Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типология политических культур




 

В ходе своего исторического развития разнообразные сообщества выра­ботали множество типов политической культуры, каждый из которых отра­жает преобладание в стиле поведения людей определенных ценностей, норм и стереотипов, форм властвования и взаимоотношений с правителями, а так­же иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием осо­бых географических, духовных, экономических и прочих факторов.

В основании типологии политических культур могут быть различные факторы: специфика разнообразных политических систем (Гарри Экстайн); своеобразие стран и регионов (Алмонд, Верба); виды ориентации граждан в политической игре, в частности нравственно-этичес­кие, индивидуальные, традиционные (Дэниел Элей-зер; 1934-1999); открытость (дискурсивность) или закрытость политических ценностей к инокультурным контактам (Шварценберг); внутренняя целостность культурных компонентов (Каванах); идеологические различия (Ежи Вятр); общекультурные поведенчес­кие особенности человека (Дуглас); отличия в деятель­ности элитарных и неэлитарных слоев и т.д.

Широкую известность в науке получила клас­сификация политической культуры, предложенная Алмондом и Вербой в одном из важнейших трудов мировой политологии «Гражданская культура» (1963). Анализируя и сопоставляя основные компо­ненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: приходская, или па-рокиальная (англ. parochial, от гр. para — около, возле, oikos — место оби­тания, домохозяйство; иначе — местечковая, патриархальная), для кото­рой характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о полити­ческой системе и существенных ожиданий от ее функционирования; подданническая (англ. subject), где сильна ориентация на политические институты, но невысок уровень индивидуальной активности граждан; партиципаторная, или участническая (англ. participant), отражающая за­интересованность граждан в политическом участии и проявление ими со­ответствующей активности

 

 

Интерпретация

Вот так Рлзенбаум характерезует типологию Адмонда и Вербы

  Типы ориентации
Типы политкультур Система как объект в целом Input аспекты Output аспекты Индивид как активный участник
Парокиальная        
Подданническая        
Партиципаторная        

 

На практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной с точки зрения обеспечения стабильности системы властвования является синтетическая гражданская культура*, где доминируют подданнические установки и активные формы участия людей в политике.

 

Гражданская культура — это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, одна­ко многие другие играют более пассивную роль «подданных». Еще важнее тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества прихожан и подданных не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к тем двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполи­тические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного.   Г. Алмонд, С. Верба, «Гражданская культура»  

Принимая во внимание то, что люди неодинаково осваивают ценнос­ти и нормы, присущие различным сообществам, политологи выделяют консенсуальную и поляризованную политические культуры. Консенсуальные культуры характеризуются значительной степенью сплоченности граждан вокруг ведущих ценностей, целей государства и общества. По­этому здесь, как правило, высока и лояльность граждан к правящим кру­гам, политическим ориентациям режима. При поляризованном типе сло­жившиеся в обществе субкультуры отличаются очевидным несовпадени­ем базовых ценностей и ориентиров политической деятельности населения (расколом горизонтально расположенных субкультур), элиты и электора­та (разрывом вертикальных субкультур). В странах с многосоставной по­литической культурой обычно отсутствует согласие между группами граж­дан относительно целей общественного развития, методов реформирова­ния, моделей будущего.

Поскольку степени взаимонепонимания различаются в зависимости от страны, в рамках поляризованной культуры выделяются и особые под­типы. Например, в сегментированных (разделенных) культурах все-таки существует определенный консенсус относительно самых основных — национальных — ценностей. Вместе с тем здесь местная лояльность не­редко преобладает над национальной, слаба действенность правовых, ле­гитимных процедур, распространено весьма сильное недоверие соци­альных групп друг к другу, а приходящие к власти правительства неста­бильны и недолговечны. Сегментированные политические культуры характерны для переходных обществ или тех государств, где идет про­цесс нациеобразования на базе основного этноса. Такому подтипу куль­туры присущи солидная доля апатичных и отчужденных от власти групп населения, острые политические дискуссии о целях и способах обществен­ных преобразований.

С учетом большой роли политических институтов в воспроизводстве образцов мышления и поведения различают также официальную (поддер­живаемую государством) и реальную культуры (воплощающую ценности и соответствующие им формы практического поведения значительной час­ти населения). Так, в ряде стран Центральной и Восточной Европы, где идеи социализма внедрялись под давлением государства, при первых же демократических преобразованиях («бархатных революциях») официаль­ные приверженности сразу уступили место действительным ценностным ориентирам граждан.

В то же время типы политической культуры определяются и на более общих основаниях, указывающих на универсальные черты разнообразных стилей политического поведения людей в тех или иных странах. К приме­ру, ученые отмечают существование рыночной (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (государственнической) по­литических культур (с главенствующей ролью государственных институ­тов в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов). В научной литературе встречается разделение на тради­ционную (соответствующую аграрному этапу развития общества), модер­нистскую (развивающую свои традиции и ценности на основе индустри­ального способа производства) и постмодернистскую (формирующую нормы исходя из доминирования постматериальных ценностей, качествен­ного повышения политической роли электронных СМИ, новейших инфор­мационных технологий властвования) разновидности культур.

Ценности, присущие современным политическим культурам, внима­тельнейшим образом изучает Рональд Инглхарт.

 

ИНГЛХАРТ (lnglehart), Рональд (род. 1934, Ми-луоки) — американский социолог, специализирую­щийся на исследованиях ценностных изменений (включая постматериализм) в современных обще­ствах; является членом редколлегий ряда специали­зированных журналов, в том числе «Всемирные обзо­ры ценностей» (с 1988); «Международный журнал об­щественного мнения» (с 1988) и др. С 1985 г. занимает должность программного директора Центра полити­ческих исследований Института социальных исследо­ваний при Университете шт. Мичиган, а также является профессором полити­ческой науки этого университета. Автор книг: «Тихая революция. Изменение ценностей и политических стилей в западных обществах» (1977); «Политическое действие. Массовое участие в пяти западных демократиях» (1979, соавт. С. Варне, М. Каазе и др.); «Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе» (1990); «Из­менение ценностей в глобальной перспективе» (1995, соавт. П. Абрамсон); «Траектория Северной Америки: социальные институты и социальные из­менения» (1996, соавт. Н. Невитт, М. Базанес); «Модернизация и постмо­дернизация. Культурные, экономические и политические изменения в 43 обществах» (1997) и др. Вклад в развитие политической науки. В центре научных интересов Ин-глхарта — ценности и ориентации человека в изменяющемся мире. Его рабо­ты основаны на огромном эмпирическом материале (данные «Всемирных обзоров ценностей» и обзоров Евробарометра) по более чем 40 странам с населением около 70% от общемирового, собираемом с начала 1970-х гг., что позволяет представить картину не только собственно изменений мироотношений (ценностных систем) людей в конце XX в. («ценностный синд­ром Постмодерна»), но и сделать глобальные обобщения относительно со­циальных, экономических и политических трансформаций, а также статис­тически подтвердить (или опровергнуть) некоторые гипотезы, например, о кроссуровневых связях между демократией и культурой, индивидуальными предпочтениями (микроуровень) и демократическими институтами (макро­уровень анализа) и т.п.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 492 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2517 - | 2393 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.