Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория культурно-исторических типов Данилевского




 

Н. Я. Данилевский (1822–1885) выдвинул теорию структуры и динамики культурно-исторических типов для объяснения враждебного отношения Европы (Запада) к России. Он писал: “Европа видит в России и славянстве не только чуждую, но и враждебную силу...”[22]. Однако, как отмечал русский философ, рациональной основы для этой враждебности нет. “Причина явления гораздо глубже. Она лежит в неизведанных глубинах тех племенных симпатий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народов, ведущий их (помимо, хотя и не против их воли и сознания) к неведомой для них цели...”[23]. Реальная же причина возникновения антагонизма в том, что Россия и Европа принадлежат к различным культурно-историческим типам.

Решая эту проблему, Данилевский обосновал исходное для всех последующих рассуждений положение, согласно которому между формами органической жизни и культурой можно провести непосредственную аналогию. Подобно живым организмам, культуры рождаются, живут и умирают в непрестанной борьбе друг с другом. От возмужания до гибели просматривается процесс, стадии которого без труда фиксируются. Цветение культуры не вечно, за ним неизбежно следует стадия дряхления, со вступлением в которую культура утрачивает свой жизнеутверждающий пафос.

По мнению Данилевского, Европа – поприще романо-германской цивилизации. Это одна из нескольких великих цивилизаций в человеческой истории, и ошибочно отождествлять её с всемирной. Столь же сомнительно и разделение истории на древнюю, средневековую и новую, ибо каждая культура имеет свой древний, средневековый и современный период. Таким образом, существует множество цивилизаций, выражающих совместно бесконечно богатый гений человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные морфологические формы и ценности, а затем погибает вместе с ними.

Эти цивилизации неравноценны по их роли в истории человечества, как, очевидно, неравноценны и народы, их создающие. Данилевский разделяет все народы на три основных класса.

1. Позитивные творцы истории, создавшие великие цивилизации и культурно-исторические типы. Великих цивилизаций десять: египетская, ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская или древнесемитская, китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская или аравийская, германо-романская или европейская. Две цивилизации – мексиканская и перуанская – погибли насильственной смертью на ранней стадии развития.

2. Негативные творцы истории, которые подобно гуннам, монголам и туркам не создавали великих цивилизаций, но способствовали гибели дряхлых и умирающих цивилизаций.

3. Народы, творческий дух которых по какой-то причине задерживается на ранней стадии. Вот почему они не могли стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории, а представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций.

Данилевский критикует идею европоцентризма, согласно которой лишь одна цивилизация рассматривается как прогрессивная и созидательная в противовес остальным, статическим и несозидательным. По его мнению, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла высот в эстетической области, семитская – в религиозной, римская – в области права и политики. Прогресс человечества, как считает Данилевский, не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях[24].

Отсюда, причина враждебности Европы к России и славянству кроется в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Если европейская цивилизация оказалась творческой в двух областях (политической и научной), то русско-славянская проявит себя в четырёх: религиозной, научной, политико-экономической и эстетической, причём, главным образом, в социально-экономической области путём создания нового и справедливого социально-экономического порядка.

Данилевский считал, что культурно-исторические типы загерметизированы. Это выражается в невозможности передачи основных принципов цивилизации народам культур другого исторического типа. Однако он не был сторонником взаимонепроницаемости культур. Каждый тип, подчёркивал русский философ, в процессе создания собственной цивилизации испытывает большее или меньшее влияние чужих предшествующих и современных цивилизаций, что является необходимым условием его процветания. Идея же замкнутости, изолированности культур нашла своё выражение в теории циклизма культур немецкого философа и историка, одного из основоположников современной философии культуры О. Шпенглера.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1300 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.