Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«начение ќригена в истории древне-церковной мистики




Ќо если фиваидские пустынники своими подвигами проложили путь к эмоциональному экстазу, как мистической форме богообщени€, и укрепили в жизни христианских мистиков практические приемы и начала мистической жизни, то те основные идеи, которые легли в основу идеологии этого направлени€ мистики, мы встречаем в христианской литературе в более ранний период. «десь мы должны, прежде всего, отметить, хот€ кратко, заслуги другого, после  лимента, знаменитого александрийца, ќригена, который сыграл в истории христианской мистики столь же великую роль, как и его учитель,  лимент јлександрийский.

 лимент и ќриген сто€т в самых истоках идейного течени€ христианской мистики. Ќесмотр€ на тесное духовное родство их, понимание идейных основ христианской мистики у них неодинаково. ≈сли  лимент склонен был в деле обожени€ человека отводить первое место гносису, то ќриген начинает выдвигать другое начало внутренней жизни, - христианскую любовь; если  лимент конечную цель обожени€ видел в сли€нии человеческого духа с Ѕогом, как бескачественной ћонадой, то ќриген вводит посредство ’риста-Ћогоса и самое обожение понимает, как воображение ’риста в душе человека. “аким образом, если  лимент €вл€етс€ отцом спекул€тивного течени€ христианской мистики, то ќриген, по праву, может быть назван родоначальником того движени€, которое мы обозначали, как нравственно-практическое.

»сходным пунктом мировоззрени€ ќригена €вл€етс€ учение о противоположности между духом и материей. ћир - место низложени€ духа, по своем падении прин€вшего чуждую своей сущности оболочку тела. ∆изнь человека в этом миру есть томление материализовавшегос€ духа в чужеземном плену по своему отечеству. ¬ своем стремлении к чисто-духовной жизни человек прежде всего должен отрешитьс€ от чувственно-материальной стороны быти€. ќтсюда - необходимость мироотречени€, аскетическое самоумерщвление и кафартический характер этики ќригена. Ќо аскетизм и необходимость, так сказать, дематериализации духа только услови€ восхождени€ души на те идеальные высоты, с которых она некогда ниспала. —амое восхождение совершаетс€ по ступен€м веры-гносиса. Ќачалом восхождени€ служит вера. ≈сть вера большинства, вера детей, люб€щих добро из-за страха наказани€, а не ради самого добра: эта вера спасает, но не соедин€ет с Ѕогом и есть вера мистическа€, венец гносиса, вера меньшинства, составл€ющего особый чин людей, как бы церковь в церкви. «а верой первого пор€дка следует знание (episteme, gnosis), за знанием - мудрость (sofia), и, наконец, непосредственное созерцание истины (theoria). Ёто созерцание и есть вера в высшем смысле слова, ибо веровать значит непосредственно созерцать Ћогоса. «десь ќриген €вл€етс€ пред нами пока верным учеником своего учител€,  лимента. »деал истинного христианина предноситс€ его уму в общем в образе мудреца-аскета, провод€щего жизнь в богопознании и созерцании истины. ≈го расхождение с  лиментом начинаетс€ там, где он факты мистической жизни стремитс€ поставить в св€зь с Ћичностью ’риста и этическим учением христианства. “ак он неохотно употребл€ет само слово gnosis, как скомпрометированное еретиками - гностиками, предпочтительно стара€сь пользоватьс€ пон€тием sofia e theia sofia. Ќа р€ду с гносисом у него более видное место занимает, как мы сказали, другое начало - любовь к Ѕогу, понимаема€ как известна€ мистическа€ настроенность. Theoria покоитс€ на praxis 'e, а praxis запечатлена сильно этическим характером. Ќо наиболее значительна€ заслуга ќригена пред христианской мистикой заключаетс€ в том, что он впервые и притом с особой рельефностью выдвинул в патриотической литературе мысль о мистическом посредстве между Ѕогом и человеком ’риста-Ћогоса и подробно развил учение об обожении, как воображении ’риста в сердце верующего. ѕо его учению, достигший высшей ступени духовной жизни, созерцани€, вступает в непосредственное общение с Ћогосом и теперь уже от Ќего лично получает наставление в истине. Ќе нужда€сь более в посредстве внешних наставников и учителей, верующий воспринимает истину пр€мо, интуитивно, при помощи особого органа "божественного чувства", которое ќриген называет также aisthesis toi ontos. —озерца€ Ћогоса, душа соедин€етс€ со ’ристом, так как ’ристос и есть высшее знание и мудрость христианина. “олько ощутивший в себе присутствие ’риста-Ћогоса познает истину и становитс€ истинным христианином. ¬ душе такого человека слово ’риста €вл€етс€ тем семенем, из которого, зачина€сь и постепенно развива€сь, как дит€ в лоне матери, рождаетс€ в душе —ам ’ристос. ¬сел€€сь в душу и обита€ в ней, ќн преобразует ее по образу своему, так что человек становитс€ не только христианином, hristianos, но и ’ристом, - Hristos.

ѕоставив в св€зь мистическую жизнь человека с божественною Ћичностью ’риста, ќриген оказал христианской мистике великую услугу. — этого момента патриотическа€ идеологи€ христианской мистики приобретает специфически христианские черты и становитс€ на путь самобытного развити€. Ётой заслуги ќригена не умал€ет и то обсто€тельство, что в своем учении о посредстве Ћогоса он не был вполне оригинален и отчасти следовал путем, проложенным иудейско-александрийским богословием.  ак бы ни казалось значительным сходство между учением ќригена об отображении Ћогоса в душе верующего с учением о том же ‘илона јлександрийского, - во вс€ком случае сходство это - более внешнее, чем внутреннее. ≈сли ‘илон учит о Ћогосе, как божественном начале, оплодотвор€ющем души праведников нетленным семенем —лова, семенем истины и добра, как о Ќебесном —упруге, вступа€ в союз с которым и воспринима€ сем€ божественной жизни, душа приносит плод истинной мудрости, праведности и вс€кой добродетели, становитс€ органом божественного ќткровени€, делаетс€ воплощенным законом и приобщаетс€ к —амому »сточнику —лова, то не следует упускать из вида, что Ћогос ‘илона в последнем основании своем есть не божественна€ Ћичность, а безлична€ космическа€ сила, посредствующа€ между Ѕогом и человеком и возвод€ща€ последнего к Ѕожеству; самое же обожение совершаетс€ в акте непосредственного единени€ человеческого духа с Ѕожеством, когда человек из сына Ћогоса становитс€ сыном Ѕожьим и достигает состо€ни€ высшего по сравнению с Ћогосом. —овершенно в другом свете изображаетс€ роль Ћогоса у ќригена. ѕо ќригену, Ћогос - божественна€ »постась; обожение есть становление христианина ’ристом, ибо ’ристос есть в то же врем€ Ѕог. «десь Ћогос не посредник только между Ѕогом и человеком, но и то Ћицо, с которым душа вступает в тесное обожествл€ющее ее общение. Ќо что особенно резко отличает ќригена от ‘илона, это то, что Ћогос ‘илона есть только Logos endiathetos, а Ћогос ќригена - Logos proforikos, воплотившеес€ —лово Ѕожие, историческа€ личность ’риста. ¬ своих мистических переживани€х ќриген так много удел€ет внимани€ историческому ’ристу, изображению ≈го крестных страданий, человеколюби€, кротости, тех благ, которые ќн дарует верующим, что это обсто€тельство выгодно отличает его не только от ‘илона, но и от его учител€,  лимента јлександрийского, у которого на первом плане стоит предвечный Ћогос, заслон€ющий собою историческую личность ’риста.

ћысль ќригена об обожении, как тесном мистическом единении души с ’ристом, в христианской мистике оставила глубокий след. ѕосле ќригена она становитс€ прочным досто€нием мистического сознани€ христианских писателей и руковод€щим началом при истолковании ими главных фактов мистической жизни. ¬ли€ние этой мысли могло быть тем глубже и шире, что ќриген в своем истолковании на ѕеснь ѕесней облек ее в нагл€дный образ, ставший чрезвычайно попул€рным среди писателей рассматриваемого направлени€. »зложив исторический смысл ѕесни ѕесней и разъ€снив аллегорическое значение этой книги в приложении ко ’ристу и ÷еркви, он устанавливает, наконец, третий смысл, мистический, по которому под ¬озлюбленным разумеетс€ ’ристос, а под возлюбленной - человеческа€ душа, эта невеста, обрученна€ Ќебесному ∆ениху, ’ристу-Ћогосу [ 14 ]. Ётот образ лучше всего показывает, как с одной, стороны, далеко ушел ќриген в понимании основ христианской мистики от своего учител€  лимента, а с другой стороны, в каком близком родстве стоит он со вторым направлением христианской мистики.

ƒве черты €вл€ютс€ наиболее характерными дл€ нравственнопрактической мистики; это - пламенна€ любовь к Ѕогу, составл€юща€ основной фон мистической жизни, и учение об обожении, как соединении с ’ристом-Ћогосом, образующее главный нерв идеологии этого направлени€. ќбе эти черты наиболее €ркое выражение нашли в IV в. в мистике египетского подвижника ћакари€ ¬еликого и позднее в мистике замечательнейшего писател€ второй половины ’ в. и первой ’I-го —имеона Ќового Ѕогослова.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

2054 - | 1935 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.