Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория циклизма культур Шпенглера




 

Книга О. Шпенглера (1880–1936) “Закат Европы” вызвала много шума и противоречивых оценок. Немалую роль сыграл в этом и сам Шпенглер, объявивший себя крупнейшим политическим пророком и уникальным создателем истинно научной схемы исторического процесса. Немало толков вызвала и политическая позиция Шпенглера. Его идеи гибели культуры и прорыва в новое духовное пространство оказались созвучными нацизму. Несмотря на то, что Шпенглер подчёркивал неприемлемость нацистской доктрины, его теория воспринималась как воззрение тоталитарного толка. Специалисты обнаружили в книге множество фактических ошибок и обвинили его в дилетантизме. И тем не менее этот труд был признан во всём мире, а концепция Шпенглера оказала большое влияние на современную философию культуры.

Попытка Шпенглера определить место европейской культуры среди других культур связана у него с резкой критикой основных постулатов европоцентризма. Шпенглер противопоставляет им учение о множественности равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. Их восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, “аполлоновская” (греко-римская), “фаустовская” (западно-европейская) и культура майи. Подобно растениям, каждая культура абсолютно обособлена от всех других и, так же как растение, последовательно проходит цикл развития от рождения до смерти. Всякое плодотворное взаимодействие культур исключено, а якобы имеющиеся примеры этого – иллюзия. Циклизм культур, по Шпенглеру, свидетельствует не о едином процессе мировой истории, а о единстве проявлений жизни во Вселенной.

Идея Шпенглера о круговороте разрозненных в пространстве и во времени культурных миров, которые даже при одновременном существовании не сообщаются между собой, обусловливает особое внимание к их индивидуальности, исключительности, внутреннему единству. Культура, по Шпенглеру, – это отличающее эпоху и, более того, создающее её как целостность определённое внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатлённое в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

Решение проблемы соотношения культуры и цивилизации в философии Шпенглера принимает непримиримо антиномичный характер. Шпенглер выделяет в развитии культурно-исторического индивидуума следующие фазы: мифосимволическую, раннюю культуру, метафизико-религиозную высокую культуру и позднюю, окостеневшую культуру, переходящую в цивилизацию. Цивилизация обладает одними и теми же признаками везде. Она есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, затухания одушевлявшей его культуры, возврат в “небытие” культуры, этнический хаос, не порождающий более культурной индивидуальности.

Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен определённый (около тысячелетия) срок. Таким образом, всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация – судьба, рок культуры, и её победа над культурой неотвратима. Переход от культуры к цивилизации – это бросок от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героических “деяний” к “механической работе”.

Оценивая западноевропейскую культуру, Шпенглер приходит к выводу, что её расцвет завершился, и она вступила в фазу цивилизации. Это выражается в том, что западный мир уже не может дать ничего оригинального ни в области духа, ни в области искусства. Наступил век чисто экспансионистской деятельности. Так возвещает о себе эпоха упадка. Однако крах европоцентризма в концепции Шпенглера вовсе не свидетельствовал об ущербности человеческой культуры в целом. Да и пессимизм во взглядах на судьбу европейской культуры не был глобальным. Подчас философ выказывает надежду на то, что в ней сохранились ещё остатки каких-то творческих сил. Для их развития необходимо прежде всего объективное понимание своих возможностей, несовместимое с идеологией европоцентризма. Последняя вступает в противоречие с космическим устройством мира и ведёт к гибели.

Среди полемики вокруг концепции Шпенглера особый интерес представляет глубокий и чрезвычайно актуальный её разбор русскими философами, в частности, Н. А. Бердяевым.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1229 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.