Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Три акустико-физиологических механизма




Воздействия резонаторов и дыхания на

Гортань

Несмотря на то, что в гортани имеются анатомо-физиологи-

ческие механизмы для регулирования высоты и спектральных ха-

рактеристик звука (за счет изменения степени натяжения голосо-

вых связок с помощью черпаловидных хрящей или щито-перстене-

видной мышцы, напряжения собственных мышц голосовых скла-

док, регулирования плотности их смыкания и т.п.), колебательный

режим голосовых связок отнюдь не автономная функция гор-

тани, но в значительной степени зависимая от особенностей ра-

боты резонаторов и дыхания.

Рассмотрим в связи в этим, какие конкретные физиоло-

гические механизмы или силы воздействуют на гортань со

стороны резонаторов и дыхания. Всего существует три вида та-

кого воздействия, различающегося по своей физиологической

природе (рис. 64).

' Показано, что жесткость голосовых складок может изменяться в десятикратных пре-

делах при разных режимах фонации (Сорокин, 1985).

Искусство резонансного пения 199

Рис. 64. Схематическое изображение трех

сил, воздействующих на гортань со сто-

роны дыхания и резонаторов и имеющих

разную физиологическую природу: аку-

стическую, пневматическую и нервно-

рефлекторную.

Обозначение сил взаимодействия: ¦

Пн1 - пневматические прямые

Пн2 - пневматические обратные

Ак1 - акустические прямые Ак2 -

акустические обратные HP —

нервно-рефлекторные

Во-первых,- это уже известное нам обратное (реактивное)

акустическое воздействие резонаторов на гортань. Весьма

важно, что оно осуществляется не только со стороны верхних ре-

зонаторов, но и со стороны нижнего, т.е. грудного резонатора. Та-

ким образом, колеблющиеся голосовые связки находятся под

двойным мощным реактивным акустическим воздействием резо-

наторов как сверху, так и снизу. Это сильно влияет на режим их

колебаний, либо усиливая, либо ослабляя амплитуду колебаний, в

зависимости от степени выраженности и фазовых соотношений ре-

зонирующей звуковой волны в верхнем и нижнем резонаторах.

Этот механизм ответствен за формирование в спектре певческого

голоса низкой певческой форманты (см. §§ 3.2.2., 3.5.4.), связан в

ощущением облегчения процесса пения, полной свободы работы

гортани и как бы ее отсутствия (см. Приложение 1).

Во-вторых,- это также известное нам пневматическое

воздействие на гортань, т.е. дыхание, заставляющее голосовые

связки колебаться. Оно также осуществляется не только со сторо-

ны дыхательного аппарата, т.е. снизу, но и со стороны верхних ре-

зонаторов, т.е. сверху, в процессе артикуляции, прежде всего со-

гласных, например смычных М, Н, когда губы и язык практически

полностью перекрывают выходное ротовое отверстие, вследствие

чего в ротовой полости создается на какое-то короткое время (де-

сятки мс) повышенное давление воздуха, что и отражается на ра-

боте голосовых связок. Это было показано мною в специальной

работе путем искусственного повышения давления в ротовой по-

200 В. П. Морозов

лости певца (с помощью специального пневматического устройст-

ва) во время фонации различных гласных. При этом оказалось, что

частота колебаний голосовых связок при повышении давления в

ротовой полости понижается, вплоть до полного прекращения ко-

лебаний, в зависимости от уровня и скорости (резкости) повыше-

ния внутреротового давления (рис. 65).

I

Рис. 65. Зависимость частоты колебаний голосовых связок (Гц) от величины искусст-

венно изменяемого воздушного давления в ротовой полости (мм водн. ст.). /. //-исп.

Ю.Ч.,///-исп. В.М., IV -исп. В.П.

Данный феномен объясняется зависимостью частоты колебаний

голосовых связок от градиента воздушного давления на уровне го-

лосовой щели, т.е. разницы между величинами подсвязочного и

надсвязочного давления1.

1 Указанный опыт был проведен мною с целью экспериментальной проверки известных

утверждений, о якобы полной независимости частоты колебаний голосовых связок от силы

подсвязочного давления, приведенных Р. Юссоном в качестве доказательства выдвинутой

им нейрохроноксической теории.

Искусство резонансного пения 201

Эта закономерность проявляется даже в условиях естествен-

ного пения, т.е. без какого-либо искусственного изменения дав-

ления в ротовой полости. С помощью современных точных ком-

пьютерных методов мы наблюдаем, что даже у квалифицирован-

ных певцов имеет место некоторое, подчас незаметное на слух по-

вышение частоты основного тона (при пении крещендо) и, наобо-

рот, ее понижение при ослаблении голоса (диминуэндо).

Как легко понять, явление это также обусловлено соответст-

вующими изменениями подсвязочного давления, т.е. увеличением

его при усилении голоса и уменьшением при ослаблении. Недаром

поэтому пение данного рода вокальных упражнений - филирова-

ние звука - считается достаточно трудным заданием для вокали-

стов, ввиду необходимости сохранения точности интонации при ее

стремлении к непроизвольным изменениям.

Определенное повышение надсвязочного давления возможно и

при фонации певцом гласных, особенно И и У, которые также значи-

тельно сужают ротоглоточный тракт и ротовое отверстие, что, в свете

вышесказанного, может влиять на режим колебаний голосовых свя-

зок. Именно поэтому опытные певцы стараются эти гласные петь при

достаточно широко открытом рте и не слишком поднимать язык,

держать его на дне ротовой полости. Помимо стабилизирующего воз-

действия на гортань, эти артикуляционные приемы способствуют вы-

равниванию гласных, нивелируя их акустическую и фонетическую

разнокачественность. При этом заметим, что главные певческие ме-

ханизмы сглаживания гласных заключаются в другом (см. §3.3.).

В-третьих, воздействие резонаторов на гортань осуществля-

ется мощным нервно-рефлекторным путем, повышающим

тонус голосовых связок, о чем было сказано в разделах «Индика-

торная функция резонаторов» (§ 3.6.), «Активизирующая функция

резонаторов» (§ 3.7.). При этом рефлексогенными зонами, воспри-

нимающими вибрацию резонаторов, являются области мягкого и

твердого нёба, а также подсвязочные области, содержащие множе-

ство чувствительных вибро- и барорецепторов (Грачева, 1963;

Husson, 1960; Юссон, 1974).

Этот механизм воздействия резонаторов и дыхания на гортань

осуществляется благодаря тому, что все эти три части голосового

аппарата певца связаны между собой миллионами нервных воло-

кон, как непосредственно, так и через центральную нервную сис-

тему (по механизму условных и безусловных рефлексов). Приме-

ром такого нервно-рефлекторного воздействия резонаторов на гор-

тань является повышение тонуса голосовых связок в результате

7—4056

202______________________ В.П. Морозов_____________________

воздействия резонанса звуковых волн в ротовой полости, что при-

водит к сильной вибрации (сотрясению) стенок ротоглоточного ре-

зонатора. Вибрация тканей воспринимается чувствительными

нервными окончаниями и передается в центральную нервную сис-

тему, а оттуда уже идет воздействие на гортань. Это так называе-

мый безусловный, т.е. непроизвольный рефлекс (как мига-

ние от дуновения воздуха в глаз, одергивание руки от прикоснове-

ния к горячему предмету и т.п.). Рефлексогенными зонами1 этого

рефлекса являются области ротовой полости, где в результате фо-

кусирования резонансных волн вибрация оказывается наиболее

сильной: это твердое нёбо около корней зубов (точка Морана), дру-

гие области твердого, а также мягкого нёба и задней стенки глотки

(рис 54) (см. § 3.7. «Активизирующая функция резонаторов»).

Важно отметить, что рефлекторные механизмы воздействия на

гортань осуществляются не только с помощью рефлексогенных

виброчувствительных зон, но и проприорецептивных2 реф-

лекторных влияний. Этот вид воздействия на работу гортани реа-

лизуется, например, при ощущении зевка или полузевка, часто ис-

пользуемого в вокально-педагогической практике для приведения

гортани в певческое состояние. Как справедливо пишет профессор

М.С. Грачева, «этим обеспечивается рефлекторная сонастроен-

ность верхних и нижних резонаторов с голосовыми связками, оп-

ределяющая как начальный этап голосообразования в речи и пе-

нии, так и весь процесс на его протяжении» (Грачева, 1965).

Сильнейшее нервно-рефлекторное воздействие идет на гортань

со стороны дыхательного аппарата. Еще И.М. Сеченовым было

показано, что при вдохе голосовая щель непроизвольно расширя-

ется, а при выдохе несколько сужается, что наблюдается даже в

опытах на животных (Сеченов, 1866). Вдох не только расширяет

голосовую щель, но и расслабляет другие мышцы гортани, осво-

бождая ее от излишнего напряжения. Одновременно при вдохе

рефлекторно расширяются и нижние дыхательные пути - трахея,

бронхи (см. § 4.6., 4.7.).

Важно отметить, что эти расширения и сужения гортани и

всего дыхательного тракта происходят синхронно и рефлек-

торно, т.е. под действием многочисленных нервов, сокращающих

или расслабляющих гортань и дыхательную мускулатуру. Физио-

логически такая связь обусловливается тем, что мышцы гортани,

1 Рефлексогенные зоны - области раздражения, вызывающие те или иные рефлексы.

2 Проприорецепция - мышечная чувствительность, возникающая в результате раздра

жения заложенных в мышцах проприорецепторов (тельца Паччини и др.)

________________ Искусство резонансного пения ____________ 203

трахеи и бронхов иннервируются ветвями одного итого же нерва,

называемого блуждающим (n. vagus) и имеющим как двигатель-

ные, так и чувствительные волокна.

Следует отметить особое воздействие диафрагмы на

гортань. Это объясняется ее тесной нервной связью с гортанью,

поскольку диафрагмальные нервы (их два: правый и левый) берут

свое начало в шейном отделе нервной системы, откуда исходят

также и нервы, регулирующие работу глубоких шейных и около-

гортанных мышц (Тонков, 1953; Воробьев, 1942).

Таким образом, гортань находится в более тесной функциональ-

ной связи с работой диафрагмы, чем даже с другими вдыхательными

мышцами. Поэтому вдыхательная активность диафрагмы

(вдыхательная установка) или, как говорит Е.В. Образцова, опре-

деленное натяжение диафрагмы, обеспечивает не только резо-

нансные свойства грудного резонатора (что было показано в

§ 4.6., 4.7.), но и активное певческое состояние гортани за

счет освобождения ее от излишнего напряжения, и вместе с тем

повышения ее резонансных свойств, что, как мы уже знаем, связа-

но с формированием надгортанного резонатора.

Весьма вероятно также участие диафрагмы в механизмах

з е в к а. Зевание, как известно, есть результат утомления мозга и

уменьшения его кислородного снабжения (вследствие недостаточной

вентиляции легких при длительной обездвиженности, потере интереса

к работе и т.п.). Поэтому зевание направлено прежде всего на обеспе-

чение вентиляции глубоких нижних отделов легких, что и может быть

обеспечено только с участием диафрагмы. При этом зевание

приводит к понижению гортани, о чем хорошо известно как врачам-

ларингологам (см., например, Заседателев, 1935; а также значительно

более ранние фундаментальные работы Геллата, которые приводит

Ф.Ф. Заседетелев и др.), так и вокальным педагогам, широко исполь-

зующим этот прием в вокально-педагогической практике (состояние

зевка или полузевка). Улучшение певческой активности гортани при

зевке объясняется не только ее понижением, но и улучшением усло-

вий работы щито-перстеневидной мышцы, сокращение которой при-

водит к наклону щитовидного хряща вперед и дополнительному на-

тяжению голосовых связок (дополнительно к натяжению их черпало-

видными хрящами). Механизм этот связан с прикрытием при фор-

мировании верхних нот диапазона певческого голоса. Помимо этого

зевок приводит к существенному изменению объема и формы верхних

резонаторов, расширяет глотку, понижает корень языка и т.д. Мастера

пения также широко пользуются приемом зевка (см. высказывания

Т. Даль Монте: § 4.2., Н. Гяурова: Приложение 1 и др.).

Таким образом, мы видим, что гортань не автономна в своей рабо-

те. Дыхание и резонаторы оказывают на гортань и голосовые связки

204 _____________________ В.П. Морозов_____________________

мощное воздействие, сильно видоизменяющее их работу. Мы рас-

смотрели три вида такого воздействия: акустическое, пнев-

матическое и рефлекторное. Эти физиологические механиз-

мы являются основой опосредованного воздействия на работу горта-

ни с помощью дыхания и резонаторов, что используется в вокально-

педагогической практике грамотными вокальными педагогами.

Гортань - особое звено





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 541 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2332 - | 2057 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.