Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учение А.А. Ухтомского о доминанте




...Наши доминанты стоят между нами

и реальностью. Общий колорит, под кото-

рым рисуются нам мир и люди, в чрезвы-

чайной степени определяется тем, каковы

наши доминанты и каковы мы сами.

А.А. Ухтомский

Пониманию механизмов воздействия психики на всю нашу

двигательную активность, в том числе активность по формирова-

нию резонансной техники пения, во многом способствует учение

академика А.А. Ухтомскоого о доминанте1 (Ухтомский, 1966).

Сам А.А. Ухтомский - профессор Ленинградского университета -

был, кстати говоря, большим любителем и знатоком церковного

пения (Ухтомский, 1910). Доминанта по Ухтомскому- это главен-

ствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, ко-

торый возникает в результате каких-либо соматических (телесных)

потребностей организма (жажда, голод, половое влечение и т.п.)

или более сложных жизненных, эмоциональных, интеллектуаль-

ных и творческих интересов, мотиваций, увлечений человека. До-

минанта-это образ чего-либо, сильно желаемого человеком.

Доминанта обладает весьма важными свойствами, объясняющими

особенности нашего поведения в различных жизненных ситуациях.

Отметим два полезных для нас свойства доминанты. Во-первых,

поскольку очаг возбуждения в определенных центрах или облас-

тях нервной системы является наиболее сильным, доминирующим

по сравнению с другими центрами, то он становится как бы руко-

водящим в действиях и поступках человека и как бы окрашивает

сознание в соответствующие тона и краски. Чувство голода, на-

пример, или зубная боль или увлеченность какой-либо идеей

(«одержимость») заставляют нас действовать в определенном на-

правлении. Во-вторых, доминирующий очаг возбуждения подав-

ляет, тормозит, ослабляет возбудимость других нервных областей и

центров мозга. В результате этого человек (или животное, поскольку

доминанта в своем низшем проявлении свойственна и животным) пе-

рестает реагировать на события, не связанные с доминантой.

Любопытные опыты были проделаны при регистрации биотоков

слуховых центров у кошки. Если кошка находится в нормальном со-

стоянии, она слышит удары метронома; об этом свидетельствуют

вспышки биотоков слуховых центров, соответствующие ритму метро-

нома. Но вот кошке показали мышь и... биотоки исчезли. Их затормо-

1 Термин происходит от лат. dominans - господствующий.

Искусство резонансного пения 257

зил возникший сильный очаг возбуждения от зрительных центров моз-

га, поскольку кошка все свое внимание переключила на мышь. Точно

так же и мы люди - когда увлеченно занимаемся каким-либо важным

делом, часто перестаем видеть и слышать, что твориться вокруг.

Этот второй механизм доминанты (Ухтомский назвал его со-

пряженным торможением)- весьма полезное психофизио-

логическое свойство, поскольку позволяет сосредоточить все воз-

можности организма для решения главной (в данный момент),

подчас жизненно важной задачи.

При обучении резонансному пению доминанта играет

весьма важную роль. Выработка доминанты на образ ре-

зонансного пения, концентрация внимания на основной задаче -

максимальной активизации резонаторов с помощью вибрационных

ощущений- помогает нам не только наилучшим образом достигнуть

этого, но и отвлечь сознание от нежелательного вторжения его в работу

гортани. И наоборот, доминирование у певца гортанно-связочных ощу-

щений непроизвольно тормозит резонансные ощущения и, следователь-

но, мешает овладению резонансной техникой пения.

Доминанта певческой техники формируется годами и, раз воз-

никнув, весьма трудно угасает и перестраивается. Поэтому счаст-

лив тот певец, который сам или с помощью хорошего педагога

сразу идет по пути формирования доминанты резонансной

техники пения. И наоборот, можно только посочувствовать

тому, кто сразу не приобрел этой благодатной доминанты.

Целесообразная певческая доминанта - осознание важности ов-

ладения резонансной техникой пения и приобретение ее навыков -

формируется не только «снизу», т.е. чисто опытным путем, но и

«сверху», т.е. с помощью ознакомления и осознания основных

акустических, физиологических и психологических положений

РТИП. К.Д. Ушинский писал: «Сначала мы ведем нервы туда, куда

нам надо, а потом уже сами нервы ведут нас туда, куда им надо»,

т.е. согласно сформированному навыку, привычки или доминанте.

Таким образом, доминанта, будучи сформированной, руководит

нашими действиями и навыками в зависимости от того, на основании

какой идеи ив каких нервных центрах она сформирована.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 616 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2235 - | 2064 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.