Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические идеологии прошлого и Современности 1 страница




 

2.1. Либерализм

 

Идеология либерализма*, которую иногда возводят еще к британ­ской Великой хартии вольностей, ограничившей в XIII в. абсолютизм ко­ролевской власти, органически связана с генезисом буржуазного обще­ства, т.е. по времени — с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII вв., становлением буржуазно-рыночных отношений и борьбой с остатками феодализма. Именно тогда была оформлена и получила дальнейшее развитие идеология классического либерализма. Ее основы были заложены Адамом Смитом (1723-1790) и Джоном Локком, идеологом Славной революции 1688 г., провозгласившим «жизнь, свободу и соб­ственность» в качестве естественных прав челове­ка и существенно повлиявшим на Американскую революцию 1776 г. Центральное в классическом ли­берализме — идеал индивидуализма, руководству­ющегося принципами laissez-faire, и представление об ограниченном государстве как о «ночном сторо­же», занятом преимущественно вопросами внешней безопасности и почти не вмешивающемся ни в эконо­мические, ни в социально-политические дела. В этом смысле классический либерализм и становление капитализма неразрывны. Французская революция в либеральную традицию дополнительно внесла постепенно получивший самостоятельное развитие буржуазно-демократический компонент. Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направ­ления идейно-политического содержания общественного развития: сво­боду и веру в возможность рационального постижения и переустрой­ства мира. В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о госу­дарственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд глав­ных для него положений, среди которых выделяется признание возмож­ностей: индивидуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; кри­тического отношения каждого индивида к общественному строю; ува­жения со стороны государства и его равного отношения к любому инди­виду (Р. Дворкин).

Современный либерализм — сложное духовное образование, где появи­лись идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государ­ства» или «государства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс; 1921-2002) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направлен­ность деятельности государства (Р. Нозик).

 

  Обратите внимание Мета... (гр. meta— после, через)— первая составная часть слож­ных слов, использующаяся в современной терминологии для обо­значения таких систем, которые, в свою очередь, служат для иссле­дования либо описания других систем (например, метатеория, мета­идеология).
ЛОКК (Locke), Джон (1632, Рингтон 1704, Ore) — английский философ, с именем которого свя­зано начало эпохи Просвещения в Англии; крупней­ший политический мыслитель, теоретик либерализма и государственный деятель. Автор многих работ, среди которых: «Письма о ве­ротерпимости» (4 соч. — 1689, 1690, 1692, незавер­шенное опубликовано поем.); «Два трактата о госу­дарственном правлении» (1690); «Опыт о человечес­ком разуме» (1690, писал 20 лет); «Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышения стоимости де­нег» (1691); «Дальнейшие соображения о повышении стоимости денег» (1693); «Разумность христианства» (1695) и др. Вклад в развитие политической мысли. Локк — один из тех мыслителей Нового времени, кто дал философское обоснование доктрины либерализма, способствовал формированию духовных и политических основ современной западной цивилизации. На его тезисах развивалась концепция либеральной демократии, он разрабатывал теории естественного права и общественного договора. Многие положения политической философии и этики Локка были восприняты Монтескье и другими мыслителями. В сочинениях «О веротерпи­мости», например, философ высказался о невозможности установления еди­ных норм морали, тщетности требований единообразия в вопросах вероиспо­ведания в силу уникальности индивидуальных представлений о Боге, отстаи­вал принцип свободы вероисповедания и веротерпимость в качестве условий справедливого и стабильного правления, а в «Последствиях снижения процен­та» предвосхитил ряд тезисов политэкономии А. Смита и призвал к либерали­зации торговли. Влияние Локка на развитие мира политики огромно: его философские взгля­ды заложили основы школ британского эмпиризма и американского прагматиз­ма, а политическая доктрина стала манифестом классического либерализма, нашедшего продолжение в конкретных программах либерально-демократичес­ких преобразований в последующие века.
     

 

Среди идеологических ценностей классического либерализма выделяются уже упоминавшийся индивидуализм как основополагающий моральный, политический и экономический принцип; идеал свободы, противостоящий феодальным ограничениям, но введенный в рамки закона (конститу­ционализм, разделение властей, принцип сдержек и противовесов). Либе­ральная идеология проникнута прогрессистским духом и сугубо рациона­листична, т.е. исходит из веры в прогресс и способности человеческого разума. Наряду с идеалом свободы ей в какой-то мере присущ и идеал ра­венства — ведь все люди равным образом рождены свободными. Данное сочетание идеалов образует линию внутреннего напряжения, которое лишь отчасти снимается идеалом меритократии (лат. meritus — достойный; бук­вально: власть самых одаренных, т.е. тех, кто заслужил ее своими достиже­ниями и добился некоторых привилегий). Это противоречие постепенно становится все более значимым для внутренней эволюции идеологии клас­сического либерализма. Надо также упомянуть типично либеральную идею о необходимости добровольного согласия подчиненных для власти над ними (англ. consent of the governed) и принципы терпимости и плюрализма.

 

Программа либерализма, если выразить ее одним словом, будет чи­таться так: собственность, т.е. частное владение средствами произ­водства (в отношении товаров, готовых к потреблению, частное вла­дение является само собой разумеющимся и не оспаривается даже социалистами и коммунистами). Все остальные требования либера­лизма вытекают из этого фундаментального требования.   Л. фон Мизес, «Либерализм в классической традиции»  

 

Эволюция либерализма была органически свя­зана с динамикой капиталистического производства. Начавшееся с конца XIX в. сужение сферы свобод­ного рынка и становление монополий привели к ко­ренному пересмотру социальной функции классичес­ких либеральных идеалов. Реальное ограничение свободной рыночной конкуренции и монополизация капиталистического производства в итоге сделали так, что идеал свободного рынка, сохраняя внешнюю идеологическую форму, на деле значительно поме­нял свое содержание и приобрел несвойственную ему раньше консервативную, охранительную соци­альную функцию.

В такой ситуации сущностная структура идео­логии либерализма подверглась корректировке. Эта внутренняя эволюция либерализма связана, с одной стороны, с сохранением основополагающих полити­ческих и социально-этических либеральных ценно­стей, а с другой — с обращением к ряду иных (прежде всего экономичес­ких, но не только) принципов. Центральное место в идеологии возникшего в США в эпоху Нового курса (1933-1939) президента Франклина Рузвель­та, а затем распространяющегося на весь западный мир неолиберализма заняли принцип государственного вмешательства и регулирования эконо­мических процессов и идея социальной ответственности государства, ко­торому с тех пор вменялись в обязанность и функции соцобеспечения са­мых неимущих групп населения. Эта этатистская переориентация либера­лизма была связана в первую очередь с именем известного английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), чьи идеи воздействовали не толь­ко на экономическую практику, но и были включены в современную либе­ральную идеологию.

 

 

Консерватизм

 

Идеология консерватизма* во многом противоположна либерализму, однако между ними все же есть определенная зона согласия (консенсуса). Зарождение консерватизма в конце XVIII — начале XIX в. было обусловле­но в основном феодально-аристократической реакцией на Французскую революцию и в этом смысле данная идеология изначально имела антибур­жуазный характер.

Почти с первых лет возникновения консерватизма в нем наметились два течения. Одно — так называемое континентальное, реакционное и ав­тократическое, представленное французским философом Жозефом де Местром (1753-1821), другое — англо-американское, умеренное, основате­лем которого считается Эдмунд Бёрк. Классический консерватизм высту­пил с резкой критикой Французской революции, в т.ч. за то, что ее идеологи уповали на абстрактные принципы и идеалы, далекие от действительнос­ти. Им, как и либералам в целом, консерваторы противопоставляют тради­цию, опыт, историю.

 

БЁРК (Burke), Эдмунд (1729, Дублин — 1797, Бэконсфилд) — английский политический деятель (член палаты общин, представитель партии вигов, выступавший за парламентский контроль над монархией); политический теоретик и из идейных вдохновителей классического консерватизма (традиционализма), сложившегося после Французской революции как реакция на распространение рационалистических идей переустройства общества. Актер знаменитого сочинения «Рассуждения о ре­волюции во Франции» (1790), признанного выдаю щимся изложением основ консервативной теории. Другие работы (часто в виде памфлетов и речей): «Защита естественного общества» (1756); «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757); «Мысли о причине существующего недовольства» (1770); «Обращение новых вигов к старым» (1791) и т.д. Вклад в развитие политической мысли. Бёрк выдвинул ряд теоретичес­ких положений, а именно: о роли партий (как группы людей с общими публич­ными интересами, выполняющей функцию конституционной связи между ко­ролем и парламентом, обеспечивающей преемственность, постоянство и эф­фективность государственной власти или оппозицию к ней; партийные объединения независимо от того, преследуют они в своей деятельности доб­рые или злые цели, являются неотъемлемой частью свободного государства); о парламентарии (определенный на выборах член парламента — представитель избирателей, чья деятельность направлена прежде всего на общее благо нации, а не делегат, слепо выполняющий волю только голосовавших за него); о зако­нодательстве (плохие законы — худший вид тирании); об условиях эффек­тивного правления (следует знать и уважать тех, кем правишь, чтобы избежать столкновения интересов и волений; восстание целого народа — признак не­умелого управления им; там, где возможно, власти должны ориентироваться на традиции и моральные устои, но в случае изменений нужно вести себя в соответствии с новыми условиями и все равно учитывать традиции и мораль­ные принципы; государство, не способное видоизменяться, вряд ли сохранит­ся; форму правления каждой страны определяют ее условия жизни и обычаи, «насиловать» которые всегда опасно и чревато величайшими бедствиями); о свободе (свобода не выживет, если народ продажен; чтобы обладать свободой, ее надо ограничить) и т.д. В консервативной идеологии центральными признаны следующие цен­ности и положения: прежде всего превозношение традиции как таковой и всего традиционного (т.е. того, что надлежит сохранить, консервировать в условиях перемен); представление о несовершенстве и даже греховности человеческой природы и ограниченных возможностях разума (данный пес­симистический подход очень отличается от либерального прогрессистско-го оптимизма и рационализма); понимание общества как продукта органи­ческого социально-исторического развития, которому противопоказаны волюнтаристские эксперименты; идея о неизбежности и благотворности общественной иерархии, опирающейся на врожденное неравенство людей (отсюда — восхваление общественного и нравственного авторитета «есте­ственной аристократии»); сдержанное отношение к самой идее свобод для «неразумных» масс и др.

 

Очерченная выше консервативная модель, часто называемая тради­ционализмом или традиционалистской разновидностью консерватизма, с ее антибуржуазной направленностью представляла собой главное течение в этой идеологии вплоть до конца XIX в. И сегодня традиционализм, во многом лишившийся своего антибуржуазного пафоса, остается одним из компонентов консервативной идеологии.

 

Обратите внимание В чем различие между традиционализмом и фундаментализмом? Традиционализм не предлагает никаких особых политических проектов, а делает ставку на традицию, на ностальгию по прошлому, на воспоминания об ушедшем. Ом акцептирует тс образы и стерео­типы деятельности, которые обеспечивают воспроизводство и акку­мулирование в жизни общества социальною омыта и передачу его новым поколениям. Фундаментализм — идея, согласно которой необходимо возвраще­ние к некоему первоначальному, обычно сакральному Тексту; он па-правлен главным образом не против современности, а против тради­ции, исказившей исходную идею. Его конкретные формы и проявле­ния зависят от специфики культуры (например, исламский фундаментализм).

В конце XIX столетия в США, а позднее в Европе возникла иная, становившаяся все влиятельнее, разновидность консерватизма, назван­ная либертаризмом*, который окончательно оформился в первой поло­вине XX в.

Среди идеологов либертаризма выделяются Фридрих Хайек и Людвиг фон Мизес (1881-1973). Они заложили концептуальные основы либертаристского консерватизма, в т.ч. в области экономики.

 

ХАЙЕК (von Hayek), Фридрих (1899, Вена — 1992, Фрайбург) — австро-британский экономист и политолог, автор фундаментальных исследований по проблемам рыночной экономики, классик современ­ною либерализма и либертаризма. Основатель Ав­стрийского института экономических исследований (1927), учредитель (вместе с К. Поннером и К. По-лани) Общества «Моп-Нелерин» (1947; объедине­ние философов, экономистов, политологов либе­рального направления). Нобелевская премия по эко­номике (1974). Автор многих работ, среди которых особо выделя­ются либертаристский манифест «Дорога к рабству» (1944); «Индивидуализм и экономический порядок» (1948); «Контрреволюция науки» (1952); «Структура восприятия» (1952; по теоретической психологии); «Капитализм и историки» (1954); «Основной закон свободы» (1960; изложе­ние принципов классического либерализма); трилогия «Право, законодатель­ство и свобода» (1-й том — «Правила и порядок», 1973; 2-й — «Мираж соци­альной справедливости», 1976; 3-й— «Политический строй свободного на­рода», 1979; труды по развитию философии либерализма); «Пагубная самонадеянность: заблуждения социализма» (1988)— новая программа со­временного либерализма. Вклад в развитие политической мысли. В начале научной работы Хай-ек активно занимается экономической теорией, став главным оппонентом эко­номиста Дж. Кейнса. Но основная его тема с середины 1940-х гг. — полемика с различными проявлениями тоталитаризма, к которым он относил социализм и социалистическую идеологию. В «Дороге к рабству» Хайек обосновывал принципиальную неосуществимость провозглашаемых социализмом целей ввиду несостоятельности централизованной системы обеспечения, не соот­ветствующей структуре производства и общественным потребностям. Целе­направленная реализация принципов планирования, по Хайеку, неизбежно приводит к тоталитаризму, ибо планирование обязательно сопровождается принудительными мерами; верховенство закона сменяется главенством по­литической власти, а государство проникает во все сферы общественной жиз­ни. Абсолютное преимущество рыночной экономики Хайек видел в способ­ности рынка посредством механизма цен использовать такой объем инфор­мации, обработка которого в интересах экономических агентов при централизованной системе невозможна.

 

Одним из наиболее видных представителей современного либертаризма является Роберт Нозик (1938-2002), автор широко известной книги «Анар­хия, государство и утопия» (1975). По Нозику, над «хорошо организован­ным обществом» постоянно нависают две угрозы: идея безгосударствен­ного общества (анархия), неспособного обеспечить реализацию прав и сво­бод индивида; теория государства, выходящего за пределы «минимального», т.е. такого, которое берет на себя функцию перераспределения или ставит перед собой мобилизационные цели развития, модернизации и т.д. Только «минимальное государство» в состоянии гарантировать человеку свободу как высшую ценность в политической сфере. Все человечество, считает Нозик, воплощается в каждом индивиде, поэтому он никогда не должен рассматриваться в качестве средства, а не цели. В этом смысл нозиковской трактовки идеи справедливости как прав человека.

Либертаризм заявил о себе как о программе защиты классических либеральных идеалов свободных рынка и конкуренции в условиях разви­тия государственно-монополистического капитализма. Именно поэтому он сохранил лишь внешнюю форму классического либерализма, но при­дал ей принципиально иное — консервативное — содержание, поскольку в ситуации, с одной стороны, монополизации экономики, а с другой — постепенного обретения государством социальных функций, идея laissez-faire приобретала типично консервативный смысл, становясь формулой защиты, консервации интересов и порядков уходящих с общественной сцены групп.

 

Новый консерватизм не должен повторять ошибок консерваторов 20-х годов, а именно: вырождаться в слепой антилиберализм. Со­временное общество без либерализма вообще нежизнеспособно... Либерализм нуждается в существовании определенного противо­веса в виде разумного и просвещенного консерватизма, который бы корректировал его, постоянно поворачивал бы его лицом к действи­тельности.   Г. Рормозер, «Кризис либерализма»  

Это обстоятельство, по сути, придает дополнительную ясность реаль­ному социальному содержанию консерватизма в качестве идеологии имен­но тех социальных групп, положению которых в обществе начинают угро­жать объективные тенденции социального развития. Оно подтверждает так­же непостоянство социальной базы консерватизма, а соответственно, возможность того, что в условиях общественных перемен разные идеоло­гии возьмут на себя консервативную функцию. Как раз в данном смысле консерватизм ситуационен и вторичен, т.е. в определенных ситуациях про­изволен от иных идеологий. Вот почему можно ожидать, что в неких фор­мах, в т.ч. новых, идеология консерватизма будет воспроизводиться и эво­люционировать и в будущем.

В завершение обзора соотношения либерализма и консерватизма надо обязательно вспомнить общие для обеих идеологий ценности — в первую очередь частную собственность, приоритет (авторитет) закона и др. Это дает основание говорить о идейно-политическом центре как особой зоне взаи­мопересечения ценностей и принципов либерализма и консерватизма — некогда полярных позиций идейно-политического спектра.

 

Социализм

 

Идеология социализма* глубоко укоренена в истории. Впервые со­циалистические по направленности идеи обнаруживаются уже в «Уто­пии» Томаса Мора (1478-1535), а некоторые исследователи даже склон­ны искать их в «Республике» Платона. Однако как целостную систему политических убеждений, т.е. идеологию, возникновение социализма свя­зывают с XVIII в., считая его реакцией на развитие индустриального капитализма. Вначале идеологи социализма старались выражать инте­ресы мелких ремесленников, которым угрожала индустриализация, а позднее — рабочего класса.

Социалистическая идеология возникла и эволюционировала как свое­образная революционная утопия, цель которой — замена общества, осно­ванного на принципах частной собственности и рыночных отношений, прин­ципиально иным, опирающимся на коллективную собственность. Именно этот ориентир ставили перед собой уже ранние идеологи социализма — Роберт Оуэн (1771-1858) и Шарль Фурье (1772-1837). Далее социализм в специфической форме был осмыслен Марксом и Энгельсом.

 

ЭНГЕЛЬС (Engels), Фридрих (1820, Бармен, Прус­сия — 1895, Лондон) — немецкий философ, социолог и экономист; соратник Маркса и один из основополож­ников «научного коммунизма». Родился в семье промышленника; в 1838-1842 гг. обучался предпринимательству в Бремене, проходил воинскую службу в Берлине, где посещал лекции в уни­верситете, примкнув к радикально настроенным «мла­догегельянцам», а также ознакомился с трудами фран­цузских социалистов. В 1842 г. Энгельс переехал в Манчестер для службы в семейной торговой конторе, одновременно интенсивно изучал экономические, социальные и пр. проблемы. С 1844 г. началось сотрудничество с Марксом, в котором Энгельс был экспер­том по военным, международным, экономическим, научным и национальным вопросам. С 1845 г. он занялся политикой, пропагандируя коммунистические идеи, и сыграл большую роль в создании «Союза коммунистов» (1847); уча­ствовал в революции 1848 г. в Германии, издавая с Марксом «Новую рейнскую газету». После провала революции они переезжают в Англию, где у Энгельса успешно пошли предпринимательские дела. Вместе с Марксом он руководил деятельностью 1 Интернационала (1864). В 1870-х гг. Энгельс популяризиро­вал и защищал идеи Маркса, после смерти которого отредактировал 2-й и 3-й тома «Капитала». Он стал главным авторитетом в учении марксизма и в рабо­чем движении, консультируя рабочие и коммунистические партии; участвовал в создании II Интернационала (1889). Автор большого творческого наследия, включающего: «Положение рабоче­го класса в Англии» (1845), «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец клас­сической немецкой философии» (1886), «Диалектика природы» (1873-1883; не закончено) и др. Вклад в развитие политической мысли. Энгельс пользовался в советском обществоведении, углубленно исследовавшем его творчество и деятельность, статусом «признанного вождя и учителя пролетариата», создавшего в содруже­стве с Марксом «.теорию научного коммунизма, изучающую социальное движение, направленное на ликвидацию капитализма и построение социалисти­ческого, а затем коммунистического общества», «философию диалектического и исторического материализма,-». Обычно считается, что в творческих отно­шениях с Марксом Энгельс выступал в качестве «ведомого», ибо не раз отзы­вался о Марксе как о «гении». Однако их переписка свидетельствует о другом: Энгельс не только помогал Марксу материально, но и снабжал его необходи­мой экономической и технической информацией, выступал в качестве его ре­дактора и консультанта по широкому кругу проблем. Следует также отметить, что после работы «Положение рабочего класса в Англии» Энгельса даже назы­вали «наиболее талантливым и информированным немецким социологом», и сам Маркс признал (и использовал) работу «Наброски к критике политической экономии» (1844) гениальным конспектом критики экономических категорий и первым изложением общих принципов научного коммунизма. В отличие от Маркса «обращение» Энгельса в коммунизм во многом можно объяснить его осведомленностью о реальном положении рабочего класса, по крайней мере в Англии (и соответствующей сильной эмоциональной реакцией). Собственные работы Энгельса не только защищали, порой в очень агрессивной форме, и популяризировали теоретические идеи Маркса, но также способствовали со­зданию и обоснованию «целостной философии марксизма». В этом отношении важна написанная Энгельсом в ответ на критику марксизма книга (точнее, его сборник статей плюс глава Маркса) «Переворот в науке, произведенный г. Ев­гением Дюрингом», или «Анти-Дюринг», в которой в полемической манере «разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и об­щественных наук» (слова Ленина), что должно было продемонстрировать со­стоятельность марксизма как мировоззрения и всемогущего учения, которому подвластны любые философские, исторические, экономические, научные и пр. проблемы. Марксизм советского толка очень высоко оценил эту книгу, сочтен­ную «идейным оружием трудящихся в борьбе против буржуазной идеологии и всех отступлений от марксизма» и «образцом защиты научного мировоззрения и интересов революционного пролетариата». В данном труде Энгельс изложил основы диалектического и исторического материализма (согласно материалис­тическому пониманию истории экономические силы есть ее движущие силы), охарактеризовал законы диалектики (наблюдаемая реальность диалектична), рассмотрел ряд проблем естествознания, разобрал экономические концепции Маркса, оправдал приемлемость насилия в революциях, нарисовал претенду­ющую на научность картину будущего коммунистического общества (там го­сударство отомрет само по себе, экономика станет плановой, будет уничтожена противоположность между умственным и физическим трудом, городом и де­ревней и т.п.). Другое «незаменимое пособие /для изучения марксизма» — ра­бота «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», в которой Энгельс представил марксистскую диалектику и философскую концепцию — диалектический и исторический материализм (краеугольное положение: суще­ствуют только материя и законы ее движения и изменения). Энгельс выступал последовательным сторонником революционного, насиль­ственного переустройства мира, оказав этим особое влияние на русских революционеров. Если в интеллектуальной истории марксизма Маркс олицетворя­ет собой связь с классической немецкой философией, то Энгельс — с ранним, в особенности французским, социализмом.

 

В социалистической идеологии выделяются следующие положения: идеал общественной собственности, противопоставляемой частной; клас­совый подход, в соответствии с которым главной целью провозглашается защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы; идеал равен­ства как основная ценность и принцип эгалитаризма (т.е. «равенство ре­зультатов» против «равенства возможностей», отстаиваемого либерализ­мом); упор на общество и общественные потребности взамен индивидуа­лизма и др.

В XIX в. в рамках социализма складывается социал-реформистское направление с его идеей о возможности постепенной интеграции рабоче­го класса в капиталистическое общество при улучшении материальных ус­ловий жизни пролетариев. Оставался лишь один, но принципиальный шаг до признания мирного пути к социализму парламентским путем и поэтап­ного изживания классовой борьбы. Эту тенденцию ревизионизма теорети­чески оформил Эдуард Бернштейн (1850-1932), многими идеями которо­го воспользовалась современная социал-демократия. В русле данного на­правления в разное время сложились новые социал-демократические течения: гильдейский социализм, австромарксизм, государственный соци­ализм, неосоциализм и др. Во второй половине XX в. Социнтерн попытал­ся идейно объединить все лейбористские, демократические, рабочие, соци­ал-демократические и им подобные партии вокруг модели демократичес­кого социализма. Главные положения этого течения в социалистической идеологии: социализм — не государственный строй, а процесс укоренения социальной справедливости в жизни общества, баланс коллективных и ин­дивидуальных интересов. Тем самым был фактически воспроизведен изве­стный лозунг Бернштейна: «Движение — все, конечная цель — ничто».

Идеология демократического социализма содержит, кроме вышепри­веденных, ряд ориентиров, среди которых наиболее существенны следую­щие: парламентская демократия; принцип демократизации общества в це­лом; плюрализм как принцип (в т.ч. в социалистической теории); человек — высшая ценность (антропологический подход); политика реформ, учиты­вающая основные идеалы — свободу, солидарность, равенство, справед­ливость, гарантии прав человека; демократизация экономики ради устра­нения структурной нестабильности, дисфункциональности, негуманности капитализма и олигархии не революционными мерами, а путем постепен­ных изменений в соответствии с принципом смешанной экономики; демок­ратизация системы образования.

Марксизм * — радикально-революционное течение в идеологии со­циализма, названное по имени его основоположника Маркса.

Марксизм как таковой основательно воздействовал на развитие поли­тической мысли в XX в. Многие школы неомарксизма заимствовали у этой тенденции социализма казавшиеся им самыми перспективными и интерес­ными положения, не принимая порой марксизм в целом. Но немало идео­логов пошло по пути корректировки классического марксизма, стараясь сделать его адекватным новым противоречивым процессам политического развития XX столетия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 771 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2347 - | 2058 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.