Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада




Предисловие

Прежде чем предложить читателю эту небольшую кни­гу, мне необходимо сделать, вопреки обыкновению, довольно пространные пояснения. Когда в 1952 году университет города Упсала оказал мне честь, пригла­сив принять участие в Готтемановских чтениях, и ве­ликодушно предложил провести их в августе, с тем чтобы обеспечить участие как можно большего коли­чества шведских коллег пожилого и молодого возрас­та, я попытался найти тему, которая была бы интерес­на для всех, независимо от научной специализации. Поэтому я выбрал тему «Проблема Ренессанса в исто­рии искусства», и это предложение было благосклон­но принято даже несмотря на то, что трактовка дан­ной проблемы неизбежно влечет за собой значитель­ные повторения уже написанного ранее.

Лекции № 1 и № 2, рассматривающие вопрос о том, где имело место явление Ренессанса и, если оно су­ществовало, в чем состоит его отличие от так называе­мых средневековых возрождений, которые часто упо­минаются на с. 49—189 настоящего издания, а также лек­ция № 10, посвященная взаимосвязям искусства и науки в XV и XVI веках, содержат материалы моих исследова­ний, представленные в двух предыдущих публикациях. Однако с течением времени, прошедшего после их появления (они выпущены без примечаний и в абсолютно недоступных изданиях'), возникла потребность перера­ботать их и дополнить. Третью лекцию, посвященную итальянской живописи треченто и ее влиянию на живо­пись других европейских стран (с. 190—253 настоящего издания), необходимо было расширить, ибо ее содер­жание должно было соответствовать некоторым главам книги, планируемой к выходу в свет в следующем году". Поскольку в книге предмет изложен более обстоятель­но и разносторонне, повторение (иногда дословное) некоторых текстов является вполне оправданным.

Итак лекции были прочитаны, как и предполага­лось, в идеальном помещении замка Грипсхольм, и по­следующие за тем обсуждения — время от времени по­сещаемые любознательными обитателями оленьего заповедника, приятно прерываемые светскими собра­ниями и экскурсиями и закончившиеся гала-представ­лением в прелестном круглом театре Густава III — на­всегда останутся в моей памяти как опыт, который можно определить только выражением «Et in Arcadia ego». Но, когда я взялся за выполнение моего обязатель­ства представить лекции для публикации, я понял, что взял тигра за хвост, или, используя более подходящее высказывание императора Тиберия, «волка за уши».

Вопреки ожиданиям, приблизить содержание пер­вой и второй лекций к современности и, насколько возможно, сделать их актуальными оказалось очень

Renaissance and Renascences // Kenon Review. 1944. Vol. VI. P. 201—236; Artists, Scientists, Genius: Notes on the 'Renaissance-Dam-merung' // The Renaissance: A Symposium. The Metropolitan Museum of Aft, Feb. 8-10, 1952, New York. P. 77—93.

Early Netherlandish Painting: Its Origins and Character. Cambridge (Mass.),"i953. Introduction, chapters I—III, V, VI.

сложно и на это потребовалось больше времени, чем планировалось. Переработать третью лекцию стало почти сверхчеловеческой задачей, поскольку литера­тура об искусстве итальянского треченто, несмотря на свою многочисленность, уделяет довольно мало вни­мания отношению этой эпохи к античности. А совер­шенно невыносимым процесс исправления сделало то, что буквально каждая неделя была отмечена появлени­ем новой важной публикации. Никому не дано прочи­тать за данный отрезок времени все то, что написано сотней других, и в конце концов я пришел к выводу: занимаясь проблемой Возрождения, невозможно быть ни глубоким, ни оригинальным: не только все невер­ное, но и все правильное, кажется, уже сказано. Един­ственное, что можно было попытаться сделать, это, в лучшем случае, сузить широчайшую панораму до не­большой черновой зарисовки, похвальная задача кото­рой — обозначить точку зрения автора, а с другой сто­роны — внести некоторые поправки в артиллерий­ские карты, тщательно составленные другими.

Короче говоря, больше чем через пять лет лишь первая половина цикла, включающая в себя лекции с первой по четвертую, была, как я задумывал, «пригна­на» для печати. Я оказался перед выбором: либо отло­жить публикацию целого еще на пять лет, либо про­сить разрешения издать первую часть отдельным то­мом. Ввиду ненадежности человеческих дел (к тому же частичное погашение долга лучше, чем неуплата) я решил в пользу второй альтернативы — этот выбор кажется оправданным, ибо первые четыре лекции, в основном касающиеся предшественников Высокого Возрождения, могут претендовать на определенную целостность. <...>





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 421 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2441 - | 2258 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.