Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Версии соотношения природы и культуры




 

Проблема соотношения природы и культуры, хотя на сегодняшней день является ключевой, долгое время не обсуждалась. Дело в том, что пока социальные связи между людьми были патриархальными, прозрачными, легко контролируемыми, рознь между культурой и природой не выявлялась и не осознавалась. Французский философ Ф. Дюмон в своём пленарном докладе на XVII Всемирном философском конгрессе сказал: “Существовали и существуют до сих пор общества, в которых не стоял и не стоит вопрос о культуре. Обычаи до такой степени переплетены там с жизнью, что кажутся само собой разумеющимися. Законы, управляющие поведением, схожи там с законами природы. В связи с этим можно было бы даже выдвинуть постулат обобщённого и несколько карикатурного характера: кризис культуры возникает, как только люди замечают, что существует такая вещь, как культура, и наоборот...”[18]. Почему же по мере усложнения общественных отношений разрыв между культурой и природой не просто ощущается, но и осознаётся как конфликт?

Ответ на этот вопрос содержится в понимании культуры как специфически человеческой деятельности, как того, что характеризует человека как вид. А. де Бенуа писал: “Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории само по себе надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, являясь “частью определения человека как такового”[19]. Человек и культура, отмечает А. де Бенуа, неразрывны, подобно растению и почве, на которой оно произрастает.

Когда человек начал возводить собственный человеческий мир, он, по существу, сделал первый шаг к разрыву с природой. Постепенно непримиримость между природой и культурой обнаруживается всё с большей наглядностью. Инстинктивная сфера человека не выдерживает усиления диктата культурных норм над индивидуальным поведением. Конфликт между природой и культурой осознаётся по-разному[20].

Традиционная культурология постулировала, что культура надстраивается над естественно-природным началом и в этом качестве противостоит ему. Отношения между природой и культурой, стало быть, выступают в основном как враждебные и непримиримые, так как культура сковывает природные потенции человека. Сбросить оковы культуры означает в этой системе рассуждений вернуться к “непреобразованной”, “неокультуренной” природе.

Философская антропология исходит из того, что если культура восходит к изначальному человеческому влечению, устремлению, порыву, то надо выявить данный импульс и соотнести его с наличной культурой. Правильно угаданный антропологический запрос может помочь сегодня в “исправлении” культуры, в устранении её дефектов. Таким образом, антропологически ориентированные философы рассматривают отношения между природой и культурой в существе своём как невраждебные, доступные гармонизации.

Однако многие другие мыслители трактуют отношения между природой и культурой в духе всё обостряющегося конфликта. Они полагают, что культура изначально враждебна человеку и природе. Философы, следовательно, должны не проглядеть трагические последствия, которые вытекают из этого антагонизма. Экологический кризис, ядерное безумие, параноидность человеческого поведения они рассматривают как следствие обостряющегося столкновения между природой и культурой.

 

***

Все эти мировоззренческие толкования отражают различные версии соотношения природы и культуры. Сегодня речь идёт о том, чтобы создать новую экологическую этику. Для этого необходимо отбросить идею существования вечного и постоянно обостряющегося конфликта и пасторальные, абстрактно-идиллические представления об изначальной гармонии природы и культуры. Важно разработать концепцию спасения органического и цивилизованного достояния человечества и гуманизировать культуру. Это означает, что мир культуры можно рассматривать как вполне естественную дальнейшую ступень мировой эволюции, а человека как соединительное звено между природой и культурой. Необходимо отношение к природе рассматривать через экзистенциальные предпосылки, через тайны и драматизм человеческого существования.

 

Контрольные вопросы

 

1. В каком смысле можно говорить об антагонизме природы и культуры?

2. Почему в природе можно обнаружить два элемента: технический и природно-органический?

3. В чём космогоническое значение техники?

4. Каковы пути выхода из экологического кризиса?

5. Верно ли, что Библия противоречит экологической этике?






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 665 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2212 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.