Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћистика пр. —имеона Ќового Ѕогослова




—реди последующих представителей церковной мистики полнее других особенности нравственно-практического направлени€ выражает пр. —имеон Ќовый Ѕогослов (+ между 1038-1043 г. г.). ≈го мистика имеет очень много точек соприкосновени€ с мистикой пр. ћакари€. “ак же, как и пр. ћакарий, пр. —имеон в своей мистике €вл€етс€ певцом восторженной любви к Ѕогу, как начала, содействующего обожению человека; так же, как и ћакарий, он видное место отводит praxis'у; так же, как ≈гипетский подвижник, он смирение, эту преимущественно христианскую добродетель, считает основой всей мистической жизни, в озарении души божественным светом видит один из важнейших моментов внутренней жизни христианина и это озарение истолковывает, как духовно ос€заемое знамение соприсутстви€ ’риста в душе человека: наконец, так же, как ћакарий, обожение он понимает как ипостасное единение души с ’ристом-Ћогосом, сопровождающеес€ полным преображением существа человека. Ќо есть в мистике пр. —имеона и отличительные черты, которые дополн€ют общую картину особенностей нравственно-практической мистики.

ќсновной мыслью учени€ —имеона, проход€щей через все его писани€ и развиваемую им с особой силой и настойчивостью, €вл€етс€ мысль о том, что подлинное христианство заключаетс€ не в догме и культе, а во внутренней реальной жизни христианина в Ѕоге. " то именуетс€ христианином и, говор€, что исповедует ’риста Ѕогом и верует в Ќего, в силу одного такого исповедани€ думает, что есть христианин и имеет сподобитьс€ царстви€ ’ристова, тот обманываетс€". ƒл€ такого нет пользы от наименовани€ христианином, хот€ бы он изъ€сн€л —в. ѕисание, богословствовал и проповедовал православные догмы, ибо не в этом состоит дело ’ристово. ’ристианин - тот, кто опытно познал благодать Ѕожества, кто умным чувством души своей ощутил, что Ѕог совершает в нем волю —вою чрез »исуса ’риста, кто сподобилс€ познать благодать ’ристову умно присущею душе своей, словом, тот, кто не на словах, а фактически приобщилс€ духовной жизни в Ѕоге.

“от, кто говорит, что имеет в себе ƒуха, но не чувствует того, богохульствует. ¬нутренн€€ жизнь в Ѕоге характеризуетс€ - в области интеллектуальной - пробуждением в человеке особого ощущени€ вечной жизни, чувством прикосновени€ к реальност€м иного мира, - в области эмоциональной - состо€нием восторженной любви к Ѕогу, - в области волевой - чувством глубокого смирени€ и полной преданности воле Ѕожьей. Ќачало этой жизни полагаетс€ в крещении, но благодать крещени€ действенна только дл€ тех, которые восприн€ли ее сознательно и сумели сохранить в душе своей. “е, которые, прин€в крещение, живут не по обетам крещени€, а по стихи€м мира сего, тер€ют благодать крещени€: страсти и личные грехи изглаждают ее. Ёти люди, хот€ и нос€т им€ христиан, подобны неверным. ќни погружены в состо€ние духовной бесчувственности и эта бесчувственность €вл€етс€ самым т€жким грехом христианина. ƒл€ возвращени€ христианина к духовной жизни необходимы, прежде всего, пробуждение человека от духовной сп€чки, пока€ние или обращение, и, затем, цела€ система планомерного его перевоспитани€. ¬ эту систему перевоспитани€ входит, прежде всего, наставление в истинах веры, но не столько в смысле теоретического обучени€, каковое христианин уже мог иметь, сколько в смысле пробуждени€ в нем интуитивного постижени€ этих истин, или ощущени€ духовной жизни, составл€ющей предмет этих истин. Ќо одного наставлени€ недостаточно дл€ укреплени€ в человеке духовной жизни. Ќаставление может показать человеку тщету его прив€занности к мирской жизни, но оно бессильно искоренить эту прив€занность, соделать человека чистым от страстей. Ќеобходима продолжительна€ и упорна€.борьба со страст€ми: "Ѕог бесстрастен и не сближаетс€ со страстными". »з борьбы со страст€ми победителем выйдет только тот, кто препобедит в себе гордость и самомнение, - этот корень всех страстей, - и насадит в душе добродетель, противоположную этому пороку - смиренномудрие, кто непрестанно будет возгревать в себе огонь божественной любви, этой чудодейственной силы, способной уничтожать вс€кую страсть и вызывать в духе доброе изменение, кто неустанно будет совершенствоватьс€ в исполнении заповедей ’ристовых, укрепл€ющем в человеке добрые навыки. Ќо и смирение, и любовь, и добрые дела, - вз€тые сами по себе, никакой цены не имеют. ќни только подготавливают душу к воспри€тию благодати. —амое возрождение и обновление человека совершаетс€ силою благодати ’ристовой. ¬идимым знамением этой благодати €вл€етс€ озарение души божественным светом, оси€вающее человека в момент молитвенного экстаза.

ƒействие божественного света на душу пр. —имеон изображает чертами, сближающими его учение по этому предмету с учением пр. ћакари€. Ѕожественное озарение очищает душу от нечистых помыслов и страстей, сообщает познание заповедей ’ристовых: озаренный не нуждаетс€ более в писанном «аконе, благодать замен€ет ему закон; оно дает ему силу исполн€ть волю Ѕожью легко и свободно, без вс€кого напр€жени€ и труда; оно приводит его к истинному познанию своего собственного состо€ни€ и состо€ни€ других людей; просвещенный познает, каким имеют стать, как он, так и все св€тые после общего воскресени€ и какие возда€ни€ и венцы последние имеют получить в другой жизни; через узрение света бывает первое ведение, которым познаетс€, что есть Ѕог, ибо "свет есть Ѕог и созерцание ≈го есть как свет", - и не только бывает ведение, но и видение Ѕога пребывающим в душе. —илою этого света совершаетс€ обожение человека, - его изменение, всецелое духовное преображение, когда человек становитс€ "другом и —ыном Ѕожьим и Ѕогом, насколько сие вместимо дл€ человека".

¬ этом обожении - конечна€ цель христианской жизни и весь смысл самого христианства, как религии. "≈сли какой христианин не знает, что дл€ спасени€ необходимо быть обновлену и воссоздану, войти в обоженное состо€ние благодатною силою и действом ’риста —пасител€ соделатьс€ новою тварью и новым человеком, дл€ чего удомостроительствованы и вера, и св. крещение, - тщетно называетс€ он христианином. »бо если не совершилось еще в нем такое изменение, то все другое ни к чему не служит, тщетны молитвы его, тщетны и псалмопени€".

—амое обожение пр. —имеон понимает, как полное преображение человеческого естества, совершаемое благодатью чрез тесное единение христианина с ’ристом, причем самый мистический акт этого единени€ он изображает то как таинственное рождение в душе Ѕога-—лова, то как духовное воскресение в душе ’риста. "ѕосле того, как —ын Ѕожий и Ѕог, вошед в утробу ѕресв. ƒевы, и восприн€в от Ќее человеческое естество, и соделавшись человеком, родилс€ от Ќее совершенным человеком и совершенным Ѕогом, будучи один и тот же и Ѕог, и человек несли€нно, - после сего, коль скоро и мы человеки веруем в —ына Ѕожи€ и —ына ѕриснодевы и Ѕогородицы ћарии, и веру€ приемлем верно в сердца свои слово о сем и устно сие исповедуем, ка€сь при сем от всей души во всех прежних грехах своих, тотчас сей Ѕог —лово ќтчее входит и в нас, как в утробу ѕриснодевы: мы приемлем ≈го и ќн бывает в нас, как сем€. “ак зачинаем ≈го и мы, не телесно, как зачала ƒева и Ѕогородица ћари€, но духовно, однако же существенно... ¬сел€€сь же в нас, ќн не познаетс€ сущим в нас телесно, €ко же плод чрева, как был в ѕресв. ƒеве, но есть бестелесно в нас, и соедин€етс€ с существом и естеством нашим неизреченно, и нас обоготвор€ет, так как мы соделываемс€ сотелесниками ≈му, быва€ плоть от плоти ≈го и от костей ≈го". "Ёто духовное рождение совершает в нас таинство обновлени€ душ человеческих, благодатью —в. ƒуха соедин€€ и сочета€ нас с воплотившимс€ —ыном Ѕожьим и Ѕогом". - ¬ другом месте внутренне-духовное преображение пр. —имеон изображает как духовное воскресение ’риста в душе верующего христианина. "—лавное воскресение ’ристово, - говорит он, - есть собственное наше воскресение, которое мысленно совершаетс€ и про€вл€етс€ в нас, умерщвленных грехом чрез воскресение ’ристово, как гласит и песнь церковна€: "воскресение ’ристово (в себе самих) видевше, поклонимс€ св€тому √осподу »исусу, единому безгрешному"... ѕодобно тому, как ’ристос пострадал, умер, сошел в ад, потом оп€ть подн€лс€ из ада, взошел в пречистое тело свое, воскрес из мертвых, а затем вознесс€ на небеса и воссел одесную Ѕога ќтца, "так теперь, когда мы исходим в сердце из мира сего, и с исповеданием страданий √оспода входим в гроб пока€ни€ и смирени€, тогда сам ’ристос сходит с небес, входит в нас как в гроб, соедин€етс€ с душами нашими и воскрешает их, €вно в смерти пребывающих. ¬оскресение души есть соединение ее с жизнью, котора€ есть ’ристос.  ак тело мертвое, если не воспримет в себ€ живой души и не сольетс€ с нею неким образом несли€нно, не бывает и не именуетс€ живым и жить не может: так и душа не может жить сама о себе, если не соединитс€ неизреченным соединением и не сочетаетс€ несли€нно с Ѕогом, который воистину есть жизнь вечна€. » тогда только, как соединитс€ он с Ѕогом и таким образом воскреснет силою ’ристовою, удостоитс€ она узреть мысленно и таинственно - домостроительное воскресение ’ристово. ѕочему и поем: Ѕог √осподь и €вилс€ нам. Ѕлагословен гр€дый во им€ √осподне".

ѕод обоими этими образами, - несмотр€ на видимое их различие, - кроетс€ одна и та же мысль, именно мысль о том, что обожение, хот€ и есть дар благодати, однако представл€ет собой не нечто внешнее, со вне сообщаемое душе, а процесс органический, совершающийс€ в самых недрах души, вы€вл€ющий соприсущее ей божественное начало; сем€ —лова - в первом случае - и сошествие ’риста в душу - во втором - представл€ют то же, что сем€ Ћогоса у ќригена, ћефоди€ ѕатарского, »пполлита, что "небесный образ" у преп. ћакари€; это божественный принцип духовной жизни, вне которого последн€€ немыслима. "–ождение" душою Ѕога-—лова и духовное "воскресение" ’риста означают то же, что "рождение" ’риста св€тыми у ќригена, ћефоди€ и »пполита, что - светозарное "плототворение" Ћогоса у ћакари€; это - рост божественного семени в душе человека, вы€вление при содействии благодати присущего облагодатствованной душе божественного начала, сопровождающеес€ полным преображением, совершенным одухотворением человека. ¬ечной жизни может быть сопричастен только тот, кто удостоитс€ восприн€ть в себ€ сем€ божественной жизни, кто взрастит это сем€, в ком это сем€, действу€, как закваска, преобразует всю природу и из тленной и смертной сделает ее нетленной бессмертной, обоженной.

ћистика пр. —имеона проникнута глубоко-жизненным настроением. ≈е источниками, как и у пр. ћакари€, служат личный опыт подвижника и учение ќткровени€, в частности Ќовый «авет. ¬ ней нет одностороннего т€готени€ к успокоению в духовной исихии, хот€ это состо€ние небезызвестно Ќовому Ѕогослову. Ќапротив, господствующим настроением €вл€етс€ чувство мистической любви к Ѕогу. Ёто чувство так глубоко проникает всю мистику —имеона, что последн€€ в целом представл€ет собой как бы непрерывный гимн в честь боготвор€щей любви. ÷ентром духовной жизни €вл€етс€ живое, личное общение с ’ристом. ќзарение светом - есть только духовноос€заемое знамение его обитани€ в душе [ 20 ]. » тем удивительнее то, что именно у —имеона Ќового Ѕогослова мы впервые встречаем указание на приемы искусственной методы созерцани€, которые позднее стали примен€ть на практике так называемые исихасты. “от, кто хочет достигнуть высшей ступени молитвенного созерцани€, должен прежде всего соблюдать три вещи: беспопечение о всем, чистую совесть и совершенное беспристрастие, чтобы помысл не клонилс€ ни к какой мирской вещи, затем, он должен сесть в безмолвном и уединенном месте, затворить двери, отвлечь ум от вс€кой временной и суетной вещи, склонить к груди свою голову и таким образом сто€ть вниманием внутри себ€ самого (не в голове, а в сердце), соедин€€ там ум и чувственные очи, приудержива€ дыхание и стара€сь вс€чески обрести место, где сердце, чтобы обретши всецело удерживать в нем ум свой и вот, когда ум, подвиза€сь в этом упражнении, улучит место сердца, тогда - о чудо! - обретает "там внутри такие вещи, каких никогда не видывал и не знавал, - увидит воздух оный, который находитс€ там внутри сердца, и себ€ самого всего светлым и исполненным разумности и рассуждени€"... "ѕрочее же, что обыкновенно последует за сим деланием, с Ѕожией помощью сам из опыта узнаешь, посредством внимани€ ума и держа в сердце »исуса, т.е. молитву ≈го, - √осподи, »исусе ’ристе, помилуй м€". Ёто рассуждение об образе умной молитвы пр. —имеон заканчивает замечанием: "и некто из отцов говорил: сиди в келии своей, и она научит теб€ всему".

 

IV





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 570 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

2027 - | 1988 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.