В акустической части монографии (гл. 3) было показано, что
голосовой аппарат работает как единое целое по принципу духово-
го музыкального инструмента (§§ З.1., 3.2., 3.5.3.). При этом свя-
зующим фактором, объединяющим дыхание, гортань и резонаторы
в систему, является акустическая волна. Но, естественно, го-
лосовой аппарат певца как живой музыкальный инструмент под-
чиняется, кроме чисто механических- акустико-пневматических,
еще и физиологическим закономерностям.
Физиологические основы целостности голосового аппарата певца
рассмотрены в главе 4. Как показано в §§ 4.8.1., 4.8.2. и 4.8.3., целост-
ность голосового аппарата певца обусловливается наличием тесного
функционального взаимодействия между всеми его основными час-
тями (дыхательный аппарат, гортань и резонаторы).
При этом впервые показано, что все силы указанного взаимо-
действия, во-первых, имеют двустороннюю направленность:
прямые (активные) и обратные (реактивные), а во-вторых, раз-
личаются по своей природе (акустические, пневматические и реф-
лекторные), т.е. имеют полимодальную природу.
Целостность голосового аппарата проявляется в том, что в этой взаи-
мосвязанной системе (дыхание - гортань - резонаторы) воздействие на
какую-либо из ее частей немедленно отражается на работе двух других,
благодаря наличию связующих факторов, т.е. системных связей.
Таким образом, голосовой аппарат певца как живой музыкаль-
ный инструмент устроен более сложно, чем труба или орган. В нем
помимо акустических и пневматических сил взаимодействия су-
ществуют чрезвычайно разнообразные силы нервно-рефлек-
торных связей между дыханием, гортанью и резонаторами. Бо-
лее того, даже акустические и пневматические силы в голосовом
аппарате, хотя и существуют как определенные факторы взаимо-
действия между его частями (§§ 4.8.1., 4.8.2., 4.8.3.), тем не менее
находятся под постоянным контролем и регулирующим влиянием
нервно-рефлекторных сил. Это качественно отличает работу наше-
го живого музыкального инструмента от неживого механического.
Регулирующая роль нервно-рефлекторных механизмов проявляет-
ся, естественно, не только в работе голосового аппарата певца, но и во
всех формах жизнедеятельности человека, т.е. представляет собой
важнейший фактор целостности нашего организма. Конкретные фи-
зиологические механизмы целостности живого организма (гомеоста-
зиса) изучены в трудах наших крупнейших ученых-физиологов -
И.М. Сеченова (Рефлексы головного мозга), И.П. Павлова (Учение о
Искусство резонансного пения 209
высшей нервной деятельности), А.А. Ухтомского (Учение о доминанте),
П.К. Анохина (Теория функциональных систем) и др. (см. об этом гл. 5).
Принцип целостности голосового аппарата певца не оз-
начает равнозначности всех его частей. Наоборот, каждая из
частей - дыхание, гортань, резонаторы - весьма специфична как по
своей роли в образовании голоса, так и по обратному воздействию на
свою работу со стороны других частей. Ввиду того, что гортань по
праву считается наиважнейшим органом певческого голосообразова-
ния - и это общепризнано, - мы подробно остановились на ее особом
положении в системе певческого голосового аппарата, а именно - на
доказательстве значительной зависимости ее от работы резонаторов и
дыхания, что отнюдь не общепризнано и нередко не учитывается в
вокально-педагогической практике.
4.9.2. Гортань - «заминированная зона!»
...Горло певца должно всегда чувство-
вать свободу и удобство и тогда резуль-
таты будут всегда положительными... Но
когда певец начинает ощущать, что про-
должительное пение утомляет его горло,
значит тут были применены неправильные
методы, неправильное преподавание.
Ф.И. Шаляпин
Гортань должна быть свободной! И ни-
каких фокусов!...
МО. Рейзен
«Заминированной зоной» называл гортань профессор Е.Г. Ольхов-
ский- известный певец и вокальный педагог, заслуженный артист
РСФСР, зав. кафедрой сольного пения Ленинградской государствен-
ной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Чем вызвано такое
метафорическое название, внушающее чувство опасности?
Как показано в предыдущем разделе, гортань - наиболее авто-
матизированная часть голосового аппарата по своему согласова-
нию с воздействующими на нее силами со стороны дыхания и ре-
зонаторов. Анализ акустико-физиологического поведения гортани
в целостной системе показывает, что гортань в еще большей сте-
пени зависит от работы дыхания и резонаторов, чем сама может
повлиять на их работу (хотя и это влияние, несомненно, объектив-
но существует и обнаруживается)1. Это обстоятельство служит
1 Речь идет не об акустическом эффекте, порождаемом гортанью, а о физиологическом
состоянии гортани, обусловливающим ее певческую функцию.
210 _____________________ В. П. Морозов_____________________
физиологическим объяснением хорошо известного опыт-
ным вокалистам факта: гортань чрезвычайно негативно
р е а г и р у е т н а н е п о с р е д с т в е н н о е в т о р ж е н и е в е е р а -
боту, на прямое манипулирование гортанными мышцами и осо-
бенно - голосовыми связками (как средством управления певческим
процессом), к чему, например, упорно призывал СП. Юдин в своем
учебном пособии для певцов (см. об этом более подробно в гл. 5).
Негативность такого рода вторжения в работу гортани выража-
ется, во-первых, в неизбежном ухудшении акустико-эстетических
качеств певческого голоса, а во-вторых, в угрозе повреждения гор-
тани и голосовых связок, поскольку гортань является наиболее
уязвимым звеном во взаимосвязанной триаде (дыхание- гор-
тань - резонаторы). В самом деле, еще никто из певцов не сорвал
диафрагму или брюшной пресс и не повредил резонаторы, хотя из-
вестно, что при сильной активности (вибрации) верхних резонато-
ров у певца может даже возникнуть головокружение. Но сколько
же неопытных (да и не только неопытных!) певцов, не владеющих
совершенной техникой голосообразования, повреждают голосовые
связки, вызывая кровотечение в голосовых мышцах, гематомы, от-
слойку слизистой оболочки, парезы гортанных мышц, приводящих
к фонастении (слабость голоса) и даже афонии (полная потеря го-
лоса)! Современная, да и не только современная фониатрическая
наука в качестве основной причины такого печального явления на-
зывает нерациональную певческую технику голосообра-
зования (Актуальные проблемы фониатрии..., 1998; Василенко,
1975; Ермолаев, Лебедева, Морозов, 1970; Аникиева, 1985; Шам-
шева, 1966; Левидов, 1939; Блюменау, 1914; Wendler, Seidner,
1977; Seidner, Wendler, 1978).
В терминах нашей РТИП- профессиональные (увы нередкие!)
заболевания голосового аппарата певца - есть результат грубого
нарушения принципа оптимального согласования работы гортани
с работой не только дыхания (на что часто указывается), но и ре-
зонаторов (на что практически не указывается) и прежде всего -
игнорирование, точнее, неиспользование певцом благодатной роли
резонаторов как источника «даровой энергии» для голосового
аппарата и защитной роли резонаторов по отношению к
гортани (гл. 3). В общетеоретическом смысле это означает
нарушение принципа целостности работы голосового
аппарата певца.
Все вышесказанное объясняет нам стремление вокальных педа-
гогов и самих певцов (как правило, из числа признанных мастеров
Искусство резонансного пения 2 11
вокального искусства) не вмешиваться во внутреннюю работу гор-
тани (и особенно голосовых связок!), предоставив этой важнейшей
области голосового аппарата как бы полную свободу действий по
производству певческого голоса.
Типичную позицию в этом отношении занимала известный во-
кальный педагог М.В. Владимирова (ученица У.А. Мазетти, сопрано,
профессор Московской консерватории, заслуженный деятель ис-
кусств): «...фиксация внимания певца-учащегося, особенно начинаю-
щего, на значении и тем более на ощущении работы гортани может
повлечь за собой излишнее напряжение этого органа голосообразова-
ния. Поэтому, занимаясь с учениками, Мария Васильевна не гово-
рит о работе гортани, прекрасно понимая, какую важную роль
играет этот орган в пении.
...Именно гортань учащегося обычно непосредственно реагирует
на ошибки и страдает от малейшего упущения педагога.
Голос певца организуется и развивается в теснейшей связи со сво-
бодным ненапряженным дыханием и правильным резонированием»
(цит. по: Кузьмина, 1964; см. Приложение 1).
Как бы вторит М.В. Владимировой обладательница виртуозной
вокальной техники, солистка «Ла Скала» Магда Оливьеро.
Магда Оливьеро: «О гортани никогда не думаю и
считаю это вредным. Мне кажется, самое главное - понять
свою гортань: что ей удобно. Для этого нужна свобода и мягкость мышц
шеи. Тогда гортань сама найдет наилучшую позицию. Я только веду звук
по арке в «маску», к твердому небу, - это главное и основное».
В 1988 году я и профессор Софийской консерватории Констан-
тин Карапетров посетили народного артиста СССР М.О. Рейзена
на его квартире и записали на магнитофон беседу с ним о технике
пения (фрагмент беседы см. в Приложении 1.). Певец много и
охотно говорил об ощущении резонаторов, о дыхании, а на наш
вопрос об ощущении гортани и голосовых связкок он ответил
весьма категорично:
М. Рейзен: «Гортань, безусловно, участвует... Она подвижна, не
зажата. Гортань должна быть расширена и свободна!
И никаких фокусов!.. Не в горле, в резонаторе беру
[fa1 и др. ноты]. Горлом нельзя. Самое страшное - горло. Горло
должно быть освобождено. Оно должно быть мягким. Эта -
труба. Если она сжимается, кончено! Все! Теперь много пев-
цов с горловыми голосами - тенора, баритоны и басы. Это-
искалеченные голоса».
212 _____________________ В.П. Морозов_____________________