Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћистика преп. ћаксима »споведника




«аметный наклон в сторону гностического направлени€ обнаруживает и мистика преп. ћаксима »споведника (+ 662 г.). Ётот замечательнейший христианский мыслитель в своих творени€х стремитс€ дать исчерпывающее религиозно-философское истолкование основных истин христианской веры. ѕри том широком синтезе самых разнообразных философских вли€ний и религиозных идей, каким характеризуетс€ его система, мы вправе были ожидать, что в последней найдут свое высшее примирение и рассматриваемые нами направлени€ древне-церковной мистики. » действительно, мистика пр. ћаксима хочет обн€ть собой основные начала обоих течений христианской мистики. — одной стороны, мы видим в ней €рко выраженные особенности нравственно-практической мистики, с другой - определенные черты гностической мистики.

ѕризнава€, что конечной целью человека €вл€етс€ единение с Ѕогом, как неподвижным абсолютным началом, он учит, что это единение совершаетс€ силою ’риста-Ћогоса и вне ≈го посредства невозможно. Ћогос - центральный и основной пункт всей религиозно-философской концепции преп. ћаксима. Ќемного из христианских писателей так глубоко проникали в вселенское значение идеи Ћогоса и так всесторонне изображали роль ≈го в процессе обожени€ человека, как проникает и изображает ћаксим »споведник. ¬ этом случае он должен быть отнесен к замечательнейшим идеологам церковной мистики и преимущественно в нравственно-практическом ее течении. Ќо не только эта особенность, но и другие черты его мистики дают основание сближать последнюю с нравственно-практической мистикой. Ќастаива€ на высокой ценности гносиса, он не умал€ет значени€ и любви. Ќе усво€€ самодовлеющего значени€ praxis'у, он в учении о доброделании избегает той крайности, в которую впадает спекул€тивна€ мистика. ѕо его учению, как и по учению пр. ћакари€ и пр. »саака, мистический момент предполагает этический и созерцание покоитс€ на доброделании.

“ем не менее пр. ћаксим слишком глубоко впитал в себ€ идеи греческой философии и ареопагитской литературы, чтобы избежать некоторого уклона в сторону гностической мистики. ≈го Ћогос есть не столько воплотившийс€ —ын Ѕожий, сколько ћировой –азум, первооснова и конечна€ цель всего тварного быти€. ћир есть откровение Ћогоса, реализаци€ идей божественного –азума. »сторическое воплощение один из моментов, хот€ и главнейший, общего процесса боговоплощени€. ¬с€ дохристианска€ истори€ есть истори€ нисхождени€ Ћогоса к твари; вс€ христианска€ эпоха есть эпоха обратного движени€, по которому воплотившеес€ —лово снова возводит человечество, а чрез него и всю тварь, к Ѕожеству. Praxis необходима, но только в начале стадии мистической жизни; добродетель полезна, но только как оружие в борьбе со страст€ми. –аз достигнуто состо€ние apatheia, praxis излишн€ и добродетель бесполезна. Ётика всецело уступает место мистике. —амую любовь, это основное начало мистической жизни, пр. ћаксим, как и ƒионисий, истолковывает в метафизическом смысле. Ћюбовь, понимаема€ в последнем основании, есть мирова€ гармони€, космическа€ св€зь между человеком и Ѕожеством. ≈е последнее назначение - есть восстановление разделенной природы человека, воссоединение разрозненного человечества, примирение посюсторонней жизни с потусторонней, неба и земли, людей и небожителей. ¬ этом смысле значение любви велико, но в этом смысле она тер€ет не только свое этическое, но и мистически-эмоциональное содержание и превращаетс€ в какой-то amor Dei intellectualis, который столько же может быть назван любовью, сколько и мистическим гносисом.

Theoria-gnosis, - вот тот царский путь, по которому совершаетс€ восхождение души к Ѕогу. ¬се остальное, - отречение от мира, подвижничество, добродетель, де€тельна€ любовь, - имеет значение постольку, поскольку создает наиблагопри€тные услови€ дл€ созерцательной жизни. ќбожение предполагает следующие главнейшие моменты: 1) отречение от мира, или точнее от зла в мире, 2) бесстрастие воли, 3) чистоту ума и 4) соединение с Ћогосом. ¬се эти моменты не осуществимы без истинного гносиса: в первом и втором случае он руководит человеком в понимании добра и зла и носит этический характер, в третьем случае он представл€ет собой созерцание, как процесс абстрагирующей де€тельности ума, в четвертом - истинное ведение, как соединение субъекта с объектом, приобретает онтологическое значение. Ќаконец, так как человек есть микрокосмос и посредствующее звено между Ѕогом и миром и чрез его обожение должно совершитьс€ окончательное воссоединение с Ѕогом и ћакрокосмоса, то в последнем основании своем гносис получает и космологическое значение.

»сходным пунктом обожени€ €вл€етс€ борьба с миром, - точнее, борьба со злом в мире. «ло, как и у ƒиониси€, не есть кака€-либо реальна€ сущность. Ќи природа, ни вещи, ни ум, ни естественное понимание вещей, ни чувства сами по себе не суть зло: все это - Ѕожие создание [ 23 ]. –авным образом зло не есть ни пища, ни деторождение, ни деньги, ни слава. «ло - есть пристрастие к вещам, проистекающее из неправильного суждени€ о вещах, или неправильное употребление вещей вследствие непонимани€ их подлинного назначени€. —овокупление не безнравственно, если оно имеет целью деторождение; оно - греховно, если мы при нем будем преследовать только удовлетворение похоти. ќтсюда избавление от зла должно иметь своим началом правильное понимание вещей и их назначени€. ѕравильное же понимание вещей предполагает господство разумной стороны человеческой природы над неразумной. ѕри этом господстве не будет ни зла в твар€х, ни влечени€ к нему в люд€х. ”м, став руководителем, истолковывает, как следует "происхождение и природу мира и плоти", уничтожает в душе страстное отношение к ним и гонит душу в сродную ей область быти€ духовного. ќтсюда борьба со злом есть борьба с пристрастием к вещам, - вообще со страст€ми, а борьба со страст€ми есть борьба с помыслами, т.е. превратными пон€ти€ми и суждени€ми о вещах. “ак в самом начале мистического подвига внимание подвижника устремл€етс€ не на дела, а на мысли и центр борьбы переноситс€ из praxis в theoria. ≈го задача состоит в том, чтобы отделить страсть от помысла и подавить в себе пристрастие к вещи [ 24 ]. Ќо это пристрастие может быть уничтожено не иначе, как путем воздержани€, любви, добрых дел и созданием в душе прочных добрых навыков. ќтсюда необходимость на этой ступени, на р€ду с духовной бранью, с помыслами, и доброделани€, - в результате которого €вл€етс€ бесстрастие [ 25 ].

Ќо бесстрастие только одно из условий обожени€. Ќа р€ду с ним необходима чистота ума, совершенна€ безобразность и безвидность духа. “олько чистый ум может "и в Ѕоге быть, и молитьс€, как должно", только такой ум мудр, благ, силен и т.д., "просто сказать, почти все большие свойства в себе носит". ¬осси€ва€ в чистом уме, Ѕог сам учит его, "€вл€ет и —еб€, и разумение всего от Ќего бывшего и быть имеющего". „истый ум - место св€тое и храм Ѕожий". ≈сли человек "быв в Ѕоге, бывает совершенно безобразен и безвиден", то можно сказать и наоборот: достигши состо€ни€ безвидности и безобразности, он пребывает в Ѕоге. Ќо эта безвидность, и эта безобразность успешнее всего осуществл€етс€ путем созерцани€, т.е. абстрактно-спекул€тивного гносиса, опустошающего сознание от всего эмпирически-рационального содержани€ и концентрирующего внимание на одной идее, - идее о Ѕоге. "ћежду Ѕогом и человеком сто€т предметы чувственные и умносозерцаемые. ”м человеческий, жела€ пройти до Ѕога, не должен быть порабощен вещами чувственными в де€тельной жизни, и отнюдь не задерживаем предметами мысленными в жизни созерцательной". Ќапротив, подобно тому, "как тело, умира€, совершенно отдел€етс€ от всех житейских вещей, так и ум, в действии совершеннейшей молитвы, отторгаетс€ от всех мирских помышлений; и если не умирает таковою смертью, то с Ѕогом быть и жить не может". ѕсихологическим пределом этого абстрактно-спекул€тивного восхождени€ человека к Ѕогу €вл€етс€ совершенное безмолвие ума, напоминающее безмыслие ареопагитской мистики и обусловливающее полную неподвижность духа, как заключительный момент его поисков вечной субботы. Ќе исшедший из себ€, из своей природы и из всего, что после Ѕога, "о чем можно как-нибудь помышл€ть и не утвердившийс€ в превышающем вс€кое помышление молчании, никак не может быть свободен от превратности". Ётот идеал духовной жизни у »споведника основываетс€, с одной стороны, на метафизическом пон€тии о Ѕоге, как абсолютно неподвижном начале, а с другой, на теологическом учении о первобытном состо€нии человеческой природы, созданной "во всем самой себе равною, не буйной, мирной, невозмутительною, с Ѕогом и с самой собой тесно любовью св€занною".

≈сли на предшествующей ступени praxis имела какое-нибудь значение, теперь она совершенно излишн€€. ≈е смен€ет созерцание и чиста€ молитва, т.е., молитва без развлечени€, когда ум бывает вне плоти и мира, совершенно безвеществен и безвиден. Ќа этой ступени вс€ка€ де€тельность, хот€ бы и нравственна€, как развлекающа€ дух, внос€ща€ в него некоторое см€тение, не только излишн€, но может быть даже вредной. ѕоэтому неудивительно, что преподобный ћаксим вс€кому доброделанию на этой ступени решительно предпочитает ведение. "ƒе€тельна€ добродетель" есть место злачно (ѕс. 22, 2), тогда как ведение -- вода покойна€; "де€тельный муж" есть скотопитатель, "ибо нравственные, право творимые дела, в духовной жизни имеют значение рабочего скота... пастырь же овец есть муж созерцательный". "ƒобродетели отрешают ум от страстей, а духовные созерцани€ - от простых мыслей, чиста€ же молитва, представл€ет его —амому Ѕогу". ≈сли "великий апостол почел более нужным пробыть во плоти, т.е. продолжать преподавание нравственного учени€", то это было с его стороны снисхождением к нуждающимс€ в руководстве; в действительности же он "все желание имел отрешитьс€ от нравственного учени€ и с ’ристом быть чрез премирное и простое духовное созерцание (‘илип. 1,29)".

Ќо гносис приводит к Ѕогу и другим, так сказать, положительным путем. ѕоскольку познание есть соединение познающего субъекта с воспринимаемым объектом, постольку великое знание есть не только субъективно-интеллектуальный процесс, но и объективно-онтологический акт. »стинное ведение имеет своим объектом Ѕога; отсюда истинное ведение непосредственно ведет к богообщению. ¬ этом случае оно также имеет свои ступени. Ќа первой ступени оно приводит к Ѕогу чрез познание видимой природы, на второй - чрез изучение —в. ѕисани€, на третьей чрез непосредственное интуитивное постижение Ћогоса.

ћир есть откровение Ћогоса, реализаци€ идей божественного –азума. Ћогос есть начало и последн€€ цель всех вещей. ”глубл€ющийс€ в познание мира постигает лежащие в основе его идеи, его смысл, его разум и чрез это познание приходит к познанию —амого Ћогоса. “ак философи€ €вл€етс€ одним из могучих средств богопознани€. ≈ще вернее к той же цели ведет изучение —в. ѕисани€, где под покровом букв и слов присутствует —ам Ћогос, как последний предмет и цель ќткровени€. ѕоэтому тот, кто, не ограничива€сь буквою, стремитс€ проникнуть во внутренний, таинственный смысл ѕисани€, тот познает —амого Ћогоса. Ќо и в природе, и ќткровении присутствие Ћогоса облечено покровом внешних и чувственных символов. “ем, кто чрез отрешение от чувственности, чрез достижение бесстрасти€ и освобождение от эмпирически-рациональных форм познани€, достигает совершенной чистоты духа, - Ћогос открываетс€ в непосредственном мистическом созерцании. “ак созерцали ученики преобразившегос€ ’риста-Ћогоса на ‘аворе.  огда свет Ѕожества озарил их души, они увидели славу Ѕожества без вс€кого посредства: дл€ них стали прозрачны и те покровы или одежды ’риста, - под которыми Ћогос скрываетс€ дл€ обычного познани€, - т.е. природа и ѕисание.

“ак как в Ћогосе идеально существует весь мир, то познава€ Ћогоса, человек в Ќем и чрез Ќего познает все сущее. — другой стороны, так как человек есть микрокосмос и св€зующее звено между миром и Ѕогом, то, соедин€€сь с Ћогосом, он объедин€ет в себе все сущее и чрез единение с Ћогосом возводит его к Ѕожеству. ќбъединение человеком всего сущего совершаетс€ по мере его восхождени€ к Ѕожеству, или обожени€, и касаетс€ п€ти основных видов быти€. Ёти виды суть следующие. ѕрежде всего все бытие распадаетс€ на несотворенную природу (Ѕог) и сотворенную; тварна€ природа в свою очередь распадаетс€ на мир умопредставл€емый и чувственный: чувственный мир - на небо и землю; земл€ - на вселенную и место обитани€ человека, или рай; человек - на мужской пол и женский. ¬оссоединение этих видов совершаетс€ в обратном пор€дке. „рез бесстрастие человек уничтожает разделение на полы, как не относ€щеес€ к идее человеческого существа. ѕраведной жизнью он должен всю землю превратить в рай, иначе - всегда имеет в самом себе рай и не зависеть от различи€ мест; силою знани€ он должен проникнуть в небесные сферы чувственного быти€, уничтожить пространственные рассто€ни€, словом объединить в себе все чувственное бытие; силою равноангельского гносиса он выступает за пределы чувственного быти€ в области мира умопредставл€емого; наконец, объединив в себе всю тварную природу, человек предает себ€ и объединенную природу Ѕогу, чтобы Ѕог дал ему —еб€ —амого и он сделалс€ всем, что есть Ѕог, кроме тожества по существу. ¬ этом обожении последн€€ цель человека.

»так, обожение, по учению пр. ћаксима, есть дело гносиса, совершаемое при посредстве Ћогоса. ѕоскольку »споведник на первое место выдвигает значение гносиса и психологическую сторону обожени€ отождествл€ет с простотой духа, его мистика примыкает к гностическому течению древнецерковной мистики. ѕоскольку же его гносис включает в себ€ этический момент доброделани€ и ведет к обожению чрез посредство ’риста-Ћогоса, его мистика €вл€етс€ выражением нравственно-практического направлени€ христианской мистики. “аким образом, его мистика представл€ет собой совмещение главных начал обоих направлений древне-церковной мистики, хот€ и не без заметного наклона в сторону гностического.

ћы отметили важнейшие черты главных течений древне-церковной мистики. ћы видели, что в то врем€ как абстрактно-спекул€тивное направление, выдвига€ на первое место значение гносиса, обнаруживает сильное т€готение к исихии, как венцу мистического подвига, нравственно-практическое, отдава€ предпочтение eros tes agapes, - мистической любви, - выдел€ет, как важнейший момент внутренней жизни эмоциональный экстаз, сопровождаемый оси€нием духа умным светом. »сихи€ и озарение светом это те моменты, которые приобретают исключительное значение в том мистическом движении, которое позднее получило наименование исихазма. Ќо и исихи€ гностической мистики и озарение светом нравственнопрактической €вл€лись завершением усиленных подвигов и напр€женных исканий Ѕога - перва€ в области преимущественно интеллектуального устремлени€ к Ќему, второе в области этико-эмоционального т€готени€ к Ѕожеству. √носису мистическому обычно предшествовал гносис рациональный - философское исследование природы, проникновенное углубление в смысл Ѕожественного ќткровени€. Ёкстаз завершал собой длинный путь praxis'а, предполагал предварительное интенсивное напр€жение нравственной энергии. ¬ том и другом случае исихи€ и озарение были, так сказать, заслуженными плодами духа, после долгих трудов богоискательства обретшего Ѕога и почившего в Ќем. ¬ мистике пр. —имеона Ќов. Ѕогослова впервые проскальзывает указание на новый способ мистического восхождени€ к Ѕогу, - на искусственную методу созерцани€. ” пр. —имеона эта метода имеет значение только второстепенного внешнего пособи€; главное - любовь к Ѕогу, полное смиренномудрие и исполнение заповедей ’ристовых. ћежду тем практика мистиков показывала, что человек, мину€ напр€жение мысли и усили€ нравственной энергии, путем одной этой методы, может достигать, по-видимому, тех же результатов (т.е. озарени€ умным светом и полной исихии). ќтсюда перед мистиками возникал соблазн - заменить прежние способы богоискательства новой методой. ѕоследующа€ истори€ свидетельствует, что восточна€ мистика в известном разветвлении своем не избежала этого соблазна. “аким разветвлением ее и €вл€етс€ исихазм... Ќо исихазм представл€ет собой уже всецело про€вление средневековой мистики христианского востока и посему исследование его не может входить в задачу насто€щего очерка.

ѕомещено с сайта http://users.i.com.ua/~psylib/books/lossv01/txt13.htm

Ѕиблиотека "“ело —вета" www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 510 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

2301 - | 2009 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.