Частным богослужением называется то, которое совершается одним лицом или одним домашним обществом, дома или в церкви. К сему богослужению относятся утренние и вечерние молитвы, между которыми есть и молитвы об умерших; молитвы пред обедом и ужином и после них, молитва в начале всякого доброго дела и по окончании оного. Частные моления при посредстве священника: панихида, молебен, водоосвящение.
Ежели Бог желает спасения всем человекам, значит, желает спасти и умерших, и для сего живым повелевает только следовать за Ним. Живые, следуя за Господом Иисусом, в Нем Самом имеют и основание своей надежды спасения умерших, близких их сердцу. Господь Иисус Христос, вера в Него и благодать — истинная и непостыдная надежда живых на спасение умерших. Возможность спасения покаявшихся умерших грешников, однако находящихся в аду, дарована Самим Разрушителем ада, изведшим оттуда веровавших в Его пришествие на землю. Ежели по Своем Воскресении Господь вместе с Собою извел достойные души из ада, то отчего же и ныне, когда еще не было окончательного суда и когда в Его власти жизнь и смерть и в Его руках ключи ада, невозможно для него спасение грешников, достойных оного? Как во время Своего Воскресения, так равно и ныне может, ежели только подвигнется на милосердие к грешнику, отверзать затворы адовы и освобождать оттуда узников, которых не оставили желания я стремления к добру и ненависть и отвращение к злу. Будучи прежде равнодушными на земле к добру и злу, они здесь сами уже не могут восполнить недостающего к их спасению. Это дело благодати, восполняющей недостающее, по благому устроению Божию, ходатайством живых, на земле еще пребывающих, и ходатайством святых, в загробном мире уже находящихся. И, наконец, по уверению апостола, всесильное ходатайство они имеют пред лицем Бога в лице Искупителя нашего Господа Иисуса Христа: "Един ходатай Бога и человек, человек Христос Иисус, давый себе избавление за всех" (1 Тим. 2, 5-6).
Зная основание, на котором Церковь основывает свое учение об изменении на лучшее загробной участи некоторых грешников, посмотрим, в чем же состоит, по учению Церкви, частное, или домашнее, ходатайство живых, оставшихся родственников за умерших. Частное ходатайство живых за умерших должно составлять действительное употребление Богом указанных средств. Тогда только и достигается цель — испрошение прощения грехов усопшему, достойному сего ходатайства. Видимые знаки — средства, выражающие неразрывность внутреннего духовного союза живых с умершими или пребывающих на земле с жителями загробного мира и вместе показывающие и взаимное отношение одних с другими, эти средства как указанные Самим Богом имеют великую Божественную цель — спасение человека. Естественно людям как имеющим одну природу, одно назначение принимать живое участие в загробной жизни перешедших. Этого хочет Бог и посему даровал человеку и средства, без которых его участие было бы бесполезно и живому и мертвому. Эти средства — наставшая жизнь пребывающих на земле. Всему есть свое время. Настоящая жизнь живых и вообще все время до Второго славного пришествия на землю Господа Иисуса Христа и есть время молитвы, прошения, искания, сеяния.
Верующему все возможно. Слово "все" не исключает из себя и того, что за веру одного спасается другой. Молитва, растворенная верою, надеждою и любовию, проникает небеса. Апостол Павел свидетельствует о сей истине, говоря: "Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал (следовательно, и за наших усопших, чтобы доставить им спасение) есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует" (Рим. 8,32). Сии апостольские слова Златоустый объясняет так: "Ежели Бог Сына Своего нам даровал, и не просто даровал, но на смерть предал, то что уже мы о прочем сомневаемся, получивши Самого Господа? И сие есть самое убедительнейшее уверение, что всякое прошение верных, тем более согласное с волею Божиею, конечно, исполнит Отец Небесный". Все, что просите от Отца Небесного во имя Мое, сотворит, учил Господь наш Иисус Христос (Ин. 16, 23). Будем послушны вере, ежели хотим спасения и себе, и отшедшим нашим в загробный мир. Настоящая жизнь, по учению Господа, назначена для искания Царствия Божия и себе, и ближнему, на земле пребывающему и перешедшему в иной мир. И по учению апостола Павла, жизнь наша — настоящее время есть благоприятное, есть день спасения. Теперь дана возможность способами, указанными Самим же Богом, умилостивить Бога, ибо Он имеет милосердие и очистит грехи наши, то есть как пребывающих на земле, так и отшедших в загробный мир. Эти указанные средства умилостивления Бога имеют силу только до окончания мира и пришествия Христова на суд.
Милостыня
После молитвы за усопших второе действие поминовения их составляет милостыня, совершаемая нами в память их или от имени их, то есть подаяние каких-нибудь земных благ имеющим в оных нужду — нищим, нашим собратиям. Это действие поминовения много помогает к отраде умершим грешникам. Всякое пособие, оказанное бедным, Господь Иисус Христос берет на Себя — "Мне сотвористе"; следовательно, Он не останется в долгу у тех, от которых или от имени которых Он принял. Стакан холодной воды, две лепты вдовицы — за все обещано воздать в свое время.
Благотворения, совершаемые живыми в память усопших, имеют значение, как бы сам умерший совершал эти добрые дела. Благотворение в память умерших умножает число молящихся о спасении усопших; ибо естественно получившим помощь молиться за своих благодетелей. Такие молитвы, растворенные верою, благодетельны для умерших. Мы видим в истории много примеров, где по молитве одного подавалось другому. За ходатайство сотника исцелен его слуга; за ходатайство жены хананейской исцелена ее дочь. Поэтому возможно Богу за искреннее ходатайство таких облагодетельствованных даровать исцеление душевное и умершему.
Естественно и понятно каждому, что человек рано или поздно непременно вкусит плодов своих трудов, плодов добра или зла; произведение деятельности вообще неизбежно; это — истина: что сеешь, то и жнешь! Каждому из нас Сам Господь воздаст за наши дела в свое время. Все наше отношение к ближним, вся наша деятельность относительно их, добрая или злая, обращается прямо на Возлюбившего нас даже до смерти. "Милуяй нища взаим дает Богови" (Притч. 19,17). Естественно, всякий, быть может, испытал на себе, как приятно или прискорбно бывает нам, когда близким нашему сердцу делают добро, оказывают уважение или зло, порицание. Ежели уже человек так близко принимает к сердцу все, что делается его возлюбленному, то тем более Господь, любовь Которого к нам не может сравниться ни с какою любовию. И вот, Господу Иисусу Христу благоугодно, чтобы между нами царствовали небесный мир, божественная любовь и неземная радость, чтобы мы, дети одного Отца, сочувствовали состоянию друг друга и принимали живое участие в скорбях и недостатках ближнего. Сочувствуя и помогая ближнему по собственным своим силам, мы тем самым одолжаем Возлюбившего его, и, разумеется, не останется в долгу Оставляющий нам долги наши. Помощь ближнему духовная и телесная называется пособием, милостынею и вообще благотворительностью. Получающий помощь благодарит подателя, благодетеля своего, и Господь воздаст сему благотворителю. Благотворительность, милостыня, делаемые живыми от имени усопшего, получают точно такое значение, как бы сам усопший благотворил ближнему; а потому и естественно, что плоды милостыни принадлежат умершему, а живой как орудие сей милостыни участвует в небесной награде.
Молитва, милостыня принадлежат к делам милосердия, к делам благотворительности, и делатели их получают должное воздаяние там, где вечно царствуют правда, мир и радость. Молитва за усопшего с милостынею, от имени его творимою, ставит его в благоприятное отношение к Господу Иисусу Христу, одолженному делами милости как бы от лица самого умершего. Милостыня принадлежит почившему. Настоящее значение милостыни было известно и в Ветхом Завете; раздавать милостыню бедным при погребении умершего ведет начало из глубокой древности; это обыкновение было у евреев. Говоря об основании заупокойной молитвы, мы видели и значение милостыни, которое выражено Товитом в завещании своему сыну Товию, премудрым Сирахом и святым пророком Иеремиею. Первый учит так: "Милостыня избавляет от смерти, и тая очищает всяк грех и не оставляет идти в тьму... иждивай хлебы твоя при гробе праведных" (4,10,17). Второй учит: "Благодать даяния пред всяким живым да будет, и над мертвецом не возбрани благодати" (Сир. 7,36). И, наконец, Иеремия говорит о милостыне так: "Окаянни и от лица Божия отвержени те из умерших, о спасении которых не подается милостыня" (гл. 16).
Это средство — милостыня, делающая Бога милостивым к почившему, употребляемая в Ветхом Завете, перешла и в христианский мир и, сообразно закону христианства полагать души за други и враги, получила высокое значение и доставила делателю ее великую награду на небесах — блаженство вечное. "Блажени милостивии: яко тии помиловани будут" (Мф. 5, 7) и "будите милосерда, якоже и Отец ваш милосерд" (Лк. 6, 36) — вот слова Самого Господа Иисуса о силе и могуществе милостыни и о спасении, которое она доставляет своему делателю, следовательно, как о надежном средстве получить Царствие Небесное. "И Аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы" (Лк. 16, 9). Сим словам Христовым учители церковные дают такое значение: когда умрем, то облагодетельствованные нами нищие о Христе, и следовательно, наследники Царствия Небесного, будут молиться и ходатайствовать за своих благодетелей. Сии слова относятся ко всем истинным христианам. Впрочем, в сем случае была обращена речь преимущественно к мытарям, к грешникам, могущим также, хотя и чрез неправедное богатство, получить Царство Небесное. Но кто может похвалиться праведностию своей жизни, деятельности? Чья деятельность, жизнь совершенно чужда славолюбия, сластолюбия, сребролюбия, этих коренных грехов? Ежели же и наша жизнь не чужда неправды, не чужда была неправды и жизнь почивших, то воспользуемся сею притчею для спасения себя и наших умерших. Чрез благодеяние, милостыню приобретаем себе и нашим почившим друзей, которые, будучи облагодетельствованы почившими чрез нас, живых, примут их и нас в свои обители в загробной жизни. Это учение Самого Спасителя о милостыне и о награде за нее. Милостыня есть плод любви, видимое выражение ее. Святые апостолы учили деятельной любви, учили быть добродетельными, благотворителями, сочувствовать нуждам ближнего. Избранный сосуд Святаго Духа, учитель языков прямо говорит, что без истинной любви все добродетели — ничто. Не в словах только должна выражаться наша любовь, говорит апостол Иоанн, а в делах любви, следовательно, в делах милосердия. Преемники апостольские, а за ними и все пастыри и учители церковные учили народ и словом и делом о милостыне.
Истина, что по вере одного дается другому: буди тебе, яко же хощети; просите и дастся вам; всяк просяй, приемлет. Молитва за другого, милостыня за другого или от имени другого привлекают благодать и милосердие Божие на того, о ком молимся или от имени кого подается милостыня. Любящее сердце естественно желает ближнему, где бы он ни был — здесь или за гробом, того же, чего и себе. Оно желает и ищет Царствия Небесного, по заповеди Иисуса Христа, и себе и ближнему. И вот способ, средство для приобретения жизни вечной за гробом, предложен нам Самим Иисусом Христом — милостыня нищим, благотворительность. Из своего богатства помогайте ближним —бедным, и они приготовят вам Царство Небесное так, как должники господина приготовили у себя вечный приют приточному приставнику, когда он обнищал. Славные богачи и бедные обнищевают при разлучении души от тела; нет богатства духовного, необходимого в загробной жизни; нет дел оправдывающих — учит нас Святая наша Церковь. Ежели все виновны, все лишены славы Божией, то вот средство спасения, предложенное Господом, средство, которое заменяет недостающее у души. Из числа средств, облегчающих загробное состояние некоторых умерших грешников, Златоустый указывает также на милостыню, когда говорит: "Аще и грешен отьиде, — елико возможно есть помогати достоит; обаче не слезами, но молитвами и мольбами, и милостынями и приношениями" (на 1 Кор. беседа 47-я). Он же на Послание к Филиппинцам пишет (гл. I, нравоучение 3): "Молясь сами за умерших, подвигнем к такой же молитве и других. Средство для этого — милостыня, раздаваемая бедным, нищим, за них дающе часто". И в другом месте (на Деяния апостолов, гл. IX, нравоучение 21) пишет: "Аще милостыню даем, аще он и не достоин был бы, но нами Бог умолен будет. Аще Павла ради другие спасе, и иных ради иных пощадил есть, како и нас ради тожде не соделает?" И еще пишет: "Не о роскошных похоронах и богатых гробах станем заботиться, но заставим милостынею вдовиц, сирот и всех нуждающихся молиться об умершем или умершей". Это средство, хотя и не умершим творится, однако может преклонить Бога на милость и избавить умершего от вечной смерти (не всуе милостыня). Как велико значение милостыни, можно видеть из учения о сем этого учителя. "Ничто столько не могущественно, не сильно к изглажению грехов, как милостыня; девство и пост суть достояние только девственника и постника; они не спасают никого, кроме подвижника; но милостыня простирается на всех и обнимает всех членов Тела Христова". Златоустый часто беседовал с верующими о благодетельных следствиях милостыни и других дел милосердия для умерших. Так, в толковании на Евангелие святого Иоанна Богослова говорит: «Хочешь ли почтить мертвого? Почти его милостынями и благотворениями; ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук". Рассуждая о неумеренном плаче об усопших и о богатом погребении как о вещах, бесполезных для погребающих и для почивших, пишет, что "немалую пользу почившим доставляет в память их милостыня. Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Ибо ежели хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, совосстающие с ним и его прославляющие: это одеяния милостыни. Сия бо одежда с ним вместе восстанет. Милостыня есть печать для него. От сих просияют ризы тогда, когда услышат: "Взалкахся бо, и даете ми ясти" (Мф. 25,35). Сия знаменитыми творит; сия — светлыми; сия в безопасности поставляет. Станем умерших погребать так, чтобы и нам и им полезно было к славе Божией: многую о них совершим милостыню; пошлем с ними напутствия изряднейшие».
"Если варвары вместе с умершими сожигают их имение, — говорит он же в другом месте, — то тем более ты, христианин, должен отослать вместе с умершим принадлежащее ему имущество, только не для того, чтобы оно сделалось прахом, как у тех, но дабы умершего облекло в большую славу, — дабы, если он отселе отшел грешным, разрешило его от грехов, если праведным, увеличило его награду и воздаяние". К той же цели святой Афанасий Великий относит приношения, творимые по умершем в храме, именно: свечи, ладан и елей. "Кто творит приношение за умершего, — говорит он, — тот ту же самую имеет цель, которую имеет и отец, у которого дитя юно и совершенно бессильно. Ежели дитяти случится страдать болезнию, то отец его с верою приносит в Божественный храм свечи, ладан и елей для сожжения об исцелении дитяти от болезни. Дитя не само оное держит и приносит (как подобно и отрицание бывает при святом крещении). Так должно думать и об умершем в Боге: не сам он, а другие держат и приносят за него свечи и елей и все то, что служит к его искуплению; но благодать Божия не отступит от намерения веры." О высоком значении милостыни в отношении к умершим то же самое свидетельствует и блаженный Августин (О вере, надежде и любви, гл. 70).