Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Д) Учение святых отцов и учителей Церкви




Святой Дионисий Ареопагит, современник апостолам, созерцатель вещей Божественных, ученик святого апостола Павла, бывший при кончине Божией Матери, в своем тайноводственном созерцании об усопших говорит: "Молитвы святых и в сей жизни, а тем более по смерти, действенны для тех, которые достойны святых молитв, то есть для верующих. Молитвы одних за других имеют свою цену и силу пред Богом".

Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Святой Дионисий, божественный священноначальник и Божественного оправдания истолкователь, не стал бы просить того, что не было бы весьма благоприятно Богу и чего исполнения не было бы Им обещано; почему и не испрашивает сего для нечистых, то есть для не просвещенных (некрещеных) усопших". И в другом месте Дамаскин пишет: "Итак, божественный священноначальник испрашивает угодного Богу и того, что от Него без сомнения дано будет". Вот какое назначение молитвы за умерших: "Молитва испрашивает у Божественной благодати оставление прегрешений, соделанных усопшими по немощи человеческой, о вселении их в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, от которого удалены всякая скорбь, печаль и воздыхание; дабы Божественное могущество по благости своей презрело нечистоты, обретшиеся в усопших по немощи человеческой, ибо, как говорит Писание, никто же чист от скверны" (Слово Иоанна Дамаскина о почивших в вере).

Святой Афанасий Великий в своем "Слове об усопших" пишет: "Хотя бы усопший в благочестии положен был под открытым небом, не отрекись, призвав Христа Бога возжечь на гробе елей и свети: сие приятно Богу и удостаивается от Него великого воздаяния. Ибо елей и свещи суть всесожжение, а божественное и бескровное жертвоприношение — жертва очистительная; благотворение к бедным — усугубление всякого благого воздаяния. Благодатию Божиею не суетни будут усилия к достижению того, к чему мы стремимся с верою. Ибо святые апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости приявшие исполнившую их восторга силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили литургии, молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об умерших. Таковое обыкновение, благодатию человеколюбивого Бога, даже до ныне исполняется и распространяется от востоков солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих" (Послание к кн. Антиоху. Вопр. 34; и Слово о усопших святого Иоанна Дамаскина).

Святой Григорий Нисский говорит, что есть дело весьма богоугодное и полезное — при Божественном и преславном Таинстве Евхаристии совершать поминовение об усопших в правой вере. Он же, заботясь о спасении душ, повелевает в случаях смертных приобщать Святых Таинств запрещенных, то есть отлученных от них на известное время.

Святой Василий Великий молится об умерших так: "Помяни, Боже, всех прежде усопших о надежде воскресения жизни вечныя". Далее предлагает молитву о тех, коих имена иерей желает воспомянуть: "О покои и оставлении грехов души или душ (имя рек) на месте светле, откуда же отбеже печаль и воздыхание; упокой их, Боже наш, и покой их, идеже присещает свет лица Твоего" (чин литургии Василия Великого).

Святой Григорий Богослов в надгробном слове Кесарию, брату, говорит о матери своей: "Услышана весть, достойная, чтоб слышали ее все, и скорбь матери изливается в благом и святом обещании отдать сыну все его богатство, принести оное в дар погребальный". Далее говорит: "Вот чем я могу почтить память твою и иное я уже исполнил; а другое еще исполню, ежегодно совершая поминовение". Это — свидетельство великого вселенского учителя о молитве за умерших. Молитву за умерших и вообще все, что приносится Богу за усопших, называет благими и святыми дарами.

Великий вселенский учитель святой Иоанн Златоуст учил и словом, и делом молиться о перешедших в другой — новый, загробный мер. В его литургии три раза бывает молитва за них, и кроме сего, он поучал паству сей добродетели, представляя необходимость, важность и благотворность такой молитвы как для пребывающих еще на земле, так и для отшедших от сей жизни. Вот, например, некоторые места по сему предмету из его богодухновенных писаний: "Не плакать, не сокрушаться, но радоваться должно оставшимся на земле о смерти близкого их сердцу. Не плакать, но радоваться должно, будет ли усопший праведник или грешник. Ежели почивший был человек добродетельный, добрый христианин, то не плакать о нем, а радоваться, ибо перенес с любовию всю тяжесть земной жизни и перешел на вечный покой во Христе, за Которого и для Которого более или менее страдал, защищая и сохраняя правду. Ежели же усопший — грешник, то и тогда должно радоваться, а не плакать бессознательно. Радоваться, что уже не будет более расти зло, к которому почивший был склонен. Сокрушаться, плакать не о смерти его, а о грехах, которые он как человек делал. Сокрушение живых об умерших, плач о грехах их должны растворяться со стороны живых несомненною верою в Того, Кто взял на Себя грехи всего мира, а следовательно, и грехи нашего почившего грешника. Молитва, милостыня, Бескровная Жертва много помогают усопшим в улучшении их загробного состояния. Ежели молитвы и жертвы Иова за детей его очищали их, то что же препятствует Богу за наши молитвы и жертвы очищать усопших от их грехов? Ибо Бог по молитвам одних воздает другим. Для сей-то цели и заповедано молиться друг за друга, чтобы одни исцелялись ходатайством других. Рука руку моет, и обе белы делаются. Так молитвы живых об усопших спасают и тех и других. К чему же бессознательная скорбь, когда живые могут найти у Бога милость и усопшим? (Изъяснение на 1 Кор. гл. 15, нрав. 41. Изъяснение на Деяния апостолов, гл. 9, нрав. 21). Станем молиться о разлученных с нами только одним местом, и не будут тщетны и бесполезны наши молитвы, потому что это есть одно из средств, данных нам Богом, для спасения себя и ближнего, где бы он ни был — на земле или за гробом. Ежели сказано, что тела наши суть храм живущего в нас Святаго Духа, то молитва священника и диакона, а равно и молитвы предстоящих, молитвы об усопших всей Церкви и каждого из нас — христиан — не есть ли молитва Святаго Духа о спасении усопших?" В другом месте, в толковании своем на Послание к Филиппинцам и Галатам, говорит: "Ежели язычники вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе с верующим должен предпослать его имение, не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы чрез сие доставить ему большую славу; и ежели умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему грехи, а ежели праведник — дабы увеличил награды и воздаяния. Постараемся, учил он свою паству, оказать отшедшим пользу и подадим им возможную помощь". Пользу и помощь отшедшим доставляют наши о них молитвы, милостыня и Бескровная Жертва. Не может быть напрасна молитва об усопших! Ученики Господа не узаконили бы священнику при Страшных Тайнах молиться об усопших в вере, ежели бы не знали, сколь благотворно сия молитва действует на состояние умерших грешных. Святой Иоанн Златоустый свое учение о возможности доставить спасение усопшим грешникам, испросить им у Бога прощение грехов основывает на средствах, установленных Духом Святым. Не напрасны все эти средства: молитва, милостыня, приношения. При посредстве их мы доставляем друг другу пользу, а следовательно, и спасение. В другом же месте он утвердительно говорит: "Я ручаюсь за успех всех этих средств".

От нас, следовательно, зависит улучшение загробного состояния грешников. Златоустый, объясняя слова Иисуса Христа, сказанные Марфе, сестре умершего Лазаря: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11, 25), пишет в своем толковании на сии слова (беседа 62): 'Так как Спаситель есть Податель жизни и всех благ, то от Него должно просить и улучшения загробной участи почивших. Он как Бог кого хочет — живит".

Ориген, на Книгу Иова, пишет так: "Мы творим память святых родителей наших, или чтим благочестно память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончания".

Языческий ритор Арновий, оглашенный Церковию, но еще не крестившийся, в четвертой своей книге против язычников пишет: "Чем заслужили собрания наши, что вы их разрушаете? В них молятся верховному Богу, просят у Него мира всем, помилования правителям, войскам, царям, друзьям, врагам, живущим и мертвым".

Святой Иоанн Дамаскин, собравший свидетельства всех предшествовавших ему отцов и учителей Церкви, делает такое заключение: 'Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земной, ученики и божественные апостолы Спасителя не без причины и не без пользы установили при Страшных, Пречистых и Животворящих Тайнах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая Апостольская и Соборная Церковь Христа Бога нашего содержит твердо и беспрекословно с того времени даже до ныне и до кончины мира содержать будет; ибо вера христианская, чуждая заблуждений, ничего бесполезного не приняла и содержит ненарушимо все полезное, благоугодное и спасительное" (его Слово о усопших).

"Ныне, — пишет в другом месте сей богодухновенный учитель Церкви, — до Страшного суда Господня есть время помогать друг другу во всем и в спасении. Богу, любящему создание Свое, очень приятно, когда мы заботимся о спасении своем и о спасении ближних, когда мы благотворим и живым и мертвым". Итак, будем жить для Бога и для наших ближних, не только видимо пребывающих с нами, но и жить для перешедших в загробный мир, но не разлученных с нами духом. Соединенные Самим Богом и живущие в Боге никогда не разлучаются. Не для того Бог соединяет, чтобы разлучать. Жизнь живых, приятная Богу, доставит спасение и умершим несовершенным. Средства, указанные Святым Духом и употребляемые нами в память умерших, не напрасны, а помогут им освободиться от адских мук. "Как благоуханное миро, когда им помазуется больной, делает причастником благоухания и помазующего, и помазуемого, — пишет святой Дамаскин, — так точно и благотворения живых за умерших спасают и тех и других. Будучи благим, Бог спасет Свое создание, спасет дело рук Своих, спасет богатого и бедного, спасет ученого и не ученого, спасет господ и рабов, лишь бы только не отвертись веры во Иисуса Христа."

Тертуллиан в книге "О венце воина" говорит: "Мы творим приношение за умерших каждогодно в тот день, в который они скончались".

Святой священномученик Киприан, епископ Карфагенский, живший в Ш веке, повторяет, напоминает своей пастве правило святых Отцов, прежде его живших. "Никто, умирая, не должен назначать попечителем своего имения священника как человека, обязанного исключительно служить Богу. Нарушивший сие правило лишается молитв и жертв по исходе души из сей жизни за отвлечение от алтаря священников и слуг Божиих". Следовательно, ежели в этом случае не бывает молитв об усопших, значит, они совершались и совершаются за умерших, не нарушивших сего правила (Камень веры. О Благом преставлении, ч. 1, гл. 3).

Евсевий пишет: 'Весь народ вместе со священнослужителями, не без слез и глубоких воздыханий, возносил к Богу молитвы о душе царя и этим исполнил желание боголюбезного" (О Жизни блаженного царя Константина, кн. 4, гл. 71).

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, в пятом тайноводственном поучении пишет: "Мы творим память прежде почивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы; потом молимся об умерших святых отцах и епископах; наконец о всех между нами скончавшихся, крепко веря тому, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва Святой и Страшной Жертвы, на алтаре предложенной" (Поучение Тайноводственное, ч. 4, гл. 9).

Об употреблении молитвы за умерших свидетельствуют святые Амвросий Медиоланский и блаженный Августин. Первый молился и просил прощения грехов усопшему императору Феодосию, второй же в речи о благочестии и любви говорит: "Внемлите, братия! Не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей, но постараемся оказывать оную и умершим, внимая тому, что Иуда Маккавей сотворил; он сказал: святая есть мысль творить моления за умерших, да от греха очистятся. Ибо Иуда знал, что никто не мог хвалиться чистым сердцем, размысливши, что и звезды не были чисты пред Богом. Ниспали ангелы с неба, не были чисты звезды, и тот младенец не без греха, которого жизнь на земле продолжается один день. Что убо скажем о себе? Ужели можем хвалиться чистым сердцем? Да не будет! Поелику все мы грешники, во грехах зачаты и рождены все и жизнь греховную ведем и во грехах, может быть, простительных умираем. Итак, всем нам, имеющим прейти от сей жизни, нужно милосердие. Хотя плоть нашу жестоко измождим постами и воздержанием, хотя все и бедствия из любви ко Христу перенесем равнодушно, при всем том недостойны страсти нынешнего века к хотящей славе явитися в нас. Итак, нужно нам милосердие, поелику нашими заслугами вечной жизни стяжать не можем. Хочешь ли, чтобы Бог был к тебе милостив? Буде сам к ближнему таковым. Итак, молись за умерших, чтоб и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе".

Неужели могли делать неверные заключения те, которые ходили во время священнослужения по воздуху, что было с Василием Великим, которые воскрешали мертвых, которые врачевали все болезни душевные и телесные, которые, одним словом, делали чудеса? Они молились за умерших, и сами, отходя от сей жизни, делали завещание молиться о них. Так, святой Ефрем Сирин, всю жизнь проведший в покаянии и слезах и нам показавший пример приготовления к смерти, в своем предсмертном завещании просил молитв и поминовения по исходе души от тела, почитая несомненным, что священники Сына Божия святыми жертвами и молитвами уст своих могут очищать грехи умерших. Умирая, он просил своих учеников совершать о нем поминовение в продолжение сорока дней. Свое завещание заключил сими словами: "Благодействуются бо мертвии в приношениях воспоминания от живых святых и в памятех своих приношения чувствуют. Вас, братия моя возлюбленная, и весь церковный сонм слезно заклинаю разлучившим меня с вами Богом, когда стоите на молитве, поминайте и меня с собою. Прошу возлюбленных моих, заклинаю знающих меня: помолитеся обо мне с таким же сокрушением, с каким заклинаю вас" (На прощание умирающего иерея с паствою. Творения святых отцов, т. 18, с. 23-24). В другом месте он же пишет: "Нет пользы усопшему ни в слезах, ни в скорбях, ни в воплях наружных; ему сопутствуют дела его, деяния его сопровождают его, и только молитвы и милостыни идут с ним и сопровождают его".





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 436 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2444 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.