В восьмой день по рождении младенца Церковь дает ему имя как знак посвящения его Богу и будущих обязанностей к Нему и к Церкви. В сороковой день младенец приносится в храм, и над ним совершается воцерковление, чрез которое новорожденное дитя представляется Церкви и вводится в нее как новый ее член. Во время, избранное родителями, совершается над новорожденным Таинство святого крещения. Святая Церковь следит и освящает всю жизнь: вся деятельность человека и все важнейшие события его жизни освящаются Таинствами, которые совершаются под кровом Матери-Церкви. Заботясь о своих членах на земле. Церковь напутствует их и домой — в дом Отца Небеснаго; не забывает она их и по переходе в загробную жизнь; ее молитвы об усопших — явный знак нерасторжимого, духовного союза любви.
Святая Церковь, при всяком своем богослужении ежедневно молясь о пребывающих на земле, не забывает и перешедших в загробный мир. Как первые, так и вторые ее члены — дети; она равно печется о спасении и тех и других. Молиться в Церкви — молитва церковная, молиться дома — молитва частная. Молитва об усопших поэтому может быть молитвой церковной и молитвой частной, и молиться об усопших должно всегда и везде. Сами умершие грешники; в аду находящиеся, чрез молитвы Церкви и оставшихся на земле родственников получив от Бога прощение грехов, являлись на земле живым и свидетельствовали лично о перемене своего загробного состояния на лучшее, о помещении их в стране живых.
Цель поминовения — исходатайствовать прощение грехов усопшему и царство вечное, как заповедано Самим Спасителем: искать Царствия Божия и правды Его прежде всего. Одно только средство спасения нашего, как живых, так и усопших, — Иисус Христос и Его крестная жертва, за нас принесенная. Кровь Его очищает грехи наши и, следовательно, доставляет жизнь вечную. Без Христа нет спасения; только верующий в Него (как живой, так уже и почивший) жив будет во веки (Ин. 6, 47).
А) Литургия
Ежели молитва одного человека — Моисея — о помиловании целого народа была так сильна, то что же должно сказать о молитве всей Церкви — всех верующих во Христа, и притом такой молитве, которая сопровождается самым могущественным средством очищения грехов — Бескровною Жертвою, приносимою за грехи всех, следовательно, и за умерших, так как и они — члены Церкви Христовой. Пребывающие на земле и отшедшие в загробный мир как верующие во Христа Его же Самого имеют и ходатаем за себя пред Богом, по свидетельству апостола Павла: "Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус" (1 Тим. 2, 5). Он ходатай пред Богом за всех Ему верных; Он — жертва и священник (Евр. 7, 17): Его бесценная Кровь, пролитая за грешных, неумолчно вопиет к Богу Отцу и Судии о помиловании. Всякая наша молитва к Богу, следовательно, и молитва за ближних умерших, не находящихся в смертных грехах, может быть сильна и действенна только тогда, когда возносится во имя Господа Иисуса (Ин. 14, 14), Он примирил нас с Богом и искупил от всякого греха, когда принес Ему на кресте в умилостивительную жертву Самого Себя — собственное тело и собственную кровь (Евр. 9, 14, 26; 10, 10). В Таинстве Евхаристии до сих пор приносится Богу та же самая умилостивительная жертва, преломляется (Ин. 6, 51) честное тело нашего Искупителя за живот мира, то же самое и проливается та же самая честная кровь Его во оставление грехов (Мф. 26,26-28; Лк. 22, 19, 20). Следовательно, наша молитва, как за живых, так равно и за умерших, бывает особенно сильна, действенна и благотворна тогда, когда соединяется с приношением за них Бескровной Жертвы.
Сила Бескровной Жертвы, которую может приносить священнослужитель по просьбе каждого христианина о его присных умерших, очищает грехи умерших с покаянием, в вере и надежде воскресения и будущей вечной жизни.
По учению святых отцов и учителей Церкви, самое сильное средство умилостивлять Бога для изменения на лучшее загробной участи умершего есть Бескровная Жертва, приносимая за него, о его упокоении.
К очищению грехов душ, находящихся в аду, а следовательно, и к освобождению их от оного преимущественно способствует совершение Божественной литургии. На литургии чрез погружение частиц хлеба в таинственную Христову кровь омываются грехи поминаемых живых и мертвых; омываются такою кровию, которая, как говорит апостол, очищает "совесть нашу от мертвых дел, во еже служити Богу живу и истинну" (Евр. 9,14). В литургии, в сем величайшем священнодействии, Сам Иисус Христос есть Священник и Жертва (Евр. 7, 17, 27), или, по выражению Василия Великого и Иоанна Златоустого, есть "Приносяй и Приносимый", или, по учению апостола Иоанна, есть ходатай к Богу и очищение о грехах (1 Ин. 2, 1-2). Златоустый пишет: "При такой великой и могущественнейшей жертве как возможно не умилостивить Бога об умерших, когда жертву сию, в лице священнодействующего, приносит Сам Христос?"
Посмотрим вкратце на те места в Божественной литургии, в которых именно видно ходатайство Церкви о умерших. Священнослужащий носит образ Иисуса Христа, молящегося за людей и приносящего Богу умилостивительную жертву за грехи их. Во время проскомидии, первой части Божественной литургии, при чтении часов священнедействующий воспоминает всю Церковь (изображенную на дискосе частицами просфор 3-й, 4-й и 5-й), прославляет святых, прославленных и молится о живых и умерших.
Среди дискоса полагается часть, изъятая из 1-й просфоры в воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, изображающая собою Спасителя, как Агнца Божия закланного за грехи мира. Кругом Агнца, как окрест Искупителя, Главы и Царя своего, собирается вся Его Церковь. Христос — наше оправдание; Его заслуги ходатайствуют за нас пред Отцом Небесным; Он — живая, плодоносная лоза, а мы ветви, чрез веру и святое крещение привитые к сей лозе благодатию Святаго Духа. С того дня, как чрез Таинство святого крещения соединились мы со Христом, все мы, верующие во Христа, стали членами и одного тела Христова; у всех, как членов сего тела, одна глава — Христос, у всех одна сила жизни — Дух Христов. Сей Дух невидимо объемлет и проникает все тело Церкви и все члены ее, доколе пребывают в союзе с нею, и действует в каждом члене по мере его приемлемости, то есть по мере готовности следовать водительству спасительной благодати. Одесную Его полагается часть 2-й просфоры, коею изображается Царица Богородица. С левой стороны Агнца, подобно девяти чинам ангельским, предстоящим Господу, девятью частями 3-й просфоры представляются 9 чинов святых человеков. Ниже, в двух рядах, частями 4-й и 5-й просфор изображаются еще не достигшие полного совершенства и единения с Господом, живущие и умершие в православной вере. Представительные части членов Церкви взимаются не для нашего причащения, но в знамение общения их с Господом и между собою. Сии частицы не составляют очистительной жертвы душам, за которых они принесены. Очистительною жертвою для душ есть Тело и Кровь Богочеловека Иисуса Христа, принесенные на кресте и ныне приносимые на престоле под видом хлеба и вина во очищение грехов всего мира. Частицы изображают собою тех людей, о имени которых принесены, и потому не освящаются в Тело Господне и в приобщение людям не преподаются. Частицы сии приносятся Церковью для того, чтобы посредством их те лица, о которых они возносятся, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле всемирной очистительной Жертвы; ибо частицы, возлежа близ пречистого Тела Господня и будучи внесены в потир, когда напояются растворением Крови Его, тогда все наполняется Святыни и дарований духовных, которые и ниспосылают тому, о имени которого вознесены бывают. Частицы полагаются в потир для того, чтобы напоились Божественным растворением, и чрез сие: 1) святые получили ближайшее с Богом соединение, а потому и большую славу и радость на небесах; 2) живые же и мертвые, омывшись сею пречистою Кровью Сына Божия, получили оставление грехов и наследовали жизнь вечную, что показывают и слова, при сем случай произносимые: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною" (Изъяснение на литургию Ивана Дмитревского, § 135, 13-14).
По совершению второй части литургии, называемой литургиею оглашенных, когда уже на святом престоле присутствует Сам Господь Иисус Христос, Своим Телом и Кровию, тогда Церковь тайно на престоле присущему представляет всех членов своих, как пришедшему царю: "На сие бо Христос и умре и воскресе, и оживе, да и мертвыми и живыми обладает" (Рим. 14, 9).
Церковь представляет, во-первых, святых, воспоминает их и благодарит Бога о них как достигших совершенства и блаженного единения с Богом и составляющих красоту и величие ее. Церковь благодарно воспоминает и прославляет втайне, а всенародно благодарит: "Изрядно о Пресвятой..."
Во-вторых, умерших в надежде воскресения. Церковь молитвенно представляет, втайне воспоминая их и прося Господа, чтобы Он помянул их, простил им грехи и упокоил в месте светле, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание; так, например, во время пения "Достойно есть яко воистинну" священник молит Бога о прощении грехов всем умершим в вере и надежде на милосердие Божие. Святые Дары для умерших составляют умилостивительную и ходатайственную жертву (Объяснение православного богослужения Михайловского, с. 46).