Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Заключение и выводы к главе 4




1. Рассмотрены основные физиологические механизмы взаимо

действия резонаторов с работой гортани и дыхания.

2. Анализ физиологических механизмов колебания голосовых

связок показывает необоснованность нейрохронаксической теории

Р. Юссона и позволяет объяснить все многообразие режимов рабо

ты голосовых связок в свете РТИП, т.е. автоколебательным меха

низмом на резонансной основе (§ 4.3.).

3. Исследования выявили двойную роль дыхательного ап

парата в пении - как «мехов» (пневматическая роль) и как резона

тора (§4.5.). В связи с этим понятие «вдыхательная уста

новка» также приобретает двойной смысл, т.е. как средство

регулирования: а) подсвязочного давления и параллельно б) груд

ного резонанса (§ 4.6.). Исследования указывают при этом на осо

бую роль диафрагмы как важнейшего регулятора резонансных

свойств голосового аппарата и певческого состояния гортани (§ 4.7.).

4. Показано, что триада «дыхание - гортань - резонаторы» об

разует взаимосвязанную целостную систему благодаря на

личию между ее частями как прямых, так и обратных сил

взаимодействия трех типов: а) акустических, б) пневматических и

в) нервно-рефлекторных. Указанные шесть типов взаимодействия

Искусство резонансного пения 2 17

(взаимозависимости) между работой дыхания, гортани и резонато-

ров названы системными связями.

5. При этом особо подчеркивается зависимость гортани и го

лосовых связок от работы как дыхания, особенно диафрагмы,

так и резонаторов, объясняются причины уязвимости гортани,

подверженности ее профессиональным заболеваниям и пути за

щиты от перегрузок.

6. Наличие указанных взаимосвязей в системе «дыхание - гор

тань - резонаторы» является физиологической основой

целостности голосового аппарата певца и вместе с тем обосно

ванием возможности и целесообразности использования в вокаль

ной педагогике методов косвенного (опосредованного) воздейст

вия на работу гортани и голосового аппарата в целом.

7. Методы косвенного, системного воздействия на голосовой

аппарат и особенно на работу гортани, по сравнению с методами

прямого на нее воздействия, имеют физиологически и практически

доказанное преимущество, так как оказывают не местный эффект

на голосовые связки (что приводит к рассогласованию системы), а

влияют на всю систему голосообразования, не нарушая ее целост

ности и согласованности работы в процессе пения.

8. П р и н ц и п ц е л о с т н о с т и г о л о с о в о г о а п п а р а т а п е в ц а

как взаимосвязанной системы «дыхание - гортань - резонато

ры», нашедший физиологическое обоснование в ходе разработ

ки РТИП, ввиду его важнейшего научно-практического значе

ния, следует отнести к числу основных методологических

принципов вокальной педагогики.

218 В.П. Морозов

ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ

Психология пения является наименее

разработанным участком вокально-педа-

гогической теории. В то же время весь

процесс обучения, образования и воспита-

ния неразрывно связан с формированием

психологии певца.

Д. Аспелунд

Психологии пения как науки, к сожалению, не существует.

Иногда упоминают, что психология для певца нужна (воля, на-

стойчивость, память, внимание и т.п.). Это общие психологические

качества, нужные каждому человеку. Нужны они, разумеется, и

для певца. Но это не специальная психология пения. Для ис-

кусства пения нужна не просто психология, нужна психология ов-

ладения и владения резонансной техникой пения. Это спе-

циальная психология. В чем ее сущность и значение? Глава 5

посвящена ответам на эти вопросы.

РЕЗОНАНСНОЕ ПЕНИЕ,

ЭМОЦИИ И ВООБРАЖЕНИЕ

Математическая верность в музыке и

самый лучший голос в музыке мертвенны

до тех пор, пока математика и звук не

одухотворены чувством и воображением.

Ф. Шаляпин. «Маска и душа»

...Тот род явлений, который субъективно

изображается как эмоция, может быть не

только бесполезным эпифеноменом нервного

действия, но способен управлять некоторы-

ми существенными стадиями в научении и в

других подобных процессах.

Н. Винер

Методы эмоционального образного представления певческого

процесса и его терминологического описания (типа «как будто» и

др.), широко распространенные в вокально-педагогической практике,

нередко подвергаются критике как «научно необоснованные», «не-

объективные», «фантастические» и т.п. «Надо категорически изго-

нять из педагогической практики термины, сравнения, аналогии и

т.п., которые не только не имеют ничего общего с наукой, но и прямо

противоречат здравому смыслу» (Павлищева, 1964).

Искусство резонансного пения 219

Критика вызвана рядом причин, но главным образом, действи-

тельно, отсутствием научных обоснований правомочности эмо-

ционально-образной вокальной терминологии и методов типа «как

будто». В связи с этим в данной главе приводится ряд эксперимен-

тально-теоретических обоснований не только правомочности, но и

целесообразности такого рода метафорических методов и терми-

нов (с позиций психофизиологической науки).

Эмоции в пении играют две важнейшие роли: эстетиче-

скую, т.е. как средства музыкально-художественной выразитель-

ности, о чем много говорится и пишется (см., например: Жданов,

1994, 1996), и дидактическую, т.е. как средства формирования

голоса певца, воздействия на вокальную технику (Морозов, 1977,

1982, 1983), о чем говорится мало и практически не пишется в во-

кально-методической литературе. Между тем образ и эмоции

и м е ю т о г р о м н е й ш е е з н а ч е н и е в о в л а д е н и и р е з о -

нансной техникой пения. Это важнейшее психологиче-

ское средство обучения резонансному пению.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 417 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2263 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.