Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Художественного воображения




Важность воображения я полагал в

том, что оно помогает преодолевать в

работе все механическое и протокольное.

Ф.И. Шаляпин

Воображение в искусстве играет исключительно важную роль и

на нем строится как овладение резонансной техникой пения, так и

сценическое поведение певца, его жизнь на сцене в образе героя. И

в обоих этих случаях талантливый певец-актер сталкивается с не-

обходимостью замены реальной действительности вообра-

жаемой действительностью.

Термин «протокольная правда» принадлежит Шаляпину (Этот

гений - Федор Шаляпин, 1995, с. 355). Он гневно протестовал про-

тив попыток бездарных режиссеров ввести на оперную сцену не-

нужные элементы реальной действительности. Например, против

нелепого передвижения по сцене статистов с «мешками муки» за

спиной во время исполнения арии Мельника в опере Даргомыж-

ского «Русалка», якобы для придания большей реальности образу

Мельника. Уж Шаляпин ли не знал, как исполнить образ Мельника

реалистичным! Причем сделать это не декорациями и гримом, а

голосовыми и актерскими средствами, в основе которых ле-

жало гениальное шаляпинское художественное воображение, бо-

лее реальное, чем сама жизнь. Более реальное, поскольку талант-

ливый певец, актер-художник наделяет создаваемый им образ не

столько конкретными жизненными деталями, сколько обобщен-

ными социальными характеристиками, свойственными данному

герою, а кроме того - и собственным к нему отношением, рожден-

ным опять-таки творческим художественным воображением, т.е.

собственным видением прежде всего психологических

свойств изображаемого сценического героя. Спрашивается: при-

чем здесь «мешки с мукой», которые просто мешали Шаляпину

творить очередной сценический шедевр - психологический

точный портрет Мельника - силой своего внутреннего художест-

венного воображения, этой проникновенной «интонацией вздоха»,

как сам Шаляпин говорил, скупыми, но психологически удиви-

тельно точными шаляпинскими жестом и мимикой.

Кстати, существует немало фотографий других певцов в роли

Мельника в сцене сумасшествия (после гибели дочери), когда к нему

приходит князь («Какой я мельник?! Ворон я!», - гневно бросает он

князю и т.д.). Если сравнить эти портреты, изображающие гнев раз-

_______________ Искусство резонансного пения ___________ 237

ными певцами, то можно увидеть неприятные и даже отталкивающие

черты лица у других певцов, и только у Шаляпина гнев Мельника-

ворона не содержит этих отталкивающих натуралистических деталей,

т.е. «протокольной правды» гнева (см. рис. 37). Иными словами, гнев

Мельника-Шаляпина (так же, кстати, как и страх «Бориса») сце-

ничен, как бы облагорожен необычайно развитым у Шаляпи-

на чувством меры, чувством сценической правды, отли-

ч а ю щ е й с я о т п р а в д ы «п р о т о к о л ь н о й».

Шаляпин, как известно, был непревзойденным мастером грима,

сам гримировал свое лицо и даже руки, не доверяя этого важного

дела ни одному гримеру. Но главное в искусстве Шаляпина был не

физический грим красок, а психологический грим, который

был намного точнее и сильнее грима красок и который он великолеп-

но демонстрировал в своих сольных концертах безо всякого грима, и

наконец, который мы слышим в любой из его грамзаписей.

Другой наш выдающийся певец И.С. Козловский также протес-

товал против переноса на сцену ненужной реальности, например -

против замены искусственного фонтана (изображающего воду иг-

рой света) в опере «Борис Годунов» Мусоргского на естественный,

разбрызгивающий воду и мешающий петь, или против появления

Татьяны босиком в сцене встречи с Онегиным и др. «Нельзя пар-

тию сумасшедшего петь в опере и стремиться к тому, чтобы внеш-

нее проявление было таким же, как в драме, - писал также

И.С. Козловский. - Потому что в драме это проявление ближе к

жизни. Но в опере- музыка, ритм. И это принципиально меняет

дело. Тут должна господствовать форма оперы, а не натурализм»

(Козловский, 1992).

Проблема соотношения и различий между реальной жизненной

(«протокольной») правдой и правдой сценической, художествен-

ной возникла и обсуждалась давно. Еще Ф. Ламперти сказал об

этом замечательные слова:

«Правдоподобие, более чем правда, принадлежит к области искус-

ства и художника. Чем более душа артиста благородна, вдохновенна,

тем более человеческое творчество отличается от действительного и

стремится к правдоподобному, от правдоподобного к чистой фантазии.

Поэт старается уловить в личностях не частные и проходящие чер-

ты, а общие и постоянные, и театр есть настоящее поприще искусст-

венности; здесь все искусственно, начиная с действия и кончая набе-

ленными и нарумяненными лицами актеров. Красоты природы являют-

ся и в театр, но сквозь призму изящного вкуса; а последний везде и всегда

сопровождает плоды воображения различных народов и племен».

238 ___ В.П. Морозов_____________________





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 406 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2386 - | 2250 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.