КАК СИСТЕМА
Дыхание, гортань и резонаторы - это, как известно, три основные
части голосового аппарата, работающие в тесном взаимодействии
друг с другом и представляющие собой единую систему.
Возникает законный вопрос: какие силы связывают эти части в
единое целое? Каковы физиологические механизмы, объединяющие
дыхательный аппарат, гортань и резонаторы певца в одну
функциональную систему для целей певческого голосообразования?
Вопрос далеко не праздный, поскольку дыхательный аппарат
возник в процессе эволюции отнюдь не для пения, а для обеспече-
ния организма кислородом. И лишь потом, спустя миллионы лет, он
стал «по совместительству» служить и целям голосообразования.
Гортань также изначально возникла как орган защиты нижних
дыхательных путей от попадания, например, пищи, воды и т.п. То
же самое резонаторы - это прежде всего воздухоносный дыхатель-
ный тракт, по которому движется воздух в легкие и обратно, а в
верхней части - еще и тракт для поступления пищи. Мало того -это
еще и «помещение» для первичной ее обработки с помощью зубов,
языка, глотания (отсюда «глотка») и т.п. И лишь потом, опять-таки
через миллионы лет, эти органы стали служить нам уже
дополнительно и для голосообразования, приспособившись для речи
и пения.
Приспособление это оказалось удивительным, поскольку счи-
тается, что голосовой аппарат не очень-то эффективный акустиче-
Искусство резонансного пения 195
ский орган. И это действительно так, ибо КПД его в речевом ре-
жиме работы составляет ничтожные доли процента (по данным
Ван ден Берга, например). Между тем лучшие певцы способны
извлекать из своего голосового аппарата звуки поразительной
силы и восхитительной красоты. Как это им удается? Происхо-
дит это, как мы уже знаем, за счет максимального исполь-
зования резонаторов и конечно же- за счет наиболее эф-
фективного взаимодействия их с работой гортани и дыхания.
«Здесь весь секрет!», - как говорит Е.В. Образцова (и другие вели-
кие певцы; см. Приложение 1).
Здесь существует две проблемы.
Во-первых, как сам певец представляет и ощущает это взаимодей-
ствие резонаторов и дыхания (о гортани великие предпочитают умал-
чивать). Это субъективная психологическая и очень важ-
ная (!) сторона вопроса. О ней мы поговорим в следующей главе.
Во-вторых, как это взаимодействие осуществляется в действи-
тельности, т.е. с точки зрения объективных акустико-
физиологических закономерностей. Обратимся к де-
тальному изучению этого вопроса.
Традиционно связь дыхания, гортани и резонаторов рассматри-
валась упрощенно: дыхание воздействует на голосовые связки, а
голосовые связки, порождая звук, воздействуют на резонаторы,
возбуждают их (см. рис. 62). Какие-то обертоны усиливаются, ка-
кие-то заглушаются, и в результате мы говорим или поем. При
этом добавляется, что гортань заведует силой, высотой и тембром
в зависимости от плотности смыкания голосовых связок. Секрет
прост - говорите и пойте на здоровье.
Такое упрощенное представление было характерно для раннего
периода формирования теории голосообразования со времен
М. Гарсиа и Г. Гельмгольца (середина XIX столетия). Но, как ни
странно, такую схему можно встретить еще и сегодня в руково-
дствах по речи и пению. Отметим кратко три ее основные особен-
ности (по характеру связей между дыханием, гортанью и резона-
торами, - см. рис. 62).
Во-первых, связи между частями голосового аппарата в этой
упрощенной схеме носят однонаправленный характер, т.е.
воздействие направлено в одну сторону: от дыхательного аппарата
к гортани и от гортани к резонаторам.
Во-вторых, связи эти одномодальные по характеру воздей-
ствующей силы: от дыхания к гортани действует только одна си-
ла - воздушное давление (назовем эту связь пневматической),
196 В. П. Морозов
а от гортани к резонаторам- звуковая волна, т.е. связь акусти-
ческая и тоже только одна.
В-третьих, какой-либо прямой связи резонаторов с дыханием в этой
упрощенной схеме не предусмотрено (контур схемы не замкнут).
Рис. 62. Схема традиционного упрощенного представления связей резонаторов (рез.) с
гортанью (горт.) и дыханием (дых.). Силы этих связей однонаправленные, прямые и
одномодальные.
Рис. 63. Схема связей резонаторов с гортанью и дыханием согласно РТИП. Связи дву-
сторонние, т.е. прямые и обратные, и разномодальные, т.е. разнохарактерные по своей
физиологической природе.
Обозначение сил взаимодействия:
Пн1 - пневматическое прямое воздействие (дыхание); Ак1 - акустическое прямое воздействие
1 - силы прямого воздействия; 2 - силы обратного (реактивного) воздействия