Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воздействии резонансного пения




- Верите ли вы в целебную силу искусства?

- Власть искусства над человеком ог

ромна. Музыка, пение очищают, поднима

ют душевные силы, проникают в глубины

личности, недоступные слову.

И.С. Козловский

...Музыкальные ритмы и лады обладают

способностью делать души людей сооб-

разными им самим.

Платон

Эффект положительного психологического воздействия резо-

нансного пения как на самого певца, так и на слушателей, лежит в

основе музыко- и вокалотерапии (Морозов, 1997а, 19976). Он ска-

зывается не только на [певческом] сценическом долголетии певца,

но и на продолжительности его жизни. Труд профессионального

певца, как известно, весьма не легок и преисполнен постоянных

стрессов (Нестеренко, 1985). Однако среди хороших певцов немало

долгожителей, и этим они во многом обязаны резонансному пению

(М.О. Рейзен - 97 лет, И.С. Козловский - 93 года, Дж. Барра -82

года, Дж. Лаури-Вольпи - 87 лет и др.). Кстати, И.С. Козловскому

принадлежит замечательное высказывание о целебном воздействии

пения на человека (см. эпиграф).

Применение музыки и пения в лечебных целях имеет тысяче-

летние традиции (Петрушин, 1997). Издавна известно благотвор-

ное влияние на человека церковного хорового пения. По преда-

нию, библейский пророк Давид вылечил царя Саула от тоски и

уныния своим пением и игрой на кифаре. Широко применял пение

в лечебных целях Аристотель. Но еще Платон (4 в. до н.э.) утвер-

____________ Искусство резонансного пения ____________ 223

ждал, что далеко не всякая музыка оказывает на человека положи-

тельное воздействие. «Для государства, - считал Платон,- нет

худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и

стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души лю-

дей проникает такое же постыдное начало. Ибо музыкальные рит-

мы и лады обладают способностью делать души людей сообраз-

ными им самим» (цит. по: Петрушин, 1999). Сегодня мы наблюдаем

бурное развитие музыкотерапии, возникновение различных центров

лечения музыкой, а также публикаций по воздействию музыки на че-

ловека (Морозов, 1997б; Петрушин, 1999; Щушарджан, 2000 и др.).

Рис. 66. Орфей, играющий на лире. Рисунок с грече-

ской вазы. V в. до н.э.

Легендарный греческий певец и музыкант Орфей, сын

музы Каллиопы, своим пением очаровывал и смягчал

гнев не только людей, но и богов, укрощал диких зверей

и силы природы.

Как показал организованный нами Круглый стол «Музыка - пси-

хика - здоровье» в Институте психологии РАН с участием психоло-

гов, музыкотерапевтов, врачей, психофизиологические механизмы

лечебного воздействия музыки и пения далеко не выяснены (Моро-

зов, 1997). Берлинский музыкотерапевт К. Рюгер (1993) считает, что

композитор через музыку передает слушателю то настроение, кото-

рое было у него в момент сочинения этой музыки. В целом это спра-

ведливо и по отношению к пению: певец, испытывающий радость

(при условии резонансного пения), внушит слушателю радость, удо-

вольствие, а преисполненный гневом солист, например рок группы,

внушит раздражение и гнев. Это доказано экспериментально. В одной

из наших работ совместно с Ю.М. Кузнецовым и А.В. Харуто были

обследованы 18 солистов, в т.ч. 6 солистов различных групп тяжелого

рока («Metallika», «AC-DC», «Gorguts» и др.), 5 солистов различных

поп-ансамблей (М. Джексон, «ДДТ» и др.), 8 солистов академическо-

го жанра (Дж. Лаури Вольпи, Ф. Шаляпин, И. Козловский, С. Леме-

шев и др.). Группу аудиторов (10 человек) составили в основном пси-

хологи и музыковеды. Аудиторам давалось задание: прослушать оче-

редной фрагмент в исполнении певца, определить по 10-балльной

шкале характер и степень его эмоциональной выразительности. Ре-

зультаты представлены в таблице 7.

224 В.П. Морозов

Можно видеть, что для группы академических певцов харак-

терны максимальные баллы положительных эмоций и состояний

(радость 3,3 балла, благополучие 4,6 балла и т.п.) и минимальные

баллы агрессивности (0,8), беспокойства (2,3), злости (1,0) и т.п.

Обратная картина наблюдается у солистов тяжелого рока: макси-

мальная агрессивность (6,5), злость (6,7), недовольство (6,4) при ми-

нимальной радости (1,2) и т.п. Группа поп-ансамблей занимает про-

межуточное положение по баллам эмоциональной экспрессивности.

Таблица 7





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 373 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2368 - | 2177 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.