Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћистика преп. ћакари€ ≈гипетского




ѕо изображению ћакари€ ¬еликого, пламенна€ любовь к ’ристу составл€ет последнюю основу всего мистического подвига. Ёта любовь запечатлена особым характером. ћистическа€ любовь есть любовь восторженна€, охватывающа€ душу человека до самозабвени€, любовь, которую лучше всего можно сравнить с любовью невесты к страстно любимому жениху или возлюбленной к своему возлюбленному; словом, эта любовь есть eros tes agapes [ 15 ].

Ёта любовь души ко ’ристу €вл€етс€ чрезвычайно характерной дл€ мистики ћакари€. ќна полагает на эту мистику особый отпечаток и сообщает ей специфический тон. ќна определ€ет собой весь образ жизни мистика, лежит в основе всех ступеней последней и ведет человека к обожению, как брачному союзу (gamos) с ’ристом. „еловек, возлюбивший такой любовью √оспода, с радостью оставл€ет ради этой любви мир, дом, родных, подвергает себ€ всем т€жест€м сурового аскетизма, сохран€ет в чистоте и девстве свое тело, украшает, как драгоценным нар€дом, ликом добродетелей свою душу. ”€звленна€ ревностью любви Ѕожьей любовью Ќебесного ƒуха, душа и при помощи благодати непрестанно возбуждает в себе пламенное стремление к Ќебесному ∆ениху, вожделевает совершенно сподобитьс€ таинственного и неизреченного общени€ с Ќим в —в€тыне ƒуха, с откровенным лицом духа и взирает на Ќебесного ∆ениха лицом к лицу, в духовном и неизглаголанном свете, со всею несомненностью входит в единение с Ќим. “ыс€чи праведных дел, пост и бдение, духовные даровани€ откровени€ и небесные тайны - все это ничто, если не достигнуто общение с √осподом в акте мистической любви к Ќему. " ак богата€ девица, сговоренна€ замуж, какие бы не получала подарки до брака, нар€ды ли, одежду ли, или драгоценную утварь, не успокаиваетс€ тем, пока не наступит врем€ брака и не совершитс€ брачный союз: так и душа, уготовивша€ себ€ в невесту Ќебесному ∆ениху, приемлет залог ƒуха, дарование или исцелений, или ведени€, или откровени€, но не успокаиваетс€ сим, пока не достигнет совершенного общени€, т.е. любви, котора€, будучи неизменною и непреткновенною, возлюбивших ∆ених делает бесстрастными и непоколебимыми". «десь уже слышатс€ отзвуки апостольского гимна любви (1  ор. 13 гл.), с той только разницей, что у ап. ѕавла имеетс€ в виду этическа€ любовь, а у ћакари€ мистическа€. ¬ то же врем€ приведенные слова €сно показывают, что из двух начал мистической жизни - гносиса и любви - ћакарий решительное предпочтение отдает любви, возвыша€ ее не только под гносисом, но и над всеми харизматическими даровани€ми [ 16 ].

Ќо как бы ни было велико значение любви, как этико-мистического начала духовной жизни, одна любовь, - по учению пр. ћакари€, - бессильна совершить обожение человека. «аключа€ в себе этический момент свободного самоопределени€, она в лучшем случае свидетельствует о желании человека обожени€, о стремлении к нему и в этом смысле составл€ет необходимое психологическое условие его. ќбожение же представл€ет собой процесс не естественного пор€дка, а сверхъестественного. ƒуша, остановивша€с€ на своей природе и уповающа€ только на свои дела, умирает, не сподобившись вечной божественной жизни. ќбожение есть преображение души под воздействием божественной силы; оно есть фактическое приобщение Ѕожеству. –ассматриваемое с отрицательной стороны, оно есть очищение души от греха и освобождение из под власти сатаны; вз€тое с положительной - оно есть процесс постепенного одухотворени€ душевной пневмы и реальнейшего соединени€ ее с ’ристом. “о и другое совершаетс€ благодатной силой ’риста-Ћогоса.

»зображение процесса обожени€ действием ’риста-Ћогоса у пр. ћакари€ запечатлено резко реалистическим характером. ¬ этом реализме он довольно близко следует реализму стоической натурфилософии.

ѕо учению —тои, существует только то, что действует и страдает. ƒействовать и страдать могут только тела. ќтсюда реально только то, что - телесно, или материально. Ѕог и души не составл€ют исключени€. Ќо различные реальности обладают не одинаковой степенью материальности. ќдни вещи - грубой, плотной материи, другие - более тонкой, эфирной, духообразной. Ќесмотр€ на решительный материализм, мировоззрение стоиков в общем носит динамический характер: над материей возвышаетс€ пон€тие силы. —ама по себе матери€ - бескачественное начало.  ачества и свойства сообщают ей проникающие ее силы.  ажда€ сила действует по двум направлени€м - от центра вовне и от периферии внутрь. „еловеческа€ душа €вл€етс€ на свет также бескачественной и бесформенной. ≈е содержание образуетс€ извне, из впечатлений от внешних объектов. Ќо она имеет свое pneumonikon, откуда исход€т ее движение во все органы и части тела. ѕроника€ все тело и будучи началом эфирно-материальным, душа имеет определенную форму; эта форма совпадает с внешним образом человека. ќтношение между силой и материей, свойством и субстратом, добродетелью и душою, духом и телом стоики определ€ют пон€тием krasis di olon. Krasis di olon - одна из характерных особенностей стоической философии. Ёто пон€тие отлично, с одной стороны, от механического соединени€, поскольку, по смыслу этого пон€ти€, части одного тела проникают в части другого, с ним смешанного, - а с другой, - от химического, потому что смешанные тела сохран€ют свои свойства. “аким образом, есть полное и тесное смешение тел, при сохранении каждым телом своих свойств и собственной сущности.  ак на пример этого рода смешени€, стоики указывают на соединение огн€ с железом, воды с вином, души с телом.

ѕримыка€ во взгл€де на материальность быти€ к стоицизму, ћакарий делает отступление только в учении о природе Ѕога, котора€, по его представлению, €вл€етс€ чистой нематериальной сущностью. Ќо вне Ѕога дл€ ћакари€, как и дл€ стоиков, все телесно - и ангел, и душа, и демон [ 17 ]. ƒуша, проника€ все члены тела, производ€ отправлени€ органов чувств, сраствор€етс€ с телом [ 18 ] и принимает форму внешнего человека [ 20 ]. Ѕескачественна€ по природе, душа воспринимает свое содержание извне; добродетели и пороки, понимаемые нередко, как живые реальности, налагают на нее свой отпечаток. —ила греховности, - amartia, - будучи по своему происхождению силой —атаны, проникает в душу, как закваска, охватывает каждый член души и тела и, производ€ т€желые потр€сени€, €вл€етс€ источником того беспокойства и см€тени€, которыми страдает мирской человек. ѕо мере того, как amartia проникает все силы души, темное покрывало ниспускаетс€ на душу и облегает ее; между душой и amartia наступает срастворение. ¬ силу тесной неразрывной св€зи amartia с —атаной, водворение в душе греховности €вл€етс€ одновременно воцарением в человеке самого —атаны. —растворивша€с€ с грехом, душа становитс€ "телом лукавой тьмы", телом самого —атаны. “аково состо€ние греховного человека, по падении. Ёто состо€ние есть постепенно возрастающее общение души с —атаной. Ќа высшей ступени это общение становитс€ настолько тесным, что тер€ет этические черты и переходит в мистически-метафизическое, подобное половому сожитию супругов: "сатана чем-то одним делаетс€ с душою, оба духа во врем€ блуда или убийства составл€ют что-то одно. Ќаступает krasis di olon. –езультатом этого общени€ €вл€етс€ большее уплотнение душевной пневмы и меньша€ восприимчивость ее к духовным воздействи€м с вне. ”зы тьмы, которыми опутывают душу духи злобы, преп€тствуют ей любить √оспода, веровать и молитьс€. ѕомышлени€ станов€тс€ земными и пресмыкающимис€ долу. явл€етс€ противление всему, и в видимом, и в невидимом, и полное бессилие освободитьс€ от тирании сатаны.

«адача человека состоит, с одной стороны, в освобождении от amartia и господства —атаны, а, с другой, в достижении обожени€, как наивысшего одухотворени€ и наитеснейшего мистического общени€ с ’ристом-Ћогосом. ќсвобождение от amartia предполагает продолжительный и упорный путь борьбы со страст€ми и худыми наклонност€ми. ¬ этой борьбе находит свое место и praxis, - как строгое подвижничество, сопровождаемое доброделанием, и theoria, - как борьба с дурными помыслами, завершающа€с€ чистой, созерцательной молитвой. Ётот процесс борьбы запечатлен преимущественно этическим характером и имеет своей целью укрепление добрых расположений и навыков и достижение состо€ни€ полного бесстрасти€ (apatheia). ¬озможность этой этической борьбы кроетс€ в свойствах богоподобного духа человека. ’от€, после падени€, разум у человека и помрачилс€, но не уничтожилс€; свобода воли подвергалась страст€м, но не исчезла. ƒействие amartia этой свободы не уничтожило: сатана и душа, пока еще последн€€ не подпала всецело вли€нию сатаны, противосто€т, как два равносильных юноши. Ёта свобода и обуславливает собой возможность поворота души от amartia к apatheia.

Ќо apatheia не есть конечна€ цель духовной жизни, а только условие ее.

≈стественное добро, хот€ и возможно, но дл€ истинно духовной жизни недостаточно. ∆изнь духовна€ есть жизнь сверхъестественного пор€дка. ѕодобно тому как amartia вошла в человека извне, подобно тому как греховна€ жизнь есть процесс постепенного сближени€ души с —атаной до "полового" сожити€ с ним, причем духовно ос€заемым знамением пребывани€ его в душе €вл€етс€ снисхождение в душу мистической тьмы, так и нова€ жизнь должна войти в душу извне, путем рождени€ от Ѕога, так и жизнь в Ѕоге есть процесс постепенного соединени€ души с ’ристом-Ћогосом до "брачного" союза причем духовно-ос€заемым знамением наитеснейшего единени€ души с ’ристом €вл€етс€ озарение души божественным светом, этим "плототворением" √оспода.

ћы не будем следить за всеми моментами мистического процесса обожени€, начина€ с eros tes agapes и apatheia, продолжа€ далее fotismos, apokalipsis, ekstasis и конча€ kanonia с ’ристом, enosis и наконец, theosis; это вывело бы нас далеко за пределы нашей задачи - отметить основные черты мистики ћакари€, как типичного выразител€ нравственно-практической мистики. Ќо мы не можем не коснутьс€ ближе центрального пункта мистика ћакари€, учени€ об обожении, как единении души с ’ристом-Ћогосом.  оснутьс€ этого пункта учени€ ћакари€ тем необходимее, что учение об обожении, на первый взгл€д, трудно миритс€ с особенност€ми реалистического мировоззрени€ названного подвижника и вызывает р€д вопросов, требующих своего разрешени€. ¬ самом деле, если душа, по учению ћакари€, есть сущность телесна€ (soma), то, прежде всего, каким образом она, будучи эфирно-материальной природы, может вступать в непосредственное общение с Ћогосом, этим невещественным ƒухом и Ѕогом? –ассто€ние между душой и Ѕогом, - весьма значительное уже в силу тварности человеческой души, - увеличиваетс€ здесь до таких пределов, что о каком-либо непосредственном мистическом взаимообщении души и Ѕога, по-видимому, не может быть и речи.

„тобы пон€ть возможность взаимодействи€ души и Ћогоса, а вместе с тем и возможность обожени€ человека силою ƒуха ’ристова, необходимо прин€ть во внимание следующие два положени€ идеологии преп. ћакари€: 1) учение о "небесном образе" в человеке и 2) учение о "плототворении" Ћогоса, или о снисхождении его в душу в образе божественного света (fotismos).

ѕод небесным образом, который пр. ћакарий отличает от естественного образа Ѕожи€, заключающегос€ в богоподобных свойствах человеческой природы, он разумеет особый, сверхъестественный принцип духовной жизни человека. "Ќебесный образ" в конце концов есть ничто иное, как обитание Ћогоса в душе человека. ≈сли первый человек јдам жил всей полнотой духовной жизни, если он обладал бессмертием и райским блаженством, то это потому, что в нем обитало —лово Ѕожье. ≈сли он, по своем падении, "умер дл€ Ѕога" и стал жить собственным своим естеством, то это потому, что он лишилс€ небесного образа, т.е. Ћогоса. », наоборот, целью пришестви€ на землю √оспода было - "в душу нашу вложить душу небесную, т.е. божественного ƒуха", „тобы сделать нас причастниками вечной жизни и божественного естества. ќтсюда истинно-духовна€ жизнь есть жизнь в Ћогосе - до воплощени€ ≈го - и жизнь во ’ристе, - после воплощени€. ¬ том и другом случае эта жизнь у пр. ћакари€ характеризуетс€ одними и теми чертами, "ѕока в јдаме пребывали —лово Ѕожие и заповедь, имел он все: »бо само —лово было его наследием; ќно было одеждою и покрывающею его славою. "—амо пребывающее в нем —лово было дл€ него всем: и ведением, и ощущением, и наследием, и учением". "» с вне на јдаме пребывала слава", - та слава - светозарное си€ние, котора€ видимо почила на лице ћоисе€ и которой теперь сподобл€ютс€ достигшие возможных высот мистической жизни. ¬ своем первобытном состо€нии человек "царствовал над помыслами", был поставлен "кн€зем века сего и ему: ни огонь, ни вода, ни звери, ни €доносное животное. “ак изображает ћакарий духовную жизнь первого человека. “акими же чертами рисует он и мистическое совершенство христианина. ƒуша последнего "не из собственного своего естества, но от Ѕожества ≈го, от собственного ƒуха ≈го, от собственного света ≈го восприемлет духовную пищу, и духовное житие, и небесные оде€ни€, что и составл€ет истинную жизнь души". "»бо естество Ѕожие имеет и хлеб жизни, - “ого,  то сказал: јз есмь хлеб животный (»оан. 6, 35), и воду живу (»оан. 4, 10), и вино, весел€щее сердце человека (ѕс. 103, 15), и елей радости (ѕс. 44, 8), и многообразную пищу небесного ƒуха, и светоносные небесные одежды, даруемые Ѕогом", "ѕодлинно истинна€ и вечна€ жизнь" бывает тогда, когда душа становитс€ "вс€ оком", "вс€ светом", когда она питаетс€ "небесной пищей ƒуха", напо€етс€ "живою водою", облекаетс€ в "неизреченные одежды", опытно и несомненно изведывает все "это". “а слава, котора€ некогда пребывала на јдаме, ныне озар€ет "неложных христиан". ѕодобно первому человеку, научаемому непосредственно Ћогосом, и христианский мистик не нуждаетс€ в научении от людей, ибо получает откровение непосредственно от Ѕога. “аким образом, в основе духовной жизни и јдама, и совершенного христианина лежит один и тот же сверхъестественный принцип, - это воздействие Ћогоса на душу человека. ”же первый человек жил на высоте христианской мистики: Ћогос был дл€ него тем, чем ’ристос €вл€етс€ дл€ христианина. Ёто то действие ’риста-Ћогоса на душу, его отпечатление в последней, постепенное, но реальное отображение ≈го ќбраза в ней и составл€ет то, что ћакарий обозначает пон€тием "Ќебесного образа" в человеке. ƒейству€ на душу и соедин€€сь с ней, божественна€ сила Ћогоса постепенно одухотвор€ет эфирно-материальную пневму души и таким образом подготавливает ее полное мистическое единение с ’ристом. Ќа вершине мистического процесса вс€ душа становитс€ духом и тогда уже ничто не преп€тствует ей, в акт эмоционального экстаза, "срастворитьс€" с √осподом "в единый дух", соединитьс€ с Ќим "душа, так сказать, в душу и ипостась в ипостась".

Ќо если "небесный образ" в человеке есть обитание самого Ћогоса и его действие, то каким же образом бесплодный и невещественный Ћогос может действовать на эфирно-материальную пневму человеческой души? ќтветом на этот вопрос служит оригинальное учение преп. ћакари€ о мистическом "плототворении" Ћогоса.

”чение о мистическом "плототворении" √оспода составл€ет один из основных пунктов богословствовани€ пр. ћакари€. ќн часто возвращаетс€ к нему и сам отмечает важное значение его. "Ќамереваюсь, - говорит он, - по мере сил своих изречь некое тонкое и глубокомысленное слово. ѕоэтому выслушайте разумно. Ѕеспредельный, неприступный и несозданный Ѕог", - "—ам, и как хочет, и чем хочет, —ущий, по несказанной благости, и недомыслимой доброте предлагает, умал€ет, уподобл€ет —еб€ св€тым и достойным верным душам, плототвор€ —еб€, по мере их удобоприемлемости, чтобы Ќевидимый был дл€ них видим, и Ќеос€заемый, соразмерно свойству душевной тонкости, был ос€заем, и чтобы души ощутили благость и сладость ≈го, и на самом опыте усладились светом неизреченного наслаждени€". “аким образом, чтобы сделать —еб€ доступным человеческой душе, котора€ "по собственной природе своей есть тело", и иметь возможность войти в соединение с ней, √осподь снисходит к человеческой немощи. —ам плототвор€ —еб€, соразмерно свойству душевной тонкости. “аким-то плототворением и €вл€етс€ fotismos, т.е. €вление √оспода душе "в неприступной славе света". Ётот свет €вл€етс€ тою посредствующей божественной силой, котора€ действует между тварной душой и несозданным Ћогосом и котора€ совершает одухотворение эфирной пневмы души.

„тобы окончательно у€снить смысл учени€ ћакари€ о мистическом обожении действием Ћогоса, нам остаетс€ разрешить еще один вопрос: если Ћогос дл€ того, чтобы дать возможность человеческой душе "быть причастной жизни Ѕожества", т.е. достигнуть обожени€, - плототворить —еб€, то каким образом, ставши, так сказать (os eipein), тварной плотью, ќн может производить обожествл€ющее действие на душу? Ётот вопрос разрешаетс€ у ћакари€ согласно с стоическим учением об отношении силы к ее источнику. ѕо этому учению, действие силы нельз€ отделить от источника силы, потому что сила действует только в св€зи с своим источником. ќтсюда действие силы и ее источник могут быть отождествл€емы. ѕодобно тому как действие amartia в человеке неотделимо от источника последней - —атаны, подобно тому как тьма, срастворивша€с€ с душой, €вл€етс€ плототворением —атаны и в этом смысле воцарением в душе самого —атаны, так и действие Ћогоса неотделимо от самого Ћогоса, €вл€етс€ вселением в душу —амого Ћогоса. ќтсюда - божественность этого света и его боготвор€щее действие. », действительно, обраща€сь к учению ћакари€ об этом свете, мы видим, что он всюду усво€ет этому свету божеское значение, а иногда и пр€мо отождествл€ет его с Ћогосом. “ак этот свет подает "откровение вс€кого ведени€" и истинное познание Ѕожества, содействует различению помыслов, €вл€етс€ ризой спасени€, пищей, упокоением, воздухом и жизнью души; он обожествл€ет души, преобразует тела христиан из тленных в духоносные; озаренные этим светом, христиане "свет€т одним и тем же по природе божественным огнем —ына Ѕожи€", наконец, этот свет есть "не только откровение мыслей и благодатное просвещение", "но и посто€нна€ и непрерывна€ светозарность »постасного —вета".

“аким образом, по учению ћакари€, обожение представл€ет собою процесс, совершающийс€ в душе человека под непосредственным действием на нее Ћогоса. —оедин€€сь с душою, ќн "раствор€ет ее собственным божественным ƒухом", "приемлет ее, собственною своей силою постепенно измен€€, пока не возрастит в собственный свой возраст, расшир€ет и возвышает ее до беспредельного и безмерного возрастани€, пока не соделаетс€ непорочною и достойною ≈го невестою", пока "не преложитс€ в божественное естество".

ѕоследний момент обожени€ ћакарий описывает в таких резкореалистических чертах, которые вынуждают полагать, что этот момент он понимает, как реально-метафизическое, более того, существенно-физическое единение души с Ѕожеством. ѕо его выражению, ’ристос "сраствор€етс€" с верными душами, "объемлет их и, по изречению ѕавлову, бывает с ними един дух (1  ор. 6, 17), душа, так сказать, в душу и ипостась в ипостась", что бы они "изменились в Ѕожеское естество, из ветхих сделались новыми" и стали "причастницами Ѕожеского естества". Ќесмотр€ на свой реально-метафизический характер, это единение однако далеко от пантеистического сли€ни€ души с Ѕожеством. Ќапомним, что это единение ћакарий понимает в смысле стоического krasis di olon; ѕо смыслу этого пон€ти€, как бы ни было тесно взаимное проникновение соедин€емых начал, эти начала не отождествл€ютс€, не образуют нового начала и всегда могут быть разложены на свои составные элементы. “аким образом, это пон€тие защищает мистику ћакари€ от упреков в пантеизме.

Ќесмотр€ на указанные нами точки соприкосновени€ идеологии ћакари€ с стоической натурфилософией, мистика этого подвижника в своей основе вполне самобытна. »сходным пунктом и последним основанием ее служит личный опыт подвижника; основным мистико-этическим началом - любовь, как eros tes agapes; целью - наитеснейшее единение с ’ристом-Ћогосом; главным путем - подвижничество и доброделание. ќтсюда - она глубоко этична и чужда крайностей мистического квиетизма. ≈сли нравственный момент ценитс€ в ней не сам по себе, не как самодовлеющее начало, а как служебное орудие, - то в этом состоит особенность вс€кой мистики, как таковой. Ќад естественно-нравственной областью возвышаетс€ сфера чистого созерцани€, котора€, хот€ и опираетс€ на этику, но только до тех пор, пока не станет на собственные ноги. ќднако и в этом случае, рассматрива€ добродетель, как лучшее "украшение души", удостаивающее общени€ ее с Ќебесным ÷арем, ћакарий сумел показать необходимость и значение дл€ мистика этического момента доброделани€. “ак praxis e theoria, этика и мистика наход€тс€ у него во взаимной гармонии. Ќеудивительно отсюда, что мистика ћакари€, как выразительница здорового мистического сознани€ христианских подвижников, получила полную санкцию церкви и послужила образцом дл€ последующих христианских мистиков. ≈го сочинени€ пользовались широкой попул€рностью и высоким уважением среди греческого монашества. ≈го идеи проникали и в жизнь, и в литературу христианских мистиков. ≈го учение о необходимости praxis'a нашло себе сильного защитника в лице »саака —ирина; его учение о божественном свете, как духовно-ос€заемом знамении присутстви€ ’риста в душе человека, нашло себе €ркое выражение в мистике —имеона Ќов. Ѕогослова и через него проложило себе путь в мистику позднейшего исихазма (XIV в.).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5554 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

2038 - | 1920 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.