Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќравственно-практическое направление древне-церковной мистики




»з области абстрактно-спекул€тивной мистики с ее стремлением к "упрощению" души и метафизическому единению с Ѕожеством в акте спекул€тивного экстаза, погружающего душу в таинственный мрак, с холодных высот логической абстракции, где, кажетс€, точно рассчитано каждое движение души на пути к соединению ее с Ѕожеством, мы в нравственно-практической мистике переносимс€ в сферу пламенеющего религиозного чувства, глубоких и интимных переживаний восторженного сердца, в царство "божественного света", в чертоги ¬озлюбленного, где в акте мистической любви - Ёроса (eros tes agapes) совершаетс€ живое и боготвор€щее общение человеческой души с ’ристом. ¬ первом направлении, как мы видели, центральным пунктом €вл€етс€ отвлеченнофилософское учение о Ѕоге, как трансцедентной монаде, - учение, обве€нное дымкой неоплатонической теософии; путь мистики к обожению лежит через katharsis - очищение, fotismos; гностическое "просвещение" и aplosis - духовное "упрощение", самое обожение понимаетс€ в смысле возвращени€ человеческого духа из этого "чувственно-феноменального" мира в "бескачественное" лоно субстанциального быти€; действие ’риста на душу рассматриваетс€ только как частный момент общей очищающей и просвещающей де€тельности Ћогоса, совершаемой »м в союзе с нисход€щими р€дами небесных сил и чинами земной иерархии. ¬о втором направлении метафизика отсутствует, идеологи€ отодвигаетс€ на второй план; в основу мистики полагаетс€ внутренний опыт - переживание; возвышенное парение спекул€тивной мысли смен€етс€ напр€жением духовного подвига; место метафизических построений и схем занимает психологическое изображение внутренней жизни, сопровождаемое нравственными наставлени€ми относительно духовного "делани€"; мысль мистика питаетс€ ќткровенным ”чением и вращаетс€ в атмосфере библейских образов и сравнений; образы приобретают особую плотность и массивную выпуклость; чувствуетс€ полнота духовной жизни, ищуща€ соответствующего выражени€ в слове; центром духовной жизни €вл€етс€ божественна€ Ћичность ’риста; место katharsis 'a занимает praxis - подвижничество, включающее в себ€ этический момент доброделани€; fotismos рассматриваетс€ как духовно-ос€заемое знамение присутстви€ ’риста в душе человека; обожение понимаетс€ в смысле таинственного "воображени€" ’риста в сердце верующего и совершаетс€ под непосредственным воздействием Ћичности Ѕога-Ћогоса, в мистическом акте тесного общени€ души с ’ристом. “ак спекул€тивна€ мистика Ѕожественной ћонады смен€етс€ здесь эмоциональной мистикой ’риста-Ћогоса и апофеозу "единотвор€щего" гносиса противопоставл€етс€ восторженный гимн в честь "боготвор€щей" любви.

 ак рано возникло в христианстве это направление?  ак только эмоциональный экстаз был признан высшей формой религиозной жизни. ¬ IV столетии экстатическое богообщение принимают под свою авторитетную защиту такие столпы церкви, как јфанасий ¬еликий, ¬асилий ¬еликий, √ригорий Ѕогослов и в особенности √ригорий Ќисский. Ќесмотр€ на то, что учение об экстазе, как высшей форме религиозной жизни, мы встречаем подробно раскрытым и в иудейско-александрийском богословии, и в неоплатонической теософии, несмотр€ на то, что эти течени€ религиозно философской мысли различными пут€ми проникали в христианскую литературу того времени, мы не думаем, чтобы эта форма религиозной жизни, равно как и высока€ оценка ее значени€, были €влени€ми наносными в христианской мистике. »стори€ мистицизма свидетельствует, что экстаз неизбежно расцветает там, где прочно водвор€етс€ подвижничество; психологически эмоциональный экстаз есть плод аскезиса, соединенного с самоуглублением духа. “ак, несомненно, было и в христианстве. ѕодвижничество, возникшее в церкви весьма рано, неизбежно и помимо каких-либо сторонних вли€ний должно было привести к экстазу, как своему естественному психологическому завершению. ѕустынники ‘иваиды были в то же врем€ и первыми христианскими мистиками нравственно-практического направлени€. ∆ити€ этих подвижников, оставленные нам историком –уфином, ѕалладием ≈ленопольским, »оанном ћосхом, полны описаний различных про€влений религиозного экстаза, в который погружались христианские аскеты на вершине своего аскетического подвига. Ѕлагодар€ чрезвычайно широкому развитию подвижничества в IV ст., этот век можно считать временем расцвета и нравственно-практической мистики.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 353 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1967 - | 1931 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.