Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эмоционально образных методов в




ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Ученые должны обладать достаточной

широтой взглядов, чтобы понять, что жар-

гон преподавателей пения не совсем фанта-

стичен, он основан, может быть бессозна-

тельно, на своеобразном комплексе все же

вполне реальных физиологических факторов.

В. Бартоломью

Как уже не раз упоминалось, широко распространенные в во-

кальной педагогике эмоционально-образные методы типа «как

будто» и др., которыми пользуются мастера вокального искусства

242 В.П. Морозов

в своих представлениях о певческом процессе и педагоги при обу-

чении молодых певцов, часто подвергаются критике как якобы «не

научные», «знахарские», чуть ли не шарлатанские, одним словом,

«недостойные грамотного вокального педагога». Таких мнений за

последние полстолетия общения с вокалистами мне довелось дос-

таточно наслышаться и даже читать. Однако в руках талантливых

вокальных педагогов этот метод делает чудеса. Чем это объяс-

нить? Поэтому давно назрела необходимость научного обоснова-

ния эмоционально-образных методов с позиций фундаментальных

академических наук - физиологии и психологии. В значительной

мере это было уже сделано мною ранее (Морозов, 1965, 1967,

1977, 1983, 1994, 2000, 2001 в и др.), а также во всех предыдущих

разделах данной монографии. В этом же разделе я привожу ряд

специальных психофизиологических аргументов в защиту эмо-

ционально-образного метода, опираясь на труды крупнейших уче-

ных - академиков И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.А. Ухтомского,

Д.Н. Узнадзе, П.В. Симонова и других, а также К.С. Станиславского.

О художественном и мыслительном

Типах певцов

Традиция парного рассмотрения мето-

дов мышления восходит к эпохе антично-

сти. От древнегреческих терминов aisthetikos

(чувственный, схватываемый чув-

ствами) и noetikos (мыслимый, познавае-

мый интеллектом) можно проследить

длинный путь к современным философ-

ским и эстетическим концепциям.

А.С. СОКОЛОВ

Сказанное в предыдущем разделе не означает, что все певцы

склонны к такому образному и метафорическому представлению

своего голоса. Представления певца (и педагога!) о голосе и меха-

низмах его образования сильно зависят от того, к какому психоло-

гическому типу принадлежит данный человек: к «эмоционально-

художественному» или рационалистическому, «мыслительному».

Понятие «художественного» типа человека было выдвинуто

академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыслительного»

типа. Различие между данными типами Павлов видел в том, что

для «мыслителя» характерно рационально-аналитическое, поэле-

ментное восприятие действительности, а для «художника» - эмо-

ционально-образное, целостное восприятие. Аналогичное пред-

ставление было высказано еще Б. Паскалем (1623-1663). Он писал

Искусство резонансного пения 243

Рис. 69. Разные люди могут совершенно по-разному эмоционально реагировать на од-

но и то же событие. Это было известно еще Гиппократу (ок. 400 л. до н.э.) Он разде-

лял людей по этому признаку на четыре типа (темперамента), которые художник

X. Бидструп изобразил на этом рисунке: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

Столь же существенно могут различаться по восприятию окружающего мира предста-

вители и других человеческих типов: «художники» и «мыслители» (по классификации

И.П. Павлова), т.е. «лирики» и «физики».

244______________________ В.П. Морозов____________________

о двух типах ума: математическом, основанном на отвлечен-

ных представлениях о действительности (в котором нетрудно уз-

нать «мыслителя» по Павлову) и непосредственном, для

которого характерно непосредственное чувственное восприятие

действительности («художник» по Павлову). «Ум сугубо матема-

тический будет правильно работать... если ему заранее известны

все определения и начала. В противном случае он сбивается с тол-

ку и становится невыносим... А ум, познающий непосредственно, не

способен терпеливо доискиваться первоначал, отвлеченных понятий,

с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему непривыч-

ных... Математики редко бывают способны к непо-

с р е д с т в е н н о м у п о з н а н и ю, а п о з н а ю щ и е н е п о с р е д -

ственно - к математическому...» (Паскаль, изд. 1990). По-

пытки аналогичной классификации людей в литературе можно

встретить неоднократно1.

Важно подчеркнуть, что «художественный» и «мыслительный»

типы были выделены И.П. Павловым как специфические че-

ловеческие типы, в отличие от известных четырех гиппокра-

товских типов (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник- см.

рис. 69), описанных Павловым и его последователями (Б.М. Теплов,

В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвиж-

ности и уравновешенности нервных процессов и распространяе-

мых им и на мир животных.

Причина эмоциональности и художественной одаренности та-

ится в свойствах и строении нашего мозга. Он асимметричен: ле-

вое полушарие рациональное, абстрактно-логическое и речевое -

там расположены речевые центры (Брока и Вернике), а правое -

эмоциональное, образное и музыкальное (Морозов, Вартанян, Га-

лунов и др., 1988; Симонов, 1962, 1981; Медушевский, 1993). Дан-

ное явление известно в науке под названием функциональная

асимметрия головного мозга (ФАМ).

Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антро-

пологом Брока (P. Broka), а также в 1874 г. Вернике (С. Wernicke)

и блестяще продолженные в наше время Роджером Сперри

(R.W. Sperry), удостоенным за эти работы Нобелевской премии в

1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого

полушария мозга в обеспечении абстрактнологической и речевой

вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с

' См., например, обзор А.С. Соколова «О типологии методов художественного мышле-

ния» (1994), Э.А. Голубевой «Опыт сравнения типологий В. Освальда и И.П. Павлова в све-

те различных подходов к анализу индивидуальных различий» (1994) и др.

Искусство резонансного пения 245

тем целый ряд современных зарубежных и отечественных работ

свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке

эмоционально-образной невербальной информации (см. обзоры:

Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969).

Это проявляется в частности в том, что слова человек лучше по-

нимает и запоминает правым ухом, а эмоциональную интонацию -

левым (левое ухо анатомически связано с правым полушарием

мозга, а правое ухо - с левым полушарием). Поэтому, преоблада-

ние у человека активности правого или левого полушария опреде-

ляет склонность его к эмоционально-образному (художники, му-

зыканты) или рационально-логическому (математики, программи-

сты и др.) мышлению, т.е. принадлежность человека к художест-

венному или мыслительному типу (по И.П. Павлову).

Наши исследования показали, что вокалисты принадлежат в

большинстве своем к художественному типу, хотя определенная

их часть относится и к мыслительному (см.: Морозов, 1994). Среди

музыкантов, особенно композиторов, также имеются не только

«художники», но и значительная часть «мыслителей» (Соколов,

1992, 1994; Петров, Бояджиева, 1996).

Последнее обстоятельство важно учитывать в вокально-

педагогической практике при общении педагога с уче-

ником: если студент-«художник» лучше понимает эмоционально-

образный язык педагога, то студент-«мыслитель» предпочитает

логическое объяснение процесса пения. «Мыслитель» должен по-

нять механизм умом, а «художник» легче постигает интуитивно,

через эмоциональный образ и показ.

Вместе с тем, «художник» и «мыслитель» есть в каждом из лю-

дей, только в разных пропорциях. Существуют люди, щедро наде-

ленные как мыслительными, так и художественными способно-

стями (подобно Леонардо да Винчи и др.). И это дает им большие

преимущества в достижении успеха как в мыслительной, так и в

художественной сферах, в частности в музыкальном искусстве.

«Не одно только сердце производит прекрасное, прочувствован-

ное, патетическое, страстное и чарующее, - писал А. Шёнберг. -

И не один только рассудок способен создавать хорошо сконст-

руированное, упорядоченное, логическое и сложное. Все, что об-

ладает в искусстве высшей ценностью, обязано явить и сердце и

рассудок» (Шёнберг, 1989).

Таким образом, хорошо развитые эмоциональная и рациональ-

ная сферы - это два крыла, на которых человек поднимается к

вершинам своего творчества. Абсолютный эмоционализм или го-

246 В. П. Морозов

лый рационализм мало чего стоят в искусстве, как, впрочем, и в

жизни. Птицы с одним крылом не летают. Но тем не менее у ху-

дожника должно преобладать эмоционально-образное начало (т.е.

функция правого полушария мозга), ибо оно окрашивает мышле-

ние художника в яркие тона метафор, образов, сравнений, анало-

гий (отсюда метод «как будто»). Преобладание левого полушария

накладывает на творчество музыканта печать рационализма, что у

композиторов, например, проявляется в специфике формы музы-

кальных сочинений (Соколов, 1994; Петров, Бояджиева, 1996), а у

певцов - в формальной передаче музыкальных интонаций и текста

вокальных произведений. Певец должен видеть то, о чем он поет,

тогда это увидит (ярко представит себе) и слушатель. Так, кстати,

считал Шаляпин и сам обладал этим свойством в высшей степени.

Обучение в классе оперной подготовки консерватории содействует

этому (Жданов, 1996), но у певцов-рационалистов это чувство

эмоционально-образного видения формируется трудно и проявля-

ется тускло. К счастью, их меньшинство, но все же немало.

Теофилю Готье принадлежит оригинальное определение му-

зыки: «Музыка это самый дорогой вид шума». Таким образом,

рационалист слышит в музыке шум, а музыкант-художник - в

шуме леса - музыку (например, Н.А. Римский-Корсаков, П.И.

Чайковский и др.).

Для определения художественного потенциала личности в пси-

хологии разработаны тесты, главным образом на материале зри-

тельного восприятия. Например, тест Роршаха представляет собой

группы бесформенных пятен на листе бумаги. Мыслитель-

рационалист ничего кроме этих пятен не видит, а человек художе-

ственного склада личности увидит фигуры людей, животных и

другие предметы окружающего мира, подобно тому как некоторые

дети и взрослые «видят» это в бесформенных клубах облаков, об-

ломков сучков веток в лесу и т.п. Видение этих фигур (вопреки

«протокольной правде») объясняется сильно развитым вообра-

жением у людей художественного склада личности

Звуковые невербальные тесты такого рода в психологии

практически отсутствуют. В связи с этим мною разработан тест

на оценку эмоционального слуха, восполняющий ука-

занный недостаток.

_______________ Искусство резонансного пения ____________ 247

Эмоциональный слух певца

Надо уметь петь гнев, сострадание,

боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лу-

кавство, смелость - словом, всю гамму

чувствований.

Б.В. Асафьев

В связи со всем сказанным в главе 5 возникает немаловажная

практическая проблема определения степени развитости у пев-

ца эмоциональной сферы: к какому типу принадлежит поступаю-

щий в консерваторию молодой певец- к художественному или

мыслительному?

Как показала практика, кратковременное знакомство приемной

комиссии с абитуриентом не дает возможности определить его ти-

пологию. Для этого существует ряд психологических и психофи-

зиологических методик. И в числе наиболее эффективных - разра-

ботанный мною метод оценки эмоционального слуха

(Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994, 1998).

Если фонетический речевой слух обеспечивает способность че-

ловека воспринимать словесное смысловое содержание речи, то

эмоциональный слух (ЭС) - это способность к определению эмо-

ционального состояния говорящего по звуку его голоса (на основе

интонации, тембра и т.п.). В музыкальном искусстве ЭС - это спо-

собность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмо-

циональных оттенков музыкальных звуков и певческого голоса.

Подобно музыкальному слуху, ЭС бывает: пассивный и ак-

тивный. В отличие от речевого слуха, центр которого располо-

жен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр ЭС рас-

положен в правой височной области. Нарушение этой зоны (на-

пример при инсульте и др.) приводит к неспособности адекватно

воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональ-

ную интонацию речи и пения (Балонов, Деглин, 1976; Морозов,

Вартанян, Галунов и др., 1988).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 674 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2773 - | 2335 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.