Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воздействия на работу гортани




Слыша, что голос ученика начинает сла-

беть, Усатое наотмашь бил ученика в

грудь и кричал: «Опирайте,... вас возьми!

Опирайте!». Я долго не мог понять, что

это значит - «опирайте». Оказалось, на-

добно было опирать звук на дыхание, кон-

центрировать его.

Ф.И. Шаляпин

У певца может быть самый надежный

слух и лучшие намерения, но если он не умеет

управлять [диафрагматическим] дыханием,

он будет петь нечисто или будет издавать

безжизненные, жалкие звуки.

Э.Карузо

Итак, гортань - «заминированная зона», не терпящая никакого

насилия над ней, никакого вмешательства в ее «внутренние дела»,

т.е. в работу голосовых связок. Что же делать? Объявить эту зону

недоступной какому бы то ни было воздействию со стороны певца

или педагога? Отнюдь нет!

Если прямое волевое вмешательство особенно во внутрен-

нюю работу гортани противопоказано, то существует много мето-

дов непрямого, т.е. косвенного (опосредованного) воз-

действия на ее работу. И методы эти широко используются опыт-

ными вокальными педагогами в своей практике - это воздействия

на гортань со стороны дыхания и резонаторов (артикуляционного

аппарата). Физиологическое обоснование такого воздействия на

гортань было достаточно подробно рассмотрено нами в предыду-

щих разделах. Это прямые и обратные связи гортани с дыханием и

резонаторами (акустические, пневматические и нервно-рефлектор-

ные). Так вдыхательная установка и особенно вдыха-

тельная активность диафрагмы (тонус, натяжение) во время

фонационного вдоха, рекомендуемая мастерами пения (С.Я. Леме-

шев, Е.В. Образцова, Дж. Барра, М. Кабалье, Л. Паваротти, - см. При-

ложение 1), рефлекторно стимулирует расширение гортани, освобож-

дение ее, приводит гортань в активное певческое состояние1.

1 Фонационная активность диафрагмы положительно влияет не только не гортань, но и

н а р е з о н а т о р ы, т а к ж е р е ф л е к т о р н о р а с ш и р я я в с е д ы х а т е л ь н ы е п у т и и п о -

лости, которые служат резонаторами. «Диафрагма, - пишет Е.В. Образцова, - находится как

бы во взвешенном состоянии, но в натяжении. Чтобы понять слово натяжение, приведу

пример с парашютом. Резонаторы - это купол парашюта, а кольцо, что держит стропы, - это и

_________________ Искусство резонансного пения ____________ 213

Параллельно мастера пения рекомендуют ощутить полную

«свободу горла», т.е. не только гортани, но и всех окологортанных

мышц (Ф.И. Шаляпин, М.О. Рейзен, А.П. Иванов), шеи, подбород-

ка, нижней челюсти, а также лица и даже плеч (С.Я. Лемешев,

Е.В. Образцова, Т. Даль Монте, М. Френи, М. Оливьеро и др. -

см. Приложение 1). Это тоже своего рода метод опосредован-

ного освобождения внутренних голосовых мышц гортани,

поскольку они тесно рефлекторно связаны с работой и состоянием

наружных окологортанных мышц.

При этом подчеркивается, что «ненапряженность» не означает

полной расслабленности, дряблости, а означает эластичность, уп-

ругость, готовность к действию (Е.В. Образцова). Об этом писал

еще Ф. Ламперти. Иными словами, здесь, как все в искусстве пе-

ния, нужно чувство меры или, как советовали древние мудре-

цы, - «ничего слишком!».

Оптимальная организация ротоглоточного резонатора, положе-

ние языка, щек, губ, размеров и формы рта как излучателя звука,

степень поднятия мягкого нёба, влияющего на ротовой резонанс и

на степень подключения носового резонирования - все это важ-

нейшие заботы любого профессионального певца и вокального пе-

дагога для достижения наилучшего звучания певческого голоса. И

вместе с тем, все эти артикуляционные, подчас довольно тонкие

настройки и перестройки ротоглоточного и носового резонаторов

сильнейшим образом воздействуют (акустически, пневматически и

рефлекторно, как было показано в предыдущих разделах) и на ра-

боту гортани и голосовых связок, и, таким образом, методы эти

также по праву относятся к методам или способам опосредо-

ванного воздействия на гортань.

Сюда же относятся известные всем певцам приемы использова-

ния разных гласных для округления, осветления звука или наобо-

рот - его затемнения и т.п. (фонетический метод).

Сюда же мы причислим и широко распространенный «метод зев-

ка» и «полузевка», приводящий не только к расширению глотки, т.е.

изменению ее резонансных свойств, но и понижению гортани.

Все перечисленные выше методы, направленные на изменение

объема и формы резонаторов (естественно, для получения наилучше-

го звучания голоса) одновременно и параллельно и естественно, по-

мимо сознания певца (!), воздействуют и на гортань, и на ее внешнее

есть в пении функция диафрагмы». Любопытно, что это высказывание Е.В. Образцовой - свое-

образная интерпретация для многих не ясного понятия «опора звука на диафрагму».

214 В.П.Морозов

положение и работу голосовых связок. По отношению к резонато-

рам певец (особенно при обучении на начальных стадиях под кон-

тролем педагога) оказывает прямое и сознательное воздействие,

а по отношению к гортани это воздействие оказывается уже опо-

средованным,т.е. сопутствующим и неосознаваемым.

То же самое с дыханием: прямым сознательным (на первых

порах) воздействием на дыхательные мышцы и диафрагму мы

опосредованно регулируем работу гортани.

М. Оливьеро: «Все в пении делается диафрагмой».

И. Корадетти: «Звукоизвлечение - это только игра дыхания».

Таким образом, регуляция работы гортани осуществляется как

бы автоматически помимо воли и сознания певца, заботящегося

только о правильном дыхании и настройке резонаторов. При этих

условиях гортань работает в режиме автоматизированного (нерв-

но-рефлекторным путем) согласования с работой дыхания и резо-

наторов, минуя наше сознание, и тем самым наилучшим образом

обеспечивается принцип целостности.

При попытках сознательно регулировать, например, плотность

смыкания голосовых связок, их натяжение и т.д., т.е. напрямую

вмешиваться в их работу, происходит нарушение согласованного

автоматизма их работы с дыханием и резонаторами, поскольку

гортань не в состоянии повлиять на работу дыхания и резонаторов

в той степени, в какой эти несравненно более мощные мышечные

и их нервно-рефлекторные силы могут повлиять на гортань. В ре-

зультате происходит нарушение целостной слаженной системы

«дыхание - гортань - резонаторы», т.е. нарушение принципа

целостности в работе голосового аппарата певца.

Вот почему все опытные профессиональные певцы и педагоги

избегают направлять сознание певца на гортань, особенно на ее

внутреннюю работу, на тончайшие механизмы вибрации голосо-

вых связок. Единственно, что служит предметом внимания боль-

шинства вокальных педагогов - это умеренно пониженное поло-

жение гортани. Но достигается оно также не прямым указанием

(«Опусти гортань!»), а опосредованным «методом зевка», о

чем мы уже не раз упоминали, т.е. и здесь налицо стремление мас-

теров пения избежать привлечения сознания певца (особенно молодо-

го и неопытного) к работе гортани. К этим психологическим аспектам

РТИП и особенно принципу целостности мы еще обратимся в гл. 5.

Искусство резонансного пения 215

Принцип целостности





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 502 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2471 - | 2262 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.