Представления певца о голосе и о механизмах его образования
настолько тесно связаны с действительными мышечными движе-
ниями, что неизменно сопровождаются ими. Движения эти могут
быть явными, а в ряде случаев настолько незначительными, что не
воспринимаются не только извне, но незаметны и для самого пев-
ца. Главнейшая особенность этих мышечных движений, сопутст-
вующих голосовым представлениям, - их непроизвольность. В ос-
нове этого свойства лежит давно известное психофизиологическое
явление, так называемый идеомоторный а к т 1.
Идеомоторный акт (от греч. idea - идея, образ, лат. motor - приво-
дящий в движение и actus движение, действие) -переход пред-
ставления о д в иже н и и мышц в р е а л ь но е в ыпо л нен ие
этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов,
обеспечивающих движение, как только возникает представление о
нем). Идеомоторные акты являются непроизвольными, неосознавае-
мыми и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные ха-
Идео - от слов идея, мысль; моторный - двигательный.
Искусство резонансного пения 261
рактеристики. Принцип идеомоторного акта открыт в XVIII в. англий-
ским врачом Д. Гартли и разработан английским психологом В. Кар-
пентером. В настоящее время существуют две точки зрения на физио-
логический механизм идеомоторного акта. Первая основывается на
представлениях И.П. Павлова, согласно которым идеомоторный акт
управляется эффекторными импульсами, поступающими от определен-
ных клеток коры головного мозга. Вторая точка зрения исходит из поло-
жения о кольцевой регуляции движений (НА. Бернштейн). Идеомотор-
ный акт управляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим
от органов движений. Чувствительность к незаметным для внешнего на-
блюдателя микродвижениям мышц при идеомоторном акте позволяет
угадывать задуманное другим человеком и непроизвольно производимое
им движение (Идеомоторный акт // Психология: словарь, 1990).
Таким образом, сущность идеомоторного акта заключается в
том, что мысленное представление какого-либо движения неиз-
менно и, главное, непроизвольно порождает это движение. В
этом легко убедиться, проделав так называемый опыт Шевреля.
Пусть ваш испытуемый закроет глаза, возьмет в руку веревочку с
привязанным на конце небольшим грузом и усиленно думает, что
этот груз вращается, например, по часовой стрелке. Через некото-
рое время вы можете убедиться, что груз действительно приходит
во вращение: представление рождает движение.
Нужно заметить, что не все люди дают хорошо выраженный
идеомоторный акт. Как установил профессор Ленинградского уни-
верситета Л.Л. Васильев при помощи несколько других опытов, у
разных людей идеомоторный акт протекает по-разному (Васильев,
1963). Искусственно можно ослабить или затормозить идеомотор-
ный акт. Тем не менее в определенных условиях проявляется он у
всех людей. Взгляните на футбольных болельщиков во время од-
ного из матчей: вы увидите у них уже не «идео-», а настоящие
«моторные акты», нередко воспроизводящие желаемые болель-
щиками движения футболистов ногой, головой и всем телом!
Но даже если идеомоторный акт проявляется очень слабо, со-
временные научные методы позволяют его обнаружить и объек-
тивно зарегистрировать. Любые, даже самые незначительные мы-
шечные движения сопровождаются образованием в работающей
мышце так называемых мышечных токов. Применяя специальные
электронные усилители и осциллографы, можно эти токи зареги-
стрировать, что и будет свидетельствовать о наличии микродви-
жений мышц. Это хорошо показано в работах психофизиолога
А.Н. Соколова, изучавшего непроизвольно мышечные движения
речевых органов при мысленной речи (Соколов, 1960). Электрофи-
зиология позволяет записать и сами эти движения благодаря при-
262 _____________________ В. П. Морозов_____________________
менению специальных устройств - датчиков, преобразующих ме-
ханическое движение, например, языка в электрический ток. Та-
ким путем было, в частности, установлено, что в процессе мыс-
ленной речи - «думания про себя» - человек производит едва за-
метные движения языка и губ (рис. 71). Иногда движения губ че-
ловека, читающего «про себя» книгу или газету, легко можно на-
блюдать и невооруженным глазом. У детей подобные речедвиже-
ния выражены значительно больше, чем у взрослых. У взрослых
же- тем сильнее, чем сложнее текст или труднее мыслительная
задача (А.Н.Соколов, 1960). Ведь иногда мы даже не замечаем,
как начинаем говорить вслух, «помогая себе думать». Обычно же
речедвижения при мысленной речи очень незначительные, умень-
шенные или, как говорят, «редуцированные», то есть сильно со-
кращенные («проговариваются» далеко не все звуки речи). Тем не
менее эти скрытые речевые движения имеют важное значение для
внутренней речи и мышления человека.
Рис. 71. Осциллографическая запись движений языка в процессе нормальной и внут-
ренней речи (по А. Фонареву).
На основании всего этого мы вправе ожидать, что и голосовые ор-
ганы человека, по-видимому, «работают» под влиянием «внутреннего
пения» или пения «про себя». Так ли это в действительности?
Одной из первых работ, подтвердивших это предположение,
была работа Е.Н. Малютина и В.И. Анцышкиной, в которой авто-
ры обнаружили покраснение голосовых связок у скрипачей и ду-
ховиков после длительной игры на музыкальных инструментах.
Объясняя это явление, авторы установили, что «... при игре связки
находятся в полусомкнутом состоянии, в связи с происходящим
одновременно внутренним пением», в результате чего голосовые
связки настолько утомляются, что некоторым музыкантам «... по-
сле долгой игры бывает трудно даже говорить». Не только голосо-
вые связки участвуют во внутреннем пении, но даже и «дыхание»:
«...чем выше берутся на скрипке звуки, тем более дыхание прини-
Искусство резонансного пения 263
мает верхнереберный характер; чем ниже - тем более выражено
дыхание диафрагматическое» (Малютин, Анцышкина, 1935).
Таким образом, в процессе мнимого, т.е. воображаемого пения,
все части голосового аппарата приходят в движения, соответст-
вующие характеру представляемого «певцом» звука. Представ-
ление пения рождает соответствующие певческие движения.
Вот здесь-то и возникают весьма важные для нас вопросы:
1) представление какого пения, 2) рождает какие певческие движения.
Так, если певец во время реального пения представляет, что он
поет горлом, голосовыми связками (как это рекомендует методи-
ческое руководство Юдина, см. § 5.6.), то по механизму идеомо-
торного акта это непроизвольно и неизбежно вовлечет в работу
гортани множество ненужных мышечных движений и самих голо-
совых связок и окологортанных мышц. В главе 4 было показано,
что гортань - особое звено в целостной системе голосового аппа-
рата, работающее в очень сложном и в значительной степени авто-
матизированном взаимодействии с работой дыхания и резонаторов и
крайне негативно реагирующее на прямое вмешательство сознания в
ее работу. А представление певца о том, что голос его рождается в ре-
зультате работы голосовых связок, согласно идеомоторному акту, как
раз и оказывает такое прямое воздействие на голосовые связки. В
итоге будет нарушен тот слаженный физиологический автоматизм
взаимодействия работы гортани и голосовых связок с дыханием и ре-
зонаторами, о котором мы говорили в главе 4 (§ 4.8. и 4.9.).