Для нашей отечественной литературы характерен исторический подход к культуре, согласно которому объяснить культуру можно только исходя из исследования развития человека в процессе истории. Культура обнаруживает себя в истории, она представляет собой социальное явление, возникшее в результате потребности общества в закреплении и передаче совокупного духовного опыта. Таким образом, проблема враждебности культуры и истории даже не ставится. Однако возникают другие вопросы: Где же в полной мере развёртывается человеческая активность – в истории или культуре? Не сковывает ли культура ресурсы исторического процесса? Наиболее полное осмысление этих вопросов дано в работах немецкого философа К. Ясперса.
К. Ясперс (1883–1969) пытался рассмотреть противостояние истории и культуры как отражение внутренних человеческих потенций[27]. Исходя из того, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития, а исторический процесс ограничен началом и концом, немецкий философ выделяет внутри этого процесса четыре периода: доистория, древние культуры, период “осевого времени” и технический век. В связи с этим он определяет и четыре главные проблемы истории: 1) Что было решающим для человека в доисторический период? 2) Как возникли великие культуры древности? 3) В чём сущность “осевого времени” и какова причина его появления? 4) Каковы причины развития науки и техники и наступления технического века?
Доистория, согласно Ясперсу, – это процесс антропосоциогенеза, время создания человека, его биологических свойств, накопления им навыков и известных духовных ценностей. Она лежит за пределами истории, так как об истории можно говорить только с момента появления письменных источников.
Древние культуры почти одновременно возникают в трёх областях земного шара: а) шумеро-вавилонская, египетская и эгейский мир с 4000 г. до н. э.; б) доарийская культура долины Инда третьего тысячелетия до н. э.; в) архаический мир Китая второго тысячелетия до н. э. Их возникновение связано с попыткой создать картину целого в виде мифов, на основе накопленных навыков и ценностей, что вызывает к жизни новое в историческом сознании – осознание человеком бытия в целом, самого себя и своих границ посредством рефлексии. Это новое знаменует переход к следующему периоду.
Период “осевого времени”. Ясперс относит ось мировой истории ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Это время пророков и поэтов, великих мыслителей и философов. Именно тогда человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы, ставит перед собой высшие цели, познаёт абсолютность в глубинах сознания и в трансцендентном мире.
Исторически “осевое время” находит своё выражение в разрушении обособленных культур и создании империй. Имперский порядок требует и соответствующего духовного оформления. На смену племенных религий приходят мировые религии. Они дали многим народам одну Главную Книгу (Библию, Коран, Бхагаватгитту). В этой Главной Книге заключалось всё самое ценное, придающее жизни новый смысл.
Однако Ясперс отмечает, что “осевое время” не уничтожает бесследно великие культуры древности. Оно растворяет их, вбирает в себя. Всё, что существовало до осевого времени, пусть даже оно и было величественным, воспринимается как нечто дремлющее, непробудившееся. Так, идея империи, считает он, заимствована у великих культур древности. Но если первоначально она была творческим импульсом культур, то теперь становится принципом консервации и стабилизации гибнущей культуры.
Вначале “осевое время” ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим. Народы, не воспринявшие идей осевого периода, остаются на уровне природного существования. Они либо “выпадают” из истории, либо входят в соприкосновение с каким-либо из центров духовного излучения. Так, в орбиту “осевого времени” были втянуты на Западе германские и славянские народы, на Востоке – японцы, малайцы и сиамцы.
Всеобщее единство, вызревающее в недрах осевого периода, духовно конституируется в XVII в., приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII в., получает чрезвычайно быстрое развитие в XX в. Так внутри “осевого времени” рождается новая научно-техническая эра, завершающаяся новым историческим периодом – техническим веком.
Технический век. Ясперс считает началом этого века Вторую мировую войну, когда единство стало не только мыслимо, но и возможно. Ничего определённого об этой фазе, согласно Ясперсу, сказать нельзя. Однако философ полагает, что не исключено продвижение человечества к новому “осевому времени”, способному породить основу подлинной человеческой истории.