В целостной системе голосового аппарата гортань с голосовы-
ми связками занимает особое положение. Обычно подчеркивается
ее главенствующая роль как важнейшего певческого органа, и это
совершенно справедливо и очевидно. Однако рассмотрение роли
гортани как составной части общей системы голосового аппарата
певца выявляет и ряд других ее особенностей, так сказать, сис-
темного характера. Особенности эти касаются как поведения
гортани в целом (§ 4.2.), так и, главным образом, - колебательной
функции голосовых связок.
Подчеркнем кратко эти особенности.
• Первая особенность. Как было показано выше, колебательный
режим голосовых связок зависит не только от собственной работы
гортани (ее внутренних и наружных мышц), определяющей сте
пень натяжения голосовых связок, плотность смыкания и т.п., но и
от характера воздействия со стороны дыхания и резонато
ров. Эта особенность гортани, свидетельствующая о ее далеко не
абсолютной самостоятельности по производству высоты, силы и
тембровых характеристик голоса, была рассмотрена в §§ 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.3., 4.8.
• Вторая особенность состоит в том, что гортань расположена
между резонаторами и дыхательным аппаратом, чем объясняется
значительная сила воздействия на голосовые связки со сторо
ны этих органов (одновременно снизу и сверху). В частности, в
§§ 3.5.3., 3.5.4., 4.8.2. показано, что колебательный механизм голо
совых связок существенно зависит от соотношения реактив
ных (резонансных), т.е. акустических сопротивлений в верхнем
и нижнем резонаторах, равно как и от разницы между надсвязоч
ным и подсвязочным давлением воздуха (т.е. от градиента воз
душного давления на уровне голосовой щели). Попутно еще раз
подчеркнем в связи с этим разницу между реактивным резонанс
ным, т.е. акустическим сопротивлением голосового тракта, и
сопротивлением воздушному потоку (дыханию), т.е. пневмати-
________________ Искусство резонансного пения ____________ 205
ческим сопротивлением. Явления эти совершенно разные по
своей биофизической природе, и отождествление их (о чем иногда
приходится слышать и даже читать в методических работах) явля-
ется совершенно неверным.
• Третья особенность. Воздействие дыхания и резонаторов на
голосовые связки может носить как положительный, так и от
рицательный характер. Так, форсированное дыхание может
легко травмировать голосовые связки, и гортань бессильна проти
водействовать этому. Это пример отрицательного воздействия ды
хания, о котором предупреждал еще М. Гарсиа: «Грудь имеет назна
чение питать голос воздухом, но не толкать его и не выпихивать».
Вдыхательная установка и особенно активность диа-
фрагмы обеспечивает комфортабельность работы гортани, но не
только путем оптимизации пневматических сил воздействия
на гортань, но и активизации резонансных свойств голосового
тракта (§§ 4.5., 4.6., 4.7.), выполняющих защитную роль по от-
ношению к голосовым связкам.
Но резонаторы могут также поставить гортань и в тяжелые усло-
вия путем неоптимальной настройки и сонастройки верхних и ниж-
них полостей. Что такое чрезмерно глубокий звук или, как иногда го-
ворят, «загнанный в ноздрю» или «в затылок», или «опрокинутый»,
по выражению Е.А. Муравьевой (учителя И.С. Козловского), или звук
«плоский», «белый», «вульгарный»? Это ведь тоже работа резонато-
ров. А каким способом можно сконцентрировать звук, вывести его
наружу, сделать близким и полетным? За все это ответственна опти-
мальная настройка резонаторов, обеспечивающая положительное
воздействие на гортань и эффективность работы голосового аппарата
в целом путем повышения его КДП (§§ 3.2., 3.3.).
• Четвертая особенность. Гортань по сравнению с дыхательным
аппаратом и резонаторами орган достаточно маленький и вместе с
тем весьма сложно устроенный, состоящий из множества мелких
мышц и хрящей, с очень сложной системой иннервации, идущей
из разных отделов нервной системы. Эта анатомо-физиологиче
ская особенность приводит к тому, что внутренняя работа гортани
чрезвычайно плохо анализируется и осознается. Мышеч
ные чувства И.М. Сеченов вообще назвал «темными» ввиду их
неясности, неотчетливости. Тем более это относится к работе мел
ких мышечно-хрящевых образований гортани.
В этом смысле работа более крупных частей артикуляционного
аппарата (язык, губы, щеки, мягкое нёбо, глотка), обеспечивающих
настройку верхних резонаторов, а также более крупных дыхатель-
206______________________ В.П. Морозов_____________________
ных мышц (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы),
сильнее подвержена сознательному контролю и регулированию,
чем внутренняя работа гортани и голосовых связок. К тому же и в
самих голосовых связках весьма мало чувствительных рецепторов,
иначе вибрация их даже в процессе обычного разговора была бы для
нас сущим наказанием ввиду сильных раздражающих ощущений.
Артикуляционный аппарат (язык, щеки, губы, мягкое небо, глотка),
служащий не только для пения, но и для речи, снабжен множеством чув-
ствительных и двигательных нервов, связанных с центральными корко-
выми отделами мозга («речедвигательный» анализатор по И. П. Павлову).
Ре чь - эт о произвольный и осознаваемый процесс, связанный
с мышлением и сознанием. Благодаря связи со специфическими речевы-
ми нервными центрами («речедвигательный» центр Брока в левой лобной
доле и речевоспринимающий центр Вернике в левой височной доле), ра-
бота артикуляционного аппарата весьма точно дифференцируется и осоз-
нается (мы точно можем определить, в каком положении у нас находится
язык, губы, нижняя челюсть и т.п.). Это, в частности, служит основой для
исправления недостатков речевых звуков в логопедии и, конечно же, ши-
роко используется в вокальной педагогике. Что же касается нарушений
работы голосовых связок, например при различного рода дисфониях (фо-
настения, афония и др.), то врачам-фониатрам хорошо известны трудно-
сти восстановления их нормальной работы по разным причинам, в том
числе и по причине плохой подконтрольности нашему сознанию и воле-
вому регулированию внутренней работы гортани.
• Наконец, пятая особенность является результатом всех преды-
дущих и состоит в том, что голосовые связки работают у певца в
режиме автоматизированного (автоколебательного) и в зна-
чительной степени подсознательного взаимодействия с
работой дыхания и резонаторов.
И наша способность к произвольному регулированию высоты, тем-
бра и силы звука в пении есть не что иное, как результат сложно ско-
ординированной работы всех трех частей голосового аппарата - дыха-
ния, гортани и резонаторов - как единой целостной системы.
Автоколебательная природа работы голосовых связок вытекает
также из миоэластической теории, объясняющей их колебательную
функцию как результат взаимодействия упругих сил голосовых связок
с воздушным потоком из легких. Несостоятельность выдвинутой
Р. Юссоном нейромоторной теории колебания голосовых связок, яко-
бы происходящих под действием нервных импульсов из моторных
центров мозга, была аргументирована в § 4.3. Это не означает, однако,
отрицания важнейшей роли нервной системы в регулировании часто-
ты колебаний голосовых связок. Но роль эта заключается не в «подер-
гивании» мышц голосовых складок с частотой основного тона, как ут-
верждал Юссон, а в создании таких миоэластических условий в
Искусство резонансного пения 207
гортани (путем изменения силы, жесткости натяжения, плотности
смыкания голосовых связок, изменения длины их вибрирующей части
и т.п.), при которых гортань во взаимодействии с дыханием и
резонаторами и способна издавать звуки разной высоты.
Высказанное в свое время Фантом (1964) в ходе критики теории
Юссона положение о роли эффекта Вернули' (в поддержку миоэла-
стической теории) хорошо согласуется с новыми экспериментальными
данными об участии слизистой оболочки голосовых связок в их коле-
бательных движениях (Максимов, 1987).
Выдвигаемое нами в рамках РТИП представление о важной ро-
ли амплитудно-фазового взаимодействия резонансов в надсвязоч-
ной и подсвязочной полостях голосового тракта певца, облегчаю-
щего автоколебательный процесс голосовых связок (голосовые
связки как бы опираются на соклолеблющийся с ними резони-
рующий столб воздуха в верхнем и нижнем резонаторах), является
аргументом в пользу автоколебательной природы поведения
голосовых связок в пении (§§ 3.5.3., 3.5.4.).
И подчеркнем еще раз весьма важное условие:
автоколебательный режим голосовых связок осуществляется
при обязательном взаимодействии с работой дыхания и
резонаторов, оказывающих на амплитудно-частнотные характе-
ристики колебаний голосовых связок значительное
регулирующее воздействие, то есть фактически участвующих в
формировании звуковысотных и энергетических характеристик
певческого голоса.
ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ