Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Многообразие трактовок политической культуры




 

Политическая культура в силу множественности своих проявлений в историческом, геополитическом, этнонациональном, вероисповедном и иных аспектах очень разнообразна. К данному цивилизационному феноме­ну вполне применимо образное выражение американского философа Уиль­яма Джеймса — «цветущая и жужжащая неразбериха». Поэтому малове­роятно создание совершенно четкой и «окончательной» характеристики по­литической культуры. Вместе с тем для осознания понятия все-таки нужно руководствоваться некоторыми концептуальными построениями.

Самое признанное из них было предложено и более 40 лет развива­лось Алмондом. В первоначальном виде эта модель в основном была спро­ецирована на изучение американской политической практики. Лишь впос­ледствии его соотечественники Сидней Верба, Люсьен Пай (род. 1921), Уолтер Розенбаум, Рональд Инглхарт, англичане Ричард Роуз (род. 1933) и Деннис Каеанах, немецкий теоретик Клаус фон Бейме (род. 1934), фран­цузы Морис Дюверже и Роже-Жерар Шварценберг, другие политологи существенно дополнили учение о политической культуре, превратив его в универсальный теоретический инструмент исследования существова­ния человека в мире политики. Несмотря на то что политическая культура связывается с наличием ценностной мотивации, верований, идеалов и убеждений, присущих национальному характеру и вовлекающих челове­ка в политическую жизнь конкретного общества, данное понятие стало символом обобщенной характеристики всего субъективного контекста политики.

 

АЛМОНД(Almond), Габриэль (1911, Рокайленд, шт. Иллинойс - 2002, Пасифик-Грув, шт. Калифор­ния) — выдающийся американский политолог, труды которого в области сравнительных исследований поли­тических систем и культур, а также по теории полити­ческого развития являются классикой современной по­литической науки. Преподавал в университетах: Йеля (1947-1951,1959-1963), Принстона (1951-1959), Стэн-форда (с 1963) и др.; был президентом Американской ассоциации политической науки (1965-1966); лауреат премии им. Дж. Мэдисона (1981). Автор многочисленных работ: «Борьба за демократию в Германии» (1949, соавт., ред.); «Американский народ и внешняя политика» (1950); «Соблазны коммунизма» (1954); «Политические системы развивающихся регионов» (1960, соавт., ред.); «Гражданская культура» (1963, соавт. С.Верба); «Сравнительная политология: эволюционный подход» (1966, соавт. Дж.Б. Пауэлл); «Полити­ческое развитие» (1970); «Сравнительная политология: система, процесс, по­литический курс» (1978, соавт. Дж.Б. Пауэлл); «Гражданская культура: пере­смотр концепции» (1980, соавт.); «Прогресс и его недостатки» (1982, соавт.); «Разделенная наука: школы и секты в политологии» (1990); «Плутократия и политика в Нью-Йорк сити» (1998, соавт.); «Современная европейская поли­тика» (1999, соавт, соред.); «Современная сравнительная политология» (2000, 7-е изд., соавт.) и др. Вклад в развитие политической науки. Алмонд принадлежит к числу клас­сиков современной политической науки; его труды ценны для развития не только собственно сравнительной политологии и политической теории, но и всей дис­циплины в целом. Алмонд — один из самых упоминаемых авторов в современной политичес­кой науке и лидер по этому показателю в сравнительной политологии. Подроб­нее о концепциях и практических выводах Алмонда см. в отдельных главах этой книги.

Даже при интенсивной теоретико-практической работе политологов многих стран по тематике политической культуры вполне понятны причи­ны незавершенности этой дискуссии и, разумеется, самой теории. В их на­учном споре сошлись две тенденции — к предельно широкой трактовке данного явления и к его более специализированному пониманию.

 

Политическая кулыура — это тот феномен, что задает форму выра­жения связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на них; хотя политическое поведение индивидов и групп... — это ответ на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в боль­шей степени определяется тем [символическим] значением, которое придается каждому из этих событий людьми, их наблюдающими. Можно сказать, что политическая культура — всего только проявле­ние того, как люди воспринимают политику и как они интерпретиру­ют увиденное.   С. Верба, «Сравнительная политическая культура»  

При расширенном подходе политическая культура расценивается не­которыми теоретиками всего лишь как «новый термин для старой идеи» (Каванах), а концепции, отождествляющие политическую культуру со всей политической системой (например, Дз/с. Ньюмен), кажется, устраняют саму необходимость использования понятия. В противоположность таким иде­ям в науке постоянно развиваются подходы, согласно которым политичес­кая культура — это особый субъективный срез содержания поля политики, что не позволяет сводить ее к различным субъективным состояниям: мас­совым настроениям, идеологиям, психическому складу нации и т.д.

 

Обратите внимание Показательно, что сам Алмонд вовсе не считал политическую куль­туру теорией как таковой, а видел в данном понятии набор перемен­ных, облегчающих работу исследователей по многим направлениям политологии, ибо психологическое и субъективное измерения поли­гики могут служить объясняющими факторами. Способность самой политической культуры выступать в качестве объясняющей катего­рии открыта ятя проверки (см. «Гражданская культура»).

 

ВЕРБА (Verba), Сидней (род. 1932, Нью-Йорк) - американский политолог, работы которого считаются классикой современной политической науки. Преподавал политологические дисциплины в университетах: Принстона (1960-1964), Стэнфорда (1964-1968), Чикаго (1968-1972), Гарварда (с 1972). С 1984 г. является директором Гарвардской университетской библиотеки и входит в состав совета директоров издательства «Harvard University Press». Занимал по­сты: вице-президента (1972-1973) Ассоциации международных исследований, вице-президента (1979— 1981) и президента (1994-1995) Американской ассоциации политической науки. Принимал активное участие в деятельности Национального исследовательского совета и Исследовательского совета по социальным наукам. В 1993 г. за вклад в развитие политической науки удос­тоен премии им. Дж. Мэдисона, дважды — в 1972 и 1976 гг. — удостаивался премии Американской ассоциации политической науки за лучшую книгу Автор многих трудов, в том числе: «Малые группы и политическое поведе­ние: изучение лидерства» (1961): «Гражданская культура: политические ориен­тации и демократия в пяти странах» (1963, соавт. Г. Алмонд); «Анализ сравни­тельного исследования» (1969, соавт. С. Роккан и др.); «Формы демократичес­кого участия» (1971, соавт. Н. Най, Ж. Ким); «Кризисы политического развития» (1971, соавт. Дж. Коулман, Л. Пай и др.): «Каста, раса и политика: сравнение Индии и США» (1971, соавт. Б. Ахмед, А. Бхатт); «Изменяющийся американс­кий избиратель» (1976-1979, соавт. Н. Най, Дж. Петрочик); «Гражданская куль­тура: пересмотр концепции» (1980, соавт., соред.); «Равенство в Америке: взгляд сверху» (1985, соавт. Г. Оррсн); «Элиты и идея равенства: сравнение Японии, Швеции и США» (1987); «Участие и политическое равенство: сравнение семи обществ» (1987, соавт. Н. Най, Ж. Ким); «Участие в Америке: политическая демократия и социальное равенство» (1987, соавт. Н. Най); «Планирование со­циального исследования. Научное заключение в качественном исследовании» (1994, соавт. Г. Кинг, Р. Кеохейн); «Голос и равенство: гражданский волюнта­ризм в американской демократии» (1995, соавт. К. Щдоцман). Вклад в развитие политической науки. Верба принадлежит к числу ак­тивно работающих и авторитетных политологов (один из наиболее упоминае­мых в литературе как общедисциплинарного, так и специального характера), имеющих статус интеграторов науки. Вместе с тем Верба является одним из ведущих специалистов в области сравнительной политологии и исследований политического участия.

 

В настоящее время в политологии сложились три основных направле­ния в истолковании политической культуры*. Одна группа ученых, про­должая заложенные Алмондом традиции и воплощая стремление к объем­ному пониманию предмета, отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений (Верба и др.) в мире политики. В этом смысле она не только поглощает целиком субъективное содержание поли­тики, но и интерпретирует его как сугубо идеальное образование. Тем са­мым политическая культура как бы превращается в форму общественного сознания или психического склада, но лишенную поведенческих аспектов.

Другие политологи усматривают в политической культуре выражение нормативных требований (Стивен Уайт; род. 1945) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Джек Плейно). В этом подходе политико-культурные явления предстают в виде некоей устойчи­вой, постоянно воспроизводящейся матрицы поведения человека («управ­ленческая решетка» Мэри Дуглас), ориентирующей его на самые распрос­траненные в данном обществе нормы и правила политической игры. Зна­чит, за счет подчинения массовых действий сложившимся стандартам и формам взаимодействия общества с властью открывается возможность ре­гулировать политические процессы.

В рамках третьего направления культура истолковывается как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплоще­ние его убеждений, идеалов, принципов и прочих базовых воззрений в поведении, — Иен Шапиро, Парматма Шаран, Уолтер Розенбаум. Понимание политической культуры как системы поведенческих ценнос­тей* раскрывает ее как совокупность наиболее устойчивых форм, «духов­ных кодов» политической деятельности людей, свидетельствующих о сте­пени свободного усвоения ими общепризнанных норм и традиций государ­ственной жизни, о сочетании в их повседневной активности и творческих, и стандартных для данного общества приемов осуществления своих прав и обязанностей и т.д.

 

Нельзя сводить понятие политической культуры исключительно к психическим состояниям. Нужно включить в него также опреде­ленные образцы поведения. Это соответствует общему пониманию культуры,...а также той исследовательской интуиции, которая зас­тавляет искать устойчивые образцы поведения как важнейшие чер­ты культуры, детерминирующие общественные и политические действия.   Е. Вятр, «Социология политических отношений»  

 

1.3. Сущность и отличительные черты политической культуры

 

Таким образом, политическую культуру можно определить как сово­купность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и поддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества.

 

Интерпретация Принято считать, что самые точные знания о предмете и содержании понятий изложены в научных справочных изданиях. Раздел «Поли­тическая культура» для «Международной энциклопедии социальных наук» (1-е изд. — 1968) подготовил Пай: «Политическая культура есть совокупность ориентации, мнений и убеждений, которые при­дают логику и смысл политическому процессу, обеспечивают осно­вополагающие представления и нормы, управляющие поведением человека в политической сфере. Тем самым политическая культура — это обобщенное выражение психологического и субъективного измерения политики».

В приведенных определениях прежде всего отражена центральная роль ценностных ориентации личности*, представляющих особую мотивационную систему человеческого поведения.

Ценностные ориентации задают некие коды мышления и установки, составляющие поведенческий кодекс, т.е. своего рода идеальный тип поли­тической деятельности человека. Такая система ориентации, в своей осно­ве достаточно строгая и определенная, должна сохранять и известную гиб­кость, позволяющую человеку приспособиться к текущим изменениям по­литической реальности.

 

Интерпретация Несмотря на свою глубину и абстрактность, ценностные ориента­ции вполне могут быть представлены в качестве конкретных пока­зателей человеческой активности. Вот какие операционные харак­теристики дает Розенбаум политико-культурным ориентациям:  
Ориентация Операционные определения
Политическая идентифика­ция Нация граждан: политические образования и группы, относительно которых индивид настро­ен позитивно или негативно; политические об­разования или группы, в которые индивид вов­лечен глубже всего
Политическая вера Готовность сотрудничать с различными группа­ми в акциях; членство в группах; оценка деятель­ности группы с точки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т.д.
Ориентации относительно режима Вера в легитимность режима; чувства по пово­ду основных политических учреждений и сим­волов режима; включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоя­нию режиму
Правила игры Как индивид относится к высказываемым по­литическим мнениям; концепции политических обязательств для самого себя и для других; кон­цепции принятия политических решений влас­тями; отношение к политическим девиантам и диссидентам
Правила игры Как индивид относится к высказываемым по­литическим мнениям; концепции политичес­ких обязательств для самого себя и для дру­гих; концепции принятия политических реше­ний властями; отношение к политическим де­виантам и диссидентам
Политическая действенность Вера в то, что власть ответственна за свои дей­ствия; вера в важность гражданской активно­сти и участия в политической жизни; вера в возможность политических изменений
Политическая компетент­ность Частота голосований и других типов политичес­кой активности; знания о политических событи­ях и их влиянии на человека; интерес к политике
Input-Output ориентации Удовлетворенность политикой власти; знание о том, как политические требования достига­ют центров принятия решений; вера в эффек­тивность «входов» и «выходов» политической системы

 

Однако человек не всегда имеет возможность вести себя в соответ­ствии со своими убеждениями (например, когда пытается решить какую-то практическую задачу, требующую иного подхода, или в ситуации, когда нельзя действовать согласно собственным принципам из-за угрозы наси­лия). Поэтому в целом политическая культура содержит в себе противоре­чия между идеальными и практическими формами существования на уров­не и отдельной личности, и целого государства.

 

Любая национальная политическая культура включает в себя как идеальные (императивно-нормативные) модели сознания и поведе­ния, которые нередко закрепляются официальной идеологией, так и модели, реально действующие, вступающие порой в противоре­чие с официальными догмами. Например, в стране «X» большин­ство граждан убеждено, что правительственные чиновники, беру­щие взятки, поступают дурно, а между тем взятки чиновники все-таки берут. Что же считать политической культурой данного общества: убеждения граждан или поведение чиновников? «И то, и другое», — отвечает большинство политологов, поскольку и убеж­дения граждан, и поведение чиновников приняли устойчивый ха­рактер и служат воспроизводству сложившейся системы полити­ческих отношений. Поэтому исследователь культуры держит в поле внимания как идеалы, так и реальность — даже если они противо­речат друг другу.   Э.Я. Баталов, «Политическая культура современного американского общества»

 

Ценностные ориентации позволяют человеку осознать свою иден­тичность (самотождественность), а значит, и отличие от представителей иной системы взглядов. На практике это проявляется в использовании людьми различных символов, закрепляющих образы и смыслы, которые знаменуют определенные политические реалии настоящего или прошло­го (к примеру, красные флаги на митингах в бывших коммунистических странах).

Политические ценности, будучи по природе результатом личностно­го освоения мира политики, в то же время обязательно испытывают спе­цифическое влияние общественных требований. Прежде всего это проис­ходит на основе восприятия человеком норм политической системы, ко­торые несут в себе не только современные требования, но и включают опыт прошлого, представленный в традициях*, обычаях, ритуалах и сте­реотипах деятельности.

В самом общем смысле механизм традиции, обеспечивая преемствен­ность между прошлым и будущим, сплачивает общество в целостный орга­низм. Именно традиции придают устойчивость политико-культурным фор­мам деятельности людей, дают им возможность влиять на политический процесс, противостоять отрицательным тенденциям современной жизни. Воспроизводя традиции, политическая культура оформляет овладение че­ловеком позитивным наследием, оставленным ему предшествующими по­колениями.

Однако даже при тиранических режимах усвоение прошлого опыта на уровне ценностных ориентации может происходить только на основе свободного присоединения к каким-то формам мышления и поведения жив­ших ранее поколений. Диктатура способна контролировать лишь поведе­ние, но не мысль, и потому у культуры нет никаких механизмов контроля, кроме ограничений сознания человека.

 

Безусловной противоположности между традицией и разумом не существует. В действительности традиция всегда является точкой пересечения свободы и истории как таковых. Даже самая подлинная и прочная традиция формируется...естественным путем,...требует согласия, принятия... Сохранение старого является свободной уста­новкой...[человека].   Х.-Г. Гадамер, «Истина и метод»

 

Учитывая такой характер нормативно­го влияния традиции, ценностные ориента­ции воплощают собой не идеальные умона­строения, а связывают личные взгляды, ин­тересы человека (т.е. его субъективность) со стандартами, которые признаны данным обществом позитивными и предпочтитель­ными. Поскольку в мышлении и поведении конкретного индивида всегда существует определенный разрыв между освоенными и неосвоенными им нормами и традиция­ми политической игры, сложившимися обы­чаями гражданской активности, то у поли­тической культуры сохраняется мощный источник саморазвития.

Политическая культура — органическая составная часть общесоци­альной (национальной) культуры каждой страны. По мнению Толкотта Парсонса, общекультурные ценности ограничивают основания политичес­кой системы. В данном смысле политическая культура понимается как со­вокупность явлений из мира политики, содержащихся в культуре данного общества, на которые влияют характерные для него цивилизационные со­ставляющие жизнедеятельности: религия, этнонациональный менталитет, достигнутые уровни развития науки и техники, образованности и т.д. Ина­че говоря, культура в целом — это социальный контекст, внутри которого политические события только и становятся для человека понятными и вра­зумительными. Политика, таким образом, — средство бытия культурного язы­ка общества, его смысловых структур, народных образов, традиций. Выра­жая «генетический код» народа, его дух в символах и атрибутах государ­ственности (флаге, гербе, гимне), политическая культура своими способами содействует единению общества, обеспечивает в привычных для людей фор­мах стабильность отношений элитарных и неэлитарных слоев.

Не бывает «хороших» и «плохих» культур, потому признание поли­тической культуры как составной части обще социальной показывает, что их национальные разновидности соотносятся не по типу низшая — выс­шая, а гораздо сложнее. В известном смысле политическую культуру США нельзя рассматривать как более высокую по сравнению, к примеру, с тра­диционными формами мышления и поведения какой-то африканской стра­ны. Просто это неодинаковые политические культуры, в основании цен­ностных ориентации которых заложены своеобразные механизмы граж­данской идентификации, символы осознания национального единства, стереотипы отношений общества и государства. Для гуманитарно разви­того человека нет высоких или низких политических культур: одна культура не может быть ступенькой либо целью эволюции другой. Полити­ческая культура — органически присущая обществу характеристика его качественной целостности.

Вместе с тем, несмотря на невозможность применения критериев од­ной культуры для оценки другой, политико-культурные явления все же об­ладают некоей ценностной определенностью. В идеале политическая куль­тура должна включать в себя очень широкий круг гуманистически ориен­тированных ценностей (и обусловленных ими форм поведения), которые отличают разнообразие жизни конкретных обществ, слоев населения, их обычаев и традиций. Однако там, где субъект политики руководствуется идеями, пренебрегающими ценностью человеческой жизни, чувствами не­приязни и ненависти, ориентируется на насилие и физическое уничтоже­ние другого, распадается ткань и культуры в целом и политической культу­ры в частности. В подобных случаях в сфере политики культурные ориен­тиры и способы участия, ценностная обусловленность действий власти уступают место иным взаимоотношениям. Фашистские, расистские, шови­нистические движения, геноцид и терроризм, охлократия и тоталитарный диктат властей не способны не только развивать, но и поддерживать куль­турное пространство в политической жизни. В таких условиях оно как бы сворачивается, сокращается.

Итак, если исходить из осознания нереальности построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры и действий институтов власти в соответствии с ценностной системой общества, то надо признать, что политической культуре свойственно сужение или же расширение зоны ее влияния. Поэтому в целом она не может быть универсальным полити­ческим явлением. Но развиваясь по собственным законам, она способна влиять на политическое устройство общества, характер межгосударствен­ных отношений и т.д.

 

 

1.4. Структура и функции политической культуры

 

Характер каждой политической культуры во многом зависит от ее струк­туры, которая складывается под влиянием различной способности тех или иных элементов воплощать ценностно-смысловую обусловленность актив­ности человека в сфере политики, отражать особенности понимания им сво­их интересов в отношении власти, вести себя при достижении целей не толь­ко по правилам политической игры, но и творчески перестраивать приемы и способы деятельности при изменении потребностей и внешних обстоятельств.

Политическая культура — явление со сложной структурой, многоуров­невое, что объясняется разнообразием ее связей с различными социальны­ми и политическими процессами. Одни элементы отражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие — этапы ста­новления политической культуры в конкретной стране, третьи — те ценно­сти, которыми руководствуются элиты и группы электората, этносы, жите­ли отдельных регионов.

Самоидентификация и ориентация человека в политике основаны на использовании всех его антропологических (в т.ч. мировоззренческих) ха­рактеристик. В этом смысле в политической культуре заложены рациональ­ные и иррациональные компоненты. Если рациональные предполагают, что человек действует в соответствии со своими интересами, статусом, ра­зумно соотносит цели и средства их достижения, то наличие неотрефлектированных (неосознанных) компонентов ориентации человека в полити­ческой сфере связано с его эмоционально-чувственным восприятием мира, некритическими архетипами* мышления, воспроизводством предрассуд­ков, предубеждений и т.д. Присутствие в сознании иррационального, зада­ющего собственную, нередко искаженную логику поведения людей, силь­но затрудняет объяснение процессов формирования и функционирования политической культуры.

 

Интерпретация Известный британский теоретик Майкл Оукшотт (1901-1990) в книге «Рациональность в политике» (1962), которую часто цитиру­ют политологи, предложил новаторское для того времени истолкова­ние рационального подхода к политическому мышлению, поведению и действиям. Он утверждал: «Большая часть политической активно­сти человека состоит в том, чтобы отдавать под трибунал своего ин­теллекта социальное, политическое, правовое и институциональное наследство общества; остальное — это рациональное управление с помощью контроля «разума» над обстоятельствами. Для рационали­ста ничто не имеет ценности в силу только самого факта существо­вания...на протяжении многих поколений... Рационалист признает лишь сознательно производимые изменения, оттого легко ошибает­ся, отождествляя привычное и традиционное с неизменным. Это хо­рошо видно на примере рационалистической установки по отноше­нию к традиции в мышлении. И речи не может быть о сохранении и обогащении такой традиции, ибо и то, и другое предполагает покор­ность. Традиция эта должна быть уничтожена, и на ее месте рацио­налист создает нечто по своему выбору».

 

Обратите внимание Весьма влиятельная в социальных науках феноменологическая шко­ла (основоположник — австро-американский философ Альфред Шюц; 1899-1959) считает рациональность не объективной характеристикой поведения человека, а субъективным и чисто ситуацион­ным явлением. Используя это исходное положение, ученые данного направления Питер Бергер (род. 1929), Морис Натансон (род. 1924) и др. внесли солидный вклад в изучение динамики субъектив­ных представлений в ходе формирования политических явлений, в описание типических мотиваций и личностных типов в политичес­ких действиях.

В качестве основы строения политической культуры в науке, как пра­вило, рассматривают ориентации на политическую систему и образующие ее части. В классической форме вопрос о структурировании ценностных воззрений человека поставил Алмонд, выделив в своем определении поли­тической культуры (оно приведено выше) познавательные (понимание со­става политической системы, ее основных институтов, механизма органи­зации власти); эмоциональные (чувства к тем, кто обеспечивает функцио­нирование политических институтов и, по мнению людей, олицетворяет собой власть), а также оценочные (суждения, опирающиеся на ценностные критерии) элементы.

В свою очередь Розенбаум предложил распределять политические ориентации по следующим блокам: 1) относительно институтов государ­ственного управления (включая нормы, символы, действия официальных лиц), а также «входов» и «выходов» политической системы (режима) в целом (оценки различных требований к власти, ее решений и эффективно­сти их реализации); 2) относительно «других» в мире политики, в т.ч. само­идентификация (осознание принадлежности к нации, государству, партии и др.), политическая вера (т.е. убежденность в позитивных/негативных по­следствиях действий связанных с человеком иных людей), субъективные предпочтения в плане правил политической игры и доминирующего право­порядка; 3) относительно собственной активности с оценкой своей полити­ческой компетентности (уверенность в способности реально влиять на ин­ституты власти).

Структурирование политической культуры возможно и с учетом раз­личий в значении и роли ценностей для формирования политической дея­тельности человека. Здесь выделяются мировоззренческие, гражданские и политические ориентиры. Ценностная ориентация человека на мировоз­зренческом уровне встраивает представления о политике в его индивиду­альную картину мира и восприятие жизни. Выработка политического ми­ровоззрения заставляет людей соотносить свои моральные представления (о добре и зле, смысле жизни) с особенностями политики, определять ее место в достижении их главных жизненных целей. В рамках гражданских ориентиров человек осознает собственные возможности как участника пуб­личных отношений, где действуют некоторые органы и институты (судеб­ные, государственного управления и пр.), влияющие на осуществление его прав и свобод. На уровне политических представлений человек формиру­ет свое отношение к практике конкретного правительства, партий, офици­альных лиц и т.д.

Такое распределение ценностей показывает, что на каждом уровне у человека могут складываться разные мнения о политических явлениях, а это обусловливает и внутреннюю противоречивость политической культу­ры как таковой. Из опыта хорошо известно: отношение к конкретным со­бытиям обычно изменяется значительно быстрее, чем мировоззренческие принципы, следовательно, восприятие новых целей и ценностей, переос­мысление истории и сама ориентация в политическом пространстве осу­ществляются весьма рассогласованно. Значит, почти каждая разновидность политической культуры обладает внутренней неравновесностъю, поэтому стремление к большей ее целостности — постоянная проблема политико-культурного развития.

Типичный способ выявления структуры политической культуры — различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, этнонациональ-ным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных* образований, характеризую­щих наличие у их носителей существенных (и несущественных) отличий в отношении к власти в целом, государству, правящим и оппозиционным партиям, в способах политического участия.

Данный подход позволяет увидеть, что в конкретных странах наи­большим политическим влиянием могут обладать религиозные (в Север­ной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры. В этом смысле самые важные эле­менты субкультурной дифференциации политической культуры — харак­теристики лидеров и элит, показывающие их способность к выражению интересов граждан, эффективному управлению и укреплению легитим­ности власти.

Политическая культура как специфический круг явлений оказывает реальное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, качество и состояние акторов. Ниже дан перечень ее наиболее устойчивых функций в политической жизни, связан­ных с различными направлениями влияния на власть.

Идентификация раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, в определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности

— Ориентация характеризует стремление человека к смысловому ото­бражению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

— Предписание (программирование) выражает приоритетность каких-то ориентации, норм и представлений, обусловливающих направленность и границы человеческого поведения.

— Адаптация передает потребность человека в приспособлении к из­меняющейся политической среде, условиям осуществления его прав и вла­стных полномочий.

— Социализация проявляет обретение человеком определенных навы­ков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

— Интеграция (дезинтеграция) обеспечивает различным группам воз­можность сосуществования в рамках данной политической системы, со­хранение целостности государства и стилистики его взаимоотношений с обществом.

— Коммуникация показывает уровень взаимодействия всех субъектов и институтов власти на основе использования общепринятых терминов, сим­волов, стереотипов и других средств информирования и общения.

В различных исторических условиях — чаще всего при нестабильных политических процессах — некоторые функции политической культуры могут сворачиваться и даже прекращаться. Например, при кризисе (эконо­мическом, социальном, политическом) значительно снижается коммуника­тивная способность норм и традиций государственной жизни, в результате чего неизбежно обостряются споры между различными общественными группами по поводу правительственного курса. В переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к разложению (де­зинтеграции) формы правления либо институтов, которые основаны на не­привычных для населения целях и ценностях.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 583 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.