Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические идеологии прошлого и Современности 3 страница




Известный исследователь Эрик Хобсбаум (род. 1917) показывает спе­цифику этой идеологии на примере выдуманной им «Руритании»: нацио­нализм предполагает, что «политический долг руританцев по отношению к государству, которое включает в свой состав руританскую нацию и служит ее представителем, выше всех прочих общественных обязанностей, а в эк­стремальных случаях (таких, например, как война) он должен подчинять себе любого рода обязанности. Этот признак отличает современный нацио­нализм от иных, менее требовательных форм национальной и групповой идентификации». В свою очередь Джеймс Келлас представляет национа­лизм в двух видах — как идеологию, воспитывающую в людях «националь­ное самосознание», и как модель политического поведения — и выделяет три его типа: этнический, социальный и официальный. Однако в отличие от Геллнера он считает, что любой из трех типов национализма возникает внутри этнической, социальной или официальной нации.

Большинство же исследователей настаивают на патологической при­роде национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Он устанавливает искусственный ба­рьер между человеческими общностями, разделяя их на «мы» и «они», при этом «мы» часто воспринимается как нечто гораздо более высокое и цен­ное, нежели «другие» народы. Тем самым национализм превращается в одну из наиболее опасных современных идеологий.

 

Когда-то национализм способствовал личной свободе и счастью, те­перь он подрывает их и подчиняет целям своего собственного суще­ствования, которое уже не представляется оправданным. Когда-то великая жизненная сила, ускорившая развитие человечества, теперь он может стать серьезной помехой на пути гуманности.   Г. Кон, «Идея национализма»  

Вместе с тем национализм как таковой оказал влияние на все значи­мые современные идеологии и нередко доминирует над иными идеологи­ческими целями.

 

 

2.5. Фашизм

 

К крайне правому флангу идеологического спектра относится фашизм*. Суждения его идеологов и вождей не оформлены в законченные теории — они фиксируют лишь общие цели фашизма и оправдывают его, опираясь на предельно эклектичный набор идей.

Итальянский фашизм — результат объединения части левых, разочаро­вавшихся в марксизме, «новых националистов» и представителей «нацио­нального синдикализма». Это идеологическое движение было первым, пере­несшим принцип классовой борьбы на международную сцену. Следуя за иде­ями немецкого экономиста Фридриха Листа (1789-1846), фашисты верили в то, что высокоразвитые промышленные государства создали препятствия на пути торговли и обмена для более слабых стран, мешая им преодолеть недоразвитость. В их борьбе только идея нации может стать опорой стабиль­ности, а сильное, тотальное государство способно обеспечить рост в эконо­мике. Фашисты утверждали, что «пролетарская» Италия после тысячелетий униженности и подчинения должна с помощью быстрой индустриализа­ции стать равной современным «плутократиям» (т.е. странам, где господ­ствуют самые богатые), жертвой эксплуатации которых она и является.

Центральность понятия нации в фашистской доктрине очевидна. Еще до прихода к власти в Италии идеолог Бенито Муссолини писал, что фа­шизм видит «нацию как стоящую до и выше чего-либо еще». В этой идео­логии нация рассматривается не как совокупность индивидов, а как орга­ническое единство, выражающее свое мнение и волю в вожде, а суверени­тет — в государстве. В то же время для фашистов нация являлась «мифом», «идеальным представлением возможного будущего», а также наследием ты­сячелетней традиции «вечного Рима». Она была главным мотивом, вооду­шевлявшим граждан на жертвенность, трактовалась как память о героичес­ком прошлом и одновременно мечта об альтернативном будущем. Реальная же нация, связанная территорией, языком, экономикой и общей историей, была лишь «сырьем», которому истинную форму и целостность, мораль­ное, политическое и экономическое единство придает фашистское государ­ство. В официальной «Доктрине фашизма» Муссолини об этом говорится еще четче: «Не нация создает государство... Скорее нация создается госу­дарством, оно дает народу, осознающему свое моральное единство, волю и тем самым делает его существование эффективным».

 

МУССОЛИНИ(Mussolini; он же дуче — вождь),Бенито (1883, Предапиио— казнен в 1945)— осно­воположник итальянского фашизма, учредивший фа­шистскую партию, и диктатор Италии с 1925 по 1943 г. Этот «выходец из простого народа», как утверждал он сам, не получил систематическою образования (хотя читал Гегеля, Маркса, Каутского и т.д.), но сдал экзаме­ны на диплом учителя. В 1902 г. Муссолини перебрался в Швейцарию, где занялся политикой как журналист, боровшийся за интересы профсоюзов, призывавший к насильственным действиям для их осуществления, за чью много раз подвергался арестам. Быстро приобрел репутацию революцио­нера и хорошего оратора. Вернувшись в Италию в 1904 г., Муссолини возобно­вил радикальную политическую деятельность, в т.ч. основав свою газету «Клас­совая борьба». Проблемы с властями и популярность в среде радикалов сдела­ли его редактором социалистической газеты «Аванти» и укрепили образ социалиста-ультрареволюционера. Исключен из соцпартии в 1914 г. за поддер­жку Первой мировой войны, что привело его к разочарованию в социализме. В марте 1919 г. Муссолини основал фашистский «Союз борьбы», ряды которо­го благодаря его организаторским и ораторским способностям быстро увели­чивались. В результате государственного переворота он был назначен премьер-министром в конце 1922 г., а через пару лет установил фашистскую диктатуру. В 1930-е гг. Италия проводила экспансионистскую внешнюю политику (напри­мер, захват Эфиопии в 1936 г.) и заключила военно-политический союз с нацист­ской Германией (1933). В 1940 г. Италия вступила во Вторую мировую войну на ее стороне. Поражения итальянских войск в 1943 г. привели к смещению дуче, которое поддержала даже фашистская верхушка государства, и его арес­ту. После операции немецких коммандос он был освобожден и стал на 1,5 года номинальным главой Северной Италии (так называемой Итальянской социаль­ной республики). При бегстве в Австрию с отступающими немецкими войска­ми в начале 1945 г. Муссолини был пойман и расстрелян по приговору трибу­нала Комитета национального освобождения Северной Италии. Политические взгляды. В случае с Муссолини нельзя говорить о полити­ческой мысли как таковой: его мнение формировалось в ходе борьбы за власть и за утверждение сильного государства в Италии. Дуче более или менее система­тически изложил свои политические взгляды в статье «Доктрина фашизма» в XIV томе Итальянской энциклопедии (1932). Они представляли собой пестрое смешение различных, в т.ч. заимствованных, идей, концепций, лозунгов и т.п. Столь позднее появление официальной фашистской доктрины Муссолини объяс­нил тем, что она вырабатывалась в ходе политической борьбы, а не была продук­том предшествующих ей интеллектуальных поисков (как марксизм). Но если зах­ват власти в государстве не требовал, по Муссолини, четкой доктрины фашизма в его итальянском варианте, то для перестройки государства она была нужна. «Доктрина фашизма» — не просто символ диктатуры, а манифест тотали­таризма и войны, которую Муссолини считал признаком жизненной силы на­ции и смыслом истории.

 

Фашисты были не только крайними националистами, они прежде все­го радикальные государственники. Для фашистских теоретиков именно го­сударство во главе с вождем — воплощение группового сознания.

 

Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчерки­вает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настоль­ко, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, ко­торое олицс!воряст совесть и универсальную волю человека как исто­рической сущности... Либерализм отрицал Государство во имя индивидуализма; фашизм подчеркивает права Государства как выра­зителя настоящей сущности индивида... Фашистская концепция Го­сударства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно мень­шую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, и фашист­ское Государство синтез и объединение, включающие в себя все ценности, — объясняет, развивает и придаст силу всей жизни народа.   Б. Муссолини, «Доктрина фашизма»  

Понимание государства отличает итальянский фашизмом от нацио­нал-социализма в Германии, идеологи которого считали государство «про­изводным продуктом» от расы, т.е. их подход можно назвать биологичес­ким. Антропологическая раса приоритетна для немецкой версии фашизма: она — источник и нации, и государства.

 

В своей крови мы несем священное наследство своих отцов и пред­ков. Мы не знаем их, бесконечной линией уходящих во тьму про­шлого. Но все они живут в нас и благодаря нашей крови расходятся сегодня по всему свету. Именно поэтому наша кровь священна... Отрицать свою кровь — значит отрицать самого себя....Быть расой — значит уметь мыслить определенным образом. Тот, кто обладает мужеством, верой и честью во всем, что характерно для истинного немца, принадлежит к расе, которая должна господство­вать в Германии... Любой, кто смешивается с чуждыми низшими расами, унижает кровь и душу, которые были даны ему для передачи детям. Его дети становятся нечистыми, и он совершает самое тяжкое преступление с точки зрения национал-социализма....Народ не ограничивается страной. Все единокровные сыновья свя­заны с одной матерью. Немецкая нация — это единая национальность, состоящая из ста миллионов. Любой немец, где бы он ни жил, при­надлежит к ней... Нация бессмертна, пока ее корни черпают свою силу из земли. Проходят зима и лето, а она вновь цветет, и жизнь ее неистребима и заканчивается потоком силы, поднимающейся от ее корней к божественной воле. Что такое смерть отдельного человека? Это ветер, срывающий листья с дерева. Каждая весна обновляет их, и это длится бесконечно. Нация приобретает свою форму в государстве. Для каждой нации имеется только одна естественная форма, только одно государство.... Ты должен быть предан своей отчизне, Германии. Ты зачат ее зем­лей и ее кровью и поэтому принадлежишь ей... Свободный человек служит интересам государства, он горд и честен и является опорой нации и государства. Истинно свободный человек возвысился над собой. Он служит тогда, когда другие празднуют. Но эта служба не унижает, а возвышает его и делает свободным.   «Хрестоматия немецкой молодежи» (1938)  

Идеологии фашизма в целом присущи несколько особенностей. Во-первых, это четкое различение идеологий верхов и масс. Элитарность вер­хов оправдывалась в том числе и биологическими аргументами. Идеология масс строилась преимущественно на принципах народности, социальной справедливости, защиты интересов трудящихся, т.е. содержала в себе мно­гие элементы популизма*.

Именно из демагогических соображений фашизм сделал упор на по­пулярные в первой трети XX в. идеи социализма. (Некоторые исследовате­ли даже называют фашизм «марксистской ересью».) Однако понимание социализма было у фашистов весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения, Адольф Гитлер (1889-1945) — полную при­верженность целям нации. Поначалу фашизм провозглашал ликвидацию классовых различий, национализацию крупных монополий и т.д. Позднее он полностью утратил антикапиталистическую направленность.

Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, не­нависть ко всякому теоретизированию (за исключением идеологии для вер­хов), предельное упрощение лозунгов и идеологических клише, неприязнь к образованности. В-третьих, он был построен на харизматическом принци­пе — на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии) есть воплощение расового, национального и народного духа. Он обладает неограниченной властью по отношению ко всем подчиненным, включая более мелких вождей. Четвертая характеристика этой идеологии — культ грубой силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание вся­кого гуманизма. В сочетании с расизмом и антисемитизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в исто­рии человечества, крайней жесткости по отношению к народам оккупиро­ванных стран, уничтожения «недочеловеков» (цыган и славян), Холокос-та — массового геноцида евреев.

Несмотря на сокрушительный разгром Германии в 1945 г., полную дискредитацию и запреты этой идеологии, фашизм время от времени воз­никает вновь в виде неофашистских партий в более чем 60 странах мира. Экономические трудности, межнациональные противоречия и тому подоб­ные кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления, опас­ность которых не следует недооценивать.

 

 

Анархизм

 

Идеологическое течение анархизма* занимает противоположные фа­шизму позиции в отношении государства.

Особенно были сильны тенденции анархии в России — стране его клас­сиков Михаила Александровича Бакунина и Петра Алексеевича Кропот­кина; здесь же анархизм периодически проявлял себя влиятельным идей­ным течением в открытых и скрытых формах. Великий русский писатель Лев Толстой тоже отвергал государство, хотя и не считал себя анархистом. Выражение анархии — знаменитый русский бунт, «бессмысленный и бес­пощадный», как реакция на наглость и несправедливость власти, подавле­ние человеческой личности правителями. С этим во многом связаны харак­терные для России революционаризм, радикальность решений, максима­лизм во всем, равно как и русская вольница — стремление к воле вместо свободы. Воля всегда была направлена на выживание в лихую годину, на самопомощь, в чем, как считали идеологи анархизма, обнаруживаются ви­тальность и жизненная сила россиян.

 

Долой же все, что не составляет вполне Моего. Вы полагаете, что моим делом должно быть по крайней мере «добро»? Что гам гово­рить о добром, о злом? Я сам — свое дело, а я не добрый и не злой. И то, и другое не имеет для меня смысла. Божественное дело Бога, человеческое — дело человечества. Мое же дело не божественное и не человеческое, не дело истины и добра, справедливости, свободы и т.д., это исключительно мое, и это дело — не общее, а единственное, так же, как и я — единственный.   М. Штирнер, «Единственный и его собственность»  

Среди русских анархистов наибольшее воздействие на российскую интеллектуальную традицию и на западный анархизм оказал Бакунин. Он отмечал две основные способности в человеке — бунтовать и мыслить. Эти способности проявляют себя прежде всего с «бунта воли» — нежелания признать и примириться с банальным, общеизвестным, книжным. Подлин­ный революционер, отрицающий роль государства в революции, — взбун­товавшийся крестьянин и разбойник с большой дороги. Поэтому Бакунин, будучи высокообразованным человеком, отрицал ученость и культурность.

 

БАКУНИН, Михаил Александрович (1814, с Прямухино, Тверская губ. — 1876, Берн) русский мыслитель, революционер, теорегик анархизма. Автор сочинений: «О философии» (1840); «Реак­ция в Германии» (1842); «Кнуто-германская империя и социальная революция» (1871); «Государственность и анархия» (1873); «Федерализм, социализм и антитеологизм» и «Бог и государство» (не закончены). К пер­вым трем трудам существуют приложения, среди ко­торых такие малоизученные работы, как «Философс­кие рассуждения о божественном призраке, о реальном мире и человеке» (в научный оборот введена в 1982 ГШ. Моисеевым), а также работа «Коррупция — О Макиавелли — Развитие государственности» (впер­вые напечатана в «Вопросах философии», 1990). Вклад в развитие политической мысли. Центральная идея бакунинско­го анархо-коллективизма — концепция полного разрушения государственно­сти (буржуазной и социалистической) и установления безгосударственного общественного самоуправления путем формирования «человеческой всеоб­щности» на базе рабочих ассоциаций (земледельческих и ремесленно-фаб­ричных). Они призваны без какой-либо политической силы пробуждать кол­лективистские инстинкты народа с целью создания коллективной собствен­ности, свободного товарообмена, организации общества на принципах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, про­винций и наций. Социальное содержание такого безгосударственного устрой­ства Бакунин определил как мир социализма, равенства и справедливости, свободного труда без эксплуатации. Необходимость анархо-революционного переустройства общества ради ос­вобождения индивида от всех проявлений принудительной власти (и религии тоже) философ обосновывал неспособностью любой власти соответствовать социальным инстинктам человека. По Бакунину, власть обладает свойством раз­вращать всех независимо от классовой принадлежности. Правительства и пар­ламенты, сформированные из рабочих, со временем трансформируются в уг­нетателей (для характеристики пролетариата использован термин «социалис­тическая развращенность рабочего»). Любое легитимное политическое поведение лишь укрепляет аморальную государственную власть. Уничтожить власть может только стихийный бунт, а разум преодолеет религию, которая мыслью о вечном спасении избранных заронила в души людей семена эгоизма, тем самым разрушая человеческую солидарность в качестве главного закона человеческого общежития.

 

Бакунин разработал радикальную революционную утопию анархизма, которая в сущности представляла собой рационализированный вариант хри­стианского учения о тысячелетнем царстве и конце истории. Религия, по Бакунину, — основная структура, легитимизирующая политическое господ­ство. Мировоззрение анархизма в этом смысле противостоит религии и стре­мится утвердить совершенное общество в пределах земного существова­ния людей. Государство вне зависимости от его формы — это всегда меха­низм подавления людей и насилия над их свободой. Оно управляет обществом сверху вниз, используя для обеспечения своего господства ме­ханизм права.

 

Деспотизм заключается не столько в форме государства, сколько в самом принципе государства и политической власти,...следователь­но, республиканское государство должно быть по своей сущности так же деспотично, как государство, управляемое императором или королем... Гражданская война, столь пагубная для могущества госу­дарства, наоборот, именно вследствие этого разрушительного дей­ствия на государство всегда благоприятна для народной инициати­вы... Эта столь благодетельная для народа свобода находит опору и черпает воодушевление в самой гражданской войне.   М.А. Бакунин, «Кнуто-германская империя и социальная революция»  

Поэтому перед угнетенными людьми стоит задача ликвидации этой подавляющей силы — государства, чего может добиться только стихийная революция угнетенных классов. Возглавить ее призвана партия, но не яв­ляющаяся формальной организацией, а созданная по принципу секты.

Человечество, по Бакунину, проходит в своем развитии три этапа. Пер­вый — человеческая животность, когда человек есть неразумная бессозна­тельная составляющая всеобщего потока причинности; он слит с самой природой в одно сущее. На втором этапе человек отделяет себя от приро­ды и у него возникают идеи тотальности и абсолюта (т.е. вечной, бесконеч­ной духовной первоосновы Вселенной). Именно на этом этапе происходит институционализация государства и его легитимизация посредством рели­гии. Два первых этапа развития человечества — эпохи несвободы, его «не­подлинное бытие», когда сначала царило рабство природное, а затем госу­дарственное при поддержке религии. Третий этап — это бунт, который путем отрицания и разрушения прошлого сделал бы возможным реализа­цию идеала свободы от господства.

 

Обратите внимание Мир совершенного будущего (вневре­менной анархистс­кий идеал)     Анархистский идеал свободы, как видно на схеме, был вынесен за рамки развития человеческого общества, будучи противопоставлен его социально-политическому бытию как таковому.

Бакунин предложил весьма оригинальную схему политической исто­рии России, резко противопоставив общину чуждому ей деспотическому государству, сложившемуся в результате внешних влияний — татарского нашествия и петровской европеизации. Хотя философ однозначно негатив­но оценивал государственный деспотизм, самодержавие для него было воп­лощено в царе, который в ситуации народного недовольства способен осу­ществить «революцию сверху». Главное же, чтобы интеллигенция и власть отказались от чуждых России западных политических теорий, — только в таком случае они смогут помочь народу претворить в жизнь анархистский политический идеал.

По мнению Бакунина, между крестьянским миром и государством в России всегда был раскол. Власть государства — глубоко чуждая сила, на­вязанная извне, поскольку славянские племена своего государства никогда не создавали. Российская империя, соответственно, была антирусским фе­номеном («немецким»). Народ противостоит империи, будучи носителем своей «внутренней Правды» — социального идеала, путь к которому ле­жит через революцию.

 

Первая и главная черта — это всенародное убеждение, что... вся зем­ля принадлежит народу... Вторая столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, третья черта... — это квазиабсолютная автономия, общинное са­моуправление и вследствие того решительно враждебное отноше­ние общины к государству.   М.А. Бакунин, «Государственность и анархия»  

Для Бакунина общество — естественный, орга­нический способ бытия людей, не формализованно­го никаким социальным контрактом. Он в принципе отвергал и ценность права как гаранта свободы, ибо оно — атрибут государства, инструмент прямого дер­жавного насилия и должно исчезнуть вместе с лик­видацией политической власти.

В соответствии с бакунинским социальным иде­алом организация общественной жизни не должна исходить сверху вниз или от центра к периферии, а, наоборот, снизу вверх и от периферии к центру — по принципу свободной ассоциации и федерации. Де­тальная программа анархистского переустройства мира включала в себя следующие пункты:

1. Политическая организация: упразднение го­сударственной церкви, свобода совести; уничтоже­ние государства как института; свобода печати, сло­ва, собраний, союзов; абсолютная автономия общин с правом самоуправления и издания собственных законов; провинция как совокупность общин, а нация — как совокупность провинций.

2. Социальная организация: ликвидация права наследования; создание фонда общественного воспитания, занимающегося детьми вплоть до их совершеннолетия; каждый должен работать, чтобы жить; поверхностью и недрами земли распоряжаются те, кто их обрабатывает; половое равенство, упразднение легальной семьи и института брака и т.д.

Многие идеи Бакунина впоследствии были восприняты народниче­ством (например, своим идеалом народническая организация «Земля и воля» провозгласила анархию и коллективизм, которых нужно достичь с помо­щью революционного переворота).

 

Обратите внимание Ф.М. Достоевский описал в своем знаменитом романе «Бесы» дея­тельность и идейные воззрения реального народовольца СП Нечае­ва и созданной им в 1869 г. тайной революционной организации «На­родная расправа».

Князь Кропоткин — еще один крупнейший идеолог анархизма, пред­ставивший его историю как сменяющие друг друга «вспышки» под влияни­ем крупных общественных событий. Во времена Французской революции появился Уильям Годвин (1756-1836), неудавшейся революции 1848 г. — Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), неудач французской Коммуны — Баку­нин. Кропоткин тоже писал о том, что власть — всегда зло, даже если ее избрали свободно.

 

Ты представляем себе общество в виде организма, в котором отноше­ния между отдельными его членами определяются не законами, на­следием исторического гнета и прошлого варварства, не какими бы то ни было властителями, избранными или же получившими власть по наследию, а взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как и привычками, и обычаями, так же свободно признанны­ми. Эти обычаи, однако, не должны застывать в своих формах и пре­вращаться в нечто незыблемое под влиянием законов или суеверий. Они должны постоянно развиваться, применяясь к новым требова­ниям жизни, к прогрессу науки и изобретений и к развитию обще­ственного идеала, все более разумного, все более возвышенного.   П.А. Кропоткин, «Современная наука и анархия»  

Кропоткин следовал Бакунину в неприятии частной собственности. Вместе с тем он внес некоторые новшества в идеологию анархизма, осно­вы которой разработал его предшественник, определив свою теорию как анархо-коммунизм и настаивая на том, что анархистская концепция обще­ства должна соответствовать уровню развития научного знания, представ­ленному тогда позитивизмом.

 

КРОПОТКИН, Петр Алексеевич (1842, Моск­ва— 1921, Дмитров)— русский философ, географ, зоолог, социолог, стремившийся, как и многие выда­ющиеся ученые конца XIX — начала XX в., к дости­жению гармоничного синтеза науки и этики, социо­логии и биологии. Радикальный левый теоретик (пред­ложил концепцию анархо-коммунизма) и идеолог анархизма; он считается одним из основателей и рус­ского и британского течений данной идеологии; рево­люционер. Автор ряда сочинений, среди которых: «Речи бунтовщика» (1885); «Хлеб и Воля» (1892); «Современная наука и анархия» (1892); «Поля, фабрики и мас­терские» (1898); «Анархизм. Его философия и его идеал» (пер. с франц. 1900); «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1902); «Государство, его роль в ис­тории» (1904); «Анархия и ее философия» (1905); «Великая Французская рево­люция. 1789-1793 гг.» (1909, рус. публ. 1979); «Взаимная помощь среди жи­вотных и людей как двигатель прогресса» (пер. с англ. 1922); «Этика» (не за­кончена, опубл. 1922) и др. Вклад в развитие политической мысли. Кропоткин в «Хлебе и Воле» пред­ложил новое видение политической экономии как науки, изучающей потребно­сти людей и наилучшие способы их удовлетворения при минимальных затратах человеческой энергии, а в работе 1898 г. — развитые уже современными теоретиками положения о том, что чрезмерная концентрация экономической деятельности может привести к росту хозяйственной неэффективности. По словам самого Кропоткина, главная цель его активности как революцио­нера и как ученого — придать оригинальному принципу анархо-коммунизма научное обоснование и выработать соответствующее мировоззрение, которое позволило бы осуществить коммунизм и анархизм на практике. Он разделял представление о государстве как об «абсолютном зле», порабощающем чело­века уже с детства, и главном источнике социальных бед, подлежащем уничто­жению. Но именно попытка философа создать позитивную программу анар­хизма в виде идеального устройства общества в противовес монополии сти­хийного антиэтатизма отличает его идеологический вариант от концепций предшественников. Кропоткин считал реалистичным целенаправленное дви­жение к анархо-коммунистической модели общественного устройства, осно­ванного на федерации свободных производственных коммун, что открывало бы личности возможности безграничного развития, ранее отобранные у нее репрессивным бюрократическим государством. Кропоткин даже в начале своей революционной деятельности не был ярым сторонником (как, впрочем, и практиком) неограниченного насилия для дости­жения равенства и справедливости, усматривая главный смысл революции в создании альтернативных существующим социальных институтов и форм по­ведения, в общем изменении социальной среды. Его идеи о местном самоуп­равлении и пользе местных инициатив, требования ограничить централистс-кие притязания государства и призывы к децентрализации, помимо значитель­ного влияния в конце XIX — начале XX в. и даже частичной реализации анархическим движением в Испании, актуальны и по сей день.

 

В 1903 г. Кропоткин и его единомышленники стали издавать первый орган русских анархистов-коммунистов «Хлеб и воля». Тогда же появилась первая анархистская организация в г. Белостоке. В начале XX в. русский анар­хизм представлял собой пеструю совокупность разнообразных течений — от «безначальцев», проповедовавших крайний анархизм разрушительного типа, и «чернознаменцев», стоящих на позициях революционного террора против эксплуататорских классов, вплоть до «христианского анархизма» Льва Толстого, ратовавшего за христианские общины как антипод государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 656 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2318 - | 2050 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.