Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’ристиаhска€ и вhехристиаhска€ мистика




ѕ.ћинин

√Ћј¬Ќџ≈ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ƒ–≈¬Ќ≈-÷≈– ќ¬Ќќ… ћ»—“» »

¬ кн.: ћистическое богословие.  иев, 1991

 

  1. ’–»—“»јЌ— јя » ¬Ќ≈’–»—“»јЌ— јя ћ»—“» ј
  2. јЅ—“–ј “Ќќ-—ѕ≈ ”Ћя“»¬Ќќ≈ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈
    1. ћистика  лимента јлександрийского
    2. ћистика јреопагитик
    3. ћистика √ригори€ Hисского

 

  1. Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ-ѕ–ј “»„≈— ќ≈ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈
    1. «начение ќригена в истории древне-церковной мистики
    2. ћистика преп. ћакари€ ≈гипетского
    3. ћистика пр. —имеона Ќового Ѕогослова

 

IV. Ё“» ќ-√Ќќ—“»„≈— ќ≈ (ѕ–»ћ»–»“≈Ћ№Ќќ≈) Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈
1. ћистика пр. »саака —ирина
2. ћистика преп. ћаксима »споведника

’–»—“»јH— јя » ¬H≈’–»—“»јH— јя ћ»—“» ј

¬с€ка€ религи€, поскольку она цель человеческой жизни полагает в тесном общении с Ѕожеством и это общение понимает, как глубоко-интимное переживание, содержит в себе мистический момент. ’ристианство не составл€ет исключени€. Ќапротив, некоторые стороны его учени€ особенно благопри€тствуют зарождению среди его последователей мистики. ≈го учение о душе, как образе Ѕожием, о воплощении ради спасени€ человека —ына Ѕожи€, о сокровенном возрождении людей силою ƒуха —в€того, его призыв человека к богосыновству и к единению с Ѕогом, подобному единению —ына с ќтцом (»оан. 17, 21-23), его эсхатологический идеал (да будет Ѕог все во всем, Ц 1  ор. 15, 28), все это образует ту почву, на которой весьма рано произросла и весьма скоро достигла пышного расцвета христианска€ мистика. ќсобенно видное место зан€ла мистика в жизни и учении древней греко-восточной церкви. ќсновна€ иде€ греко-восточного богослови€ Ц иде€ "обожени€" (theosis), котора€ "была центральным пунктом религиозной жизни ¬остока, вокруг которой вращались все вопросы догматики, этики, мистики [ 1 ], Ц в большей части своего содержани€, если не всецело, Ц опытно-мистического происхождени€. ƒл€ отцов церкви "обожение" Ц не иде€, не теори€, не догма, а прежде всего и более всего Ц факт их внутренней жизни. Ќа этом факте, как на незыблемом фундаменте, они базировались во всех тех случа€х, когда им приходилось решать спорные вопросы своего времени. »з этого факта они исходили при раскрытии своего сотериологического, этического и эсхатологического учени€. ћы, напр., никогда вполне не пон€ли бы той настойчивости и убежденности, с которыми православные, во главе с јфанасием ¬еликим, отстаивали учение о божестве ’риста, если бы не учли мистической основы этого учени€. ¬опрос о божестве ’риста был дл€ јфанаси€ не вопросом спекул€тивного умозрени€, а вопросом самой жизни, имевшим глубокое этико-сотериологическое значение. ѕрин€ть или отвергнуть "йоту" дл€ него значило решить вопрос о жизни и смерти человека, ибо жизнь последнего есть процесс "обожени€", а это "обожение" немыслимо без признани€ божеского достоинства ’риста. Ќи догматическое учение, ни этика, ни богослужение с его символикой, ни основные формы религиозной жизни Ц аскетизм, монашество, не могут быть осмыслены без углублени€ в мистические истоки духовной жизни ¬остока. —оответственно такому значению мистики, мы естественно должны ожидать, что эта сторона религиозной жизни ¬остока составит предмет особенно усиленного внимани€ и самого прилежного обследовани€ со стороны представителей богословской науки. Ќа самом деле действительность далеко не оправдывает такого ожидани€. Ћитература о древне-церковной мистике до чрезвычайности скудна. Ќе существует не только попыток охватить €вление в его целом, но до странности мало и опытов, посв€щенных отдельным вопросам или единичным представител€м мистики. Ёта скудость литературы о мистике еще более поразит нас, если мы примем во внимание, что означенна€ литература охватывает собой период времени на прот€жении почти 14 столетий, от начала христианской мистики до официального воцерковлени€ ее на  онстантинопольских соборах 1341 и 1347 гг., собиравшихс€ по поводу прений паламитов с варлаамитами о ‘аворовом свете. ћы не входим в обсуждение причин этого €влени€. Ќо во вс€ком случае факт Ц тот, что мистика греко-восточной церкви доселе представл€ет, можно сказать, еще девственную ниву, совсем Ц или чрезвычайно мало возделанную. Ёта нива еще ждет своих работников. Ќасто€щий очерк ставит своей задачей хот€ отчасти пополнить существующий пробел в литературе.

ќсновна€ тенденци€ мистического опыта, как такового, состоит в т€готении человеческого духа к непосредственному общению с Ѕожеством, как абсолютной основой всего сущего, причем пр€мым путем к этой цели все мистики согласно считают преодоление "феноменальной" стороны своего быти€. Ёта тенденци€ роднит между собою всех мистиков, без различи€ места и времени, национальности и религии. ’ристианский мистицизм характеризуетс€ той же тенденцией. Ќо, име€ сходство с внехристианским мистицизмом, он имеет и свои отличительные черты. ≈го отличие от внехристианского начинаетс€ там, где он факты внутреннего, мистического опыта стремитс€ поставить в тесную св€зь с вероучением христианской религии, истолковать их при свете Ѕожественного ќткровени€. ”кажем главные черты его отличи€ от внехристианского мистицизма.

¬нехристианский мистицизм обнаруживает роковую тенденцию к пантеизму. Ёта тенденци€ определ€ет собой особенности воззрений мистика как на Ѕожество, так и на способ достижени€ полного единени€ с Ќим. Ѕожество, в своей сущности, понимаетс€ здесь как безлична€ космическа€ сила, как проста€ бескачественна€ монада (en у неоплатоников, aum Ц "оно" Ц у брамаистов). ќно находитс€ в посто€нном процессе эволюции и инволюции. „еловеческа€ душа Ц один из моментов эволюции јбсолютного. ≈е выхождение из ћонады, равно как и обратное восхождение к Ѕожеству, суть процессы в своей основе чисто космические. Ѕудет ли человек стремитьс€ к сли€нию с Ѕожеством или не будет, Ц космический процесс, совершающийс€ в недрах јбсолютного, будет идти своим пор€дком и человек бессилен повли€ть на характер и направление его: рано или поздно он закончитс€ полным апокатастасисом быти€, т.е. возвращением всего быти€ и в том числе человеческого духа в первоначальное бескачественное единство, из которого все вышло. ¬ этом космическом процессе роль человека €вл€етс€ чисто пассивной. «десь нет места ни личности человека (личность есть некоторое обособление, а задача мистика Ц стереть все черты своего обособлени€), ни свободе, ни нравственным его подвигам. ћесто личных подвигов и нравственных усилий замен€ют "св€щенна€ поза", однообразное повторение св€щенных формул и р€д подобных искусственных средств, имеющих целью привести человека в пассивное, квиэтическое душерасположение. ’ристианска€ мистика, поскольку она стоит на точке зрени€ теизма (а такова именно церковна€ мистика), представл€ет Ѕожество не в виде безличной ћонады, а в образе совершеннейшей личности, в образе »постасной Ћюбви. ∆ивое представление такой личности наполн€ет сердце мистика чувством неизреченного восторга и служит интенсивнейшим стимулом, побуждающим его искать наитеснейшего общени€ с Ѕожеством. ѕоследней целью христианский мистик так же, как и внехристианский, ставит обожение. Ќо это обожение понимаетс€ им иначе. ƒл€ внехристианского мистика обожение €вл€етс€ синонимом полного сли€ни€ с Ѕожеством, совершенного отождествлени€ с Ќим; это обожение он приобретает дорогой ценой отречени€ от своей личности; на вершине своего мистического пути он сознает себ€ не человеком, а Ѕогом. "я Ц Ѕрама", "я Ѕог", "я есть истина! —лава мне! я Ц выше всех вещей!", "я есмь “ы и “ы Ц €" [ 2 ]. “аково его самосознание, когда он достигает состо€ни€ совершенного обожени€. ’ристианский мистик также стремитс€ к "обожению", также хочет "стать богом" [ 3 ]. Ќо в его устах эти выражени€ имеют другой смысл. ѕравда, и он в обожении допускает момент некоего таинственнометафизического преображени€ своей природы, преодолени€ временной и пространственной ее ограниченности, тем не менее "стать богом" дл€ него не значит всецело, до потери своей личности, отождествитьс€ с Ѕожеством.

ќбожение означает дл€ него только наивысшее приобщение к Ѕожеским совершенствам [ 4 ] и этого приобщени€ он думает достигнуть не ценою, как мы сказали, отрешени€ от своей индивидуальности, а путем уподоблени€ своей личности Ѕожественной »постаси. ƒаже на высших ступен€х мистическое жизни, когда он всецело поглощен созерцанием "—лавы Ѕожией", его не оставл€ет сознание различи€, лежащего между его конечным "€" и Ѕожеством: это сознание находит себе выражение уже в том, что он созерцаемую славу приписывает не себе, как делают это внехристианские мистики ("слава мне!" Ц см. выше), а Ѕогу Ц doxa toi theoi. ƒалее, по учению христианских мистиков, обожение Ц то же дар Ѕожества, дело ≈го благодати; но они учат, что от свободы человека зависит прин€ть этот дар или отвергнуть. ќбожение совершаетс€ благодатью, но при известных услови€х: поставить себ€ в эти услови€ Ц задача человека. «десь наход€т себе место и свобода человека, и его нравственные усили€, и его подвиги. ѕоскольку христианска€ мистика сохран€ет в человеке самое дорогое дл€ него Ц его свободу, и его личность, и поскольку она общение с Ѕожеством, даже в самой таинственно-интимной стороне его, рассматривает, как общение личностей, она, в отличие от €зыческой натурмистики, может быть названа мистикой личности.

—уществует различие между христианской и внехристианской мистикой и в воззрени€х на материально-чувственное бытие. ¬нехристианский мистик, уже в силу пантеистического постулата своего мировоззрени€, склонен рассматривать чувственное бытие (материю и тело), как метафизическое зло. ќтсюда путь мистического восхождени€ к Ѕожеству запечатлен у него характером строго последовательного katharsis 'a, т.е. мироотречени€ и аскетического самоумерщвлени€. ƒе€тельность христианского мистика тоже характеризуетс€ чертами katharsis 'a. Ќо katharsis имеет здесь свои особенности и покоитс€ на иных основани€х. ѕо христианскому учению, лежащему в основе церковной мистики, мир Ц творение Ѕожие и среда осуществлени€ царства Ѕожи€, матери€ в факте воплощени€ —ына Ѕожи€ восприн€та в единство ≈го Ѕожеской »постаси, тело человека Ц храм ƒуха Ѕожи€ (1  ор. 6, 19) и, как и душа его, подлежит преображению и прославлению. ѕон€тно, что уже поэтому христианский мистик не может относитьс€ к миру и телу, как к метафизическому злу. ќтсюда его задача заключаетс€ в отречении не от мира, как творени€ Ѕожи€, а от мира, как €влени€, в зле лежащего (1 »оан, 5, 19; 2, 16), не от материи, как таковой, а от пристрасти€ к материальным вещам, от предпочтени€ материальночувственной жизни духовно-разумной. «ло не вещи, а неправильное пользование вещами. ќтсюда katharsis имеет здесь характер не столько метафизического отрешени€ от материального быти€, сколько этического препобеждени€ пристрасти€ к нему.

Ќо едва ли не самое главное и, во вс€ком случае, самое характерное отличие христианской мистики от €зыческой заключаетс€ в том, что здесь человек думает достигнуть единени€ с Ѕогом не столько непосредственно, как в внехристианской мистике, сколько при посредстве и содействии ’риста-Ћогоса. ’ристианский мистицизм одновременно обращен и к неприступному Ѕогу, в  отором уничтожаетс€ вс€кое ограничение, и к Ѕогу-Ћогосу, Ѕогу —лову, разуму и св€тости мира. Ќесмотр€ на противоречащие иногда €влени€ уничтожени€ в ќтце, он в основе своей есть мистицизм —ына. ќн стремитс€ к тому, чтобы сделать душу Ѕожественным орудием, местом, где действует и воплощаетс€ божественна€ сила, эквивалентом ’риста. “аким образом, христианска€ мистика, и в особенности церковна€, есть мистика Ћогоса, мистика ’риста, —ына Ѕожи€.

“аковы наиболее существенные черты отличи€ христианской мистики от внехристианской. —амо собой пон€тно, что не все христианские мистики в одинаковой степени раскрывают свое учение в пределах означенных отличий. ѕрежде всего, далеко не всем мистикам удаетс€ тенденции своего мистического опыта согласовать с положени€ми христианского вероучени€. Ќередко христианска€ догма приноситс€ к жертву этим тенденци€м и основанным на них спекул€ци€м. ¬ этом случае мистик, уклон€€сь от церковной догмы, становитс€ на путь "еретичествующего" понимани€ ее. “акова мистика древних гностиков, монтанистов, мессалиан, павликиан, богомилов. Ќо и среди мистиков "ортодоксального" направлени€, мы встретим немалое разнообразие оттенков в понимании и истолковании основных фактов из мистического опыта. ќставл€€ в стороне частности и обраща€ внимание на самое существенное, мы можем отметить два главных направлени€ в древне-церковной мистике Ц одно абстрактно-спекул€тивное, другое нравственно-практическое. Ќаиболее видным представителем первого €вл€етс€ автор произведений, известных с именем ƒиониси€ јреопагита; второе нашло себе €ркое выражение в трудах прп. ћакари€ ≈гипетского и позднее —имеона Ќового Ѕогослова.

ќба направлени€ преследуют один и тот же идеал обожени€ (theiosis). Ќо этот идеал, равно как и средства осуществлени€ его, они понимают неодинаково. јбстрактно-спекул€тивное направление мистическое совершенство (teleiosis) человека полагает в достижении состо€ни€ aplosis'а и самое обожение понимает в смысле непосредственного enosis'а с Ѕожеством. ¬есь путь мистического "возвращени€" распадаетс€ на три момента: 1) katharsis, 2) fotismos и 3) teleiosis [ 5 ]. Katharsis состоит "в освобождении души от вс€кой разнообразной примеси"; он отличаетс€ довольно последовательным характером мироотречени€. Fotismos состоит в озарении души божественным светом. Teleiosis заключаетс€ "в участии усовершающем познании созерцаемых тайн". ÷ентр мистической жизни полагаетс€ в гносисе и процесс обожени€ совершаетс€ главным образом на пути абстрактно-спекул€тивной де€тельности мысли. Ќравственнопрактическое направление обожение понимает не столько в смысле наивысшего упрощени€ души (aplosis), сколько в смысле известного метафизического преображени€ человеческой природы, в смысле некоторого как бы переплавлени€ ее в горниле восторженной любви человека к Ѕогу, в пламени того чувства, которое, по своей интенсивности, уподобл€етс€ мистиками чувству возлюбленной к своему возлюбленному, невесты к жениху. ћистический путь распадаетс€ здесь на две главные стадии 1) praxis и 2) theoria [ 6 ]. Praxis обнимает собою подвижничество, или аскетический момент, и доброделание, или этический момент. Ётический момент занимает здесь более видное место, а подвижничество и theoria, хот€ и запечатленые чертами katharsis 'a, имеют мене ригористический характер. Ќо наиболее заметную особенность этого направлени€ составл€ет то, что на первое место здесь выдвигаетс€ посредство Ћогоса, причем fotismos Ц озарение божественным светом Ц рассматриваетс€ как духовно-ос€заемое знамение ≈го присутстви€ в душе. —амый процесс обожени€ совершаетс€ не столько на пути абстрактной спекул€ции ума, сколько на пути глубокоинтенсивных переживаний сердца. “аким образом, если в первом случае мистик думает постигнуть Ѕога и соединитьс€ с Ќим скорее всего на пути мистического ведени€, то во втором Ц эта цель осуществл€етс€ на пути мистической любви к Ѕогу. ≈сли первое направление представл€ет собою апофеоз мистического gnosis'a, то второе возвышает значение eros 'a Ц agape. ¬енец мистического подвига и там, и здесь ekstasis. Ќо в первом случае экстаз представл€ет восхищение или "исступление" ума, во втором Ц восхищение или восторг чувства. “ак различие между означенными направлени€ми в последнем основании может быть сведено к различию духовных сил, преимущественно участвующих в мистическом опыте того или другого подвижника.

—амо собою пон€тно, что означенные черты различи€ представл€ют упрощенную схему, имеющую только относительное значение. ¬ действительности, каждый конкретный случай €вл€етс€ более сложным феноменом.  роме того, существует р€д подвижников, стрем€щихс€ в своем опыте и учении объединить и согласовать оба начала Ц гносис и любовь. Ёти подвижники придерживаютс€ среднего, так сказать, примирительного направлени€. —юда можно отнести, напр., великих каппадокийцев и в частности √ригори€ Ќисского, отчасти »саака —ирина и в особенности, позднее, ћаксима »споведника.

 

II





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 397 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

2018 - | 1995 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.