским (VII в.). ѕравославную же точку зрени€ на сей счет €сно выразил покойный отец »оанн ћейендорф: ЂЌаша ÷ерковь учит, что божественное ќткровение не ограничено никакими хронологическими рамками. ƒух св€той действует через людей всех времен, и ÷ерковь Ђузнаетї в люд€х своих Ђсв€тых отцовї не по причине древности, а руководству€сь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируетс€ ѕреданиеї. ¬следствие этого наука патрологи€, собственно говор€, не имеет конечного хронологического предела, или, если говорить более точно, данный предел устанавливаетс€ гр€дущим концом быти€ этого тварного мира и человечества.

—ледует заметить, что против православного понимани€ достоинства св€тоотеческих творений имеетс€ со стороны инославных писателей р€д возражений, что в православном богословии св€тоотеческие творени€ как бы подмен€ют или противополагают —в€щ. ѕисанию, что в творени€х отцов имеютс€ разногласи€, противоречи€ и т.д.

ѕрежде всего необходимо категорически отвергнуть первое возраждение. ”тверждать о каком-либо противоположении в ѕравославии св€тоотеческих творений —в€щенному ѕисанию можно лишь по недоразумению или незнанию православного богослови€. ќтцы никогда не противополагали своих творений слову Ѕожию, но указывали, что источник их учени€ и путь к Ђмысленному просвещениюї заключен в —в€щенном ѕисании, что оно Ђсвет дл€ душиї, Ђвозводит ум к чудесамї и т.п. «начительную часть св€тоотеческих творений составл€ет истолкование —в€щенного ѕисани€. ѕризнава€ за этими истолковани€ми преимущественное значение по сравнению с истолковани€ми других писателей, ÷ерковь лишь свидетельствует о пребывании в отцах того благодатного Ђпомазани€ї, о котором говорил св. ап. »оанн Ѕогослов (I »н., 2,27). », при всем уважении к св€тоотеческим творени€м, ÷ерковь никогда Ч ни в своей литургической жизни, ни в жизни отдельного христианина Ч не замен€ет ими чтени€ и непосредственного изучени€ —лова Ѕожи€.

Ѕолее обоснованным представл€етс€, на первый взгл€д, утверждение, что в творени€х отцов имеютс€ известные разногласи€ и т. д. Ќаличие частных мнений у отдельных отцов никогда не

отрицалось православным богословием, но эти частные мнени€, в которых расходились отдельные отцы, не могут уменьшить достоинства их творений. Ќетрудно установить, в чем про€вл€етс€ единство и какого рода разногласи€ имеютс€ в св€тоотеческих творени€х. ќтцы были едины по отношению к догматам и в своем нравственном учении, т. е. в самом главном. „то же касаетс€ самих разногласий, то они, действительно, имели место в отношении богословской терминологии, особенно в ранний период, когда эта терминологи€ еще не была разработана. »звестно также, что отцы допускали неодинаковое истолкование отдельных мест —в€щенного ѕисани€. Ќо это никогда не приводило к противоречию в отношении к догматам или к извращению нравственного учени€. –азличное истолкование объ€сн€етс€, в основном, неодинаковым использованием аллегорического метода.  роме того, в творени€х отцов имеетс€ известное количество сведений исторических и представлений естественно-научных, в которых отцы оставались людьми своего времени.

Ќаконец, нужно еще иметь в виду, что отцы далеко не сразу достигли той св€тости, с которой бывает соединено состо€ние Ђмысленного просвещени€ї, придающего авторитет их творени€м. „асть содержани€ св€тоотеческих творений составл€ют сведени€, даже и в области богослови€, полученные путем рационального изучени€, логических умозаключений и т.д.

¬ этом случае может возникнуть еще один вопрос: как же отличить в творени€х отцов ту часть, котора€ имеет действительный авторитет, от частных мнений и отдельных высказываний, которые такого авторитета не имеют? ќтветом на этот вопрос может быть пон€тие, имеющее большое значение в православном богословии, Ч согласие отцов Ч ^nsensus patrum.

“ворени€ отцов известный русский мыслитель прошлого века »в.  иреевский назвал Ђизвестием очевидцевї о той стране духовной истины, которую не вс€кий может изучить непосредственно. ƒаже путем простого сравнени€ этих Ђизвестийї Ч высказываний отцов Ч нетрудно отличить их согласие в главном, показывающее единство воспри€ти€ и понимани€ духовной истины, от высказываний, неправильно понимаемых или недостаточно €сно выраженных самим писателем. Ђќтец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками ≈диного ƒухаї (св. ». ƒамаскин).

Ђ—огласие отцовї по какому-либо богословскому вопросу всегда есть положение, с которым богослов должен считатьс€, если остаетс€ верным традици€м ѕравославной ÷еркви. »бо, по словам блаж. јвгустина, Ђкто отступает от единодушного согласи€ отцов, тот отступает от всей ÷ерквиї.

ќпредел€€ богословские критерии дл€ выделени€ круга писателей, творени€ которых подлежат изучению в курсе патрологии, следует заметить: в насто€щий курс включено изучение отдельных писателей, не признанных ÷ерковью отцами, например “ертуллиана, ќригена и др. Ёто допущено по причине большого вли€ни€ их, особенно ќригена, на развитие св€тоотеческого богослови€.

»стори€ изучени€ св€тоотеческих творений

ѕатрологи€ как специальна€ богословска€ дисциплина возникла в конце 30-х годов XIX в. вместе с разделением богословских знаний на отдельные дисциплины с более узким содержанием. Ќо изучение св€тоотеческих творений и их использование дл€ богословской науки имело место еще в ƒревней ÷еркви.

Ќачина€ с IV в., сохранились особые сборники расположенных по определенным темам выдержек из творений отцов (катены). Ќаиболее известен из них сборник, составленный св. »оанном ƒамаскиным, Ч Ђ—в€щенные ѕараллелиї (Sacra –ага11е1а), послуживший материалом дл€ составлени€ его книги Ђ“очное изложение православной верыї.

—ведени€ о жизни отцов включались в церковные истории и составл€ли содержание р€да специальных сочинений, напр., ЂDe viris illustribusї блаж. »еронима.

»здани€ и переводы на русский €зык творений св. отцов

—в. отцы ÷еркви писали в основном на €зыках греческом, латинском или сирийском. Ќо еще в древний период большое количество их творений было переведено на €зыки грузинский, коптский, арм€нский, эфиопский и др. ¬ раннехристианскую эпоху и в средние века распростран€лись они в

рукописной форме и сохран€лись в различных собрани€х, библиотеках и архивах при монастыр€х, крупных архиерейских кафедрах, средневековых учебных заведени€х. Ќо далеко не все творени€ дошли до насто€щего времени. „асть их была по разным причинам утрачена, и сведени€ о них получены по упоминани€м о них или цитатам из них в сочинени€х других авторов. Ёто относитс€ особенно к произведени€м авторов более раннего периода. Ќо в то же врем€ не так давно был открыт р€д сочинений, считавшихс€ утер€нными (Ђƒидахиї, греч. текст апологии јристида и др.).

»здание отдельных произведений отцов в подлиннике и переводах началось сразу после изобретени€ книгопечатани€. Ќа «ападе большинство рукописей издали мавриниане (бенедиктинские монахи, ученики св. Ѕенедикта, жившие в пригороде ѕарижа в монастыре св. ћавра), получившие материальную поддержку от французского корол€ Ћюдовика XIV (1643 - 1715).  ороль, сто€вший за независимость от папы (Ђгалликанствої), покровительствовал изданию тех творений св. отцов, которые по€вились до возникновени€ папского абсолютизма. ћавриниане собрали и издали (хот€ и без критики) творени€ свв. јфанаси€ ¬еликого,  ирилла »ерусалимского, √ригори€ Ќазианзина, »оанна «латоуста, блаж. јвгустина и др. ¬ XVII - XVIII вв. по€вились издани€ и на ¬остоке. ¬ 1675 г. в яссах (здесь жили греки) было опубликовано собрание св€тоотеческих творений (главным образом антикатолического характера), составленное »ерусалимским патриархом ƒосифеем. ¬ 1782 г. в ¬енеции, где также находилась греческа€ колони€, было выпущено Ђƒобротолюбиеї Ч составленное св. Ќикодимом —в€тогорцем собрание духовных сочинений.

»з изданий XIX - XX вв. ќтметим следующие.

1). »здание французского аббата ћин€ (Migne) Ч ЂPatrologiae —игеш completusї, Paris, 1844 - 1866, две серии: "Series Graeca" Ч 161 том (доведено до 1439 г.) и 2 тома указателей, и "sеries

latina" Ч 217 томов (доведено до 1216 г.) и 4 тома указателей. Ётим изданием пользуютс€ и в насто€щее врем€. ѕри этом примен€ют следующие сокращени€ в ссылках: ѕ.√. или ѕ.Ћ., т., кол. (P.G., P.L., t., col.), обозначающие название издани€, серию, том и колонку (страница состоит из двух колонок).

2). »здание ¬енской академии наук Ч "Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum".

3). »здание Ѕерлинской академии наук Ч "Die Griechischen kцstlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte", удовлетвор€ющее всем научным требовани€м.

4). — 1941 г. католики издают во ‘ранции серию Ђ’ристианские источникиї (Sources Chretiennes). Ёто издание св€тоотеческих творений на французском €зыке (параллельно даетс€ оригинальный текст) с обширными комментари€ми.  роме св€тоотеческих текстов сюда вход€т и произведени€ более поздних католических духовных авторов и др. (напр. ‘илона јлександрийского, гностиков).  омментарии, как правило, даютс€ католиками, но иногда и богословами других исповеданий (напр. Ђ—ловаї св. —имеона Ќового Ѕогослова изданы при участии архиепископа ¬асили€ ( ривошеина). ƒл€ издани€ выбираютс€ более характерные тексты, чтобы таким образом познакомить со св€тоотеческими сокровищами самые широкие круги.

5) — 1955 г. јпостольска€ ƒиакони€ Ёлладской ѕравославной ÷еркви выпускает на греческом €зыке серию: ЂЅиблиотека греческих отцов и церковных писателейї. »зданы творени€ мужей апостольских, апологетов,  лимента јлександрийского, ќригена, св. ƒиониси€ јлександрийского, св. √ригори€ Ќеокесарийского, св. ћефоди€ ќлимпского, св. јфанаси€ ¬еликого, св.  ирилла »ерусалимского, св. ¬асили€ ¬еликого, св. јнтони€ ¬еликого, св. ѕахоми€ ¬еликого, св. ћакари€ ≈гипетского, ƒидима јлександрийского, ≈всеви€  есарийского и др.

 роме того, имеютс€ издани€ творений отдельных отцов, выход€щие при научных центрах в разных государствах.

¬ ѕариже выходит с начала насто€щего столети€ сборник "Patrologia ќrientalis", содержащий публикации и переводы отдельных произведений и пам€тников церковной литературы √реческой и других ¬осточных ÷ерквей ( оптской, јрм€нской и др.).

¬ –оссии перевод произведений отдельных отцов на слав€нский €зык началс€ непосредственно со времени прин€ти€ христианства, а на современный русский €зык, в основном при духовных академи€х, Ч с середины прошлого века.

ћосковской духовной академией были переведены и изданы творени€ р€да греческих отцов,  иевской Ч сочинени€ латинских отцов, ѕетербургской Ч творени€ свв. »оанна «латоуста, ‘еодора —тудита и »оанна ƒамаскина (только один том),  азанской Ч труды ќригена (не полностью).

ѕереводы св€тоотеческих творений аскетического содержани€ издавались ќптиной пустынью, ѕантелеимоновым монастырем и в меньшей мере Ч  иево-ѕечерской Ћаврой.

—очинени€ древнейших христианских писателей были переведены св€щ. ѕетром ѕреображенским и опубликованы частным издательством.

—ледует заметить, что не все св€тоотеческие творени€ имеютс€ в русском переводе (см. Ѕиблиографию, доникейский период).

 ”–—џ ѕј“–ќЋќ√»». ѕ≈–»ќƒџ

 урсы патрологии, исторические обзоры и монографии, посв€щенные изучению отдельных отцов, начина€ с прошлого века, издаютс€ при всех богословских академи€х и факультетах на «ападе.

¬ –оссии такие издани€ и курсы имели место при духовных академи€х. »з курсов на русском €зыке можно указать следующие.

Ђ»сторическое учение об отцах ÷ерквиї архиепископа ‘иларета (√умилевского), 3 тома. »здание вышло в середине XIX века и во многом устарело. Ќо принципиальные установки автора сохран€ют свое значение. јвтора с полным основанием можно считать первым русским патрологом.

Ђ онспект лекций по патрологииї проф. ћосковской духовной академии ». ¬. ѕопова. Ћекции охватывают творени€ отцов первых четырех веков. ¬ основном сохран€ют свое достоинство.

Ђ¬осточные отцы IV векаї и Ђ¬изантийские отцы V - VIII вековї Ч два тома лекций, прочитанных в 30-е гг. в ѕарижском богословском институте прот. √.¬. ‘лоровским.

ƒл€ удобства изучени€ св€тоотеческих творений необходимо выделить следующие периоды, сто€щие в св€зи с историческими услови€ми жизни ÷еркви, во многом по вли€вшими на содержание этих творений:

1) доникейский период (до I-го ¬селенского —обора), т.е. первые три века христианства;

2) период ¬селенских —оборов, с IV по VIII в.;

3) период после ¬селенских —оборов, начина€ с IX в.

 аждый из этих периодов можно по отдельным признакам подразделить еще на отдельные периоды, к которым относ€тс€ творени€ определенных групп отцов. “ак, в доникейском периоде, к изучению которого мы приступаем, рассматриваютс€:

а) творени€ мужей апостольских,

б) сочинени€ апологетов,

в) произведени€ противогностические,

г) творени€ представителей —еверо-јфриканской и јлександрийской школ.

 

 

„ ј — “ № ѕ ≈ – ¬ ј я

ѕ≈–»ќƒ ƒќЌ» ≈…— »… (I Ч III вв.) –ј«ƒ≈Ћ I ћ”∆» јѕќ—“ќЋ№— »≈

ћужами или отцами апостольскими (ѕатрес јпостолици Ч Patres Apostolici) прин€то называть авторов древнейших (после св€щенных книг Ќового «авета) произведений церковной литературы, хот€ не все они были непосредственными учениками апостолов.

ƒо насто€щего времени сохранились только немногие из таких произведений. «начительна€ часть их утер€на.

Ќо и из сохранившихс€ пам€тников в нашем курсе рассматриваютс€ далеко не все. Ќе подлежат изучению в курсе патрологии апокрифические книги ¬етхого и Ќового «аветов, другие апокрифы,

произведени€ гностические и такие, как Ђƒидаскалиаї (Didascalia) » Ђ онституционэс јпостолЄрумї (Constitutiones Apostolorum), имеющие большое значение дл€ курсов истории ÷еркви и каноники.

¬ насто€щем разделе будут рассмотрены только следующие произведени€:

1. ѕослани€ к  оринф€нам св.  лимента –имского.

2. ѕослани€ св. »гнати€ Ѕогоносца.

3. ѕослание св. ѕоликарпа —мирнского.

4. "”чение двенадцати апостолов" (кратко: "ƒидахи").

5. ѕослание ¬арнавы.

6. Ђѕастырьї ≈рма.

ћежду всеми этими пам€тниками имеетс€ много общего: содержание и форма их определ€ютс€ одинаковыми услови€ми жизни ÷еркви того периода.

Ѕывает довольно трудно установить точно врем€ составлени€ того или иного пам€тника. ¬ таких случа€х большое значение имеют данные, содержащиес€ в его тексте: они позвол€ют определить хронологические границы периода, в который могло быть написано произведение: Ђтерминус а квої (terminus a quo), т.е. врем€, раньше которого пам€тник не мог быть составлен, и Ђтерминус ад квэмї (terminus ad quem), т.е. врем€, после которого составление его не могло иметь места.

»здание этих пам€тников началось с XVII в. Ќа русском €зыке имеетс€ их издание в переводе св€щ. ѕетра ѕреображенского.

 

 

—в€той  лимент, еп. –имский

—в€той  лимент, по более-менее установленным данным, Ч третий после апостолов епископ –имский, занимал кафедру с 92 по 101 г. ќн проповедовал ≈вангелие не только в »талии, но и на юге √аллии. ѕо приказанию императора “ра€на был схвачен и отправлен на т€желые работы в каменоломн€х  рыма, где продолжал апостольские труды Ч строил храмы, крестил ссыльных, за что был брошен с камнем на шее в „ерное море. ћощи его были обретены и положены в храме свв. ƒвенадцати апостолов в ’ерсонесе. ѕросветитель слав€н св.  ирилл перенес часть их в –им, а другую часть св. митроп. ћихаил и св. кн. ¬ладимир положили в ƒес€тинной церкви в  иеве. ¬о врем€ татарского нашестви€ 1240 г. мощи св.  лимента погибли в пожаре.

ѕодробности, имеющиес€ в житии св.  лимента, нос€т апокрифический характер.

ѕервое послание к  оринф€нам.

Ќет оснований сомневатьс€ в принадлежности этого произведени€ св. лименту. ќб авторстве св.  лимента свидетельствуют такие писатели, как св. »риней Ћионский,  лимент јлександрийский, ќриген, ≈всевий  есарийский и др. — именем св.  лимента это послание встречаетс€ в некоторых древних кодексах Ќового «авета, так как в ƒревней ÷еркви оно включалось в списки новозаветных св€щенных книг и нар€ду с ними читалось на воскресных церковных собрани€х. ≈пископ  оринфский ƒионисий (ок. 170 г.) сообщал, что в его врем€ оно читалось на богослужени€х. ј ≈всевий пишет: Ђѕод именем  лимента известно одно признанное всеми послание, великое и удивительное... Ќам известно, что оно было читаемо всенародно Ч как прежде в весьма многих церквах, так и ныне у насї (÷ерк. »ст. III, 16). Ёто говорит о высоком авторитете послани€.

Ќаписано ѕервое послание св.  лимента, по-видимому, в царствование Ќервы (96 - 98 гг.). ѕоводом дл€ него €вились беспор€дки в  оринфской ÷еркви, может быть, подобные тем, о которых писал св. ап. ѕавел. ќтдельные члены общины перестали повиноватьс€ законным пресвитерам и удал€лись от общени€ с ними.

—одержание. ѕослание св.  лимента состоит из 63 глав. –азделить его можно на две части. ѕерва€ часть Ч нравоучительна€ (гл. 4-36) Ч представл€ет собой р€д общих нравственных увещаний, клон€щихс€ к осуждению коринфской распри и восхвалению добродетелей (смирени€ и послушани€), необходимых дл€ сохранени€ церковного мира и единства. ¬о второй части (гл. 37-59, І1) Ч догматико-исторической Ч решаетс€ вопрос о необходимости определенного церковного устройства, в частности, иерархии, и с этой точки зрени€ рассматриваетс€ и осуждаетс€ коринфский

м€тежи, увещаютс€ коринф€не к пока€нию и восстановлению прежнего пор€дка. ¬ главах 59 (ІІ2Ч 4) Ч 61 содержитс€ молитва “ворцу о том, чтобы ќн сохранил нерушимо Ђчисло избранных —воих во всем мире чрез возлюбленного ќтрока —воего, √оспода нашего »исуса ’риста, чрез  оторого призвал нас Ђиз тьмы в свет, из неведени€ в познание славы »мени ≈го... научил, осв€тил, почтилї. Ђ“ы бо, ¬ладыко ѕренебесный, ÷арю веков, да€й сыновом человеческим славу и честь и власть над сущими на земле, Ч завершаетс€ молитва, Ч исправи совет их ко благому и угодному пред “обою, €ко да совершающе в мире и кротости благочестно данную им “обою власть, обретут “€ милостива. “ебе исповедуемс€ чрез ѕервосв€щенника и ѕредстател€ душ наших »исуса ’риста, чрез Ќего же “ебе слава и величие и ныне и в род родов и во веки веков. јминьї. √лавы 62-63 составл€ют заключение, в котором св.  лимент подводит итог сказанному: Ђ»так, о делах приличных богопочтению нашему и полезнейших дл€ жизни добродетельной, желающим вести ее благочестно и праведно, мы достаточно написали вам, мужи брати€. ¬ы доставите нам радость и веселие, если послушаетесь написанного нами чрез —в€того ƒухаї.

— точки зрени€ церковно-исторической, особенно интересна 5 гл. ¬ ней говоритс€ о семикратном заключении св. ап. ѕавла (Ђбыл в узах семь разї) и о его миссионерском путешествии Ђдо границы «ападаї (под сим разумеют »спанию. —м.: –им. 15, 24).

—тиль ѕослани€ во многом приближаетс€ к библейскому; здесь большое количество цитат и примеров из книг ¬етхого «авета и сравнительно малое цитирование Ќового «авета. Ёто может быть объ€снено тем, что ко времени составлени€ послани€ св.  лимента кодекс Ќового «авета еще не был точно определен.

”чение св.  лимента

“ак как ѕервое послание св.  лимента написано по поводу церковных беспор€дков в  оринфе, в нем преобладают нравственные увещани€ и рассуждени€ о церковном устройстве. ќднако св.  лимент затрагивает и догматические вопросы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 588 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

2087 - | 1834 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.074 с.