П.К. Анохина
В учении А.А. Ухтомского о доминанте заложены уже пред-
ставления о двигательной деятельности как о системном, целена-
правленном процессе, содержится физиологическое объяснение
9-4056
258______________________ В.П. Морозов_____________________
целесообразности наших действий по отношению к решению ка-
кой-либо задачи. Еще ранее такого рода системные представления
о двигательном акте были высказаны И.М. Сеченовым (Сеченов,
1952) и, конечно, И.П. Павловым в его учении о высшей нервной
деятельности. Дальнейшее развитие этих научных идей было
предпринято академиком П.К. Анохиным, который разработал
теорию функциональных систем (Анохин, 1975), а также
его учениками и последователями (проф. В.Б. Швырков, проф.
Ю.И. Александров и др.).
Функциональная система по Анохину - это определенная орга-
низация активности различных двигательных и чувствительных
элементов организма, приводящая к достижению соответствующего
полезного результата. Она формируется в процессах проб и
ошибок (генетически и в индивидуальном обучении) и подвергается
соответственному отбору. Соотношение организма со средой
представляет собой иерархию функциональных систем, услож-
нявшуюся в процессе эволюции. Согласно теории функциональ-
ных систем, поведение целенаправленно благодаря тому, что на-
правляется опережающим отражением действительно -
сти, т.е. образом желаемого результата или целью того
или иного действия. Этим определяется целесообразность и эф-
фективность наших действий, направленных на достижение каких-
либо результатов. Начало и развитие любого действия происходит
под определяющим влиянием цели и под контролем органов
чувств (мышечного чувства, осязания, слуха, зрения и др.), кото-
рые дают знать человеку (или животному), в какой степени ре-
зультат достигнут или достигается. Достигнутые реальные резуль-
таты тоже сличаются с акцептором результатов действия. Этот
контрольный процесс Анохин назвал обратной афферента-
цией (еще до того как Н. Винером и другими кибернетиками было
выдвинуто понятие «обратной связи»).
Таким образом, основное для нас в теории П.К. Анохина - это
понятие «опережающего моделирования». Это как бы образ це-
ли, к которой стремится живой организм и программа действий,
необходимых для достижения этой цели под контролем органов
чувств. В музыкальном творчестве это может быть, например, об-
раз звучания музыкального произведения, созданный творческим
воображением исполнителя.
Искусство резонансного пения 259
Так, дирижер Г.Л. Ержемский1 считает, что в процессе дирижиро-
вания он должен руководствоваться не только сиюминутным звучани-
ем оркестра в соответствии с партитурой, но и предвидеть это звуча-
ние на много тактов вперед. Более того, хороший дирижер, считает
Ержемский, должен постоянно держать в своем сознании образ
всего музыкального произведения. «Дирижер, действуя в настоя-
щем, делая выводы из прошлого, постоянно находится как бы в буду-
щем, строя целенаправленную перспективу развертывания своих
предстоящих созидательных действий. Этот парадокс пронизывает
всю его деятельность, являясь основополагающим принципом дири-
жерского исполнительства. Моделируя желаемый будущий
результат (разрядка моя- В.М.), профессиональный дирижер все-
гда стремится к целостному опережающему охвату произведения, к
развертыванию исполнительского процесса в пространстве и времени.
Подобное опережающее отражение дает ему возможность не
только регулировать «чужие» действия, но и внутренне воссоздавать
произведение, ощущая его как объемную, целостную, глубоко лично-
стную художественную конструкцию». И далее: «...система дирижи-
рования является проявлением единства образа-цели и практических
средств по ее реализации» (Ержемский, 1993).
Прекрасно сказано! И практически - о том, о чем говорит теория
Анохина и говорим мы о роли воображения певца в овладении им ре-
зонансной техникой пения.
Что касается проблемы резонансного пения, то здесь, как
мы видим, согласно теории функциональных систем, также присутст-
вует образ цели, который у певца связан с максимальной активи-
зацией резонаторов (близкий резонирующий звук, резонирующее ды-
хание) и средствами контроля достижения этой цели - вибрационны-
ми ощущениями, отражающими активность резонаторов.
Важно отметить, что в соответствии с теорией функциональных
систем осуществляются движения, направленные на достижение
не только реальных, но и воображаемых целей. Например, в
процессе разговора человек нередко жестикулирует, как бы пояс-
няя жестами, позой и мимикой возникающие в процессе разговора
воображаемые события. Поэтому реакция человека на предлагае-
мое воображаемое событие, согласно уже знакомому нам ме-
тоду «как будто», также протекает по принципу реальной функ-
циональной системы. Ибо наш метод «как будто» также создает
образ цели, правда, цели воображаемой. Но если он отражает образ
реальной цели, т.е. резонансного пения, то процесс достижения ее
1 Г.Л. Ержемский - известный дирижер симфонического оркестра, доктор психологиче-
ских наук и искусствоведения, академик академии акмеологии, автор интересной книги
(«Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика». СПб,
1993), которая, мне думается, безусловно полезна и для хоровых дирижеров.
260 В.П. Морозов
(моделирования желаемого результата) будет столь же эффектив-
ным. А если в воображаемом образе цели будут более ярко под-
черкнуты качества резонансного пения, то - еще более эффектив-
ным. Поэтому мастера вокального искусства и выбирают нередко в
качестве образа цели музыкальный инструмент, отождествляя себя,
например, с органом, тубой, виолончелью, которые и по звучанию и
по ощущению вибрации корпуса инструмента знакомы певцам и хо-
рошо демонстрируют принцип резонансного звукообразования.
Об отождествлении голосового аппарата певца с виолончелью го-
ворил и писал, например, Ф.И. Шаляпин. Известен случай, когда на
одной репетиции оперы он вышел из-за кулис и начал внимательно
вслушиваться в звучание оркестра, чем вызвал беспокойство дириже-
ра: уж не слышит ли прославленный певец неточность интонации или
еще чего-нибудь плохого? Но Шаляпин успокоил дирижера: «Я, -
сказал он, - учусь звукообразованию у виолончелей». И в самом
деле, прислушайтесь, как тягуче, кантиленно, «по виолончельно-
му» резонансно звучит его голос, например, в «Персидской песне»,
«Ноченьке» да и везде...