Христос говорил, что Бог не хочет смерти грешника, а желает спасти, и для спасения его требует и нашего участия, говоря: просите и дастся вам; ищите прежде всего Царствия Божия и обрящете. Самолюбия у учеников Христовых, Его последователей, не существует. Желание себе чего-либо есть вместе с тем и желание того же и для всех членов тела Христова. Следовательно, ищите Царствия Божия не для себя только, а для всех членов Церкви, которую составляют еще пребывающие на земле, а равно и перешедшие в загробный мир в вере и надежде воскресения. Кто верует, тот только и молится; неверующему некому и не о чем молиться. Молитва есть плод веры.
Господь Иисус Христос нас научил, показав на деле, что мертвых в собственном смысле сего слова нет, что и за гробом живут. В основание христианской жизни положена любовь, которую и велено выражать на самом деле, не словами только, а делами. Апостолы показали и дела, выражающие любовь: молитву за членов Церкви Христовой и ношение тяготы ближнего.
Церковь Православная молится о всем мире, о всех людях, как о живых, так и об умерших православных, в вере и надежде перешедших в загробный мир. Довольно только веровать в Бога, чтобы убедиться в истине заупокойной молитвы. Ежели забуду умершего, забуду свои отношения к нему, то чем же докажу, что любил его, когда он был на земле со мною? Ежели поистине любил живого, то могу ли не любить его и умершего? Это было бы не согласно с здравым рассудком.
Умилостивлять прогневанное божество есть достояние всего человечества всех времен. Вера Христова требует от христиан такого же умилостивления, ходатайства пред Богом чрез Христа, ходатайства как за самого себя, так и за всех членов Церкви. Только на земле находясь, человек приготовляет себе свое будущее загробное. Церковь учит, что по смерти нет покаяния, нет уже средств самому умершему улучшить свое состояние; только живые в этом случае по данной от Господа благодати могут помогать умершим молитвою. Ежели велик подвиг добродетели поддержать и спасти настоящую жизнь ближнего, то как велика добродетель — доставить ближнему вечную блаженную жизнь, похитить душу из ада, спасти возлюбленного Самим Господом!
Друг познается в нужде. А можно ли представить себе такую нужду для души, которая была бы выше загробной нужды для грешной, несовершенной души?
Вот в какое высокое значение ставит себя молящийся за умерших пред Богом и усопшими. Погребать тела умерших — добродетель и принадлежность всего человечества. В христианстве же эта добродетель требует и подобающей чести как храму Святаго Духа. Итак, погребение тел — обще всему человечеству, а молитва за умерших — дело знающих истинного Бога, источника любви в жизни. Мы не знаем, кто прав, кто виноват пред Богом, и знать не можем; это знает только один Бог. Нам известно одно: что все люди — грешны; нет человека, иже жив будет и не согрешит, свидетельствует слово Божие; "никто же чист от скверны, аще и един день жития его на земле" (Тов. 14, 4). Знаем, что все во грехах зачинаемся, рождаемся, живем и несовершенно очистившимися от них переходим в другой мир. Остается одно со стороны живых — исполнение поведенного: любовь ко всем и молитва за всех. Сам Податель жизни и оставления грехов сказал: просите и дастся вам; не хочу смерти грешника! Сам научил нас молиться о сем предмете так: "и остави нам долги наша". Молитва, данная Самим Господом и служащая основанием всех наших молитв, а следовательно, основанием и заупокойной молитвы, в которой прямо просится оставление грехов почившему. Тождество значения слов "и остави нам долги наша" с содержанием молитвы за умерших дает нам право заключить, что последняя имеет свое основание в молитве Господней. Далее — "нам", то есть членам Церкви Христовой. А где эти члены? И на земле, и за гробом. "О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, земных и преисподних"; ежели поклоняются, то истинное поклонение Богу всегда бывает при полной любви к ближним и даже ко врагам. Ежели так, то небесные молятся о преисподних и земных, земные же молятся небесным и молятся о преисподних. Все небесные, земные, как и преисподние молятся общему Богу, взывая к Нему чрез Иисуса Христа: "Отче наш"! Тотчас за преподанием Своим ученикам сей молитвы Иисус Христос сделал такое утешительное заключение: истинно, истинно говорю вам, все, чего только ни попросите у Бога в молитвах с верою во имя Мое, получите.
Молитва за умерших есть догмат православной веры (Догматическое богословие архиепископа Антония, с. 255, § 353. Отношение к умершим несовершенным).
Церковь и ее ходатайство
Учение нашей Святой Православной Церкви о загробной жизни усопших, о неразрывном внутреннем духовном союзе и взаимном соотношении между живыми и усопшими, о видимом выражении сего союза и соотношения, характеризующих христианское участие живых к загробному состоянию умерших, все это составляет один из догматов Православия.
Любить своих умерших, то есть перешедших в загробный мир, хоронить, то есть сберегать, хранить тела их и, наконец, за них ходатайствовать пред Богом суть понятия, общие всему человечеству всех времен и мест, понятия, общие всему роду человеческому; но выражение их в видимых формах любви, похорон и ходатайства у разных народов, в разные времена были не одинаковы, различны, не общи всем людям. Правила опытных святых мужей Товита и Иисуса, сына Сирахова, указывающие на поминовения усопших, сохранялись в Церкви Ветхозаветной и были известны в то время, когда сошел на землю Спаситель для спасения рода человеческого и для устроения Своей Церкви. Хотя в делах и словах Спасителя не находим слов в прямое подтверждение обязанности поминать усопших, но вместе с тем и не видим действий, противоречащих сему обычаю, как было, например, с понятием о субботе. Учение Спасителя о субботе противоречило, по-видимому, древнему обычаю; так точно и древнее поминовение получило новый характер. Суббота и поминовение умерших должны характеризовать себя делами милости, делами, приближающими человека к Богу. Ежели бы поминовение умерших было излишне, то не преминул бы Спаситель при каком-нибудь случае сказать: "Заблуждаетесь! Не знаете, чего просите!", но в подобном обстоятельстве только сказал живому, просящему прежде похоронить отца, а потом уже идти за ним: "По Мне гряди и возвещай Царствие Божие; Я есмь жизнь и воскресение". Святые апостолы, ближайшие ученики Христовы, сами молились за усопших и собственным примером научили других соблюдать сей непременный долг по отношению к умершим. Так, апостол и брат Божий по плоти святой Иаков, первый епископ Иерусалимский, святой Василий Великий и святой Иоанн Златоуст в своих литургиях молились за умерших и нам оставили свою молитву. Святой Дионисий Ареопагит (О церковной иерархии, гл. 6) свидетельствует, что и по кончине апостолов молитвенное поминовение усопших было в церковном и частном употреблении.
Ежели молитва есть выражение воли Божией, то какова же будет сила этой молитвы всей Церкви, всех членов дома об одном и том же предмете? Вот пример молитвы Церкви, благотворно действующий на душу: святой апостол Петр по молитве Церкви накануне своего осуждения, в ночь, изведен был ангелом из темницы, никем не видимый; оковы распались, и стража, около него находившаяся, ничего не слыхала (Деян. 12). Следовательно, естественно заключить, что молитва равно благотворно должна действовать и на души, за гробом пребывающие. Церковь молилась, молится и будет молиться за усопших до Второго пришествия на землю Господа. При каждом богослужении, которых три: утреня, литургия и вечерня, Церковь молится как за живых, так равно и за отшедших. Назначение Церкви — освятить человека, сделать его участником вечной, блаженной жизни. Попечение ее об участи своих членов одинаково. Она печется о спасении как живых, так равно и мертвых. Святой Златоуст сие (то есть поминовение) называет установлением апостольским и распоряжением Святаго Духа. Особенно же важно то, что догмат сей (поминовение усопших) в Православной Церкви тесно соеди нен с литургиями святого Василия Великого и святого Иоанна Златоустого, на которых умершие воспоминаются три раза: 1) на проскомидии, 2) по прочтении Святого Евангелия, возвещающего радостную всем предстоящим весть о спасении всех верующих во Христа и об отпущении грехов всем чрез Христа, тотчас диаконом или священником возглашается сугубая ектения, в которой в десятом прошении Церковь воссылает к Богу молитву об усопших так: "Молим Господа за православных патриархов, благочестивых царей и благоверных цариц", в свидетельство единства и общения всей Церкви; это прошение читается в литургийной ектении, равно как и о всех умерших ближних наших, как тех, которые погребены недалеко от нас, так и о всех умерших, где бы они ни были похоронены, а при других богослужениях произносится прошение только о строителях храма, которых Церковь называет истинно счастливыми и достойными вечного памятования, и об отцах и братиях наших. После сугубой ектении тотчас же произносится ектения собственно за одних умерших и, наконец, 3) по освящении Святых Даров Церковь молится за умерших. На вечернем богослужении Церковь тоже об умерших молится, выражая молитвою единение, союз, отношение и общение с ними. Утреннее богослужение тоже не остается без моления за перешедших в загробный мир.
Церковь указывает своим членам и дни, в которые особенно благовременно поминовение умерших, это: 3-й, 9-й, 40-й и годичный дни по смерти ее члена. Святитель Димитрий Ростовский пишет: "Молитва церковная и приношение Бескровной Жертвы ходатайствуют и умоляют преблагого Бога об усопшем" (Слово на погребение Грибоедова, ч. 5, с. ПО).
Церковь молится за всех своих членов, где бы они ни находились, на земле или за гробом, и сильнейшее средство, которое она имеет для спасения своих членов, — Бескровная Жертва, ежедневно приносимая на литургии. Богослужение разделяется на частное — домашнее и общественное — церковное. Общественное богослужение, или церковное молитвословие, — то, которое совершается в храме, в собрании верующих, по особенному установленному чину, или порядку, под руководством священника. Члены Церкви обязаны участвовать в общественном богослужении. Общественное богослужение составляют: вечерня, утреня, всенощная, часы, литургия, общественные, или церковные, молебны и панихиды в родительские дни.
Святая Церковь свое отношение к членам, или детям ее, выражает заботливостью — попечением о благополучии и спасении их; цель всех Таинств и богослужений церковных есть спасение человека.