Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Почему XVIII в. называют «Веком Просвещения?




Могучее и влиятельное интеллектуальное течение, извес­тное как Просвещение, охватило большинство европейских стран и до сих пор будоражит умы и вызывает неоднознач­ные оценки. Одни восхищаются глубиной и силой воздейст­вия идей просветителей, другие предпочитают подчеркивать «ограниченность просветительства», ссылаясь на его пре­словутую «рассудочность», которая сдерживала творческие порывы и отрицательно сказалась на искусстве. Третьи не могутпростить эпохе Просвещения иллюзии, связанные с линейной схемой исторического прогресса, наивность в от­ношении европейских самодержцев, решивших выступить под флагом «просвещенного абсолютизма». Не будет пре­увеличением сказать, что вопрос о Просвещении и просве­тительстве остается пробным камнем для всякого направления общественной мысли, для всякого культурно-исторического движения, художественного течения.

Под эпохой Просвещения принято понимать период в ис­тории Европы, хронологически заключенный между буржу­азными революциями в Англии (середина XVII в.) и Фран­ции {конец XVIII в.), отличающийся становлением, расцветом и кризисом целого комплекса идей, обществен­ных настроении, форм исторического поведения и эстетичес­ких пристрастий. Это сложное явление было антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским по по­литической программе, отражая более или менее осознан­ные идеалы всего третьего сословия (последнее включало финансистов, торговцев, предпринимателей, ремесленников, крестьян, людей свободных профессий). При всех различи­ях между ними, просветители исходят из того, что все не­счастья и несправедливости происходят от невежества, и только просвещение народа и его правителей может привес­ти к созданию справедливого общества. Именно поэтому так ценились знания и разум. Именно поэтому особое внимание уделялось вопросам педагогики и борьбе против мракобе­сия, суеверий и диктата церкви. Отмеченные особенности в конечном итоге обусловили и само название эпохи.

Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции в 20—80 гг. XVIII в. Выдающиеся философы, пи­сатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду просветителей, не знавшую равных в Европе. Их идеи популяризировали многочисленные авторы «второго плана», благодаря чему новая система ценностей получила широкое распространение. Этому способствовало и то, что просветительское движение во Франции развивалось в усло­виях нараставшего кризиса «старого порядка», вызывало радикальные изменения в умонастроениях, духовно готови­ло великую революцию конца века. Именно в XVIII в. наи­более отчетливо проявилось сознание необходимости соци­альных и политических преобразований, зазвучала мысль о том, что природа и общество должны строиться на естес­твенных законах, были сформулированы конкретные поли­тические требования.

Мыслителей, ученых XVIII в. отличало стремление сис­тематизировать и углубить знание о природе, перейти от констатации зависимости между явлениями природы к ус­тановлению количественных соотношений между ними. Экс­периментальные исследования стали приобретать все боль­шее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В XVIII в. в ведущих евро­пейских странах уже имелись академии наук, выходили спе­циальные научные издания, организовывались научные эк­спедиции. В 1751 г. начала выходить знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Дидро и Д'Алам­бера, ярко выразившая тенденцию к подведению общих ито­гов в области науки и техники, желание создать строгую, законченную картину мира.

Открытия в области астрономии, механики, физики, хи­мии, геологии, биологии позволили заменить технологичес­кие представления о мире научными, хотя и не выходящи­ми за пределы метафизического материализма. Новые идеи неизбежно затронули и общество в его прошлом и настоящем.

Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеции и дру­гие предприняли попытку разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула «свобода, гражданское равенство, собствен­ность» до сих пор не потеряла своей актуальности, так же, как и идея народного суверенитета, народного представи­тельства и прямого народоправства. Появилось понятие ис­торической закономерности, капитала, производительного и непроизводительного труда, объективных экономических за­конов.

Во второй половине XVIII в. наметились серьезные сдви­ги в общественном отношении к религии. Получил распрос­транение деизм. Многие просветители разоблачали нелепос­ти и противоречия Библии, жульничество и «чудеса», стяжательство и жестокости священнослужителей, критико­вали папство, иезуитов и католическую церковь в целом, призывали к веротерпимости.

Результатом развития естественных и гуманитарных наук, критических сочинений просветителей стал рост антиклери­кальных настроений и религиозного свободомыслия, сопро­вождавшийся секуляризацией общественно-политической и культурной жизни в передовых странах Европы Начинает формироваться новое понимание нравственности, согласно которому добродетель сводилась не к использованию цер­ковных предписаний ради «спасения души», а заключалась в стремлении к «общему благу» и прогрессу человечества, все чаще понимавшемуся как «царство разума». В ряде стран ограничили деятельность церковных судов и инквизиции, церковную структуру заменили государственной, сократили число монастырей, приступили к регулированию деятель­ности церкви с помощью законов. Распространились свет­ские школы, в которых церковь уже не доминировала, а содержание образования определялось состоянием науки. Вслед за ними появились и светские вузы.

Отмеченные особенности и привели к тому, что XVIII в., вошел в историю как Век Просвещения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 727 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.