Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические идеологии прошлого и Современности 4 страница




Анархизм оказал сильнейшее влияние на ход Октябрьской революции 1917 г. и на содержание большевистской идеологии. И в русской эмигрант­ской среде анархистские идеи излагались в работах А.А. Солоневича, А.А. Карелина (так называемый мистический анархизм 1920-х гг.).

Современные формы анархизма (пережившего на Западе всплеск ак­тивности в период молодежных бунтов конца 1960-х гг.) отличаются ог­ромным разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упомина­ния об анархизме экологическом, леворадикальном, контркультурном, ре­волюционном, этнонациональном и т.д., но по-прежнему жива идеология классического анархизма.

Современное идейно-политическое развитие показывает, что наряду с распадом «больших» идеологий на более «мелкие», различающиеся мно­жеством тончайших особенностей, все же сохраняют свое значение либе­рализм, консерватизм и социализм, между которыми идут сложные про­цессы взаимопереплетения, притяжения и отталкивания. На рубеже сто­летий вновь активизировался национализм. Явный неоанархистский потенциал приобретает в XXI в. движение антиглобалистов (среди его идеологов уже выделился итальянец Тони Негри, род. 1933).

 

Вопросы для семинарского занятия

 

1. В чем сущность понятия политической идеологии, каковы ее структу­ра и функции?

2. Дайте характеристику основных идеологических течений: либерализ­ма, консерватизма, социализма, фашизма, национализма и анархизма. Какие из них сохраняют свое значение сегодня?

3. Есть ли в современной России доминирующая идеология?

4. Какие политические ценности преобладают в политическом сознании россиян?

5. Прокомментируйте п. 2 ст. 13 Конституции РФ: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Какие идеологии из ныне действующих в РФ вы могли бы назвать?

6. Назовите представителей различных идеологических течений в царс­кой России конца XIX — начала XX в.?

7. На какие традиционные русские ценности опирался марксизм-лени­низм? Что он заимствовал из западной традиции?

8. Каковы могут быть перспективы анархистских идей в эпоху глобали­зации?

9. В чем можно обнаружить черты различий и сходства между крайне правыми и крайне левыми идеологиями?

 

Тексты

 

Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм? — Антология мировой

политической мысли. В 5 т. — Т. 2. — М., 1997. Геллнер Э. Нации и национализм. — М., 1991.

Мангейм К. Идеология и утопия. —Мангейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.

Мангейм К. Консервативная мысль. — Мангейм К. Диагноз нашего време­ни.— М., 1994.

Мао Цзэдун. О новой демократии. — Антология мировой политической мысли. — Т. 2. М., 1997.

Муссолини Б. Доктрина фашизма. — Антология мировой политической мысли. — Т. 2. — М., 1997.

Мизес Л., фон. Либерализм в классической традиции. — Антология миро­вой политической мысли. — Т. 2. — М., 1997.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. Т. 3.

Матц У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна. — По­лис. — 1992. — № 1-2.

Нации и национализм. — М., 2002.

 

Дополнительная литература

 

Алексеева Т.А. Либерализм как политическая идеология. — Полития. — 2000. —№ 1.

Алексеева Т.А. Современные политические теории. — М., 2000.

Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор). — Полис. — 1995. — № 4.

Гарвардский анархист: Роберт Нозик. — Боррадори Дж. Американский фи­лософ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, Макинтайром, Куном. — М., 1998.

Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян. — Полис. — 1994. — № 1.

Кара-Мурза А. А. Либерализм против хаоса (Основные интенции либераль­ной идеологии на Западе и в России). — Политическая наука в Рос­сии: интеллектуальный поиск и реальность. — М., 2000.

Опыт русского либерализма. Антология. — М., 1997.

Пастухов В.Б. Конец русской идеологии (Новый курс или новый Путь?). — Полис — 2001.— № 1.

Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Отдел, Тейлор, Уолдрон. — М., 1998.

Утопия и утопическое мышление. — М., 1991.

Шацкий Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское обще­ство. — Полис. — 1997. — № 5, 6. Шацкий Е. Утопия и традиция. — М., 1990.

Щербинин А.И. «С картинки в твоем букваре», или Аз, Веди, Глагол, Мыс­лете и Живете тоталитарной индоктринации. — Полис. — 1999. — № 1. Шапиро И. Введение в типологию либерализма. — Полис. — 1994. — № 3. Этнос и политика: Хрестоматия (авт.-сост. А.А. Празаускас). — М., 2000.


Глава 12

Мировая политическая система и международные отношения.

 


Программные тезисы

· Исторический экскурс в развитие мировой политической системы. Формирование Вестфальской модели мира и ее эволюция. Теоретическое осмысление политического развития мира. Школы ре­ализма и неореализма; либерализма и неолиберализма. Неомарксистс­кий и постмодернистский подходы. Сравнительный анализ различных теоретических школ и подходов к изучению международных отноше­ний и мировой политики.

· Тенденции современного развития политической структуры мира. Раз­личные мнения о глобализации: постоянно идущий исторический про­цесс; гомогенизация и универсализация мира; проявление открытости национальных границ. Вклад новых информационных, коммуникаци­онных технологий и биотехнологий в процесс глобализации. Проти­воречия и сложности глобализации.

· Эрозия Вестфальской модели мира в связи с процессами глобализа­ции, появлением новых участников на международной сцене (непра­вительственных организаций, внутриполитических регионов, ТНК и др.). Окончание холодной войны и распад Ялтинско-Потсдамской сис­темы международных отношений.

· Возможные сценарии политического миропорядка в начале XXI в. («ко­нец истории», «столкновение цивилизаций» и др.). Дискуссии относи­тельно много - и однополярности мира.

· Соотношение предметных областей мировой политики, международ­ных отношений, сравнительной политологии. Проблемы и тенденции в развитии международных исследований.

 

Проблемные вопросы

1. Что менялось либо что оставалось неизменным в мировой политичес­кой системе на протяжении исторического пути ее развития?

2. Какими процессами и факторами определяется мировая политика се­годня?

3. Глобализация: миф или реальность?

4. Мировая и внутренняя политика: каково их взаимовлияние?

5. Каков вклад теории в формирование мировой политики?

6. Какая теоретическая школа международных исследований и какие ас­пекты современной политической системы мира описывает наиболее точно?

7. Каковы перспективы развития мировой политики как науки, ее соот­ношение с другими дисциплинами?

8. Мировая политическая система будущего: каковы ее основные черты?

 

 

 

С. 334: «Геополитический ребенок, наблюдающий рождение нового человека», Сальвадор Дали, 1943 г

1. МИРОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПРЕДЫСТОРИЯ И ВЕСТФАЛЬСКИЙ ДОГОВОР

 

1.1. Начальное развитие мировой политической системы

 

С глубокой древности люди стремились жить сообща. Уже их первые поселения (деревни и города) контактировали — торговали или воевали, заключали договоры даже с различного рода представительствами, каки­ми-либо иными способами общались между собой. Весь этот процесс можно считать прообразом (архетипом) международных отношений.

В исторической памяти и источниках сохранилось множество сведе­ний о том, как осуществлялись подобные взаимодействия. Одна из первых таких работ — описание древнегреческим историком Фукидидом (около 460-396 до н.э.) Пелопоннесской войны (431—404 до н.э.) между союзами полисов: Делосским во главе с Афинами и Пелопоннесским с лидером Спар­той. Мелосский диалог Фукидида дает классический пример использова­ния силы в качестве главного фактора при решении международных дел.

 

Афиняне....Мы господствуем по праву, ибо сокрушили персов... По праву дела делаются между людьми, когда силы их равны, а по силе — когда сильнейший стоит на своем, а слабый уступает. Мелияне. Мы, однако, думаем, что польза (говорим о пользе, ибо вы решили исходить из пользы вместо права) состоит не в том, чтобы вы вовсе отменили общее благо, но в том, чтобы и в опасности чело­веку всякий раз уделялось, что ему следует. Афиняне. О конце нашего владычества мысль нас вовсе не смуща­ет... Нам нужна не тягостная власть наша, а взаимовыгодное нам спасенье ваше. Мелияне. Но если владычество полезно для вас, то какое рабство может быть полезно для нас? Афиняне. Вас бы подчинение охраняло от ужаснейших бедствий, а нам было бы выгодно, чтобы вы не погибли. Фукидид, «Афины против Мелоса»  

Центры цивилизации, как известно, возникали не только в Европе. Высокого уровня развития достигли в древности культуры Китая, Индии, Японии, Ближнего Востока и Центральной Америки. В Китае примерно тогда же, когда в античной Греции существовали города-полисы, сложи­лись территориальные образования, усиленно ис­пользовавшие военные средства в борьбе за господ­ство. Это описано в трактате древнекитайского пол­ководца Супьцзы (VI—V вв. до н.э.) «Искусство вой­ны», который теоретизировал по поводу связи войны и политики, факторов победы и пр.

После периода экспансии, сменившегося рас­падом Арабского халифата, в X-XI вв. своего рас­цвета достигает арабская цивилизация того време­ни, в т.ч. арабо-мусульманская культура. В Европе это была эпоха «темных веков», а Япония подпала под сильное культурное влияние Китая. Впослед­ствии (с XVI в.) Япония изолировалась от осталь­ного мира, прежде всего от европейских цивилиза-ционных влияний, вплоть до 1860-х гг. (начало пе­риода Мэйдзи), когда ее правители приступили к модернизации и индустриализации страны.

В Латинской Америке цивилизация майя дос­тигла наибольшего развития в III—X вв., а ацтеков и инков — к XV в. В Экваториальной Африке одно из самых ранних королевств образуется в Гане пример­но в V в. В целом же африканские государства фор­мируются после X в., но потом, начиная с XVI в., оказываются в сильной зависимости от европейцев, своей работорговлей открывших жестокий пе­риод истории континента.

Европа становится доминирующим регионом в мире примерно в XV-XVI вв., с эпохи Ренессанса и Реформации. На том этапе исторического развития человечества географические открытия позволили европейским странам овладеть новыми территориями; вместе с тем европейцы вновь об­ратились к классической культуре античных Греции и Рима, что значимо по­влияло на мироустройство. Итальянские города-государства переняли мно­гие древнегреческие принципы международных взаимоотношений, включая принцип силы. В XIV столетии в Италии же образовались первые внешние представительства — прообразы современных дипломатических миссий.

 

Обратите внимание Покровителем дипломатов был выбран бог плодородия (изначаль­но), торговли и прибыли Гермес — символ чар, плутовства и хитро­сти. В греческой мифологии Гермеса называли еще заступником па­стухов, путешественников, посланником богов — вестником их воли. Он считался очень красноречивым.    

1.2. Этапы развития Вестфальской модели мира

 

Подписание Вестфальского договора в 1648 г. после окончания Трид­цатилетней войны в Европе знаменовало историческую веху во всемир­ном развитии — именно тогда были заложены принципы формирования новой политической организации мира, распространившейся затем по всей планете и просуществовавшей до наших дней. Эта система в своих перво­началах восходит к отношениям между территориями в Древней Греции, Римской империи, а также итальянских городов позднего Средневековья. Главный смысл Вестфальского мира* заключался в следующем: европей­ские государства, осознав сходство своих интересов, решили соединиться в международное сообщество для обсуждения политических намерений каждого из них и всех вместе; было санкционировано отделение протес­тантской церкви от римско-католической; признание самостоятельности не­мецких княжеств лишило Германию ее былого господства во внешнеполи­тической сфере; в мировые лидеры выдвинулись Франция и Швеция. Тем самым были заложены первые основы концепции равновесия сил в миро­вой политике.

 

Обратите внимание Языком международного общения в середине и конце XVII в. была латынь. На ней был написан и Вестфальский договор. В XVIII в. ла­тынь была заменена французским языком.

Вестфальский мир дал начало становлению новой системы междуна­родных отношений, впоследствии названной государственно-центристс­кой моделью мира*. Это стало возможным благодаря признанию принци­па национального суверенитета* в качестве одного из главных основа­ний международного общения: каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории и определяет собственную внешнюю полити­ку, а другие государства обязаны уважать данное право. Именно с такой точки отсчета европейцы выстраивали структуру внутри- и межгосудар­ственных отношений, подбирали соответствующие ей механизмы и аппа­раты управления, определяли необходимые политические и юридические нормы. С тех пор государство стало центром, исходной единицей для со­здания мировой политической системы.

 

Создатели Вестфальского мира хорошо понимали, что формируе­мый ими миропорядок не может строиться на ценностных ориен­тирах, в частности, на религии. Ценности не подлежат обсужде­нию и по ним не делают уступок. Именно поэтому в основу госу­дарственно-центристской модели мира были положены нацио­нальные интересы, по которым возможен поиск компромиссных решений.   Ж.-М. Гуэнно,«Глобализация и международная система»  

Внешняя политика государств* на первых стадиях развития госу­дарственно-центристской модели мира существенно отличалась от сегод­няшней практики. Ее продумыванием и осуществлением занимались лишь представители аристократии, нередко имевшие между собой родственные связи. Но уже тогда, как и в наши дни, внешняя политика была направлена на регулирование межгосударственных отношений.

Сначала взаимодействие государств на международной сцене лишь частично упорядочивалось через союзы государств, которые по ряду на­правлений согласовывали свои внешнеполитические акции. При заключе­нии Утрехтского мира (1713), завершившего войну за испанское наслед­ство между Францией и Испанией, с одной стороны, и коалицией государств во главе с Великобританией — с другой, было применено понятие баланса сил, столь широко используемое в международных отношениях второй по­ловины XX в.

В Старом Свете в конце XVIII — начале XIX в. возросла политическая роль Великобритании, первой страны, в которой произошел промышленный переворот. Ее соперницей выступила Франция. Одновременно Испания, Швеция, Нидерланды стали терять былую мощь, а значит, и внешнеполити­ческий авторитет. Тогда же заметно усилились Пруссия и Россия, выдвинув­шиеся в ряд важнейших стран - участниц международных отношений.

Наполеоновские войны, последовавшие за Французской революцией, закончились поражением Франции. Венский конгресс (1815) подвел ито­ги этих сражений и подтвердил значимость нарушенного в их ходе принци­па национального суверенитета. Так, в Европе начал выстраиваться обнов­ленный порядок отношений государств, получивший название Венская система международных отношений (Европейский концерт)*. Ведущие страны континента попытались найти основания сотрудничества для пре­сечения возможных поползновений решать межгосударственные противо­речия военными методами. По сути, они восстановили равновесие (баланс) сил, просуществовавшее вплоть до конца XIX в., когда вновь возобладал принцип силовой политики.

К началу XX в. на мировой сцене опять сменилась конфигурация веду­щих держав: в их числе стали заметны прежде всего США (они добились экономического доминирования), а также Япония, Германия и Италия. С этого времени Европа перестала быть единственным континентом, где формировались новые страны-лидеры. Знаменательными для XX столетия явились две мировые войны. Пер­вая мировая война (1914-1918) закончилась поражением Германии. В июне 1919 г. в Версале был подписан мирный договор с Германией, зафиксиро­вавший ее новые территориальные границы; отдельные мирные договоры были заключены и с союзниками этой державы. Версальский пакет согла­шений положил начало организации международного порядка, ориентиро­ванного на обеспечение мирных основ отношений между государствами, в т.ч. путем новаторских инициатив по созданию систем коллективной и ре­гиональной безопасности.

 

Обратите внимание В результате Первой мировой войны Германия потеряла примерно 13,5% своей территории, 10% населения и колонии. Мировое сооб­щество признало, что именно Германия и ее союзники несут ответ­ственность за все потери и разрушения, вызванные войной.

В Версальский мирный договор (и в другие аналогичные акты) был вклю­чен статут Лиги Наций* — международной межправительственной органи­зации с такими основными целями, как развитие сотрудничества между на­родами, гарантии мира и безопасности. Первоначально его подписали 44 го­сударства. (США не ратифицировали этот договор и не вошли в состав Лиги.)

Формирования системы международных отношений после окончания Первой мировой войны завершилось на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг., созванной по инициативе США и призванной закрепить новую расстановку сил в Тихоокеанском регионе. Само же мироустрой­ство между двумя мировыми войнами было именовано Версальско-Вашингтонской системой международных отношений*.

После окончания Второй мировой войны (1939-1945) была сконстру­ирована следующая система международных отношений — Ялтинско-Потсдамская*, — как и предыдущие, признанная частью Вестфальской модели мира. Положение о балансе сил, которому в свое время Лига Наций старалась противопоставить принцип коллективной безопасности, опять ста­ло одним из ключевых элементов мироустройства второй половины XX в. Однако в геополитическом и военно-стратегическом планах мир оказался разделенным на сферы влияния между двумя сверхдержавами — СССР и США — и их союзниками; за сохранение и распространение этого влияния шла ожесточенная борьба, во многом обусловленная также идеологически­ми соображениями. Впоследствии такая структура миропорядка была оп­ределена как биполярная (двухполюсная).

Международные отношения после Второй мировой войны складыва­лись сложно и противоречиво. Создание Организации Объединенных

Наций* (1945), разработка ее принципов (в т.ч. многосторонней диплома­тии) положили начало современному международному праву и развитию механизма его действия. ООН в течение более полувека эффективно спо­собствует обеспечению мира и международной безопасности при помощи особых способов урегулирования конфликтов, интересов на мировой сце­не. Этому же содействует заключение многосторонних и двусторонних меж­государственных договоров о сотрудничестве. Важной вехой стало подпи­сание в 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безо­пасности и сотрудничеству в Европе, содержащего положения об активизации взаимодействий стран-участниц в области экономики, науки и техники, экологии, культуры, образования, соблюдения прав человека, свободы информации и контактов между людьми (так называемая третья корзина). Было образовано СБСЕ (впоследствии ОБСЕ*).

Вместе с тем именно в послевоенный период появился новый тип кон­фронтации — холодная война*. Мир фактически раскололся на два блока, соперничество которых не раз приводило к ситуации, граничащей с миро­вым конфликтом. Одним из наиболее опасных был Карибский (Кубинский) кризис 1962 г., когда США и СССР всерьез рассматривали возможность обмена ядерными ударами. Противостоящие сверхдержавы создали воен­ные союзы — НАТО* и ОВД*.

На рубеже 1990-х гг. после крушения «реального социализма» в СССР и странах Центральной и Восточной Европы, распада ОВД, а затем и само­го Советского Союза, что означало фактическое прекращение холодной войны, задача переоформления международных отношений состояла в оп­ределении новых принципов и практического контура мира и безопасности на основе многосторонних отношений сотрудничества свободной ассоциа­ции государств. Сначала крах коммунизма и победа Запада в холодной вой­не были восприняты в стиле политического романтизма: многие аналити­ки, особенно в США, вслед за Фрэнсисом Фукуямой, автором статьи «Ко­нец истории?» (1989), предрекали в дальнейшем отсутствие силовых методов разрешения споров, вооруженных конфликтов ввиду полной побе­ды либерально-демократического подхода к строению политической сис­темы мира и международных отношений. Затем резкое усиление напряжен­ности, всплеск вооруженных конфликтов, особенно в Европе (что вызва­ло сильнейшую озабоченность мирового сообщества), породили прямо противоположные настроения, теоретически сформулированные в 1993 г. Сэмюэлом Хантингтоном как вероятное столкновение цивилизаций.

Таковы в общих чертах этапы становления Вестфальской модели мира, просуществовавшей в различных модификациях более 350 лет. В после­дние годы XX столетия многие политики и ученые начали прогнозировать распад этой системы организации миропорядка.

 

Интерпретаиия Одна из самых больших мин, заложенных в Европе, писал в 1991 г. Дж. Мроз (США), — растущая пропасть между процветающим За­падом и бедной Центральной Европой, принадлежавшей раньше к восточному блоку, и еще более бедными Балканами и СССР. Весьма вероятно, это будет вести к социальной нестабильности, попыткам выравнивания, что, возможно, выльется в открытые конфликты.

 


2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 

Концептуальные подходы к осмыслению международных отношений на протяжении истории постоянно развивались и неоднократно изменялись, оказывая при этом влияние друг на друга. Насыщенность XX в. события­ми — две мировые и холодная войны, создание оружия массового пораже­ния и т.п. — вывела политическую науку на новый теоретический уровень, многократно усложнив структуру и содержание международных исследо­ваний. В настоящее время основными считаются такие обобщенные теоре­тические школы, как реализм (неореализм), либерализм (неолиберализм), неомарксизм и постмодернизм.

 

 

Реализм и неореализм

 

Теоретическая школа реализма* своими идеями восходит к работам Фукидида, Макиавелли, Гоббса и др. Среди ее представителей прежде всего выделяются Эдвард Карр (1892-1982), Джордж Кеннан (род. 1904), Ганс Моргентау, Рейнхольд Нибур (1892-1971).

Реалисты исходят из того, что политика руководствуется объективны­ми законами, обусловленными человеческим естеством, усилия по измене­нию которых обречены на провал, потому возможна теория, лишь относи­тельно отражающая эти законы. В предельно краткой формулировке реали­стический подход в его развитом виде сводится к двум тезисам. Во-первых, отсутствие в мире центральной власти — основной для государств фактор, который заставляет их ориентироваться в первую очередь на свою защиту, безопасность и возможно более полное обеспечение собственных интере­сов. Во-вторых, сотрудничество различных стран — это результат сходства национальных интересов, противостояние — следствие их различия. Реа­лизм в качестве научной школы подчеркивает роль национальных интере­сов и принципа силы, а также критикует «наивный идеализм» рассмотре­ния международных отношений межвоенного периода.

 

Интерпретация Шесть общих принципов теории реализма Моргентау: · Политика, как и общество в целом, управляется объективными законами, укорененными в неизменной и далеко не совершенной природе человека, попытки изменения которых всегда обречены на неудачу; можно создать теорию, более или менее отражающую эти законы. · «Политический реализм учитывает значимость политического дей­ствия с моральной точки зрения. Он также учитывает неизбежное противоречие между моральным предписанием и требованиями по­литического действия». · Основной признак политического реализма — концепция интере­са, определяемого в терминах власти (силы — англ. power), которая рационально упорядочивает предмет политики, тем самым делая возможным ее теоретическое понимание. · Интерес, определяемый как власть, — объективная, универсаль­но обоснованная категория, но не потому, что она якобы установле­на раз и навсегда; содержание и способ властвования обусловлены политическим и культурным контекстом. · Отказ от отождествления моральных устремлений конкретного государства с универсальными моральными законами, т.е. ни одно государство не обладает монопольным правом на добродетель, на установление того, «что хорошо, а что плохо» с моральной точки зрения; именно концепция интереса предотвращает злоупотребле­ния такого рода. · Политическая сфера является автономной; для политика опреде­ление интереса в качестве власти — то же самое, что для экономиста определение интереса в качестве богатства.

Реалисты рассматривают государство в качестве единицы (англ. unit) анализа и видят международные отношения как довольно хаотичное их вза­имодействие на мировой сцене — поле острого противоборства. Внешне­политическая стратегия каждого члена мирового сообщества должна исхо­дить из трех «гоббсовских» мотивов: достижение безопасности государ­ства; удовлетворение экономических требований политически влиятельных слоев населения; повышение авторитета страны в мировых делах.

Существование государств и самой мировой политической системы зависит от верного следования каждого из них собственным национальным интересам и расчетов своих действительных возможностей. При этом реа­листы оценивают поведение государств с этической точки зрения, а также учитывают неизбежное противоречие между моральным предписанием и требованиями политического действия как такового.

Национальный интерес (англ. national interest) — одна из ключе­вых категорий в теории реализма. Совокупность национальных интере­сов согласно этому подходу имеет объективный характер, поскольку оп­ределяется объективными же факторами, такими как традиции, неиз­менность человеческой натуры, географические условия и т.п. Однако понимание национальных интересов конкретными политиками может быть различным.

Для реалистов самое эффективное средство сохранения мира — меж­дународный (региональный) баланс сил* не только как равнодействую­щая столкновения национальных интересов, к обеспечению которых стре­мятся государства, но и как результат единства культур человечества, вза­имного уважения суверенными сообществами прав друг друга и согласия по основным моральным принципам внешней политики.

 

Внешняя политика, как вообще любая политика, является борьбой за власть. И какими бы ни были цели внешней политики, стремление к власти всегда в них присутствует в качестве основного мотива.   Г. Моргентау, «Политические отношения между государствами»  

Реалисты исходят из того, что государства при защите собственных интересов обязаны идти на соглашения, достигаемые путем взаимных ус­тупок, — компромиссы, сдерживать свое стремление к власти (доминиро­ванию в мировой политике), если это оправданно. Компромиссу не под­лежат только жизненно важные интересы. Государства участвуют в меж­дународных отношениях посредством дипломатии. При этом внешнеполитические цели государств непременно формулируются сквозь призму национальных интересов и должны быть поддержаны соответ­ствующими ресурсами.

 

МОРГЕНТАУ (Morgenthau), Ганс (1904, Кобург, Германия — 1980, Нью-Йорк) — американский политический теоретик и историк, занимавшийся про­блематикой международных отношений; один из основателей классической теории реализма. После прихода нацистов к власти в Германии в 1937 г. эмиг­рировал в США, где был профессором университетов Канзаса, Чикаго, Нью- Йорка и др. В 1944-1961 гг. возглавлял Центр по изучению американской внеш­ней и военной политики (Чикаго); неоднократно выступал в качестве внешне­политического советника правительства США. Автор многочисленных работ, среди которых: «Человек науки против по­литики силы» (1946); «Политические отношения между государствами. Борьба за власть и мир» (1948; неоднократно переизд.); «В защиту национального интереса. Критическое исследование американской внешней политики» (1951); «Политические дилеммы» (1958); «Предназначение американской политики» (1960); «Политика в двадцатом веке» (1962); «Новая внешняя по­литика для США» (1969); «Правда и власть» (1970). Вклад в развитие политической мысли. Основное внимание Морген­тау уделял развитию основ теории реализма, способной, по его мнению, не только объяснять международные отношения, но и эффективно влиять на разработку внешнеполитического курса; он также занимался проблемами международных отношений в эпоху ядерного противостояния, основопола­гающими принципами американской демократии, внутриполитическими вопросами (способы обеспечения равенства и процветания всех граждан в условиях свободы). Будучи носителем европейской интеллектуальной традиции, заложенной Макиавелли, Гоббсом и др., Моргентау подвергал критике присущий амери­канской политической и социальной философии оптимизм относительно при­роды человека, всесилия разума, универсальности американских ценностей и интересов. По его мнению, это приводило к преобладанию во внешней по­литике США идеализма, морализма, «сентиментализма и неоизоляциониз­ма», которым следовало бы противопоставить учет интересов и возможнос­тей других государств.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 928 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2373 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.