Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические идеологии прошлого и Современности 2 страница




Ярким представителем последнего направления был Антонио Грам­ши, попытавшийся восстановить значение человеческой субъективности (сознания) как одного из важнейших положений марксизма.

 

ГРАМШИ (Gramsci), Антонио (1891, Алее, о. Сар­диния— 1937, Рим) — итальянский мыслитель, раз­работавший оригинальную концепцию марксизма, ко­торую во многом восприняли итальянские левые; по­литический деятель, один из основателей Итальянской компартии. Автор многих работ по истории, философии, куль­туре (12-томное собр. соч.), среди которых выделяют­ся: «Тюремные тетради» (основной труд, написанный взаключениис 1929 по 1935 г.; 1-я публ. —1948-1951); «Письма из тюрьмы» (около 500; 1-я публ. — 1947). Вклад в развитие политической мысли. Грамши разрабатывал ряд фило­софских, политологических и социологических проблем, среди которых: теория гегемонии; специфика государства и аражданского общества; роль интеллектуа­лов в обществе; стратегия революционного действия в современных условиях и т.д. Он творчески развивал политико-философскую сторону марксизма, рас­ширяя или преодолевая рамки классического первоисточника. Теоретик выдви­нул идею, что история — это не развитие производительных сил, а конкуренция гегемонии или антагонистических культурных моделей, причем не обязательно связанных с экономикой. По Грамши, марксизм есть практика, но не статичная доктрина, ибо реальность постоянно опровергает многие положения Маркса.

 

Годами раньше большое влияние на марксистские круги таких теоре­тиков, как Карл Каутский (1854-1938) и Георгий Валентинович Плеха­нов (1856-1918), привело к созданию ряда идеологических группировок. Они переоценивали объективные условия капитализма (экономизм) и рас­сматривали человеческую субъективность как простое проявление глубо­ких экономических процессов. Их последователи теоретизировали и в период активной интеллектуальной деятельности итальянского философа. Грамши спорил с этими идеологами марксизма, поскольку прежде всего интересовался ролью идей и сознания. Его подход содержал отрицание эко­номизма, более тонкое понимание отношений между идеологией и созна­нием, акцент на автономии государства, новую интерпретацию роли интеллектуалов в классовой борьбе.

По Грамши, частная собственность — необходимое, но недостаточное основание для капиталистического господства. Значение же государства как альтернативной арены борьбы неуклонно растет по мере развития обще­ства. Он расширил концепцию власти, включив в нее множество институ­тов, которые канализируют властные отношения: образование, парламент, суд, средства массовой информации, т.е. все виды деятельности и инициа­тив, формирующие аппарат политической и культурной гегемонии правя­щего класса. Поэтому борьба за сознание людей столь же значима, как и борьба за собственность на средства производства.

 

Государство включает [в себя] весь комплекс политической и теоре­тической деятельности, с помощью которой правящий класс не только узаконивает и поддерживает свое господство, но и управляет полу­чением активного согласия со стороны управляемых.   А. Грамши,«Тюремные тетради»  

Придав классовой борьбе более широкий и «органический», чем у Мар­кса и его строгих последователей, смысл, Грамши подчеркнул возрастаю­щую роль интеллектуалов в революционной деятельности. Никакая рево­люционная организация без интеллектуалов невозможна, значит, полити­ческая сплоченность любой из них предполагает соответствующий уровень идеологического единства, при котором партия, интеллектуалы и массы ус­танавливают между собой «органические» отношения.

В марксистской тенденции идеологии социализма радикальнее всех остальных был большевизм. В виде партии и течения политической мыс­ли он возник в 1903 г. после раскола на II съезде РСДРП на большевиков во главе с Лениным и меньшевиков во главе с Л. Мартовым (1873-1923).

 

ЛЕНИН(Ульянов), Владимир Ильич (1870, Сим­бирск — 1924, иос. Горки) — марксист; политический мыслитель — теоретик большевизма и основатель со­ветского коммунизма; политический деятель — прак­тик социалистической революции в России, основа­тель Советского государства. Экстерном окончил в 1891 г. юридический факультет Петербургского уни­верситета (в 1887 г. за участие «в студенческих бес­порядках» был отчислен из Казанского университета, арестован и сослан). Примкнул к марксистам в 1888 г. В 1895 г. объединил марксистские кружки Петербурга в «Союз борьбы за осво­бождение рабочего класса». За революционную деятельность в том же году был арестован и сослан в Сибирь. По окончании ссылки в начале 1900 г. уезжает за границу, где совместно с Г.В. Плехановым создает общероссийскую марксист­скую газету «Искра». На 11 съезде РСДРП (июль — август 1903, Брюссель — Лондон) создал партию большевиков — «марксистскую партию нового типа». С декабря 1907 г. находился в эмиграции (Франция, Швейцария и др. европей­ские страны), активно участвуя в большевистском партстроительстве. Уже после февральской революции в апреле 1917 г. возвратился в Санкт-Петербург и воз­главил подготовку к вооруженному восстанию с целью захвата власти партией большевиков. Па втором Всероссийском съезде Советов (ноябрь 1917) был из­бран председателем рабоче-крестьянского правительства— Совета народных комиссаров. Инициировал создание в 1919 г. Коммунистического Интернацио­нала. С 1922 г. тяжело болел, с февраля 1923 г. больше не писал. К числу известных работ Ленина относятся: «Развитие капитализма в Рос­сии» (1899); «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902); «Шаг вперед, два шага назад» (1904); «Материализм и эмпириокритицизм» (1908); «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908); «Памяти Герцена» (1912); «Три источника и три составных части марксизма» (1913); «О лозунге Соеди­ненных Штатов Европы» (1915); «Империализм как высшая стадия капитализ­ма» (1916); «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и зада­чи пролетариата в революции» (1917); «Детская болезнь «левизны» в комму­низме» (1920); «О значении воинствующего материализма» (1922) и т.д. Вклад Ленина в развитие политической мысли заключается в развитии учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, в углублении с позиции марксизма представлений о происхождении, сущности и функциях государства. Как теоретик и практик революционного движения, Ленин в принципе раз­делял фундаментальное положение доктрины Маркса, согласно которому ни одна общественная формация не проявляется ранее, чем созревают условия ее существования в недрах старого общества. Однако в эпоху вступления капита­лизма в империалистическую стадию развития переход к новому обществу воз­можен в наиболее слабом звене капиталистических государств. Первая миро­вая война поставила Россию на грань национальной катастрофы (в т.ч. благо­даря деятельности различных радикалов), создала благоприятные условия для завоевания политической власти пролетариатом революционным путем. В своей работе «Государство и революция» Ленин подчеркивал, что политическое гос­подство пролетариата, опирающегося непосредственно на возмущенную силу масс, является необходимым условием и главным результатом победы социа­листической революции. Государственная власть, устанавливаемая в результа­те ликвидации капиталистического строя и слома буржуазной государствен­ной машины, — диктатура пролетариата. Пролетариат должен использовать свою власть для подавления сопротивления буржуазии, организации нового уклада хозяйства, для руководства громадной массой населения (крестьянством, мелкой буржуазией). Направляющей и мобилизующей силой в системе дикта­туры пролетариата является марксистская партия В Ленине сочетались качества политического мыслителя и аналитика, а так­же чрезвычайно успешного политического технолога, оказавшего огромное влияние на ход истории XX в. Ленинизм, в свою очередь, как общественная практика характеризуется воинственной непримиримостью, отсутствием готов­ности к переговорным процедурам, согласованию, компромиссам.

 

Большевиков отличал максимализм в отношении ко всем сторонам жизни, обусловленный истовой верой в безусловное преимущество рево­люции перед эволюцией и реформами. Выступая за «плебейскую» распра­ву над отжившим строем, большевики стояли на позициях безоговорочно­го революционного насилия. Их идеологи выдвинули тезис о классовом характере царистского Российского государства, которое должно быть унич­тожено и заменено демократией советов или демократическим централиз­мом. Они объясняли социальные и политические взаимосвязи с помощью диалектического метода как единственной основы политического развития, полностью следуя в этом за Марксом.

 

Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому пе­риоду соответствует и политический переходный период, и государ­ство этого периода не может быть не чем иным, кроме как революци­онной диктатурой пролетариата.   К. Маркс, «КритикаГотской программы»  
Обратите внимание Когда Плеханов выска?ался на II съезде РСДРП, что ради успеха рево­люции социал-демократы могут, придя к власти, временно пожертво­вать всеобщим избирательным правом и политическими свободами вплоть до разгона парламента в случае невыгодного для них исхода выборов, — то это заявление почти не вызвало протеста среди делега­тов. Тем самым еще в 1903 г. он предвосхитил события после 1917 г.

 

От других представителей социал-демократизма большевиков отлича­ла и приверженность идее об особой «авангардной» роли коммунистичес­кой партии нового типа, впервые сформулированной Лениным в работе «Что делать!». Смысл его концепции заключается в следующем:

— рабочий класс в состоянии собственными силами выработать лишь тред-юнионистское сознание, а сознание социалистическое вносится в него выражающей его интересы партийной интеллигенцией;

— членство в партии означает непременное личное участие в одной из партийных ячеек, чтобы отделить «работающих» от «болтающих», ибо партия — это централизованная нелегальная организация, объединяющая профессиональных революционеров;

— партия как передовой отряд должна быть немногочисленной, ее члены должны быть скованы «железной» дисциплиной;

— централизм важнее демократизма, потому партия строится на прин­ципах обязательного исполнения решений центра рядовыми членами и по­дотчетности центра перед ними.

Важным элементом большевизма стала также идея Ленина о гегемо­нии пролетариата, которую он рассматривал как условие продвижения по пути буржуазной революции дальше того рубежа, который приемлем для «либеральной буржуазии». Это позволило бы полностью выполнить про­грамму-минимум РСДРП — минуя конституционную монархию, перейти к революции социалистической.

По сравнению с Лениным Плеханов оказался более умеренным; он считал, что большевизм отличало пренебрежение к «профессорской науке», склонность к «невероятному дару упрощения». Вместе с тем, учитывая ус­тремленность к революции, именно максималистское, черно-белое виде­ние действительности способствовало предельной конкретизации ситуации. Поддержку своему курсу большевики обеспечили соединением утопичес­ких, прагматических и демагогических элементов идеологии с очень про­стыми лозунгами, созвучными массовым настроениям в период Первой мировой войны, — требованиями мира, земли, уравнительной справедли­вости и передела собственности.

В работе «Государство и революция» Ленин наметил основные прин­ципы формирования и действий новой государственной власти в России: нужна диктатура пролетариата, а старое государство как «диктатура бур­жуазии» подлежит разрушению. Раз сущностью новой власти станет по­давление «меньшинства», то был предложен «ряд изъятий из свободы по отношению к угнетателям, эксплуататорам, капиталистам». Поскольку со­гласно Марксу государство неизбежно отомрет, то большевики поспешили ликвидировать многие атрибуты как буржуазного государства (разделение властей, политические свободы, всеобщее избирательное право), так и вся­кой государственности вообще (профессиональная армия, полиция, чинов­ничество). Функции государственного управления должны быть доступ­ными для всех трудящихся. Ленинская теория государства по сути исклю­чала всякую возможность компромисса, прежде всего идеологического, с другими партиями.

Было бы изрядным упрощением считать Ленина сторонником только насильственных методов. Его приверженцы действительно полагали, что «освобожденный народ» не нуждается ни в государстве, ни в управлении, ни в дисциплине. Анархистские идеи М.А. Бакунина и Фердинанда Ласаля (1825-1864) были популярны в люмпенизированной (т.е. деклассиро­ванной) среде, выходцы из которой заняли государственные должности. Известно, например, что ленинский призыв на III съезде комсомола «учиться производству, искусству управления» разочаровал большинство делегатов своей прозаичностью на фоне массовых грез о мировой революции. Серь­езно противодействовали большевики и началу новой экономической по­литики (НЭПа), предполагавшей широкое развитие кооперативной деятель­ности. Это было время пересмотра Лениным «всей нашей точки зрения на социализм». Он отошел от лозунгов мировой революции, выступив за мир­ное сосуществование социализма и капитализма, стал рассматривать «со­циалистическую» экономику как часть мировой, предпринял некоторые шаги в направлении правового демократического государства.

Тем не менее проект «государства-коммуны» так и не воплотился в реальность. Советы быстро превратились в прикрытие однопартийной во­енно-бюрократической диктатуры. Для компенсации растущего расхожде­ния между лозунгами и жизнью большевикам пришлось перейти к тоталь­ному государственному насилию. Это было связано с именем Иосифа Вис­сарионовича Сталина (1879-1953).

В отличие от Ленина Сталин был противником отказа от методов воен­ного коммунизма и стал самым последовательным выразителем идеи «же­лезной рукой загнать человечество в счастливое социалистическое общество».

Со второй половины 1920-х гг. в идеологии большевизма обозначилась новая «генеральная линия» в отношении государства — сталинская — с ее крайне антидемократическим и тотально-централистским содержанием, что в политике привело к полному уничтожению даже малейшей самостоятель­ности парторганизаций и местной власти (советов), усилению вождизма. Идеологи партии самыми разными аргументами обосновывали переход к тотальному государству, контролировавшему все стороны жизни, и приори­тетному развитию военно-промышленного производства, ради чего в стра­не была создана обстановка военного лагеря.

Большевистская идеология при Сталине дополнилась и еще одним немаловажным положением, связанным с опорой на русские национальные традиции. Произошло своего рода сращивание левых лозунгов с идеей го­сударственного патриотизма при соответствующем отходе от планов миро­вой революции, для которой СССР должен был бы служить лишь старто­вой площадкой.

Сама идеология была названа марксизмом-ленинизмом в середине 1920-х гг. в связи с предпринятым Сталиным отделением марксизма от лени­низма как дальнейшего идеологического развития, в т.ч. в виде официальной доктрины существующего государства. В марксизм-ленинизм входили толь­ко учения (анализ, аксиомы и оценки) Маркса, Энгельса и Ленина. На деле же к нему были присоединены и труды Сталина, а позднее его преемников на посту генерального секретаря КПСС. Марксизм-ленинизм включал в себя три составные части: философию диалектического и исторического материализ­ма; политическую экономию капитализма и социализма; с начала 1960-х гг. — теорию научного коммунизма, выдававшуюся за политическую науку. Эти три части рассматривались как элементы единого мировоззрения рабочего класса и его революционной партии, неразрывно связанные между собой, хотя и с относительной самостоятельностью. Марксизм-ленинизм претендо­вал на статус знания, «истинно» объясняющего исторические и социальные законы общественного развития. Были выделены следующие из них: неиз­бежная смена капитализма социализмом; сосуществование мирно соперни­чающих между собой государств с различным общественным строем, пока есть капитализм; возрастающая роль народных масс в истории; закономер­ное обострение классовой борьбы в международном масштабе.

Идеология марксизма-ленинизма — это логически замкнутая система, призванная служить теоретическим руководством для революционного из­менения мира.

 

 

2.4. Национализм

 

В отличие от других идеологий национализм трудно истолковать бо­лее или менее однозначно. Многие исследователи склоняются к тому, что национализм в широком смысле не просто идеология, а скорее часть це­лостной культурной подсистемы, благодаря и одновременно вопреки ко­торой образуется совокупность национально-патриотических взглядов, ве­рований и чувств.

 

Национализм сегодня представляет собой легитимизирующий прин­цип политики и создания государств, никакой другой принцип не пользуется сопоставимой лояльностью человечества.   Э. Смит, «Этнические источники наций»  
Интерпретация Замечательный философ политики Арон считал, что в XX столетии существуют лишь три великие идеологии (метаидеологии), назвав наряду с либерализмом и социализмом, но вместо консерватизма национализм.
     

В привычном словоупотреблении понятие национализма воспринима­ется негативно, хотя по существу это не вполне верно. Николай Александ­рович Бердяев (1874-1948) указывал на наличие двух типов национализма: творческого, созидательного и деструктивного, разрушительного, со­провождающегося ненавистью к чужому. В первом случае он способствует сплочению нации, образованию «национального государства», во втором — направлен против других народов и несет в себе угрозу не только для «про­тивника», но и для своего общества, поскольку «идолопоклоннически пре­вращает национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь», культивирует чуть ли не зоологическое отноше­ние к человеку при попытке выработать и сохранить «чистую расу».

Понятие национализма нередко используют и в других смыслах. Иногда его применяют для описания лояльного отношения к государству, хотя пра­вильнее было бы говорить о патриотизме. Порой этим словом характеризируют убеждения, что какой-то народ, культура или цивилизация «выше» всех остальных, но это — проявление шовинизма. Иной раз национализ­мом называют национальную идентичность, что недостаточно конкретно.

Дело в том, что понятия нации и государства часто путают. Нация — в первую очередь социологический термин, определяющий большую группу людей, которая характеризуется сознанием своего единства и желанием жить сообща в силу родственного происхождения, лингвистического сходства, общей культуры и географической близости. Понятие нации носит не по­литический, а социальный характер. Возможны и другие подходы: Карл Реннер (1870-1950) назвал нацию «ежедневным плебисцитом» по вопросу о желании людей жить вместе. Принято считать, что этническое происхож­дение — самая общая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как об ирландцах, русских, евреях, испанцах и т.д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя американцами, то включа­ют в определение политический компонент — гражданство. Тот факт, что этничность — основа не только национальности, но и нации, не означает, что люди обязательно должны быть родственниками по крови, чтобы вхо­дить в одну нацию. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одной нации, могут проживать в разных государствах. Немцы живут в ФРГ, Лих­тенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. На протяжении тысячелетий своей территории не было у евреев, которые тем не менее сохранили национальную идентичность, поддерживаемую сильными культурными традициями, религией и этническим сходством.

Государство — политический термин, обобщающий народ, террито­рию, правительство и обладание суверенитетом. Единственной характери­стикой, которая в равной степени присуща и государству, и нации, является народ, объединяющийся вокруг данного государства и отождествляющий себя с ним. В рамках государства представители разных этносов начинают столь тесно взаимодействовать друг с другом, что превращаются в нацию (например, в США), а само государство становится нацией-государством (англ. nation-state, фр. Etat-nation).

Как политический институт нация-государство — продукт недавней истории. До его появления людей объединяли другие политические инсти­туты (племена, города-государства, империи и т.д.). В идеологии же нацио­нализма происходит слияние идеи нации с идеей государства этой нации, т.е. по сути этнонапионального государства.

 

Интерпретация Известный французский политолог Д. Коля считает, что в современ­ный период «нация есть не что иное, как нация-государство: полити­ческая форма субъектного территориального суверенитета и культур­ная однородность (лингвистическая и/или религиозная), которые, на-кладываясь друг на друга, порождают нацию. Национализм же характеризует движения и идеологии, настойчиво требующие, на сло­вах либо с оружием в руках, совмещения политических границ с куль­турными границами. Национализм может согласиться с присутствием «не-националов» во имя нации или ратовать за их ассимиляцию, из­гнание, даже уничтожение» («Политическая социология», 1994).

 

Первые признаки национализма появились еще в XII в., но большое политическое значение он приобрел значительно позднее. Во многом наци­онализм был ответом на рост торговли и коммуникаций в эпоху Просвеще­ния, однако влиятельной идеей он стал в период Французской революции как реакция на универсалистские притязания классического либерализма. Исследователи этой проблемы считают, что национализм есть идеология современного нации-государства. Вместо того чтобы быть лояльными к кон­кретному субъекту, будь то король или христианская община (два вида ло­яльности, типичные для средневековья), в новых условиях нации-государ­ства люди привержены идее, традиции, истории и национальному един­ству. Таким образом, национализм — это во многом эмоциональный союз политического феномена с идентичностью человека, который ощущает свое единение с себе подобными, — «я» превращается в «мы». Он устанавлива­ет систему ценностей и механизмы реализации потребностей общества. Поэтому не существует национализма как единой, «большой» идеологии, а есть множество национализмов, каждый из которых характеризуется осо­бенностями данного народа, его ценностями, традициями и специфичес­ким отношением к «чужим». Национализм весьма типичен для западной цивилизации, где политические аспекты жизни играют важную роль. В во­сточных обществах приоритетными ориентирами чаще бывают иные, чем государство, общности, такие как семья, род и т.д.

 

Интерпретация Считается, что национализм обладает еще и некоторыми трансцен­дентными (т.е. находящимися за границами сознания и познания) ка­чествами, пробуждая чувство истории и давая цель потомкам. Бёрк писал: «Он становится партнерством не только между теми, кто жи­вет, но и между теми, кто уже мертв, и теми, кому еще только предсто­ит родиться». Он требует, чтобы его приверженцы были готовы по­жертвовать всем — семьей, достоянием и даже собственной жизнью, — ради блага своего государства, если в том возникнет необходимость.

В политическом смысле правильнее понимать национализм как идейно-политическую доктрину организации власти на определенных принципах. Британский теоретик Эрнест Геллнер, в отличие от многих авторов, исполь­зующих для трактовки национализма по преимуществу этнический или ант­ропологический подход, осмысливал этот феномен в политико-философском аспекте. Он усмотрел важную связь между культурой и политикой, объясня­ющую природу национализма. В основе стремления к национальной госу­дарственности — необходимость защиты национальной культуры, т.е. инсти­тутов создания, сохранения, передачи культурных ценностей этноса. Такую функцию в современном обществе может выполнить только государство. Значит, национализм — это прежде всего политический принцип, «согласно которому политические и национальные образования должны совпадать».

 

1. Два человека считаются принадлежащими к одной нации, если они разделяют культуру, систему идей и знаков, а также ассоциаций, типов поведения и общения. 2. Два человека считаются принадлежащими к одной нации тогда и только тогда, когда они осознают себя принадлежащими к этой на­ции... Это их осознание каждого как способного воспринимать такое осознание, именно это и объединяет их в нацию, а не все те общие атрибуты, отделяющие их от не-членов нации, какими бы они ни были. Геллнер, «Нации и национализм»  

По Геллнеру, самоидентификация человека сводится к субъективному суждению, формирующемуся под влиянием различных факторов, прежде всего субъективной воли, культуры и политики, которые и образуют трие­динство, лежащее в основе национализма как идеологии. Именно национа­лизм порождает осознание своей национальной принадлежности. Сама по себе культура какого-либо сообщества воспринимается им как данность, но по мере вторжения в его жизнь инородных «мобильностей», инноваций и средств коммуникации местная культура все больше воспринимается как основа идентификации человека. Таким образом, культура народа начинает оказывать влияние на самоидентификацию нации только в динамике, кото­рая, в свою очередь, зависит от общественно-политической и экономической ситуации. Еще яснее эта мысль высказана учеником Геллнера Энтони Сми­том (род. 1933): национализм— это «идеологическое достижение и уста­новление автономии, сплоченности и индивидуальности социальной груп­пы, часть членов которой видят себя реальной или потенциальной нацией».

 

ГЕЛЛНЕР(Gellner), Эрнест (1925, Париж — 1995, Прага)— британский философ, антрополог и поли­толог; профессор философии, логики и научного ме­тода в Лондонской школе экономики (1962 1984); про­фессор социальной антропологии в университете Кем­бриджа (1984-1993), а затем основатель и директор Центра по исследованию национализма при Централь­но-европейском университете в Праге. Автор многочисленных работ, включая: «Слова и вещи. Критика лингвистической философии и исследо­вание идеологии» (1959/1981); «Мысль и изменение» (1964); «Причина и значение в социальных науках» (1973); «Современная мысль и политика» (1974); «Леги­тимизация веры» (1975); «Нации и национализм» (1983); «Релятивизм и соци­альные науки» (1985); «Культура, идентичность и политика» (1987); «Плуг, меч и книга. Структура человеческой истории» (1988); «Постмодернизм, разум и рели­гия» (1992); «Условия свободы» (1994); «Антрополот-ия и политика. Революция в священной роще» (1995); опубликованы поем. «Национализм» (1997); «Язык и одиночество: Витгенштейн, Малиновский и Габсбургская дилемма» (1998). Вклад в развитие политической мысли.Интересы Геллнера находились на пересечении дисциплинарных границ философии, истории, антропологии, со­циологии и политологии. Известность ученому принесла оригинальная тео­рия национализма, которую он разрабатывал с начала 1960-х гг. Геллнер считал: отличительные черты человеческого общества и одновре­менно отправные точки любой социальной жизни — культура и организация; они вечны, универсальны и повсеместно распространены, в то время как на­ции и национализм таковыми не являются. Геллнер сформулировал исследова­тельскую задачу таким образом: при каком сочетании культуры и организации может возникнуть национализм, который был, определен им как «политичес­кий принцип, согласно которому культурное сходство (принадлежность к од­ной культуре) есть основа социальных связей»; иными словами, политическое образование легитимно при условии, что оно состоит из представителей одной культуры. Национализм предполагает, что в политическом образовании суще­ствует высокоинституционализированная власть — государство, которым обя­зательно управляют люди, принадлежащие к «титульной» культуре. Геллнер подчеркнул, что националисты (впрочем, и их оппоненты — интернационали­сты) воспринимают национализм в качестве всеобщего, естественного неиз бежного принципа социальной организации. Существует и альтернативное по­нимание национализма в виде «идеологической случайности», «заразы позднего Просвещения», «доктрины, изобретенной в Европе в начале XIX в.» (Эли Кедури). Отвергнув обе эти крайние трактовки, Геллнер доопределил национа­лизм как следствие вовсе не универсальных, хотя и все более распространяю­щихся в мире социальных условий. С их выявлением логически связан спор модернистов и примордиалистов (это те, кто приписывает национализму «древ­ние корни»), где Геллнер придерживался модернистской позиции: национа­лизм — продукт современности, современного индустриального общества. Обоснование такое: в обществах собирателей и охотников, не имевших разви­той политической власти и «высокой» культуры (т.е. кодифицированной, пись­менной, стабильно воспроизводящейся), национализма не было — для него от­сутствовало жизненное пространство культуры и государства. Сменившие их сельскохозяйственные общества обладали более сложной, иерархизированной социальной организацией (появились государства) и «высокой» культурой. Из-за технологической неразвитости они были жестко ограничены по производи­тельности («мальтузианские общества»), что делало их закрытыми, строго иерархическими, статичными. Этим была обусловлена их значительная внут­ренняя культурная дифференциация. Поскольку главная функция культуры сель­скохозяйственного общества — усиление и демонстрация иерархии социальных статусов, а не обозначение границ политического образования, то внутренне дифференцированная культура не могла быть основой политических связей. Условия для возникновения и распространения национализма создает только индустриальный (и индустриализирующийся) мир: его базис — принцип эко­номического роста, являющийся также (наряду с национализмом) критерием политической легитимности. Эти общества отличаются и высоким уровнем со­циальной мобильности, анонимностью и атомизацией. Здесь труд приобретает семантический характер (грубая мускульная сила не востребована, нужна спо­собность работать со смыслами); контексты коммуникаций уже не определя­ют содержание большой их части. В итоге «высокая» культура становится дос­тоянием всего социума (коммуникациям необходимо культурное единообразие для понимания их смыслов), что делает навыки владения ее атрибутами усло­вием членства в политическом образовании (государстве). То есть гомогенная культура стала основой социальных связей в рамках конкретного государства. В надвигающуюся вместе с индустриализацией и модернизацией эру национа­лизма культурное разнообразие аграрного мира уступает место ограниченному числу внутренне однородных и стандартизированных «высоких» культур с выраженными политическими притязаниями. По мнению Геллнера, именно культура создает нацию, а не наоборот, как утверждают националисты. «Высо­кие» культуры с присущей им внутренней однородностью сменяют «низкие» культуры с их разнообразием, приобретая тем самым политическую значимость; «нации» — всего лишь их политические тени. Геллнер также увидел связь между распространением национализма и ста­новлением романтизма — культурного течения, возникшего как реакция на рационализм Просвещения и вначале проявившего себя в литературе, а затем проникшего в науку и политику. Выдающимся представителем романтизма был И. Гердер, считавший, что человечество состоит из наций/культур, а их цен­ность — в культурной специфичности, уникальности; отсюда — прославление мультикулыурализма и фольклорных культур. Романтизм выдвинул идею «кор­ней» (возвращение к прошлому, к традиции, к «почве») как главного фактора идентификации; соответственно, государство (нация-государство) мыслилось в виде добровольного объединения людей «с общими корнями». Неудивительно, что романтизм стал стилем и своего рода языком национализма. Комбинация романтизма с дарвинизмом в самый напряженный период индустриализации и развития капитализма в XIX в. позволила воспринимать каждое национальное сообщество как культурно (с этим связаны тяга к традиционным ценностям и усиление образа «почвы») и биологически уникальное, отличающееся от лю­бых других сообществ, а его существование — как борьбу за выживание в аг­рессивной среде. В первой половине XX в. такие идеи превратились в разру­шительную практику (две мировые и многочисленные локальные войны). Национализм в XX в. доказал, что является грозной и серьезнейшей пробле­мой; его нельзя игнорировать или подавлять. Геллнер все-таки предполагал: современные экономические и политические процессы содержат в себе тен­денции к нивелировке национального в том смысле, что необходимые решения будут приниматься или на наднациональном (например, в поддержании меж­дународного мира, порядка, предотвращении глобальных катастроф), или на местном и региональном уровнях. Он также прогнозировал «дефетишизацию земли», распространение форм национализма, не привязанных к территории («нетерриториальный национализм»), развитие культурного плюрализма.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 710 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2358 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.