ДЛЯ оценки индивидуальных и типологических различий среди
людей по степени развитости ЭС автором разработаны специаль-
ные психоакустические тесты, представляющие собой на-
боры эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пе-
ния, музыки, полученные с участием профессиональных актеров,
певцов, музыкантов (Морозов, 1985, 1991, 1993, 1994; Morozov,
1996, 1998). Тест на ЭС прошел многолетние испытания по оценке
248______________________ В.П. Морозов_____________________
эмоциональной сферы людей разных возрастных и профессио-
нальных категорий (Морозов, Жданов, Фетисова, 1991; Морозов,
Кузнецов, Сафонова, 1994; Фетисова, 1991, 1994; Серебрякова,
1995а, 19956; Морозов, 1998 и др.).
Процедура исследования ЭС позволяет с достаточно высокой
степенью объективности выявить способность любого человека к
адекватному восприятию эмоциональной интонации и количест-
венно оценить эту способность в баллах, точнее в процентах пра-
вильного определения всех прослушанных эмоционально окра-
шенных фрагментов речи, пения, музыки. Преимущество подоб-
ных невербальных тестов над вербальными тестами-опросниками,
распространенными в психологической науке, состоит в том, что с
их помощью можно получить более адекватные оценки спо-
собностей и свойств обследуемых людей, в частности - развитости
эмоционально-эстетической сферы у вокалистов.
Среднестатистический нормальный человек обладает эмоцио-
нальным слухом на 60-70 баллов. Но встречаются люди с эмоцио-
нальным слухом всего лишь на 10-20 баллов, что можно характе-
ризовать как эмоциональную тугоухость или даже глухоту, обна-
руженную, в частности, у детей, воспитывающихся в детском доме
(по исследованию А.Х. Пашиной, 1991), у лиц, страдающих алко-
голизмом и наркоманией (по исследованию Е.И. Серебряковой,
1995а). В то же время, имеются обладатели сверхвысокого эмо-
ционального слуха (до 90-95 баллов) среди музыкантов, дириже-
ров хоров, вокалистов, ведущих артистов балета (Фетисова, 1991).
Дети 1-2-го классов общеобразовательной школы имеют эмоцио-
нальный слух от 26% до 73%, в среднем 45-60% (баллов).
Исследования показали статистически надежную корреляцию
ЭС с такой психологической характеристикой, как эмпатия, т.е.
способностью к сопереживанию, эмоциональной отзывчивостью
(тестируемой по опроснику Меграбяна), высокую повторяемость
результатов тестирования аналогичных возрастных и профессио-
нальных групп людей (Морозов, 1994), что свидетельствует о ва-
лидности, надежности и прогностичности теста на ЭС.
Эмоциональный слух
И музыкальное творчество
Музыка должна говорить языком сердца.
С.В.Рахманинов
В течение 14 лет (с 1988 г.) мы ежегодно проводим исследова-
ния ЭС у абитуриентов-вокалистов, поступающих в Московскую
Искусство резонансного пения 249
консерваторию. Рассмотрим для примера результаты сравнитель-
ного исследования ЭС у людей, принадлежащих к двум различным
категориям (по критерию художественный - мыслительный типы):
а) у абитуриентов Московской государственной консерватории
1997 г. (91 чел. - «художники») и б) у студентов Московского го-
сударственного социального университета (39 чел. - «мыслите-
ли»), см. таблицу 8.
Таблица 8
Сравнительные уровни эмоционального слуха (%)
«художников» и «мыслителей» при восприятии разных эмоций
Категория
Обследован-
Ных
Средн.
М, %
ЭС к восприятию
разных эмоций, %
радость печаль гнев страх нейтр. к-т
вар.%
Абит. МГК 73.4 83.3 63.9 69.2 68.9 73.3 7.2
Студ. МГСУ 67.8 79.5 64.5 53.8 62.4 75.2 13.6
Разница 5.6 4.4 -0.6 15.4 6.5 4.1 -
Результаты показывают, что представители художественного
типа личности - абитуриенты МГК - имеют в целом более высо-
кий эмоциональный слух (73,4±3,85) по сравнению с представите-
лями мыслительного типа - студентами МГСУ (67,8±4,28), а кроме
того - лучшее и более равномерное восприятие отдельных эмоций
(радость, печаль, гнев, страх).
В целом это и обеспечивает певцам способность к эмоциональ-
ной выразительности пения (активный ЭС), поскольку способ-
ность к эмоциональному слышанию (пассивный ЭС) есть необхо-
димое условие способности к воспроизведению эмоциональных
красок в пении, музыке и музыкальности вообще (Тарасова, 1982а,
1988). Подтверждение этому мы обнаружили при исследовании
ЭС, строя и ансамбля различных хоровых групп: чем выше ЭС,
тем лучше показатели музыкальности (Морозов, Кузнецов, Са-
фонова, 1994). В этом мы также убедились, проанализировав
успеваемость студентов-вокалистов по специальности в консер-
ватории за 5 лет: студенты с низким ЭС развиваются хуже и
чаще отчисляются.
Наши многолетние исследования показали закономерную связь
эмоционального слуха с принадлежностью человека к художест-
венному типу личности, в частности, к категории музыкального
250 В. П. Морозов
творчества (Художественный тип..., 1994; Морозов, 1998, 1999).
Высокий профессионализм в музыкальном творчестве немыслим
без тонко развитого ЭС. Как справедливо писал Б.М. Теплов,
«способность эмоционально отзываться на музыку должна состав-
лять как бы центр музыкальности» (Теплов, 1985). Трудно пред-
ставить себе выдающихся мастеров музыкального искусства -
композиторов и исполнителей - с низко развитым эмоциональным
слухом. Это нонсенс, если не сказать - абсурд. «Музыка должна
говорить языком сердца», - писал С.В. Рахманинов (Рахманинов,
1966), как бы вторя Теплову. Высокая эмоциональная импрессив-
ность, как известно, необходимое условие эмоциональной экс-
прессивности. Проведенные нами в последнее время специальные
исследования эмоциональной имрессивности у ведущих музыкан-
тов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайков-
ского - профессоров и докторов наук - показали у многих из них
сто-, или почти стопроцентный ЭС (по тесту Морозова).
И тем не менее наш опыт показывает, что у ряда профессио-
нальных музыкантов (даже со стажем) и тем более у поступающих
в МГК молодых абитуриентов нередки случаи весьма скромно и
низко развитого ЭС: 60-50% и даже ниже 40%. Об этом свиде-
тельствуют и гистограммы распределения абитуриентов МГК по
уровню ЭС (рис. 70).
Рис. 70. Сравнительные гистограммы распределения числа обследованных (в %) «ху-
дожников» и «мыслителей» по уровням эмоционального слуха (ЭС, %).
Обозначения: по горизонтали - уровни ЭС (%). по вертикали -число обследованных лиц (в %),
обладающих тем или иным уровнем ЭС. Графики показывают, что в коллективе «художников»
имеется значительно большее число лиц с высоким ЭС и соответственно меньшее число с низким
ЭС (Морозов, 1998).
Искусство резонансного пения 251
Причем, низкий эмоциональный слух мало изменяется при
его повторных исследованиях у некоторых абитуриентов, по-
ступающих в МГК иногда по 3-4 раза. Это свидетельствует о
генетической обусловленности ЭС, хотя несомненна и способ-
ность к его совершенствованию в процессе профессиональной
музыкальной деятельности.
Что касается психофизиологической природы ЭС, то неодно-
кратно установленная положительная связь ЭС с эмпатией, эмо-
циональностью по тесту Изарда и другими психологическими
характеристиками, свойственными представителям художествен-
ного типа личности, склоняет считать ЭС в значительной степени
природным конституционным свойством человека, хотя и подвер-
женным в определенной степени воспитательным воздействиям
окружающей среды и профессиональной деятельности. В работе
Е.П.Гусевой (1997) на обширном контингенте лиц музыкальных
профессий выявлены статистически достоверные корреляционные
связи ЭС с выраженностью личных качеств по тесту Кэттелла, от-
ражающих эмоциональность и художественность натуры человека,
общительность, импульсивность, артистичность, а также мечта-
тельность, склонность к фантазированию, богатство воображения,
свойственное творчески одаренным людям, наивность, естествен-
ность и другие черты, характерные для художественного типа
личности, и, в частности, - связь ЭС с более высокой лабильно-
стью нервной системы по показателю вызванных потенциалов
(Гусева, 1997). Природная предрасположенность к большей или
меньшей эмоциональной импрессивности определяется степенью
развитости эмоциогенных структур мозга (Бехтерева, 1980; Симо-
нов, 1981), в частности, функций правого полушария (Хомская,
1987). Этими же факторами определяется и принадлежность музы-
канта к художественному или мыслительному (рационалистиче-
скому) типу творчества.
Неоднократно показано, что принадлежность человека к музы-
кальной профессии еще не означает принадлежности его к худо-
жественному типу личности, так как среди представителей худо-
жественных профессий, включая доже известных музыкантов, есть
значительная часть, тяготеющих по комплексу показателей скорее
к мыслительному (рационалистическому), чем к художественному
типу. Художественный тип..., 1994; Голицын, Данилов, Петров,
1988; Морозов, 1994; Соколов, 1962, 1994; Петров, Бояджиева, 1996).
Рационалистический тип музыкального мышления удачно оха-
рактеризовал Лейбниц: «Музыка есть бессознательное упражнение
252 _____________________ В.П. Морозов_____________________
ума в математике», имея ввиду, что музыкальные созвучия нахо-
дятся в определенных цифровых соотношениях друг с другом по
частоте основного тона (см.: Голубев, 1997).
Сказанное не означает отрицания рационального начала в му-
зыкальном творчестве (о чем я уже говорил в § 5.9.), равно как и в
его анализе. Но для успеха в том и другом деле, вероятно, важно,
чтобы рацио и эмоцио были в необходимой мере представлены и
объединены не только в одной комнате (в виде сидящих рядом
специалистов), но и в одной голове. Проблема соотношения эмо-
ционального и рационального в художественном творчестве была
рассмотрена нами также в монографии «Искусство и наука обще-
ния: невербальная коммуникация» (М., 1998) и др.
Можно ли развить эмоциональный слух? В определенной сте-
пени можно, как показывает наш опыт сотрудничества с педагогами
(Морозов, Киселев, 1985; Морозов, Жданов, Фетисова, 1991;
Жданов, 1996). Так, занятия профессора В.Ф. Жданова в классе
оперной подготовки по специальной методике, разработанной на
основе нашего метода тестирования эмоционального слуха, уже за
полгода повышают ЭС группы студентов в среднем на 10-15%
(Жданов, 1994). Но в основном ЭС - природное свойство
человека, как доброта или суровость, мягкость или жесткость
характера. Иногда у шестилетнего ребенка ЭС бывает выше, чем у
матери, или наоборот. Проверка ЭС у детей- важный показатель
природной музыкально-художественной одаренности (куда отда-
вать ребенка: в музыкальную школу или, быть может, лучше в ма-
тематическую?). Тем более взрослый певец: если у него слабо раз-
вит ЭС, например 60% или даже 50%, что бывает у некоторых аби-
туриентов консерватории, то ему трудно найти дорогу к сердцу
слушателя и преуспеть в исполнительской деятельности, даже если
он обладает неплохим голосом. Хороший ЭС способствует не
только художественной выразительности исполнения, но и овла-
дению резонансной техникой пения, поскольку резо-
нансная техника базируется, как мы уже знаем, на специфических
эмоционально-образных представлениях певца, вызванных вибра-
ционными ощущениями.
Поэтому каждому молодому певц у, прежде чем
р е ш а т ь с я п о с в я т и т ь с е б я п е в ч е с к о й к а р ь е р е, н е -
лишне проверить свой эмоциональный (а заодно и
Искусство резонансного пения 253
вокальный) слух. Хороший ЭС нужен не только певцам, но и
музыкантам-инструменталистам, актерам, дикторам радио и ТВ и
другим представителям художественных профессий. Родителям не
мешает проверить ЭС у своего ребенка, прежде чем отдавать его в
музыкальную школу, ибо если он принадлежит не к художествен-
ному, а мыслительному типу, то занятия музыкой или пением для
него малоперспективное дело и к тому же - сущее наказание.
Учение И.П. Павлова