Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальные функции идеологии и идейно-политический спектр




 

Политические идеологии выполняют целый ряд важных социальных функций.

— Когнитивная (познавательная) функция, несмотря на то что идеоло­гия есть «ложное» сознание, предоставляет обществу возможности для ори­ентации в мире политики, как своего рода схема или карта. Действительно, эта карта искажена. Но не случайно Ханна Арендт назвала идеологию «шес­тым чувством» человека. Эта же функция идеологии способствует самоиден­тификации людей и социальных групп в политическом пространстве.

— Легитимизирующая (оправдывающая) функция указывает на то, что по природе своей идеология всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому режиму. Если идеология критична (или находится в фазе социального критицизма), она обосновывает желаемые в будущем строй и порядок. Если она апологетична (т.е. консервативна по своей общественной функции), ее содержание сводится либо к оправданию статус-кво, либо к ностальгии по старому порядку.

— Нормативная функция связана с двумя предшествующими. Идео­логия задает систему политических ориентации, норм социального пове­дения, которые приняты в данной общественно-политической среде (об­ществе в целом, социальной или политической группе и т.п.). Тем самым идеология очерчивает и ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, действий.

— Интеграционная функция состоит в том, что в значительной мере на основе именно идеологической приверженности происходят реальная политическая социализация и объединение людей.

— Мобилизационная функция по социальной важности едва ли не цен­тральная у идеологии, поскольку как раз она способствует сплочению со­циальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей и лозунгов, побужда­ет их к политическим действиям. Именно в мобилизационном смысле зна­менитый американский социолог Дэниел Белл говорил об идеологии как о «переводе идей в социальные действия».

 

БЕЛЛ (Bell), Дэниел (род. 1919, Нью-Йорк) — американский философ, представитель сциентистс-ко-технократического направления в социальной фи­лософии; социолог, футуролог и ведущий специалист в области социального прогнозирования; один из идейных вдохновителей современного американско­го неоконсерватизма («либерального технократизма»). Автор многочисленных работ, среди которых: «Ко­нец идеологии. Истощение политических идей в 50-е годы» (1960); «Правый радикализм» (1963); «Марк­систский социализм в Соединенных Штатах» (1952, 2-е изд. 1967); «В преддверии двухтысячного года» (1968); «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогно­зирования» (1973); «Культурные противоречия капитализма» (1976) и др. Вклад в развитие политической мысли. Белл — один из создателей тео­рии постиндустриального общества, основанной на положении о ведущей роли знаний и технологий в человеческой истории. Ему принадлежит вывод о том, что революционно быстрое развитие науки и техники в постиндустриальном обществе делает социальную революцию неактуальной, излишней — ее место занимает научный, технологический переворот. Этот же процесс является и причиной деидеологизации такого общества, понимаемой как уменьшение зна­чения традиционных идеологий в социальном управлении, отказ от выдвигае­мых ими ориентиров устройства/переустройства мира (аналогично мнение Р. Арона), потеря идеологиями способности «на своем языке» формулировать современные проблемы и дерадикализация интеллектуалов («прекращение риторики революции», «истощение левых идей и политических течений»). Од­нако «конец идеологии» (точнее, «идеологического автомата, продающего го­товые ответы на человеческие вопросы») не означает «конца утопии», которая при условии связи с опытом необходима современному человеку как «видение его потенциала, как способ соединения страсти и разума» для определения це­лей и средств развития. Сразу после появления книги «Конец идеологии» Белла стали упрекать в том, что выдвинутая им идея «истощения» идеологии (как, кстати, и истории), особенно в развитых странах, сеть проявление политичес­кой моды и сама претендует на место идеологии, легитимизируя политичес­кую апатию и сложившийся порядок.

 

При всех своих отличиях разнообразные идеологии обладают рядом общих особенностей, относящихся к их происхождению (генезису), внут­ренней структуре и общественно-политической динамике. Вместе с тем возникают и новые идеологии. Они, как правило, складываются в условиях кризисов и в тех общественных слоях, которые либо активно отвергают господствующие порядки и идеи, либо ищут новые обоснования для их защиты. (Например, социализм как идеология появился в качестве протес­та против капиталистического общества.) Оформившиеся идеологии харак­теризуют целостность, систематичность и известная самодостаточность. Они выстраиваются на ряде базовых посылок или принципов, структурно выступающих в виде своеобразного внутреннего «ядра» идеологии, вок­руг которого, в свою очередь, нарастает внешняя «оболочка», развивающая и конкретизирующая фундаментальные идеи.

«Ядро» идеологии обычно абстрактно. Оно как раз и представляет со­бой «ложный» образ реальности, ее специфическим образом искаженную модель. Идеология вообще склонна к абсолютизации и универсализации своих основополагающих принципов, которые якобы единственно «истин­ны» и общеприменимы. Но при этом идеология обладает большим эмоци­ональным и внушающим воздействием, ее сила — не в логике концепту­альных схем и не в анализе эмпирических фактов, а в способности вооду­шевлять и убеждать.

Далее, идеологиям неизбежно свойственны догматичность и ритуали-зация, т. е. имеются свои «отцы-основатели» и «герои-мученики», «священ­ные тексты» (манифесты, декларации, конституции) и «ритуалы» (симво­лы, обращения, гимны, праздники). В силу присущего им догматизма иде­ологии сопротивляются внутренним переменам, однако все они так или иначе подвержены изменениям, которые происходят медленно и болезнен­но. Темпы и масштабы перемен в идеологии во многом зависят от степени открытости либо закрытости ее внутреннего структурного «ядра». Но все-таки в рамках каждой идеологической системы рано или поздно возникает конфликт между ортодоксами и реформаторами, исход которого — либо постепенная эволюция данной идеологии, либо ее вырождение. Все много­образные прежние или сегодняшние идеологии, пусть и опосредованно, но взаимосвязаны. Новые возникают не в идеологическом вакууме. Развитие идеологии идет под влиянием иных идейных течений.

Существует также важнейшее понятие идеологического (идейно-по­литического) спектра, т.е. некоторой логической и реальной упорядочен­ности взаимодействий идеологий. В соответствии с принятой практикой современный идеологический спектр есть схема, состоящая из двух оппо­зиций: левые — правые или либерализм — консерватизм. Представление о правых и левых политических идеологиях (и соответствующих политичес­ких позициях) восходит к эпохе Французской революции, когда на заседа­нии Национальной ассамблеи в 1789 г. слева от спикера сидели депутаты-радикалы, сторонники «свободы и равенства», справа — противники пере­мен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий, а в центре — либеральные сторонники представительного правления.

Оппозиция либералов и консерваторов исторически восходит к проти­востоянию политических противников в испанских кортесах, однако стала почти универсальной (по крайней мере, в западной традиции) в другом кон­тексте. Уже несколько столетий либерализм и консерватизм — идеологи­ческие самоопределения главенствующих политических сил во многих стра­нах мира.

 

Обратите внимание Кортесы (исп. cortes) — это сословно-представительные собрания в средневековых государствах Пиренейского полуострова (первые по времени в Западной Европе). Упоминаются в Кастилии с 1137 г. Пол­номочия кортесов, распространявшиеся в основном на таможенную и налоговую политику, были особенно велики в XIII-XV вв.; позже они созывались редко и по формальным вопросам. Возродились кор­тесы в 1812 г., когда они приняли в Испании первую либеральную конституцию. Так же именуются современные законодательные со­брания (парламенты) в Испании и Португалии, ряде испаноязычных стран Латинской Америки.

 

Термины радикальный, либеральный, умеренный, консервативный, ре­акционный дают представление о том, в какой части политического спек­тра находится то или иное идеологическое течение. Радикалы* занима­ют крайне левый фланг спектра. Это те, кто в наибольшей степени недо­волен статус-кво и стремится к его быстрому и коренному преобразованию. Либералы убеждены, что развитие должно идти путем поступательных реформ. Умеренные обычно хотя и видят серьезный непорядок в обще­стве, однако едва соглашаются с возможностью даже очень несуществен­ных перемен. С точки зрения неприятия крупномасштабных изменений их превосходят, пожалуй, только консерваторы, которые настороженно относятся к любым преобразованиям в опасении, что некомпетентное вме­шательство приведет к резкому ухудшению ситуации. Они — в правой части спектра.

Перечисленные позиции в идейно-политическом спектре различаются в своем отношении к темпам, глубине и методам осуществления необходи­мых трансформаций; вместе с тем все они выступают за изменение (рефор­мирование) общества, т.е. предполагают новаторское содействие его разви­тию. Только реакционеры (крайне правый фланг) ориентированы на об­ратный ход политической истории и настаивают на восстановлении институтов предшествующих эпох. Отрицая современные ценности, они рассчитывают, что движение общества можно повернуть вспять, приняв старую политическую систему.

Представления о силе неудовлетворенности общественным статус-кво или о масштабах перемен, на которых настаивает какой-либо политичес­кий актор, не всегда достаточно для определения его места в идеологичес­ком спектре. Цель, во имя которой осуществляются преобразования, может значительно точнее установить позицию субъектов политики. Этот фактор заставляет также принимать во внимание ценности, которых придержива­ются люди в левой или правой части спектра. Правые обычно верят в авто­ритет, элитизм и права собственности, левые предпочитают равенство, сво­боду и права человека.

Экстремизм* — другое понятие, часто используемое для определе­ния некоторых специфических идейно-политических позиций. В отличие от радикализма экстремизм обусловлен не целями политического действия, а применяемыми им обычно насильственными средствами.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 550 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.