Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О высшей нервной деятельности




В сложных психофизиологических механизмах нашего вообра-

жения и его связи со словом помогут нам разобраться труды из-

вестных академических ученых.

Одно из основных понятий учения И.П. Павлова о высшей

нервной деятельности - это понятие условного рефлекса, ассоции-

руемого у многих с подопытной собачкой, у которой течет слюна в

ответ на выработанный условный раздражитель (звонок, метро-

ном, свет и т.п.). Но условные рефлексы в своем классическом ви-

де проявляются во множестве и у человека и, что любопытно, свя-

заны они могут быть с нашим воображением.

Например, всем знакомо ощущение вкуса лимона и выделение

слюны, если свежеразрезанный ломтик лимона положить в рот. Но

выделение слюны на лимон во рту может наступить и в отсутствии

реального лимона, только лишь при нашем воспоминании о нем или,

если кто-либо напоминает нам о лимоне, т.е. на слово «лимон».

«Представьте (вообразите), что вы положили в рот ломтик свежераз-

резанного сочного лимона, - говорю я студентам, - что вы ощущае-

те? Слюна появляется во рту?». У большинства людей на вообра-

жаемый лимон во рту слюна появляется. Если же нет, то, очевид-

но, у данного человека недостаточно развито воображение, он

не может явно представить себе ощущение лимона во рту.

Как мы видим, в данной ситуации слово «лимон» оказывается

способно заменить собой объективную реальность, т.е. при-

сутствие во рту лимона. И этот опыт прекрасно показывает, что

происходит эта замена с помощью нашего воображения. Вооб-

ражаемое событие действует так же, как и реальное.

Такого рода исследования привели Павлова к представлению о

первой и второй сигнальных системах высшей нервной

деятельности человека. Если первая сигнальная система - это ре-

Это можно сделать в Отделе научно-экспериментальных исследований музыкального

искусства Московской консерватории, тел. (095) 229-68-33, 282-55-43.

254 _____________________ В.П. Морозов____________________

акции в ответ на непосредственные реальные явления и воздейст-

вия на нас окружающей или внутренней среды (звуковые, свето-

вые, тепловые, вкусовые, болевые и т.п.), то вторая сигнальная

система- это свойство нашей психики реагировать на словес-

ное описание этих явлений и ощущений.

Тысячи самых разнообразных слов и выражений, обозначаю-

щих тысячи всевозможных предметов и явлений внешнего и внут-

реннего мира, могут точно так же вызвать у нас вкусовые, зри-

тельные, слуховые, кожно-тактильные, тепловые и, наконец, виб-

рационные ощущения и, конечно же, - эмоциональные реакции.

Могут вызвать! Но при двух непременных условиях: во-

первых, если этот предмет или явление мы когда-либо наблюда-

ли или ощущали, а во-вторых, если у нас достаточно развито

воображение, чтобы вызвать соответствующее данному явлению

или предмету ощущение. На этом элементарном (а на самом деле

достаточно сложном) психофизиологическом свойстве нашей выс-

шей нервной деятельности основаны сложнейшие процессы обучения

и научения человека всевозможным действиям и умениям, в том числе

и актерскому искусству и искусству резонансного пения.

В свете сказанного становятся совершенно убедительными и слова

Шаляпина - «Ничему нельзя научить того, у кого нет воображе-

ния», ~ сказанные им в возрасте уже за шестьдесят в 1936 г. во время

его гастролей в Китае (цит. по докладу Г.В. Мелихова в Доме-Музее

Ф.И. Шаляпина 24 мая 2001 г.).

Обратимся к примерам. Как уже говорилось, многие педагоги

для развития у певцов правильной певческой позиции и полётно-

сти голоса рекомендуют зрительно представить далекое

расстояние: «как будто вы стоите не в классе, а в очень большом

зале и вам нужно спеть так, чтобы голос хорошо был слышен в са-

мых отдаленных уголках зала» или «как будто вы поете на берегу

широкой реки и ваш голос должен быть слышен на другом берегу»

и многие другие «как будто». При этом рекомендуется добиваться

этой хорошей звучности голоса не за счет силы звука, а за счет

увеличения звонкости и полётности голоса. Подобным советом

нужные качества голоса нередко достигаются значительно эф-

фективнее, чем десятками непосредственных указаний: «не уг-

лубляй звук», «следи за дыханием», «соблюдай высокую пози-

цию», «пой близко» и т.д.

Если же у певца не ладится что-то с дыханием, то дается совет:

«Вдохни так, как будто вдыхаешь запах чудной розы».

Часто это быстрее приводит к цели, чем всякие «вдохни глубже»,

Искусство резонансного пения 255

«держи дыхание», «раздвинь ребра» и т.д. Мы говорили об уча-

стии многих органов чувств в пении. Этот же совет адресуется, ка-

залось бы, к совершенно постороннему чувству - обонянию и тем

не менее достигает результата. Почему? Ответ очень прост: когда

мы вдыхаем приятный запах, то органы дыхания ведут себя совсем

иначе, чем при вдыхании обычного и тем более неприятного запа-

ха. И.П. Павловым показано, что если в рот попадает приятная,

вкусная пища, то желудок и кишечник сразу же готовятся принять

эту пищу (происходит движение, сокоотделение и т.д.). Если же пища

невкусная, то никакой подготовки к принятию пищи в желудке не

происходит, а при очень большом отвращении к пище может даже

произойти спазм пищеварительного тракта (рвота). Вызываются эти

явления рефлексом, имеющим начало в ротовой полости.

Нетрудно представить, что подобные рефлекторные взаимоот-

ношения между начальными и последующими инстанциями суще-

ствуют не только для пищеварительного, но также и для воздухо-

носного тракта человека: вдыхание приятного запаха раздражает

нервные окончания в носовой полости и рефлекторно настраивает

нижние дыхательные пути к более глубокому вдоху и правильно-

му распределению воздуха в легких (вспомним, как легко и прият-

но дышится в пахучем сосновом бору). А это-то и важно для пра-

вильного певческого вдоха.

Таким образом, чтобы подействовать на певческое дыхание, мы

адресуемся не только к непосредственному «хозяину» легких -

мышечному чувству, но также и к зрению и даже к обонянию пев-

ца, а главное - не напрямую, путем непосредственного воздейст-

вия на эти органы чувств (что изучает физиология), а опосредо-

ванно, т.е. с помощью слова и воображения - категории чисто

психологической.

В главе 4 была обоснована целесообразность не прямого, а кос-

венного физиологического воздействия на работу гортани, в

частности с помощью дыхания. Здесь же мы приходим к выводу о

целесообразности и эффективности также косвенного, но уже

психологического воздействия на работу самого певческого

дыхания с помощью воображения. Таким образом, в объяснении

этого явления павловская физиология высшей нервной деятельно-

сти тесно смыкается с психологией. Поэтому эта пограничная об-

ласть науки и носит название психофизиологии.

256_____________________ В.П. Морозов_____________________





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 406 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2470 - | 2262 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.